ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В СФЕРЕ ПЕРЕРЕХОДА К ФГОС-3 НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КОЛЛЕДЖА СВЯЗИ ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.А.ПЕТРОВА
статья по теме

Голищева Кира Эдуардовна

В данном докладе представлен опыт внедрения ФГОС-3 в образовательный процесс в Ставропольском колледже связи. Прослежены не только преимущества внедрения ФГОС-3 как для преподавателей, так и для работодателей, но и недостатки модульного обучения.  Доклад был представлен на межвузовском совещании в 2012 году в г. Ставрополе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_sks.doc48 КБ
Office presentation icon akt.problemy.ppt690 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В СФЕРЕ ПЕРЕРЕХОДА К ФГОС-3 НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КОЛЛЕДЖА СВЯЗИ

ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.А.ПЕТРОВА

Ставропольский колледж связи является единственным учебным заведением СПО в Северо-Кавказском Федеральном округе, где готовят специалистов связи по двум направлениям: «Многоканальные телекоммуникационные системы» и «Сети связи и системы коммутации», но кроме основных связных специальностей ведется подготовка по направлениям «Программирование в компьютерных системах», «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники», «Экономика и бухгалтерский учет» и «Почтовая связь».

Сегодняшнего выпускника профессионального учебного заведения характеризует солидный объем знаний и практически нулевой опыт, тогда как работодатель заинтересован в оптимальном сочетании его профессиональных качеств. Опыт, в отличие от знаний, приобретается только в процессе практической деятельности, в ходе которой осуществляются необходимые действия и анализируются результаты их выполнения. В то же время выполнение действий возможно только на основе знаний с помощью определённых умений.

Главной задачей образовательного учреждения СПО, является подготовка высококвалифицированных специалистов. Но их подготовка затруднена по ряду причин. Одной из них является разрыв между теорией – чему учат и практикой – что нужно уметь делать. Ликвидировать этот разрыв можно с помощью модульных программ, основанных на компетенциях, которые ориентированы на потребности работодателя и в случае правильной разработки и успешной реализации могут обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки будущих специалистов.

Практика показывает, что переход от традиционного обучения к модульному, связан с определенными трудностями, основными среди которых являются:

1. Отсутствие соответствующей среды обучения.

2. Недостаток квалифицированных педагогических кадров и, в первую очередь, преподавателей – практиков.

3. Отсутствие учебно – методической литературы по модульному обучению.

Прежде чем начинать внедрять ФГОС-3 в образовательный  процесс нашего учебного заведения, необходимо было определить для преподавателей, в чем состоит принципиальное отличие ГОС 2 поколения от ФГОС 3 поколения,  что такое компетенции, что такое компетентность и чем отличаются компетенции от ЗУНов (знаний, умений и навыков), каковы основные требования к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ? Далее надо было выстраивать принципиально новые взаимоотношения с потенциальными работодателями.

ФГОС – 3 имеет ряд положительных преимуществ, как для образовательных учреждений, так и для работодателей:

для образовательных учреждений

  1. Гибко реагировать на изменения в технологиях и содержании деятельности в сфере труда.
  2. Устанавливать взаимозаинтересованные отношения с потенциальными нанимателями выпускников.
  3. Организовывать процесс трудоустройства выпускников на конкретные рабочие места.
  4. Использовать механизмы внешнего оценивания

для работодателей:

  1. Практикоориентированность  образовательного процесса.
  2. Возможность влиять на содержание и характер профессионального образования.
  3. Возможность контролировать результат.

Обучение, основанное на компетенциях, имеет личностную направленность, осуществляется в процессе практической деятельности с использованием прошлого опыта и строится на базе комплексного системного подхода, направленного на освоение компетенций, представляющих собой совокупность профессиональных и личностных качеств. Цель обучения – подготовка специалиста к эффективной трудовой деятельности. Результат зависит от эффективности четырех составляющих: эффективной среды обучения, эффективной организации обучения, эффективной методики обучения и эффективной методики оценки. Согласно государственным образовательным стандартам основная профессиональная программа состоит из учебных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. Именно модуль, как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций.

При работе над модулями преподаватели колледжа столкнулись с тем, что, не смотря на значимость и целесообразность введения модулей в образовательный процесс, существуют определенные недостатки модульного обучения, которые заключаются в следующем:

  1. на наш взгляд существенным недостатком является отсутствие единой нормативно-методической базы.
  2. трудоемкость изготовления модулей и подготовки к проведению занятий;
  3. внедрение модульного обучения требует значительной организационной перестройки традиционного учебного процесса:

подготовки соответствующей учебно-материальной базы; изменения планирования работы преподавателей; оптимального состава (в количественном отношении) студенческих групп и потоков с учетом возможностей учебно-материальной базы; разработки необходимого методического обеспечения; организации контрольных проверок знаний;

  1. процесс внедрения модульного обучения должен быть обеспечен соответствующей методической литературой, которая централизованно практически не поставляется, поэтому вся методическая работа по обеспечению каждого конкретного модуля целиком и полностью лежит на плечах преподавателя;
  2. для сокращения времени при обработке данных контрольных модулей необходимо применение компьютеров и рейтинговой оценки знаний студентов, что требует от преподавателя большого профессионализма.

Несмотря на все выявленные в период перехода к новым образовательным стандартам недостатки, работа преподавателями колледжа проводится на должном уровне. И показателями этого являются то, что по согласованию с заказчиками были определены новые виды профессиональной деятельности, новые профессиональные компетенции, характерные для конкретных организаций и предприятий. Были разработаны учебные планы по каждой специальности и график образовательного процесса, учебные программы дисциплин и модулей, а также практик. Ведется работа по обеспечению УМК, электронных лекций. Были изучены и продолжают изучаться запросы потенциальных работодателей, проводятся конкурсы профессионального мастерства среди студентов, также предполагается проводить подобные конкурсы между студентами и представителями профильных предприятий; семинары, конференции, круглые столы по проблемам профессионального обучения.

Особое место в условиях реализации ФГОС СПО 3-го поколения приобретает практика, которая является обязательным разделом ОПОП СПО. Учебная и производственная практики будут проводиться колледжем  в процессе освоения профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей на базе учебно-производственных мастерских колледжа и предприятий заказчиков. Основной целью практического обучения в свете ФГОС - 3, является комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальностям СПО, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и навыков практической работы по специальности. Материально-техническая база, созданная в колледже, определяет благоприятные условия для целенаправленного практического обучения студентов. Созданные в колледже условия, позволяют не только осуществлять подготовку практической деятельности, но и формировать в студентах основы трудовой деятельности.  Учебная практика по связным специальностям проводится в лабораториях и мастерских оснащенных оборудованием телекоммуникационных систем типа ЦС «Элком», ЦС «SI-2000», ЦСК «Asterisk IP-PBX», первичный мультиплексор М-30А. А производственная практика – на предприятиях заказчика. В процесс практического обучения активно внедряются инновационные процессы.

Несмотря на изложенные выше проблемы по переходу на новые систему и стандарты СПО, сложность и трудоемкость этого процесса, недостаточное ресурсное обеспечение, следует все-таки признать, что каждый СУЗ получает шанс создать такие ОПОП, которые были бы привлекательны для абитуриентов, обеспечивали получение качественного среднего образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление учителя истории Фролочкиной Р.Л. на Межрегиональной конференции,посвященной 110-ой годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза,маршала Советского Союза В.И.Чуйкова "Роль поискового отряда в пополнении школьного музея экспонатами"

Выступление на Межрегиональной конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза В.И.Чуйкова " Роль поискового отряда в пополнении школьног...

Викторина "О героях былых времён...", посвещена Героям России и Героям Советского Союза ,уроженцам Чувашии

Викторина «О героях былых времен…», посвящена Героям России и Героя Советского Союза,...

Наши земляки Советского района -Герои Советского Союза

Наши земляки Советского района -Герои Советского Союза...

Воспитание учащихся МКОУ "СОШ а.Малый Зеленчук имени Героя Советского Союза Умара Хабекова" на примерах жизни и деятельности заслуженных людей аула.

У любого народа должны быть обязательно, кроме родителей, четыре корня, как четыре матери:родная земля,родной язык,родная культура,родная история....

ЭССЕ Учителя географии + Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОС в процессе обучения школьников географии

Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОСв процессе обучения школьников географииС. В. Хиль,учитель географииМБОУ «Гимназия № 8», г. Сочи ,Краснодарский край...

Сценарий классного часа к 100-летию со дня рождения советского разведчика, Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова «Откуда родом звезды…»

Сценарий классного часа к 100-летию со дня рождения советского разведчика, Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова «Откуда родом звезды…»...