Учебные игры на уроках лыжной подготовки
учебно-методический материал на тему

Дуренков Валерий Михайлович

Применение игровых технологий на уроках физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnye_igry_na_urokah_lyzhnoy_podgotovki.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

                   УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ

1.Примерные игры, способствующие овладению ступающим шагом,

попеременным двухшажным ходом

«Прокладка железной дороги». Учащиеся выстраиваются в шеренгу правым (левым) боком по направлению движения с интервалом 1 м, передвигаются приставным шагом на расстояние 20 м и, обогнув флажок, к финишу возвращаются ступающим шагом, прокладывая «железную дорогу». Выигрывают те, у которых ровнее и четче будет проложена лыжня на снегу.

«Поезд». Играющие выстраиваются в 2—3 колонны, каждая на своей лыжне. По сигналу учителя команды продвигаются ступающим шагом вперед в «депо», ворота которого обозначены лыжными палками, поставленными по обочине лыжни. Побеждает команда, участники которой согласованно выполняли движения рук и ног и первыми прибыли в «депо».

«Кто дальше». Игра проводится на хорошо накатанной лыжне без палок. По сигналу поочередно каждый игрок после 4—5 шагов разгона, оттолкнувшись у стартовой линии (флажка) одной ногой, скользит как можно дальше на другой. Толчковая нога при отталкивании полностью выпрямляется. После остановки лыж каждый из участников ставит в снег флажок. Побеждает тот, чей флажок будет находиться на самом большом расстоянии от старта.

«Шире шаг». Игровое задание выполняется без палок по накатистой 30—40-метровой лыжне. Каждый школьник после 4 шагов разгона должен сделать от стартовой линии до финишного флажка, установленного в конце отрезка, как можно меньшее число скользящих шагов, поэтому каждый шаг должен быть мощным и длинным. Победитель определяется подсчетом наименьшего числа шагов.

 «Кто лучше». Поочередно лыжники должны пройти отрезок 25—30 м по лыжне без палок, следя за тем, чтобы скольжение было одно-опорным, поочередно то на одной, то на другой лыже. Тот, кто, проходя отрезок, не допустит ошибок, то есть не перейдет на двухопорное скольжение, получает 10 баллов. За каждую допущенную ошибку снимается один балл. Выигрывает участник, набравший в трех попытках наибольшее количество баллов.

«Самокат». 25-метровый отрезок лыжни занимающийся должен преодолеть без палок, отталкиваясь, как на самокате, только одной ногой. Выигрывает тот, кто сделал на установленном отрезке меньшее число отталкиваний. Игру можно проводить и между командами (побеждает та из них, игроки которой в сумме сделали меньше отталкиваний), и как эстафету (в этом случае оценивается время преодоления

2. Примерные игры, способствующие обучению поворотам

на месте и в движении

«Веер». На широкой ровной площадке лыжники выстраиваются на расстоянии 2—3 м друг от друга в одну или две шеренги. По команде все выполняют поворот переступанием на 90, 180, 360°, стараясь, чтобы лыжи оставили на снегу четкий отпечаток. Каждому выставляется оценка — от 1 до 5 баллов в зависимости от четкости и быстроты поворота. Задание можно усложнить, предложив занимающимся после первого поворота переступанием пробежать по лыжне до определенной отметки и вновь сделать такой же поворот. Побеждает тот, кто в итоге наберет больше баллов, выполнит задание быстрее и точнее других.

«Гармошка». Учащиеся выстраиваются правым (левым) боком у подножия пологого склона. По команде они начинают восхождение на склон переступанием вверх до флажка. Учитель и ученики отмечают лучшую «гармошку» на снегу.

«Солнышко». Играющие в парах располагаются друг от друга в 1,5—2 м, держась одной рукой за рукоятку палки, а другой — за кольцо. По сигналу оба начинают поворот переступанием на 180, 360°. Выигрывает тот, кто сумел закончить игровое действие без ошибок и быстрее другого. Вариант. Играющие делятся на 2—3 команды. Игроки каждой команды, взявшись за руки, образуют круг и по сигналу начинают движение по кругу приставным шагом до первоначального положения.

«Зигзаги». В игре участвуют несколько команд, для каждой размечается своя лыжня. От старта до финиша — на дистанции 30—40 м — зигзагами, на расстоянии 5 — 6 м один от другого, ставятся 4—6 флажков. Стартуя, лыжники поочередно проходят всю трассу, выполняя у каждого флажка поворот переступанием на месте.

«Кто быстрее повернется». На игровой площадке с интервалом 2 м одна от другой проложены шесть параллельных лыжней. По сигналу, стартуя каждый на своей лыжне, соревнующиеся начинают движение вперед скользящим шагом, у флажков они быстро поворачиваются на 360° и финишируют. Первый на финише — победитель.

«Поверни, не упади». Игра проводится на пологом склоне. Лыжники, разделившись на 2 команды, выстраиваются на вершине склона с интервалом 2 м каждый на своей лыжне. По команде первые номера спускаются вниз, выполняя на выходе со склона поворот переступанием в левую — первая, в правую сторону — вторая команда, огибая поставленные ориентиры (флажок, ветка). Изменяя радиус поворота, можно упрощать или усложнять игровое задание. Победителем становится игрок, точно выполнивший задание.

«Карусель». Размечают центр «карусели» так, чтобы вокруг него можно было передвигаться по окружности диаметром 6—10 м. Четверо учащихся   (или   более)   становятся   вокруг   центра в 3—5 м друг от друга и по сигналу, набирая скорость, начинают двигаться по кругу, выполняя повороты переступанием. Побеждает тот, кто сделает меньше ошибок (остановок, падений, уходов за границу окружности) за 5 полных оборотов. Затем игру повторяют в противоположную сторону.

3. Примерные игры, направленные на овладение горнолыжной техникой

«Быстрый спуск». Стартуя поочередно с пологого склона, ученики спускаются в высокой, средней и низкой стойке. Выигрывает тот, кто, сохраняя правильное положение заданной учителем стойки, прокатится по лыжне дальше всех.

«Подними предмет». Вдоль лыжни, полого спускающейся со склона, расставлены флажки (другие предметы). Играющие, поочередно спускаясь со склона, стараются поднять как можно больше предметов. Побеждает команда, собравшая больше предметов. Вариант. Первым номерам дают 3—4 флажка, которые они должны, спускаясь со склона, расставить вдоль лыжни. Вторые номера в свою очередь должны собрать эти флажки. И т. д. Выигрывает команда, первой завершившая эстафету и сделавшая при установке и сборе флажков меньше ошибок.

«Горная эстафета». Команды построены у подножия небольшой горки. Первые номера с палками взбираются в горку любым способом, а оттуда скатываются на лыжах и передают палки вторым номерам своих команд. Вторые номера делают то же. И т. д. Побеждает команда, быстрее других справившаяся с заданием.

«Штурм высоты». В игре участвуют несколько команд, построенные в колонны по одному у подножия склона. На вершине установлены цветные флажки по числу команд. Первые номера каждой команды поочередно штурмуют вершину, поднимают свой флажок вверх; вновь установив его на том же месте, спускаются со склона в высокой стойке по другой лыжне и, возвратившись к своей команде, становятся в конец ее. Это служит сигналом для вторых номеров, которые выполняют то же задание. И т. д. Побеждает команда, последний игрок которой первым с флажком в руках завершит эстафету.

«Спуски» (игровые задания). Спуски с пологого склона: в шеренге (по количеству участников в команде), взявшись за руки; в парах (сзади стоящий захватывает за пояс стоящего впереди, лыжи сзади стоящего игрока расположены внутри или снаружи лыж впереди стоящего); с приседаниями (с захватом предметов, лежащих рядом с лыжней).

«Кто дальше проскользит». Играют две команды, каждая из которых выстраивается парами на вершине склона. Пары, взявшись за руки скрестно (на плече), спускаются вниз по склону в основной стойке, стараясь как можно дальше проскользить по лыжне.

«Спуск в ворота». Участвуют несколько команд. На параллельных лыжнях, проложенных по склону, установлены ворота по количеству играющих в командах. Лыжники поочередно спускаются со склона и, проезжая в ворота, стараются  их  не разрушить.  Выигрывает игрок,

«Кто первый». Команды у подножия склона выстраиваются в колонны по одному. По сигналу первые номера команд поднимаются в гору ступающим шагом, огибают флажок и спускаются вниз, проезжая в ворота. Вторые номера начинают движение после передачи эстафеты первыми номерами касанием рукой. И т. д. Выигрывает команда, которая первой закончит игру. Если игрок разрушил ворота, он обязан их установить.

«Прыжки через препятствия» (для учеников, хорошо владеющих горнолыжной техникой). Поперек пологого склона проводят 3—4 параллельные линии. Спускаясь вниз по склону, лыжники стараются перепрыгнуть через них. Тот, кто без ошибок перепрыгнул через все препятствия,— победитель.

4. Примерные игры, направленные на развитие физических качеств

«Чемпионы». Две линии — старт и финиш — расположены одна от другой на расстоянии 40—50 м и отмечены флажками. Первыми на старт выходит половина всех мальчиков. По команде «Марш!» они бегут от одной линии флажков к другой. В зависимости от количества участников забега первые 3—5 победителей выходят в финал. Проводится второй забег для другой половины мальчиков. Вновь 3—5 победителей второго забега тоже выходят в финал. Два полуфинальных забега организовывают и для девочек. После этого проводятся финальные забеги — вначале для мальчиков, потом для девочек. Но дистанция увеличивается вдвое: участники бегут до флажков, поворачиваются на 180° и бегут обратно к линии старта, которая одновременно становится и линией финиша. Победители — чемпионы класса среди мальчиков и девочек.

«Кто быстрее» (эстафета без палок). Участвуют 2—3 команды, каждая на своей лыжне. По сигналу первые номера команд идут вперед скользящим шагом до флажка, поставленного на расстоянии 25—30 м от старта. Как только первый номер поровняется с флажком, второй номер начинает продвижение вперед. И т. д. Выигрывает команда, которая перейдет за флажок первой. Затем эстафета повторяется в обратном направлении.

«Быстрый лыжник». Учащиеся стоят на лыжах без палок в разомкнутой шеренге. Впереди, в 25—30 м параллельно шеренге, проложена лыжня. По сигналу соревнующиеся скользящим шагом продвигаются до этой лыжни, пересекают ее и, повернувшись кругом переступанием, быстро возвращаются на свое место. Первые на финише — победители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на уроке лыжная подготовка.

Игры на лыжах (для любой ступени обучения)....

Игры на уроках лыжной подготовки

Варианты игр на уроках лыжной подготовки...

Подвижные игры на уроках лыжной подготовки

Презентация является методической рекомендацией  для учителей физической культуры при использовании игровых технологий на уроках лыжной подготовки....

Методическая разработка «Подготовка лыжных трасс для учебного процесса по разделу «Лыжная подготовка»»

Трудно переоценить то значении, которое имеет для качественного обучения лыжной подготовке в школе решение проблемы с хорошими трасами. Как мы знаем лыжные трассы включают в себя учебные, тренировочны...

Учебно-исследовательская работа на тему "МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ У УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ"

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ У УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ....

Лыжная подготовка. Форма одежды и правила техники безопасности на уроках лыжной подготовки.

Лыжи появились в глубокой древности, еще в каменном веке. Первые лыжи были короткими и широкими, и охотники могли на них только ходить по снегу.Ходьба на лыжах очень популярна в нашей стране и являетс...

Виды лыжных ходов на уроках лыжной подготовки

Виды лыжных ходов на уроках лыжной подготовки...