Приемы здоровье-сбережения на уроках математики
статья на тему

Лубенникова Елена Васильевна

Гигиенические требования к условиям и организации современного образовательного процесса в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon priemy_zdorove-sberezheniya_na_urokah_matematiki.zip165.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема нашей беседы сегодня:

Гигиенические требования к условиям и организации современного образовательного процесса в школе.

Прежде чем коснуться этой темы я хотела бы попросить вас пройти тест тренинг.

Давайте проверим себя как мы умеем беречь свое здоровье. Если мы внимательны к себе, значит, мы внимательны и к нашим ученикам. Следовательно, мы вполне справимся задачей сбережения здоровья детей в общеобразовательном процессе.

    Тест – тренинг

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать»

I. Если утром вам надо встать пораньше, вы

  1.  заводите будильник   30
  2. доверяете внутреннему голосу  20
  3. полагаетесь на случай    0

II. Проснувшись утром, вы

  1. сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела    10
  2. встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на занятия   30
  3. увидев, что у вас в запасе несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом   0

III. Из чего состоит ваш обычный завтрак?

  1. из кофе или чая с бутербродами   20
  2. из мясного блюда и кофе или чая  30
  3. вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак  часов в десять   0

IV. Вы предпочли бы, чтобы продолжительность обеденного перерыва давала вам возможность

  1. успеть поесть в столовой  0
  2. поесть не торопясь и  еще спокойно выпить чашку кофе  10
  3. поесть не торопясь, еще немного отдохнуть   30

V. Как часто в суете учебных дел и обязанностей у вас выдается возможность немножко пошутить и посмеяться с коллегами

  1. каждый день 30
  2. иногда 20
  3. редко 0

VI . Если вы оказываетесь вовлеченным в конфликтную ситуацию, вы пытаетесь разрешить ее

  1. долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете свою позицию  0
  2. флегматичным отстранением от споров   10
  3. ясным изложением своей позиции и отказом от дальнейших споров   30

VII. Надолго ли вы обычно задерживаетесь после окончания занятий

  1. не более чем на 20 минут 30
  2. до 1 часа   10
  3. более 1 часа   0

VIII. Чему вы обычно посвящаете свое свободное время?

  1. встречам с друзьями, общественной работе   10
  2. хобби  20
  3. домашним делам   30

IX. Встреча с друзьями и прием гостей для вас – это

  1. возможность встряхнуться и отвлечься от забот  30
  2. потеря времени и денег   10
  3. неизбежное зло  0

X. Когда вы ложитесь спать?

  1. всегда примерно в одно и тоже время 30
  2. по настроению  10
  3. по окончанию всех дел  0

XI. Как вы используете для отдыха свой отпуск?

  1. все сразу  20
  2. часть летом, а часть – зимой 30
  3. по два-три дня, когда у вас накапливается много домашних дел  0

XII. Какое место занимает спорт в вашей жизни?

  1. ограничиваетесь ролью болельщика 0
  2. делаете зарядку на свежем воздухе  30
  3. находите повседневную рабочую и домашнюю физическую нагрузку вполне достаточной 10

XIII. За последние 14 дней вы хотя бы раз

  1. танцевали  30
  2. занимались физическим трудом или спортом 30
  3. прошли пешком не менее 4 км. 30

XIV. Как вы проводите летние каникулы?

  1. пассивно отдыхаете  10
  2. физически трудитесь, например, в саду 20
  3. гуляете и занимаетесь спортом  30

XV. Ваше честолюбие проявляется в том, что вы

  1. любой ценой стремитесь достичь своего 0
  2. надеетесь, что ваше усердие принесет свои плоды 30
  3. намекаете окружающим на вашу ценность, предоставляя им возможность делать надлежащие выводы  10

Оценка результатов

400-480 очков: у вас почти максимальная сумма очков, и можно сказать, что вы ведете правильный образ жизни. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно скажется на результатах вашей профессиональной деятельности. Не бойтесь, что регламентированность вашей жизни  придает ей монотонность – напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной.

280-400 очков : вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать  свои силы  и при самой напряженной работе. Важно, чтобы ваша общественная и личная жизнь и впрямь оставались уравновешенными, без стихийных бедствий. Но у вас есть еще резервы повышения производительности за счет более разумной организации ритма своей работы в соответствии с особенностями вашего организма.

160-280 очков: вы «середнячок». Если вы будете и дальше жить в таком же режиме, ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Опомнитесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. У вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные привычки. Примите наш совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра.

Менее 160 очков: по правде говоря, незавидная у вас жизнь. Если вы уже жалуетесь на какие-то недомогания, особенно сердечно-сосудистой системы, то можете смело винить лишь ваш собственный образ жизни. Думаем, что и в работе дела у вас идут не лучшим образом. Вам нужен совет специалиста –медика или психолога. Но лучше, если вы сами найдете в себе силы преодолеть нынешний жизненный кризис, вернуть здоровье.

Введение.

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…

В.А.Сухомлинский

   В любую историческую эпоху в любом государстве школа решает три основные задачи: обучать, развивать, воспитывать. Решаются они в основном в процессе преподавания учебных предметов, через их содержание и с помощью ведущих методов обучения, или, как сейчас принято говорить, технологий обучения. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза,

число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%,

 с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%.

Одна из частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%. 
В настоящее время образовательный процесс характеризуется его интенсификацией, и именно с этим фактором специалисты связывают 40% детско-подростковой патологии, т.к. частое следствие интенсификации учебного процесса – возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. В свою очередь переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.
В связи с этим проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. 
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения, т.е.
цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Состояние здоровья подрастающего поколения –важный показатель благополучия общества и государства. Сегодня ситуация такова, что практически нет здоровых школьников. Отмечается низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья, низкая культура или  отсутствие культуры здоровья.

«Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов» (Из Устава Всемирной Организации Здравоохранения).

Цель современной школы- подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, в том числе и знания о сохранении и укреплении  собственного здоровья. Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки  которые приводят к сбою механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию заболеваний. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Встает вопрос: “Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка?”.

Одним из ответов на этот вопрос стали востребованы здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках.

Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования, связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся: “Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в педагогический процесс”.

 Задачи, стоящие перед учителем:

- применение в образовательном процессе  здоровьесберегающих технологий;

- воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- пропаганда здорового образа жизни, формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности. По словам профессора Н.К.  Смирнова,  «здоровьесберегающие бразовательные технологии —  это системный подход к обучению и воспитанию,  построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся».

Понятие  «здоровьесберегающая технология»  относится к качественной

характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья педагога и воспитанников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

              «Здоровьеформирующие образовательные технологии» - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии,  применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1.  Технологии,  обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

2.  Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической

активности обучающихся.

3.Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

                 Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

                Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

            Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

              Пропаганда здорового образа жизни -также важный фактор здоровьесбережения школьников. Учитель всегда может найти время на уроке, чтобы подчеркнуть важность заботы о здоровье, дать какие-то ценные рекомендации или советы.

             Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни- (50-55%),

 затем -экологические факторы- (20-25%),

 биологическая наследственность (20%),

недостатки, дефекты здравоохранения (10%).

 Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

Приемы здоровьесбережения на уроках

В документах “Приоритетные направления развития образования в России” особое внимание уделяется созданию условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни. Реализация любой программы начинается в первую очередь с мотивации учителей. Учитель должен понять суть программы и овладеть основными формами ее реализации. Организация образовательного процесса с позиций здоровьесбережения детей – первоочередная задача каждого учителя. Для общего образования характерны повышенные учебные нагрузки, поэтому профилактика переутомления на уроках и его негативного последствия для здоровья детей особенно важна.

Красной нитью через весь учебный процесс  должны проходить принципы здоровьесбережения детей:

  • учет возрастно-половых особенностей обучающихся;
  • учет состояния здоровья детей данного класса;
  • учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей;
  • обязательное структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности;
  • обучение в малых группах (индивидуализация обучения);
  • использование наглядности и сочетании различных форм предоставления информации;
  • создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы;
  • формирование положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”).

Каждый ребенок – это личность со своей индивидуальностью. Здесь уместно вспомнить слова известного чешского педагога и философа Яна Коменского: “Совершенно неразумен тот, кто считает возможным учить детей не так, как они могут, а как он сам того желает”.. 

Реализуя принципы здоровьесбережения, очень важно учитывать закономерности роста, развития, возрастные особенности детей тех или иных классов и индивидуальные психофизиологические особенности каждого ученика. Следует помнить, что школьникам необходимо передать не только определенную сумму знаний, но и сохранить работоспособность их организма, не вызвать переутомление, чрезмерный стресс и срыв адаптационных возможностей, которые в дальнейшем могут вызвать ухудшение состояния их здоровья.   Важнейшей задачей образования является передача детям знаний, умений и навыков в определенной системе с учетом всех особенностей детского возраста и особенностей каждой личности, то есть необходима концепция индивидуализированного образовательного процесса, который включает следующее:

1. приоритет здоровья: все имеет смысл, пока мы здоровы;

2. комфорт духовный и материальный;

3. каждая личность индивидуальна и уникальна;

4. красота формирует личность;

5. все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.

   Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека. Значит, на школу ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и формирование культуры здоровья и здорового образа жизни. Поэтому, одна из основных задач школы – найти возможность проявления учащимися своей индивидуальности, обнаружить интересы и склонности, сохранив при этом здоровье. Осуществить это возможно через увлекательность и интерес к учению, если рассматривать здоровье как систему, включающую в себя здоровье умственное, нравственное, физическое, духовное и психическое. Здоровье ребенка во-многом определяется его исходным состоянием в начале учебы в школе, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

- строгая дозировка учебной деятельности;

- построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

- благоприятный эмоциональный настрой.

   Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто

Сократ

 

I.        Концептуальная основа. Понятие педагогической технологии.

В настоящее время складывается убеждение в том, что современная система образования является одним из серьезных факторов риска здоровья школьников. Вот почему перед учителями поставлена задача по внедрению в процесс обучения здоровьесберегающих технологий.

В общеобразовательных школах доля детей, заканчивающих учебный день с признаками выраженного утомлении за счёт информационной нагрузки, составляет 20-30%. Функциональные резервы организма к концу недели снижаются у 30% младших школьников, у 20-30% учащихся средних и старших классов. Доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Базарный, в результате 20-летних исследований пришел к парадоксальному выводу: главным виновником нынешней ситуации является система образования детей.

В ходе реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» одним из основных направлений является обеспечение здоровья школьников.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

•        в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

•        в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

•        в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

•        в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

•        в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Условия сохранения здоровья учащихся в процессе обучения математике:

  • включение в учебный процесс жизненного опыта ребенка, опора на него в обучении; помощь в «присоединении» нового знания к прежнему опыту, обеспечение каждому достаточного уровня понимания нового знания;
  • представление математических понятий и способов действий на языке, доступном детям, расширение и развитие способов представления математического знания детьми как естественное обогащение их речи;
  •  исключение перегрузки учащихся большим количеством информации, равно как исключение «недогрузки» и интеллектуального безделья;
  • непротиворечивость учебной информации;
  • обеспечение положительного эмоционального состояния школьников, которое служит индикатором общего положительного состояния здоровья;
  • использование в процессе обучения групп средств, обеспечивающих все стороны благополучия ребенка комплексно.

 

II.        Содержательная часть.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока с наименьшей усталостью, не причиняя вред  здоровью.

Не секрет, что возникновение интереса к математике у значительного числа  учащихся зависит от методики её преподавания, от того, насколько умело  будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения

 (печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Поэтому здоровьесберегающие средства обучения математике необходимо подбирать так, чтобы дети смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при этом «визуалы» смогли  увидеть, «кинестеты» – ощутить, «аудиалы» – услышать. Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; включать учащихся в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью, преодолевать отчуждение научного знания от ученика, обеспечивать личностно-значимый смысл изучаемых математических понятий и способов действий.

Основные требования к содержанию обучения учащихся математике с позиций здоровьесбережения школьников:

  • непротиворечивость содержания учебного материала, в том числе, с позиций детского восприятия;
  • разнообразие форм представления содержания, обеспечивающих возможность использования различных каналов восприятия и различных способов переработки и фиксации информации;
  • включение в содержание сведений методологического характера – о математике, об «устройстве» ее отдельных положений, о смысле и происхождении математических понятий и утверждений, об общих подходах к решению математических задач и т.п.;
  • возможность варьировать объем содержания обучения в соответствии с возможностями и способностями учащихся, исключая информационную перегрузку и «недогрузку».

Правильная организация здоровьесберегающего урока должна обеспечивать:

  • предупреждение и снятие мышечной и умственной усталости;
  • положительное воздействие на эмоциональное состояние учащихся, как через содержание математического учебного материала, так и вне связи с содержанием математики;
  • возможность принимать информацию многосенсорно;
  • создание ситуаций для возникновения и проявления личностных смыслов изучаемого учебного математического материала, собственного мнения по всем вопросам обучения, взаимодействия с другими смыслами и другими мнениями;
  • разнообразие форм учебной деятельности.

При выполнении этих пунктов будет обеспечена организация    здоровьесберегающего урока.

Понимая, что основным средством обучения является учебник, чтобы он  мог быть использован эффективно и без ущерба здоровью, полезно проанализировать содержание и оформление учебника математики для того, чтобы построить работу с упражнениями, заданиями учебника, обеспечивающую сохранение здоровья учащихся.

Человек – высший земной продукт.

Человек - сложнейшая и тончайшая система, но для того, чтобы использовать сокровища природы, чтобы этими сокровищами наслаждаться, человек должен быть здоровым, сильным и умным.

И. Павлов

III.        Процессуальная часть.

Педагогу недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации. Прежде всего, педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.

Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трёх проблем:

1. Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения;

2. Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь развития;

3. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.

Данные направления и определяют пути повышения педагогического мастерства учителя через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, их психологическую проработку и освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с учащимися.

Здоровьесберегающая организация учебного процесса:

1. Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.  

2. Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиН: чистота в классе, оптимальность светового и воздушнотеплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание класса (кабинета): частичного — на переменах, сквозного — до и после занятий.

Учитель на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть.

Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений

Размеры мебели и ее маркировка

Номера

мебели по

ГОСТам

11015-93

11016-93

Группа роста

(мм)

Высота над полом

крышки края

стола,  

обращенного к  

ученику, по ГОСТу

11015-93 (в мм)

Цвет  

маркировки

Высота над

полом

переднего края

сиденья по

ГОСТу

11016-93

(в мм)

1

1000 - 1150

460

Оранжевый

260

2

1150 - 1300

520

Фиолетовый

300

3

1300 - 1450

580

  Желтый

340

4

1450 - 1600

640

Красный

380

5

1600 - 1750

700    

Зеленый

420

6

Свыше 1750

760    

Голубой

460

 Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

- между рядами двухместных столов - не менее 60;

- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

- от первой парты до учебной доски - не менее 240;

- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

- высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

----------------------+----------------------------------------------------

¦Наружная температура,¦    Длительность проветривания помещения, мин.     ¦

¦         °C          +---------------------+-----------------------------+

¦                     ¦  в малые перемены   ¦ в большие перемены и между  ¦

¦                     ¦                     ¦           сменами           ¦

+---------------------+---------------------+-----------------------------+

¦    От +10 до +6     ¦       4 - 10        ¦           25 - 35           ¦

+---------------------+---------------------+-----------------------------+

¦    От +5 до 0       ¦       3 - 7         ¦           20 - 30           ¦

+---------------------+---------------------+-----------------------------+

¦    От 0 до -5       ¦       2 - 5         ¦           15 - 25           ¦

+---------------------+---------------------+-----------------------------+

¦    От -5 до -10     ¦       1 - 3         ¦           10 - 15           ¦

+---------------------+---------------------+-----------------------------+

¦    Ниже -10         ¦       1 - 1,5       ¦           5 - 10            ¦

----------------------+---------------------+------------------------------

VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

 Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 °C ; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 °C; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 °C; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 °C, душевых - 25 °C.

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

 Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 °C.

6.4. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Данные технологии помогают:

  • создать положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников в ходе урока;
  •  использовать проблемные творческие задания;
  • стимулировать учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • применять задания, позволяющие ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  •  с помощью рефлексии обсудить, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Особенности каналов восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

  1. левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
  2. правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
  3. равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

  1. аудиальное восприятие;
  2. визуальное восприятие;
  3. кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

  1. 5-25-я минута — 80%;
  2. 25-35-я минута — 60-40%;
  3. 35-40-я минута — 10%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности.Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей.

Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности. Ещё в перемену можно настроить учащихся на урок, включив музыку, в зависимости от того, что вы ждёте от них на уроке.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока:

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап.

Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.
Максимальная работоспособность

20-25
мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап.

Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного материала

Необходимо учитывать особенность расписания уроков учебного дня, вариативность формы проведения урока в зависимости от его места в расписании. Учёт особенностей расписания учебного дня при выборе формы  и содержания проведения урока состоит в том, чтобы наиболее сложные  и трудные для понимания темы занятий были пройдены на уроках, совпадающих с периодом максимальной умственной активности детей.  Также при этом следует учитывать состав уроков, предшествующих планируемому, какой это урок в расписании - после  физкультуры или после столовой; первый в понедельник или последний в пятницу, потому что в этом случае приходится разрешить дожевать пищу, отдышаться и привести себя в порядок, «разбудить» или успокоить. Как правило, некоторое послабление и терпимость в начале урока оборачивается более плодотворной работой в процессе. Конечно, в конце учебного дня, во время снижения умственной активности, желательно проведение уроков с легко усвояемым материалом и в занимательной форме.

 Гигиенические критерии рациональной организации урока

80% - оптимальный уровень;       до 65% - допустимый уровень.


 

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный
3 балла

Недостаточно рациональный
2 балла

Нерациональный
1 балл

1

Плотность урока

Не менее 60%
И не более 70%

85-90%

Более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4 - 7

2 - 3

1 - 2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

11 – 15 мин.

Более 15 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7 – 10 мин.

Смена через 11 – 15 мин.

Смена через 15 – 20 мин.

5

Количество видов преподавания

Не менее 3-х

2

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10 – 15 мин.

Через 15 – 20 мин

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (количество)

2 - 3

1

нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы.
Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду деятельности. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду деятельности. Поза не контролируется учителем.

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20-35 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

1 физ.минутка с неправильным содержанием или по продолжительности

Отсутствует

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся

Не ранее 40 мин.

Не ранее 35-37 мин

До 30 мин.

Учитель никогда не сможет заменить ребенку врача, но может и должен содействовать сохранению здоровья всеми возможными способами, такими как строгим соблюдением санитарно-гигиенических условий обучения, нормированием учебных нагрузок, применять образовательные технологии с учетом физиологических возможностей  ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий. А именно:

  • Учителю важно использовать в работе образовательные программы, которые соответствуют санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам.
  • Выполнять рекомендации по проведению контрольных работ и уроков, содержащих следующие положения:

1) контрольные работы проводить в соответствии с графиком школы (одна контрольная работа в день) на втором или третьем уроках, исключая понедельник, субботу и первые дни после каникул и продолжительных праздников;

2) использовать различные методы и виды работ на уроке; смену видов деятельности;

         3)  необходимо на уроке проводить динамические паузы – упражнения для расслабления мышц шеи, глаз, массаж пальцев рук; игровые моменты, позволяющие не отвлекаясь от темы урока, проводить физкультминутки. Время, потраченное на физкультминутку, окупается усилением работоспособности, а главное укреплением здоровья ребят.

Образовательная работа требует длительного поддержания определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Небольшая двигательная нагрузка снимает напряжение, признаки утомления. Особенно это эффективно на 25-й минуте урока. Это могут быть простейшие упражнения, выполненные в положении сидя, лучше – стоя у парты. Например, при изучении правильных и неправильных дробей ученикам можно предложить такое упражнение: встать и поднять руки, если дробь - правильная, вытянуть руки перед собой – если неправильная и т.д. Физкультминутки могут проводиться только в логике урока, на котором они используются. Они должны включаться в урок в те моменты, когда завершен разбор одного логического блока урока и учитель планирует переходить к следующему.

Режим смены динамических поз.

В течение урока через 10 минут меняется поза детей (сидя-стоя), в результате чего снимается статическое напряжение, утомление. Этот элемент используется в начале и конце урока при устном счете, при устном повторении или обобщении материала. Дети встают на 1-2 минуты и работают на уроке стоя. При этом не нарушается и логика урока.

2.Правильная организация урока – основа сбережения здоровья школьников.

   Из вышесказанного следует, что учителю необходимо строить образовательный процесс, заботясь о сохранении здоровья учащихся, через поиск здоровьесберегающих технологий и повышение педагогической культуры, организацию режима труда и отдыха, позволяющую сохранить высокий уровень работоспособности учащихся, замедлить ход утомления и исключить переутомление.

 Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут, в 5 - 11 классах - 10 - 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов и не менее 30 - 45 см - у обучающихся 5 - 11 классов.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице.

 Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках.

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1 - 2

10

15

15

15

20

10

3 - 4

15

20

20

15

20

15

5 - 7

20

25

25

20

25

20

8 - 11

25

30

30

25

25

25

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления .

 Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.

 Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

 Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

- физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений;

- организованных подвижных игр на переменах;

- спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;

- внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья,

- самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

Для того, чтобы исключить переутомление, необходимо с  первых же минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, так как  у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя

 3. Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов и др.).

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя — помочь ученику в процессе обучения преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

4. Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс . Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

   Не нужно забывать, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

   Решению математических задач помогает хорошо развитое воображение,  поэтому полезно предлагать учащимся упражнения для развития воображения: закрыть глаза и представить событие, описываемое в задаче, изучаемую геометрическую фигуру и ее свойства и т.п.  С закрытыми глазами можно проводить и устный счет: это помогает не только развитию воображения, но и концентрации внимания.

   Для того чтобы научить  детей заботиться о своем здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «здоровый образ жизни», «правильное питание», «гигиена тела» и т.п. (Например, задача: «Одно число на 42 меньше другого. Если первое число увеличить  в  4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщика и сколько лет в среднем живут в России мужчины»).

8. На уроках должно присутствовать постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения.

Важно включать профилактические упражнения для глаз на уроке. Например, — учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Упражнения (для глаз на уроке математики):

1)    вертикальные движения глаз вверх вниз;

2)    горизонтальное вправо — влево;

3)    вращение глазами по часовой стрелке и против;

4)    закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Для эмоциональной разрядки подойдет шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, небольшое стихотворение или песенка. Например,

Пословицы:

Ничто не ценится так дешево и значит так дорого, как здоровье.
Береги здоровье с молоду.

Афоризмы:

“Не пренебрегай здоровьем своего тела”.
“Прежде чем лечь спать, проанализируй свои поступки за день”.

                                                                                                  Заповеди Пифагора.
“Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели” – А. Маркушевич.

Шутки:

“Берегите воду – она нужна как воздух!”
“Предо мной вы все равны – все способны и умны”.

9. Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиН.

Научными исследованиями установлена НОРМА продолжительности домашних заданий:

Классы

Время домашних заданий

5 класс

1,5-2 часа

6-8 классы

2-2,5 часа

9-11 классы

до 4 часов

Домашнее задание с позиций здоровьесбережения:

  • по желанию;
  • по трём уровням трудности;
  • с объявлением «цены» задания;
  • с выбором из общего списка;
  • назначение консультантов;
  • придумывание заданий с их решением
  • сочинения, сказки.

10. Благоприятный эмоциональный настрой.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

 Заключение.

В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, для чего перед образованием ставится задача сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.

При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют  грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках предполагает, что учитель своими действиями не наносит вред здоровью учащихся, то есть после занятий его ученики не оставляют частичку своего  здоровья. Учитель может и должен помочь школьнику в использовании полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.

Практика работы по здоровьесбережению показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.

В заключении хочется ещё раз сказать: “Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером”.

                     С   П   А  С   Е   М       Д   Е   Т   Е   Й   –

 С   П   А   С   Е   М       Р   О   С   С   И   Ю !                  
                                                                                                             В. Ф. Б а з а р н ы й.

Приложение 1. Гимнастика

1. Движение глазами

Это упражнение придаст глазам больше силы.
• Вы должны двигать только глазами. Держите голову прямо, поднимите глаза максимально вверх, попытайтесь даже смотреть над головой. Потом опустите взгляд как можно ниже, как будто вы хотите рассмотреть свой подбородок. Сделайте так пару раз. Теперь быстро посмотрите вправо, попытайтесь увидеть пространство за своим правым ухом, потом также быстро переведите взгляд влево и попытайтесь заглянуть за левое ухо. Сделайте так пару раз, двигая глазами довольно быстро.
• Теперь вы должны сделать круговые движения глазами. Сделайте так три раза. Дайте глазам отдых – закройте их и пару раз глубоко вдохните. Затем вы должны снова двигать глазами по кругу, но в другую сторону. Снова дайте глазам отдохнуть, закройте их и трижды глубоко вдохните. И под конец представьте себе, что вы видите перед собой лежащую восьмерку.

2. Расслабление глаз

Это упражнение ослабляет напряжение, расслабляет глазные нервы, а в некоторой степени успокаивает ум.
• Разогреваем руки, потерев одну ладонь о другую. Делаем это до тех пор, пока руки не станут теплыми. Теперь нужно облокотиться на стол перед собой, сложить пальцы обеих рук в два полушария и мягко прикрыть ими глаза. Почувствуйте, как приятны для глаз тепло и темнота. Можно усилить это чувство, сделав при этом пару глубоких вдохов. Представьте себе, что при вдохе наполняются не только легкие, но и глаза свежим кислородом, что делает их более свежими и сильными.

3. Расслабление челюсти

Это упражнение хорошо действует на мускулатуру челюсти. Расслабляет 
мышцы лица. Таким образом, активизируется большая часть головного мозга, т.к. 
50% моторного и сенсорного отделов коры головного мозга больших полушарий 
руководят нашей челюстью и ртом. Это упражнение прекрасно подходит для 
всех учебных процессов, в которых задействован вербальный интеллект.
• Быстро двигаем нижней челюстью, справа налево. Ощутите мускулы, которые помогают в этом. Затем наберите в рот воздуха и раздуйте щеки, дайте воздуху заполнить дальние уголки своего рта. При этом раздуйте сначала левую сторону, потом правую, потом переднюю часть рта.

4. Стимуляция ушей

   

5. Звезды с небес

Это упражнение расслабляет руки, плечи и позвоночник и, кроме того, улучшает 
дыхание.
• Встаньте, поставьте ноги врозь на ширину плеч. Поднимите руки высоко над головой и вытягивайте их все выше вверх. Сначала можно свою правую руку сделать совсем длиной, как если бы хотелось достать с неба звездочку. Потом позволить правой стороне расслабиться и вытянуть вверх левую руку. При этом представьте себе, что хотите схватить с неба «одной левой». Почувствуйте, как удлиняется верхняя часть тела, плечи, руки, пальцы. Сделайте так еще пару раз, доставайте с неба звездочки попеременно правой и левой рукой. При этом равномерно глубоко дышите.

6. Сильные руки

Эти простые упражнения снимают напряжения рук и спины.
• Кисти рук сжали в кулачки, покрутили запястья, разжали. Повторите это упражнение несколько раз.
• Обхватите руками край стула, на котором сидите, обопритесь на него и теперь как можно сильнее потяните на себя стул так, как если бы вам хотелось приподняться от пола вместе со стулом. Затем расслабленно опустите руки вдоль тела. При этом сделайте глубокий вдох и мысленный выдох. Отдохните мгновенье и повторите все еще два раза.

7. Источник энергии

Это классическое упражнение. Оно расслабляет затылочную и плечевую мускулатуру и улучшает дыхание. В головной мозг поступает много кислорода, за счет чего улучшается еще и слух и зрение.
• Положите руки на стол перед собой. Выдохните и позвольте своей голове медленно опуститься вниз. Почувствуйте, мускулы вашего затылка растянулись, полностью расслабьте плечи. Теперь снова медленно поднимите голову и при этом сделайте вдох. Дайте голове полностью откинуться назад, пока вам не покажется, что ваша грудная клетка распахнулась и наполнилась воздухом. Когда вы снова будете выдыхать, делайте это медленно и снова опустите голову вниз, пока подбородок вновь не ляжет на грудь. Подарите себе три таких особенных освежающих вдоха.

8. Расслабление ног

Это упражнение активизирует кровообращение ног.
• Сядьте поудобнее, облокотитесь на спинку стула, вытяните перед собой ноги, вытяните на себя стопы. Почувствуйте, как растягиваются икроножные мышцы.
• Теперь покрутите стопами сначала в одну сторону, затем в другую.

9. Быстрое дыхание

Для здоровых и крепких участников это упражнение безопасно. За такой короткий промежуток времени организм автоматически выравнивает уровень кислорода в крови. Участникам же с повышенным кровяным давлением это упражнение не рекомендуется.
Если вам хочется взбодриться и иметь ясную голову, можете сделать следующее:
• Сядьте поудобнее и начните в течение 10 секунд в быстром темпе вдыхать и выдыхать через нос с закрытым ртом. Обратите внимание на то, как вы себя при этом чувствуете.
• Теперь еще раз подышите таким быстрым способом в течение 15 секунд. Может быть те ощущения, которые возникают, уже знакомы вам по занятиям спортом, танцами или йогой. При этом прибывают свежие силы.
• Эту дыхательную технику вы можете всегда выполнять в те минуты, когда надо быть сосредоточенным и полностью сконцентрированным.

10. Психическое расслабление через воображение и мысли образы

• Представьте себе, как вы мысленно купаетесь в солнечных лучах, вдыхаете свежий воздух. Вспомните приятные или смешные случаи и т.д.

В случае даже незначительных успехов целесообразно похвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!». Надо находить возможность хвалить себя в течение дня не менее 3-5 раз.

Приложение 2.

http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki13/matpr1.jpg

Список использованной литературы

1. Педагогика и психология здоровья. М.: Академия, 2003.

2. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

3. Школьный психолог// №38 (324), 8 – 15 октября 2004.

4. «Школа 2000…». Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг// Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Д. Чечель.- М.: «Школа 2000..», 2002 г.

5.  Алимова Т. М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5 – 9 классы. – М.: 2003.

6. Обучение детей с разным типом мышления. А. Л. Сиротюк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности

 Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Обучение не мож...

Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности

       Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельно...

Приемы социализации учащихся на уроках математики

Конпект урока и призентация по теме "Умножение дпробей" в 6 классе. Урок совершенствования и применения теоретическиз знаний,  умений и навыков. Показаны приемы социализации учащихся на...

Формирование приемов мыслительной деятельности на уроках математики

Методическая разработка содержит  приемы формирования мыслительной деятельности  на уроках математики. Видоизменяя внешние условия, можно координировать  внутренние процессы, протекающи...

Формы и приемы педагогической техники на уроках математики

Чтобы учебный процесс был более эффективным, чтобы учащийся смог усвоить учебный материал, предложенный программой, чтобы смог применить математические знания, умения и навыки в процессе обучения обще...

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики...