Статья "Использование модульной и модульно-блочной технологий на уроках русского языка в старшем звене"
статья по теме

Каримова Зульфия Шакирьяновна

Основная задача учителя сегодня – это воспитать компетентного ученика, способного «самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); развернуто обосновывать суждения, определять собственные отношения к явлениям современной науки». Поэтому творческий учитель всегда находится в поиске, меняет не только форму обучения, но и ищет эффективные методы обучения. Из многообразия современных образовательных технологий в качестве ведущей выделяю модульную и модульно-блочную. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_modulnoy_i_modulno.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

Использование модульной и модульно-блочной технологий на уроках русского языка в старшем звене.

Основная задача учителя сегодня – это воспитать компетентного ученика, способного «самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); развернуто обосновывать суждения, определять собственные отношения к явлениям современной науки». Поэтому творческий учитель всегда находится в поиске, меняет не только форму обучения, но и ищет эффективные методы обучения. Ведь и от применяемых методов зависит во многом успех всего образовательного процесса. Но не всегда используемый метод дает высокий коэффициент обучения, особенно если он используется один без связи с другими. Из совокупности определенным образом связанных форм и методов обучения создаются системы занятий, обладающие качествами образовательной технологии.

Из многообразия современных образовательных технологий в качестве ведущей выделяю модульную и модульно-блочную. Внедрять её в практику своей работы начала в 2006-2007 учебном году. Проводя анализ существующей по данной теме литературы, отметила, что еще в начале 70-х годов была создана концепция укрупнения дидактических единиц, при которой учебный материал предъявляется ученику крупным блоком. Причем, этот блок характеризуется не столько объемом выдаваемой информации, сколько наличием связей: взаимно-обратными мыслительными операциями, взаимно-обратными, аналогичными и трансформированными задачами. На основе этой концепции и были разработаны модульно-блочные технологии. [5].

Данная технология актуальна тем, что, во-первых, принцип работы строится на идеях развивающего обучения. Если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников, то он «находится в зоне своего ближайшего развития»[1]. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития.

Во-вторых, изучение теоретического материала реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организацией учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

В-третьих, модульное обучение обеспечивает самостоятельное прибавление дополнительных знаний к уже известным и их перенос в новые условия - ученик учится самостоятельно усваивать новый материал.

Цель модульного обучения и заключается в содействии развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного теоретического материала.[1]

В модульной технологии минимальной единицей учебного процесса может быть урок-модуль или цикл уроков - модулей. Модуль может включать в себя 1 урок, 2- 4, в зависимости от объема теоретического материала. Каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ):

1.УЭ-0-цели и задачи модуля; 2. УЭ - (п) - выходной (завершающий) контроль;

3.УЭ - (п) - рефлексия.

При работе по модульной технологии за основу беру логическую структуру урока, предлагаемую П.И.Третьяковым [4]:

Модуль

Состав

 Содержание учебного элемента

УЭ 0

Постановка целей урока

УЭ 1

Входной контроль. Повторение изученного

УЭ 2

Изучение теоретического материала по новой теме

УЭ 3

Закрепление материала

УЭ4

Самопроверка (промежуточный контроль)

УЭ 5

Осмысление (рефлексия)

УЭ 6

Экспертный контроль (выходной контроль)

Домашнее задание

Модульная технология эффективна не только при изучении новой орфограммы, но и на уроках обобщения. К X классу в сознании ученика не складывается система орфографии. Поэтому один час русского языка в X-XI классах даёт хорошую основу для систематизации, обобщения этих знаний, полученных в предыдущие годы. На таких уроках повторять правила правописания в том же виде, в каком они изучались в V-IX классах, с упражнениями того же уровня и т.д., — дело для старшеклассника неинтересное. Правила надо обобщать, предлагать в теоретически осмысленном виде. Следовательно, обобщающие занятия должны быть новым этапом в работе уже с изученным, известным, внутренне обусловленным завершением всей работы по орфографии.

На уроках обобщающего характера наиболее рациональным является принцип блокирования знаний, блоковости, который представляет классификацию материала в едином ключе. В блоке мы укрупняем единицы, логически связанные, и начинаем работать на основе модульно-блочной технологии. Структура работы на таких уроках отличается от традиционной тем, что опросы у доски сводятся до минимума; старшеклассники заводят две тетради: одну - для теоретического материала, другую, разрезанные на отдельные листы, — для контроля. Все тренировочные упражнения носят систематизирующе - обобщающий характер. На таких уроках широко применяю взаимоконтроль с последующим общим подробным корректирующим анализом. Класс может проверять работы не только своего соседа по парте, но и работы идентичного характера параллельного класса и выставлять оценки за работу на каждом уроке. [3]

В старших классах при повторении и систематизации теоретического материала по орфографии, подготовке к итоговой аттестации по форме ЕГЭ целесообразными являются такие формы обучения, как лекционно-семинарские, семинары и семинары-практикумы.

Общая структура блока такова:

Таблица №1

Содержание этапа

Задачи

1

Открытие модуля (входной контроль, постановка проблемы ). Программированная лекция

Подготовка учащихся к работе над усвоением новых знаний. Обеспечение мотивации учащихся.

Обеспечение восприятия, осмысливания.

Серия уроков-семинаров репродуктивного характера, где рассматриваются теоретические вопросы и решаются задачи обязательного уровня.

Установление правильности и осознанности нового материала. Выявление пробелов и коррекция знаний. Обеспечение усвоения новых знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

Серия уроков-практикумов,  на которых решаются задачи разного уровня.

Обеспечение усвоения способов

действий в стандартных и измененных условиях. Коррекция знаний и способов действий. Формирование целостной системы способов.

Контроль в форме зачета или контрольной работы.

Выявление качества и уровня овладения

 знаниями и способами действий.

Резюме (обобщение модуля).

Коррекция знаний и умений. Систематизация

знаний и умений. Выделение мировоззренческих идей. Определение перспективы.

Структура семинара несколько другая. [2]

Таблица №2

ВП        

ИНМ

ТМ

ИНМ

(РДО)

ОП

Кр

КОР.

Вводное

повторение

Изучение нового

материала

Тренинг-

Минимум

Дополнитель

ный

объем

Развивающее

дифференциро

ванное обучение

Обобщающее

повторение

Контрольная

работа

Урок

коррекции

Блок таких занятий состоит из 8 модулей, а каждый модуль в себя включает несколько уроков. Это типовая структура, но возможны ее варианты: членения модулей на части, выпадение каких-то модулей, появление новых. Главное - соблюсти основные принципы: целостность, дифференциация, постоянная обратная связь. Большой акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся.

Основными средствами диагностики являются текущие устные опросы или срезы, письменные контрольные работы с фиксацией и обработкой результатов, устные или письменные зачеты по окончании изучения темы. [5]

ВП

ИНМ

ТМ

ИНМ

(Доп.мат.)

(РДО)

ОП

Кр

КОР.

5

3

4

5

4

4

4

Листок контроля выглядит таким образом:

Таблица № 3

Итог выставляется на основании 3-х оценок: средняя (ОП) + контрольная работа +коррекция или 2-х: средняя (ОП) + контрольная работа или 4-х, если появились дополнительные материалы. По итогам работы учащийся может получить комплексную оценку за все модули блока или за каждый из модулей в отдельности. Все оценки вносятся в листок контроля, на основе чего простраивается мониторинг успешности.

Как известно, учет успеваемости учащихся 10—11-х классов осуществляется по полугодиям. В течение этого периода каждый из учащихся имеет право пересдать тот или иной модуль из изученных блоков в случае, если более глубоко (пo сравнению с моментом сдачи зачета) освоил материал или усовершенствовал умения и навыки. (Пересдачи осуществляю за счет часов индивидуальных занятий).

Современный урок невозможно представить без информационных технологий. На разных этапах урока по модульной и модульно-блочной технологий компьютер использую по своему усмотрению. При изучении нового материала можно теоретические схемы проецировать; в тренинге-минимуме можно компьютер использовать как обучающую машину, а в развивающем дифференцированном закреплении – как средство усиления интеллекта для групп, работающих над задачами общего и особенно продвинутого уровней.

Таким образом, при работе над повышением орфографической грамотности учащихся практика применения модульно-блочной технологии показывает, что она эффективна, вызывает интерес у учащихся и прививает им навыки самостоятельной деятельности, которые сегодня так необходимы. А также работая над теоретическими блоками, учитель концентрирует внимание учащихся на одной теме, системно дает материал, блокируя в опорные схемы.

Таким образом, работа на занятиях обобщающего типа по модульно-блочной технологии в старшем звене имеет свои положительные стороны. 

Во-первых, систематизированный теоретический материал подается учащимся крупными «порциями». В целом теоретический материал выражен компактно, экономно и в то же время доступно для учащихся. Блоковая подача теоретического материала способствует формированию у школьников представлений о системе лингвистических знаний.

 Во-вторых, по орфографическому блоку материал проще, быстрее и прочнее усваивается. Часто учащиеся пытаются по аналогии самостоятельно составлять орфографический блок. 

В-третьих, составление теоретического блока ведет к реальному сотрудничеству учащихся с учителем. Если на уроке блок составляется классом, то учащиеся чувствуют себя его создателями. 

В-четвертых, работая с блоками, учащиеся раскрепощаются (на помощь приходит справочная тетрадь, посмотрел и вспомнил, начал сомневаться — проверил). Даже слабые ученики начинают чувствовать себя увереннее. Они мыслят, активно работают.

Таким образом, модульно-блочная система -

  •  это довольно гибкая система: позволяет учитывать специфику конкретного класса, особенности учебного материала, глубину его изученности и степень усвоения учащимися;
  •  это довольно простая система: школьники четко и ясно представляют выполняемый объем работы, объем информации, который они должны усвоить; умения и навыки, которыми они должны овладеть;
  •  это довольно четкая система: в блоке объединено определенное количество постоянно повторяющихся модулей, суть и назначение которых ясны и понятны обучающемуся; каждый из модулей позволяет выработать одно из умений, являющихся объектами проверки учебных достижений школьников.

Как и в любой методике, при работе по модульно-блочной системе возникает ряд трудностей:

а) для учителя: распечатывать большое количество материала, подбирать необходимые тексты, систематизировать работу по теории, проверять большой объем письменной работы, выполненной учащимися, подбирать и готовить разнообразные задания;

б) для учащихся: сопоставлять различные источники, обобщать большой объем материала и делать выводы, составлять конспекты, правильно распределять время работы, оценивать свою работу и работу товарищей.

Но, несмотря на все эти недостатки, модульно-блочная технология помогает учителю выявить в старших классах возможности и закономерности создания оптимальных условий для учебной деятельности, обеспечить психологический комфорт, содействующий развитию способностей и общего интеллектуального потенциала учащегося.


Список использованной литературы

1

Блохин, Н.В., Травин, И.В. Психологические основы модульного профессионального ориентированного обучения. - М, 2003, с. 23. 

2

Гузеев, В.В. Организация урока в форме проблемного семинара // Народное образование- 2002- № 8. 

3

Гузеев, В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех.- М., 2004, с.11.

4

Третьяков, П.И., Сенновский, И.Б. Технология модульного обучения в школе. - М.: Издательство «Новая школа»,2001,с. 15. 

5

Шамова, Т.И. Основы технологии модульного обучения.// Химия в школе. -1995. - №2.


[1] Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении.- М., 1972, с.21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология на уроке русского языка. Закрепление материала по теме "Знаки в БСП"

Разработаны два урока по теме "БСП. Знаки в них". 1 урок  тренировочного характера на понимание и отработку правила постановки знаков препинания в БСП. Уровень сложности один, рассчитан на средне...

Модульная технология на уроках русского языка (осуществление входного и промежуточного контроля по русскому языку в 5 классе)

Справка писалась в рамках аккредитации школы. Изучение темы проводилось в модульной технологии. Надеюсь, поможет сэкономить время учителя....

Применение блочно-модульной технологии на уроках русского языка

Данная  технология  базируется на деятельностном и личностно ориентированном  подходе, опирается на теорию развивающего обучения.   Модульное занятие позволяет...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. МОДУЛЬНО-БЛОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ".

Статья посвящена использованию  модульно-блочной технологии на уроке русского языка....

Блочно-модульные технологии на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном материале описывается использование БМТ на уроках русского языка...

статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка в старшем звене"

Сегодня педагогическая деятельность должна отвечать современным требованиям образовательного процесса. Обучение иностранному языку сводится к практическому владению им на уровнях повседневного общения...