Формирование поисковой деятельности как фактор эффективности образования
методическая разработка на тему

Алла Петровна Кущенко

методическая разработка и самоанализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_vystuplenie_i_samoanaliz.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Кущенко Алла Петровна, учитель биологии, 2012 год

Формирование навыков поисковой деятельности как фактор эффективности образования

Не существует сколько-нибудь достоверных

 тестов на одаренность, кроме тех, которые

 проявляются в результате активного участия

 хотя бы в самой маленькой поисковой

 исследовательской работе.

 А.Н.Колмогоров

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги и гости! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на мастер-классе. На методическом семинаре мной был представлен опыт применения практико-ориентированного подхода на уроках биологии и во внеурочной деятельности, ведь важным условием работы человека в информационном мире 21 века становится овладение методом исследовательского стиля мышления.

Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая связана с решением творческой задачи и является самостоятельным процессом приобретения новых знаний под руководством учителя.

Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

Одна из задач моей работы – формирование исследовательского стиля мышления у каждого ребенка и применение полученных знаний на практике и в реальной жизни.

С этих позиций в образовательной модели нашей школы программа «Интегрированный курс», реализуемая в 5 классе, занимает важное место, ведь именно на этом этапе закладываться зачатки исследовательской деятельности.

ИК включает в себя предметы различных образовательных областей, в центре которого находится мой предмет - естествознание:

  • природоведение – Человек и природа
  • история – человек и общество
  • ИЗО, история искусств – Искусство
  • языкознание – Знаковые системы

        Общая идея интегрированного курса – Кругосветное путешествие, которое обеспечивает многообразие форм деятельности – научной, искусствоведческой, творческой, мини-исследовательской, рефлексивнойи др.

Для реализации данного курса применяется совокупность современных инновационных технологий:

  • проблемного обучения;
  • сотрудничества (ведущая форма работы – групповая);
  • игровая

Сама модель интегрированного курса состоит из 5 частей, каждая из которых представляет собой целостное знаково-символическое действо.

А представьте, что Вы обучающиеся 5 класса и мы отправляемся с вами в Кругосветное путешествие (рассмотрим 2 модуль)

Итак, на каждом этапе руководитель осуществляет деление детей на группы (4 команды – пазлы – картинки по виду транспорта – разрезаем на 5 частей)

Каждая команда получает подсказки, благодаря которым они получают маршрут движения по странам Древнего мира на своем транспорте (даю подсказки, и они их разгадывают). Это происходит в настоящем движении по кабинетам школы, но я предлагаю вам представить это схематично…

Получив истинную карту, дети выстраивают свой собственный маршрут с учетом своего вида транспорта (кратное представление командам)

Члены большого географического совета в лице руководителя вручает заслуженные пакеты с заданиями и установку на выполнение всех поручений большого географического совета (вручение пакетов)

Вскрывают пакеты и в течение 5 мин. придумывают идеи воплощения поручений БГС (представляют)

Этот длительный процесс подготовки детей к отчетному мероприятию, на которое приглашаются родители, проходит в несколько этапов и обязательно контролируется промежуточными событиями – встречей и предъявлением возникающих идей в своем блиц-исследовании перед БГС. За каждой группой путешественников закреплен учитель-наставник, который следит за процессом движения детей по выполнению поручений, а дети самостоятельно проживают период вынашивания идей в выполнении поставленной задачи.

В моем классе ребята представили свой рюкзак исследователя-путешественника в виде продуктов деятельности: книги, энциклопедии, гербарии, коллекции животных и другое. Небольшую часть этих работ я хочу продемонстрировать!

Конечно, каждый этап заканчивается рефлексией. И вам я предлагаю написать (отразить) свое отношение и эмоциональное настроение к данному действию (собираю). Мои ребята тоже поделились впечатлениями о кругосветном путешествии. Некоторые из них я хочу зачитать.

РЕЗУЛЬТАТ:

Таким образом, в результате реализации интегрированного курса ребята в игровой форме проходят путь юного исследователя, обучаются навыкам поисковой деятельности, у них начинает формироваться поисковый и креативный (творческий) стиль мышления, стремление расширять свой кругозор и не останавливаться на достигнутом.

Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу! Надеюсь, что продемонстрированный мною реализуемый опыт Вам пригодится и поможет вам в вашей работе!

Спасибо за внимание!

САМОАНАЛИЗ МАСТЕР-КЛАССА

«Формирование навыков поисковой деятельности как фактор эффективности образования»

Цели мастер-класса:

  1. продемонстрировать технологию создания образовательного пространства, инициирующего познавательную и поисковую деятельность младших школьников;
  2. деятельностное обучение приемов и методов организации поисковой деятельности;
  3. создание возможных форм трансляции педагогического опыта

В ходе мастер-класса были созданы педагогические условия для формирования следующих универсальных учебных действий, такие как умение ставить цель, планировать деятельность, выделять главное, видеть проблему, уметь решать познавательную задачу и др.

Композиционно мастер-класс состоял из 3 этапов, где 2-й был разделен еще на 3 составляющие:

1 этап – Представление идеи

2 этап – Действенное воплощение идеи:

        а) мотивированное деление на группы;

        б) постановка и выполнение заданий;

        в) предъявление, оценка и рефлексия

3 этап – Результативность предложенного опыта

Комментирование деятельностного воплощения идеи

- Хотелось бы отметить Вашу высокую активность на этапе…….

- Очень приятно, что в работу включились все группы, с пониманием отнеслись к заданиям и удачно сумели обыграть образовательные события, которые реализуются в предложенном мною проекте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы исследовательской работы на уроках географии как фактор формирования поисковых и аналитических умений учащихся

Практика обучения в школе на сегодняшний день убедительно доказывает, что в содержании обучения существует ряд тем, которые можно и нужно давать учащимся на самостоятельное изучение, научив его предва...

"Элементы исследовательской работы на уроках географии как фактор формирования поисковых и аналитических умений учащихся"

В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться...

Выступление "Выбор УМКС – решающий фактор эффективного процесса иноязычного образования в рамках введения ФГОС основного общего образования"

За плечами многолетняя работа по очень многим российским УМК. Сейчас мы остановились на «Английском в фокусе».Почему мы работаем по этому УМК? Что нам дает этот комплекс?...

Инновационная деятельность как фактор модернизации образования

Автор рассматривает вопрос о формировании готовности учителей иностранных языков   к инновационной деятельности....

Эффективные методы проектно – исследовательской деятельности как фактор формирования творческой личности учащихся

Эффективные методы проектно – исследовательской деятельности как фактор формирования творческой личности учащихся Успех в современном мире во многом определяется способностью человека ...

Статья на тему "Формирование эмоционального интеллекта учащихся 9–х классов на уроках литературы и во внеурочной деятельности как фактора повышения эффективности обучения"

Внимание исследователей к проблеме эмоционального интеллекта связано с тем, что данный конструкт хорошо согласуется с представлениями житейской психологии и расширяет сложившиеся научные представления...