Формы и приемы педагогической техники на уроках математики
статья по теме

Чтобы учебный процесс был более эффективным, чтобы учащийся смог усвоить учебный материал, предложенный программой, чтобы смог применить математические знания, умения и навыки в процессе обучения общеобразовательным и спецпредметам, ему необходимо владеть некоторой базой данных, т. е. умениями и навыками, которые закладываются школьной программой. С каждым годом не уменьшается число учащихся, поступивших в училище, которые не имеют даже минимального запаса знаний по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_i_premy_pedtekhniki.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАОУ СПО «Белгородский машиностроительный техникум»

Формы и приемы педагогической техники

на уроках математики.

преподаватель математики

Ковалева Валентина Сергеевна

Белгород, 2014

Одним из основных принципов педтехники является принцип свободы выбора. Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.

К нам пришли ребята, которым ужасно надоело учиться, с одной стороны, но с другой, они  начинают понимать, что общество, в котором они живут требует образованных специалистов.

Свобода выбора за ними, но уж если они пришли получить среднее образование, кроме Желания должна быть и обязанность.

Чтобы учебный процесс был более эффективным, чтобы учащийся смог усвоить учебный материал, предложенный программой, чтобы смог применить математические знания, умения и навыки в процессе обучения общеобразовательным и спецпредметам, ему необходимо владеть некоторой базой данных, т. е. умениями и навыками, которые закладываются школьной программой. С каждым годом не уменьшается число учащихся, поступивших в училище, которые не имеют даже минимального запаса знаний по математике.  

 Наблюдая за учащимися I курса, выделяешь:

1.Учащихся, их немного, но они есть, которые учились в школе на твердую тройку, очень редко  четверку и, если их поддержать, не потерять, то они могут изучать материал в полном объеме в рамках программы.

2-педагогически запущенных детей, и таких, которым ужасно надоело учиться, они считают себя почти взрослыми и им все эти занятия ни к чему

3-детей почти не обучаемых в силу умственных способностей.

4-детей, желающих учится, но имеющих большие пробелы в знаниях в силу тех или иных причин.

Очень беспокоит тот момент, что многие из ребят твердо уверены в том, что математику они никогда не знали и знать не будут. «Не дано»,- как уверяют они.  

На данном этапе необходимо заставить учащегося поверить в собственные силы, доказать ему, что и он, вечно списывающий, может сам выполнить то или иное задание. Создать особую психологическую ситуацию обучения, которая ориентирует внимание учебной группы исключительно на положительные результаты и достижения учеников.

 Для успешной работы проводится тестирование учащихся в начале  учебного года. В тестирование она включает вопросы по определению базы математических знаний учащихся; определению типа внимания. По результатам этих тестов  планируется индивидуальная работа с каждым учащимся. В своём планировании необходимо учитывать результаты  входных срезов.

Учеба -это прежде всего труд.

  • Поэтому, прежде всего, ставим задачу, зачем и что нужно знать и уметь для того, чтобы успевать по математике,
  • На первых своих уроках знакомимся со всей программой и количеством часов по каждой теме, записываем тематику зачетов и контрольных, практических работ.
  • Знакомлю с информацией уголка «Внимание, зачет», где обязательно можно найти параллельный вариант контрольной работы и основные вопросы зачета.
  • Договариваемся: честно, без ложной скромности, говорить о том, чего не знаем.
  • Пишем почти на каждом уроке быструю самостоятельную работу  или математический диктант, состоящий из 5 вопросов. Каждое задание оценивается 1 баллом. Двойка-это не так и плохая оценка, ты знаешь верный ответ на два вопроса. Двойка ждет исправления в течение 5 дней.
  •  Списывание работает против учащегося. Даются задания из множества вариантов
  • Для ознакомления с обязательным результатом дается в начале изучения темы домашняя самостоятельная работа, где затрагиваются основные вопросы темы. Решается эта домашняя работа на протяжении изучения всей темы и сдается накануне контрольной или зачетной работы. При необходимости учащиеся могут получить консультацию по данной работе после уроков.  

Получается: если признался во время, что не знаешь, получишь детальное объяснение, будешь стараться работать и, хотя сейчас оценку не получишь, а на самостоятельной получишь 2 или1,5 или 2,5 (эти баллы я обычно ставлю в свою тетрадь, обязательно фиксирую по какой теме поставлена оценка), за то ты решил сам и, если позанимаешься, выучишь правила, то данную тему, ее минимум ты сдашь и получишь свою, заработанную оценку в классный журнал.

   Прежде всего: нет заданий не по силам (даже для отстающих учеников), правильное их выполнение приветствуется и поощряется, а неудачи не остаются не замеченными: организуется дополнительная помощь, как учителем, так и самими учащимися.

При правильной организации таких работ идет своеобразная деловая игра, в ходе которой устанавливается атмосфера доброжелательной состязательности, причем у каждого ученика есть реальная возможность для самоутверждения в собственных силах, знаниях, умениях, навыках,  права на успех.

 Принципиальными, ключевыми для ситуации успеха являются такие моменты: 1) психологическая установка учителя на поощрение; 2) возможность исправить неудачности в работе и готовность помочь; 3) наличие заданий разной степени сложности, обеспечивающие возможность удачного ответа для каждого учащегося, 4) игра, кто больше наберёт баллов за блок данной темы.

Для того чтобы учащийся поверил в свои силы необходимо так построить урок, чтобы подросток не боялся ошибиться, чтобы на первый план у него была не  оценка, которая будет в данный момент ему поставлена (хотя это не мало важно), а стремление научиться, разобраться в решении того или иного упражнения, решить самому, а не списать готовое у соседа.

 Ситуация успеха, как называют эту психологическую ситуацию, отличается от обычной педагогической ситуации тем, что учитель сознательно, целенаправленно добивается положительной реакции на обучение у отстающих учеников.

 «… Человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном», - пишет У. Глассер  книге «Школы для неудачников».

Организуя повторение, дополнительные занятия,  необходимо вывести большую часть учащихся на стартовую прямую дальнейшего изучения математики. На данном этапе необходимо заставить учащегося поверить в собственные силы, доказать ему, что и он, вечно списывающий, может сам выполнить то или иное задание. Создать особую психологическую ситуацию обучения, которая ориентирует внимание учебной группы исключительно на положительные результаты и достижения учеников.

Для некоторого выполнить задание не составляет особого труда, было бы желание, а для многих подойти к данному упражнению – это огромный труд.

Методические приемы – это педагогически оформленные действия учителя и учащихся, посредством которых решаются конкретные задачи. Они должны соответствовать педагогической ситуации, особенностям развития учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. Прием – это организация определенного вида работы на конкретном уроке.

Чтобы добиться положительных результатов, нужно особая подготовка к уроку.

Урок должен быть эффективным.

Главное в уроке – это результат: что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала. Значит, оценивая эффективность урока, следует иметь ввиду следующие параметры:

-понят ли учащимися теоретический материал,

-научились ли применять полученные знания на практике,

-сформировались ли навыки по теме урока,

-проведена ли учителем коррекционная работа,

-проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа.

Таким образом, эффективность урока - это его результативность.

Для достижения эффективности поставленных целей применяют традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы проведения уроков.

Форма – это определенный способ построения урока. Учитель может организовать познавательную деятельность учащихся в традиционной и нетрадиционной форме. Структура, содержание, методические приемы традиционного урока строго определенные. Нетрадиционные уроки отличаются от традиционных необычной структурой, содержанием, приемами педагогической техники. В нетрадиционных уроках представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные приемы коллективной и групповой работы, “мажорный” тон, субъект-субъектные отношения.

Тем не менее, выбирая данный вид уроков, необходимо помнить:

Нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто.

Не всегда содержание учебного материала, темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме.

Данные уроки требуют предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены. Нетрадиционные уроки приносят пользу тогда, когда им найдено точное место в системе проведения уроков. И, только проанализировав весь материал по предмету, определяется и выбирается форма проведения конкретного урока.

Но, однако же, если нетрадиционные формы проведения уроков нужно использовать не всегда, в разумных пределах, то использование активных приемов педагогической техники, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, является непременным условием проведения современных традиционных уроков.

Постановка проблемы

Умственная активность является основой осуществления влияния на развитие школьников. Она формируется с помощью логических приемов, которые направлены на развитие мыслительной деятельности учащихся. Общими признаками для них являются постановка проблемы или познавательной задачи, выделение главного, определение основных понятий.

Повторение, не повторяясь, - вариативное повторение.

Это необходимо, так как для учащихся характерны трудности в восприятии (замедленность, узость, фрагментарность, недифференцированность) и медленное усвоение материала (недостаточность осознания материала, слабая целеустремленность к активному запоминанию, нежелание вспоминать ранее пройденное). Кроме того, повторение пройденных понятий на новых объектах дает возможность развития логического мышления, переноса действий по аналогии.

Проговаривание или оречевление любой деятельности.

Словесный отчет о выполненной практической работе, который стимулирует

обучающихся  не только к последовательному рассказу о том, что и как они делали, но и почему нужно было делать именно так. Учащийся должен уметь сформулировать свою мысль, свою идею, поэтому он должен говорить. Проговаривать определения, решение упражнения, доказательство теоремы.

Учитывая особенности нарушений внимания (рассеянность, неустойчивость…) ограничиться минимальным количеством отвлекающих предметов. Очень помогает в этом презентации компьютера, если они лаконичны, не содержать большого количества информации, если каждый слайд несет определенную смысловую нагрузку, поданную в сжатом виде.

Для многих наших учащихся большое количество заданий не осмысливается сразу, оно пугает его, но давать их нужно.

Не предлагать для выполнения сразу более одного задания; большое по объему задание предлагать не целиком, а в виде последовательности отдельных частей, периодически контролируя выполнение каждой части и внося необходимые корректировки (постепенно предавая функцию контроля самому обучающемуся). Корректировка знаний помогает предотвратить неправильные действия, которые могут перейти в ошибочный стереотип.

Перед каждым видом деятельности ставить цель. По окончании осуществлять закрепление.

В конце каждого урока осуществлять закрепление всего материала, пройденного на уроке.

Необходимо комбинировать приемы обучения, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся, шла опора на различные анализаторы.

ВЫВОД

а) Каждая форма и прием педагогической техники, примененные на уроке должны исходить из принципов эффективности и целесообразности их использования

б) При отборе той или иной формы, приема необходимо обязательно учитывать уровень познавательных способностей определенного класса, должны учитываться индивидуальные особенности учащихся и осуществляться дифференцированный подход к использованию того или иного приема.

в) Методика использования формы, приема должна быть четко продумана учителем, скурпулезно отработана совместно с учащимися, только тогда она дает положительные результаты для активизации учебной деятельности учащихся и мотивирует их к учению.

Реализовать эти вопросы помогает использование компьютера,  специального дидактического материала, с пояснениями, решение тестов.

Используемая литература:

  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники.  — М.: Вита-Пресс, 2006 или [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.trizway.com/art/book/42.html 
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность.  — М., 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы и приемы работы на уроках ОРКСЭ

Автором представлен опыт работы по использованию активных форм и приемов работы на уроках ОРКСЭ, а также разработки дидактических игр (домино, кроссворды и др.)...

Сборник упражнений на развитие приемов мышления на уроках математики

Предлагаемая система упражнений, направлена на развитие таких психических функций, как внимание, память, речь, а также на совершенствование логического мышления учащихся, осуществляемого совокупностью...

Формы и приемы работы на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов

Формы и приемы работы  на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов...

Приемы рефлексии на уроках математики в 5-ом классе

В работе представлены  приемы рефлексии, связанные с разными темами курса математики 5 класса.  Разработанные приемы позволяют связать подведение итогов урока, рефлексию, самооценку с ...

применение некоторых приемов ТРИЗ на уроках математики и информатики для повышения мотивации к учению

рассматриваются приемы усиления мотивации на уроках математики и информатики с помощью приемо ТРИЗ (морфологический ящик, логические задачи,  и пр.)...

Приемы рефлексии на уроках математики

Данная работа содержит несколько приемов рефлексии, которые были опрбированы мной на уроках математики в основной школе....