Методические рекомендации «Технология кинотерапии в рамках социально-педагогической поддержки обучающихся».
методическая разработка на тему

 

В современном  информационном обществе мощным фактором влияния на становление личности являются средства массовой информации (печать, интернет, радио, телевидение) и мультимедиаресурсы. Веяния современной  медиакультуры диктуют особенности формирования личностных и коммуникативных качеств личности детей,  оказывают влияние на формирование их сознания. Одной из задач психоло-педагогической службы является выявление проблем в эмоционально-волевой сфере детей, последующая коррекция выявленных отклонений в поведенческих реакциях подрастающего поколения. Весьма эффективным в свете рассматриваемой проблематики оказывается инновационная  педагогическая технология кинотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_kinoterapii.docx44.74 КБ

Предварительный просмотр:

Юго-Западное управление

министерства образования и науки  Самарской области

Структурное подразделение

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы с. Красноармейское м.р.Красноармейский Самарской области

Центр детского творчества

Методические рекомендации

 

«Технология кинотерапии

в рамках социально-педагогической поддержки обучающихся».

     Авторы: Полежаева Марина Валентиновна, социальный педагог

 СП ГБОУ СОШ с. Красноармейское ЦДТ;

                                     Авдонина Татьяна Николаевна, педагог-организатор

СП ГБОУ СОШ с. Красноармейское ЦДТ,

                    Гужина Татьяна Валерьевна,  методист

                                                     СП ГБОУ СОШ с. Красноармейское ЦДТ.  

с. Красноармейское, 2015 год.

Аннотация.

Социально-педагогическая поддержка детей  является особо важным звеном в сопровождении учебно-воспитательного процесса, которая осуществляется психолого-педагогической службой в образовательном учреждении. В учебно-воспитальной работе используется целый комплекс различных технологий и методик по социально-педагогической поддержке обучающихся.  Изменение социальной ситуации в современном мире приводит к тому, что многие технологии, используемые ранее, оказываются устаревшими.

В современном  информационном обществе мощным фактором влияния на становление личности являются средства массовой информации (печать, интернет, радио, телевидение) и мультимедиаресурсы. Веяния современной  медиакультуры диктуют особенности формирования личностных и коммуникативных качеств личности детей,  оказывают влияние на формирование их сознания. Одной из задач психоло-педагогической службы является выявление проблем в эмоционально-волевой сфере детей, последующая коррекция выявленных отклонений в поведенческих реакциях подрастающего поколения. Весьма эффективным в свете рассматриваемой проблематики оказывается инновационная  педагогическая технология кинотерапии.

 Кино – это не только искусство, давно известное каждому из нас, но мало кто задумывался над тем, что кино может быть ещё и лекарем души. Кино, подобно зеркалу, позволяет увидеть в героях и сюжетах фильма, самих себя, своих близких, свои поступки. Оно предлагает взглянуть на проблемную ситуацию со стороны, оценить происходящее, сделать выводы и подталкивает к принятию единственно верного для нас решения. Кинофильмы зачастую выполняют  воспитательную функцию, способствуют формированию самоидентификации личности детей.

Использованию этой воспитательной технологии в социально-педагогическом сопровождении обучающихся и посвящены данные методические рекомендации. Данная тема вызывает большой интерес и обладает высокой социальной значимостью. Методические рекомендации по использованию технологии кинотерапии могут применяться в  работе школьных психологов, социальных педагогов, методистов, учителей, педагогов дополнительного образования, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе.

Методические рекомендации могут быть использованы в системе работы служб профилактики, в сфере педагогики и детской психологии, в образовательной и воспитательной деятельности  образовательных организаций.

Рекомендации разработаны на базе СП ГБОУ СОШ с.Красноармейское Центр детского творчества, в основе которых лежит опыт работы социального педагога в области социально-педагогической поддержки детей в системе дополнительного и общего образования, в том числе в условиях сенсорной комнаты, деятельности педагога-организатора по профилактической программе асоциальных явлений «Грань», реализации авторской программы нового поколения студии «Кириллица». А также сотрудничество с образовательными учреждениями в рамках предпрофильной подготовки обучающихся и опытно-экспериментальной деятельности по теме: «Система социально-педагогической поддержки детей, воспитывающихся в приемных семьях» на базе ГОУ СИПКРО на 2014-2015 г.г. «Школа-сад - здоровая семья», и деятельности областной стажёрской площадки по теме: «Медиатворчество и детское экранное творчество в системе дополнительного образования детей».

         Авторы:

 - социальный педагог,  практикующий педагог дополнительного образования социально-педагогической направленности Полежаева М.В.;

  - педагог-организатор первой квалификационной категории, педагог дополнительного образования, руководитель студии «Кириллица» технической направленности;

 - руководитель структурного подразделения, методист Гужина Татьяна Валерьевна.

         Контактные данные:

СП Центр детского творчества ГБОУ СОШ с.Красноармейское м.р.Красноармейский, krpioner@yandex.ru

  1. Пояснительная записка

“Понимание образов, которыми живёт, питается, развлекается человек, означает знание того, “кто он есть”, “что он собой представляет”; это знание можно использовать и для лечения человека, и для содействия его дальнейшему росту”                                                                                      Антонио Менегетти

Актуальность: 

Став неотъемлемой частью современной жизни, кинематограф формирует собственную виртуальную реальность, оказывающую всё возрастающее воздействие на мировоззренческие позиции человека, на его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Однако в школьных программах искусству кино почти не уделяется внимания. Личностный опыт общения подростка с миром кино складывается вне стен образовательного учреждения и зачастую под воздействием случайных факторов.

Понятие «Кинотерапия»

Кинотерапия - это просмотр популярных художественных кинофильмов с последующим обсуждением в группе. Всегда увлекательный творческий процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после фильма. 
Кинотерапия - это творческий процесс самопознания, вслед за которым возникает возможность перехода к сознательной коррекции своих действий.
Кинотерапия помогает людям лучше понимать себя и окружающих, учит управлять своей жизнью.

Цели кинотерапии: 

  • Развитие эмоциональной сферы. Эмоциональное переживание (отреагирование) и проживание участниками актуальных на данный момент жизни ситуаций и проблем, обучает навыкам эмпатии, определения собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению (или киногероя) ;
  • Развитие навыков решения проблем. Переживание психологических проблем.
  • Снятие стресса. Позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и спонтанности в поведении.
  • Самоанализ. Осознание и переосмысление себя и своих целей, действий, чувств, потребностей.

Цель методических рекомендаций – обнародовать инновационный подход к использованию технологии кинотерапии в социально-педагогическом сопровождении обучающихся, оказать методическую помощь педагогам-практикам.

Направления применения:

  • профилактика асоциального поведения, агрессивности, депрессивных состояний;
  •     преодоление страха, одиночества, навязчивых мыслей и действий, опустошенности и суицидального поведения, кризисов и жизненных неудач, нерешительности и потери жизненных ориентиров, потери ощущения полноты жизни;

Целевая аудитория: дети школьного возраста,  в том числе дети из социально-неблагополучных семей, опекаемых и приёмных семей, состоящие на учёте в ОБД, КДН, ОДН и других служб профилактики.

Формы работы при использовании технологии кинотерапии: рекомендуется использовать индивидуальный подход в работе и более сложные формы в применении – работа в группах (кинолектории).

Ожидаемые результаты: овладение методикой использования технологии кинотерапии для решения вопросов в социально-педагогическом сопровождении обучающихся, повышение эффективности работы социально-педагогических служб по достижению запланированных целей.

  1. Содержание

Каждый человек видит и интерпретирует  фильмы по-своему, через призму своего жизненного опыта, психологических особенностей, ценностей и отношения к миру. Фильмы открывают удивительный мир, где человек может прожить любую жизнь и испытать любые чувства, оставаясь при этом защищенным темнотой зрительного зала.

Понимание содержания фильмов позволяет человеку переосмысливать собственный внутренний мир, расширять возможности сознания.

Фильм - это своего рода метафора, в которой можно увидеть отражение определенной жизненной ситуации. Он позволяет со стороны посмотреть на собственные трудности. Чтобы оказывать терапевтическое действие, сюжет фильма должен иметь сходство с  реальной ситуацией  и предлагать продуктивный выход из нее.

Технология кинотерапии

  • осознание и принятие проблемы;
  •  определение возможных причин возникновения проблемы;
  •  определение внутренних ресурсов для преодоления трудной ситуации;
  • открытие новых перспектив при разрешении проблемной ситуации;
  •  мотивация к принятию осознанного и взвешенного решения.

Преимущества использования технологии кинотерапии:

Общедоступность способа профилактики нарушений детско-родительских отношений и поведенческих  отклонений среди детей и подростков. Эффективность использования данной технологии  достигается за счет таких качеств, как:
 наглядность;
 легкость подачи и объяснения материала;
 видео задействует визуальный канал восприятия изучаемого материала, значительно повышая его запоминаемость.

Методика использования технологии кинотерапии

     I этап – подготовительный.

Подготовка к проведению занятия заключается в выборе фильма и в составлении программы проведения занятия. Организатор обязательно заранее просматривает фильм и анализирует его, чтобы избежать непредвиденных реакций. Фильм должен являться высокохудожественным произведением, должен иметь строгую и четкую тематическую линию. Выбирать лучше такой фильм, который по времени не превышает 120 минут.  Фильм должен соответствовать целям кинотерапии.  

II этап — просмотр фильма.

Просмотр фильма, во время которого внимание участников обращается на:

  • образы и стили поведения героев фильма, которые им неприемлемы;
  •  позитивность или негативность динамики фильма и музыки;
  • эмоциональные и физиологические переживания;
  • стереотипы, которые разыгрываются героями.  

III этап (заключительный) — обсуждение фильма. 

Высказываются все желающие, сообщая о том, что запомнилось из фильма, что вызвало наибольшее впечатление. Особое внимание при обсуждении фильма уделяется главным героям, анализируются чувства, мысли, реакции, которые вызвали у участников те или иные персонажи. Промежуток между просмотром и обсуждением, как правило, не должен превышать 20 минут.

Структура восприятия фильма   (по В.Р. Шмидт).     Таблица 1. 

Опыт

Я на месте героя

Герой на моем месте

Восприятие и внимание (поведение героев, взаимоотношения, вербальные и невербальные сигналы, выражение отношения через поведение, переживания героев)

Как я понимаю чувства героя, по каким признакам я распознаю то или иное переживание героя? Разделяю ли я чувства героя или нет?

Что я чувствую по поводу... (название того или иного эпизода)?

Кто мне нравится, а кто нет? С кем сравнивать себя не очень хочется?

Герои, которые мне нравятся (или не нравятся), они чем-то похожи на меня или нет?

Мои эмоции в отношении фильма, в какие моменты реальной жизни я испытывал сходные чувства?

Понимание поведения, рефлексия (осознание движущих сил героев)

Как герой понимает ситуацию в фильме, и как я понимаю ситуацию?

Совпадает ли восприятие героя с мнением авторов фильма, и присутствует ли в фильме четкая позиция его создателей?

Почему именно с этими героями я сравниваю себя?

Каковы побуждающие силы и ресурсы героев? Что в них такого, что и мне не помешало бы? Что мне никогда не приобрести? Могу ли я принять такое ограничение?

Исполнение задуманного (способ действия, окружение героев и роль окружения в достижении целей)

Какие приемы героев фильма меня привлекают?

Какие действия героев обнаруживают проблемы, присущие и мне?

Как герой меняет способы действия, и могу ли я измениться как он?

Какие проблемы моей жизни наиболее близки тематике фильма?

Какие приемы героя фильма доступны и мне?

Как герой смотрел бы на мои проблемы?

Типичные ошибки: групповая дискуссия о просмотренном фильме может содержать в себе опасность ухода на искусствоведческие темы. Это одна из ловушек кинотерапии: вместо обращения к собственным чувствам и переживаниям, участники будут обсуждать игру актеров или режиссерские промахи. В этом случае очень важно помнить о целях кинотерапии и возвращать к ним группу.

Области применения

  1. Кинофильм как средство эффективной саморегуляции.
  2. Кинофильм как вспомогательный дидактический материал в учебном процессе.
  3. Кинофильм как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений.

  1. Список литературы

  1. Список фильмов, составленный на основе

рекомендаций психологов

Когда нехватает решимости, чтобы достичь цели: «Король говорит», «Билли Эллиот», «Побег из Шоушенка», «Эрин Брокович», «Беги, Лола, беги», «В погоне за счастьем», «Крепкий орешек», «Куда приводят мечты», «127 часов», «Чужие», «Нокдаун», «Миллионер из трущоб».  

Когда мучаешься чувством вины: «Мосты округа Мэдисон», «Пианино», «Натали», «Зависть богов», «Мех: воображаемый портрет Дианы Арбус», «Инди».

При плохом настроении и подавленности: старое доброе советское кино - «Любовь и голуби», «Служебный роман», «Покровские ворота», «Тот самый Мюнхаузен», мультфильмы - «Ледниковый период», «Рапунцель: запутанная история», «Кунг-фу панда», «Валли-И», фильмы - «Амели», «Кофе и сигареты».  

Когда мир кажется жестоким, а жизнь бессмысленной: «Форрест Гамп», «Монолог», «Собачье сердце», «Заплати другому», «Маленькая мисс Счастье», «Сохраняя веру», «Жизнь прекрасна», «Сирота казанская».  

Когда хочется перемен: «Хороший год», мультфильм «Вверх», «Достучаться до небес», «Трасса 60», «Красота по-американски», «День сурка», «Умница Уилл Хантинг», «Изгой», «Лучше не бывает», «Внутри себя я танцую».

В детских коллективах младшей возрастной ступени лучше использовать для просмотра мультипликационные фильмы. Для кинотерапии в подростковой среде подходят фильмы режиссеров: Феллини, Антониони, Куросавы, Хичкока, Тарковского, Чухрая, Михалкова, Рязанова и др. Рекомендуем к просмотру фильм «Чучело» Р.Быкова.

  1. Список фильмов, рекомендованный Министерством культуры Российской Федерации, к просмотру в школах для формирования эстетических взглядов детей.

Проект списка «100 фильмов»

1. А если это любовь? – Ю.Райзман, 1961

2. А зори здесь тихие – С.Ростоцкий, 1972

3. Адмирал Нахимов – В.Пудовкин, 1946

4. Айболит-66 – Р.Быков, 1966

5. Александр Невский – С.Эйзенштейн, 1938

6. Андрей Рублев – А.Тарковский, 1966

7. Аэлита – Я.Протазанов, 1924

8. Баллада о солдате – Г.Чухрай, 1959

9. Бег – А.Алов, В.Наумов, 1970

10. Белеет парус одинокий – В.Легошин, 1937

11. Белое солнце пустыни – В.Мотыль, 1969

12. Белорусский вокзал – А.Смирнов, 1970

13. Берегись автомобиля – Э.Рязанов, 1966

14. Бесприданница – Я.Протазанов, 1936

15. Бриллиантовая рука – Л.Гайдай, 1968

16. Броненосец «Потемкин» - С.Эйзенштейн, 1925

17. В бой идут одни «старики» – Л.Быков, 1973

18. В огне брода нет – Г.Панфилов, 1968

19. Веселые ребята – Г.Александров, 1934

20. Внимание, черепаха! – Р.Быков, 1969

21. Война и мир – С.Бондарчук, 1965-1967

22. Волга-Волга – Г.Александров. 1938

23. Восхождение – Л.Шепитько, 1976

24. Гамлет – Г.Козинцев, 1964

25. Дама с собачкой – И.Хейфиц, 1960

26. Дворянское гнездо – А.Кончаловский, 1969

27. Девять дней одного года – М.Ромм, 1961

28. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен – Э.Климов, 1964

29. Доживем до понедельника – С.Ростоцкий, 1968

30. Друг мой, Колька! – А.Салтыков, А.Митта, 1961

31. Дядя Ваня – А.Кончаловский, 1977

32. Ёжик в тумане – Ю.Норштейн, 1975

33. Живые и мертвые – А.Столпер, 1963

34. Застава Ильича (Мне двадцать лет) – М.Хуциев, 1964

35. Звезда – А.Иванов, 1949

36. Земля – А.Довженко, 1930

37. Зеркало – А.Тарковский, 1974

38. Золушка – Н.Кошеверова, М.Шапиро, 1947

39. Иван Грозный (1-2 серии) – С.Эйзенштейн, 1944-1946

40. Иваново детство – А.Тарковский, 1962

41. Иди и смотри – Э.Климов, 1985

42. Илья Муромец – А.Птушко, 1956

43. История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж – А.Кончаловский, 1967

44. Калина красная – В.Шукшин, 1973

45. Ключ без права передачи – Д.Асанова, 1976

46. Королевство кривых зеркал – А.Роу, 1963

47. Красные дьяволята – И.Перестиани, 1923

48. Крылья – Л.Шепитько, 1966

49. Курьер – К.Шахназаров, 1986

50. Летят журавли – М.Калатозов, 1957

51. Маленькая Вера – В.Пичул, 1987

52. Марья-искусница – А.Роу, 1959

53. Мать – В.Пудовкин, 1926

54. Машенька – Ю.Райзман, 1942

55. Месть кинематографического оператора – В.Старевич, 1913

56. Мечта – М.Ромм, 1941

57. Молодая гвардия – С.Герасимов, 1948

58. Монолог – И.Авербах, 1972

59. Морозко – А.Роу, 1964

60. Начало – Г.Панфилов, 1970

61. Не горюй! – Г.Данелия, 1969

62. Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков – Л.Кулешов, 1924

63. Неоконченная пьеса для механического пианино – Н.Михалков, 1976

64. Несколько дней из жизни И.И.Обломова – Н.Михалков, 1979

65. Неуловимые мстители – Э.Кеосаян, 1966

66. Новый Гулливер – А.Птушко, 1935

67. Обыкновенный фашизм – М.Ромм, 1966

68. Они сражались за Родину – С.Бондарчук, 1975

69. Освобождение – Ю.Озеров, 1972

70. Охота на лис – В.Абдрашитов, 1980

71. Пацаны – Д.Асанова, 1983

72. Петр Первый – В.Петров, 1937

73. Печки-лавочки – В.Шукшин, 1972

74. Пиковая дама – Я.Протазанов, 1916

75. Плохой хороший человек – И.Хейфиц, 1973

76. Подвиг разведчика – Б.Барнет, 1947

77. Покаяние – Т.Абуладзе, 1984

78. Подранки – Н.Губенко, 1976

79. Проверка на дорогах – А.Герман, 1972

80. Путевка в жизнь – Н.Экк, 1931

81. Радуга – М.Донской, 1943

82. Республика Шкид – Г.Полока, 1966

83. Семеро смелых – С.Герасимов, 1936

84. Смелые люди – К.Юдин, 1950

85. Стенька Разин (Понизовая вольница) – В.Ромашков, 1908

86. Сто дней после детства – С.Соловьев, 1975

87. Собачье сердце – В.Бортко. 1988

88. Судьба человека – С.Бондарчук, 1959

89. Тихий Дон – С.Герасимов, 1957-1958

90. Утомленные солнцем – Н.Михалков, 1994

91. Холодное лето пятьдесят третьего – А.Прошкин, 1987

92. Чапаев – Г. Васильев, С.Васильев, 1934

93. Человек с киноаппаратом – Д.Вертов, 1929

94. Чужие письма – И.Авербах, 1975

95. Чук и Гек – И.Лукинский, 1953

96. Чучело – Р.Быков, 1983

97. Школьный вальс – П.Любимов, 1978

98. Щит и меч – В.Басов, 1968

99. Юность Максима – Г.Козинцев, Л.Трауберг, 1934

100. Я шагаю по Москве – Г.Данелия, 1963

  1. Ссылки на литературные источники
  1. Быстрицкий О. Терапия киноискусством. Методы повышения психологической компетенции педагогов // Школьный психолог.-2007. -№03.- с.18-22
  2.  Руднева А.Е. Изучение особенностей  влияния отечественных и зарубежных мультфильмов на агрессивность подростков.
  3. Шмидт В. Р. Организация тренингов на основе мультфильмов.
  4. Шмидт В. Р. Кинотерапия в школе // Справочник классного руководителя, 2007. т.№ 12.-С.34-46
  1. Интернет-ресурсы:
  1. http://www.lichnost-center.ru/ 
  2. http://www.family2chi ldren.ru/
  3. http://legendikino.narod.ru/kinoterapiya.html
  4. http://www.art-in-school.ru/
  5. http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/11/10/vozmozhnosti-kinoterapii-dlya-povysheniya-psikhologicheskoy
  6. http://davaiknam.ru/text/sbornik-materialov-pervih-pedagogicheskih-chtenij-imeni-v-v-ne-page-14
  7. http://irsu.info/material/tsennosti-i-smy-slozhiznenny-e-orientatsii-kinoterapiya-dlya-podrostkov-na-osnove-fil-ma-madagaskar/
  8. http://kinoterapia.info/wp-content/uploads/2015/03/16013101247.pdf
  9. artek.orginformation/Artek…e-magazine/RUDNEVA.doc
  10. http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/07/08/sotsialno-psikhologicheskaya-reabilitatsiya-detey-i
  11.  agrotechn.narod.ruciot/file/zdorovie/KINO…
  12. http://www.vashpsixolog.ru/self-regulation/89-ways-sel/324-kinoterapiya
  13. http://zadocs.ru/psihologiya/58768/index.html?page=6
  14. http://mkrf.ru/press-center/news/spisok.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактической работы в рамках системы ППМС-поддержки обучающихся с ОВЗ.

    Содержание образовательного процесса в нашей школе — это сложная система деятельности (общая, творческая, гражданская) учителей, воспитателей и воспитанников, направляемых педагог...

МОДЕЛЬ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА

Описывается производственно - педагогический кластер как эффективное средство социализации обучающихся...

Методическая рекомендация "Как педагогу обобщить опыт по развитию компетенции обучающихся в рамках реализации образовательной программы"

В данной разработке  автор  предлагает педагогам  художественной направленности рекомендации  по подготовке к выступлению на семинарском занятии "Методы содействия развитию...

Методическая разработка "Методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся"

В методической разработке представлены методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся....

Методические рекомендации по использованию конструктора R:ED PRO+ с обучающимися 13-14 лет на уроках технологии

Данные методические рекомендации предназначены учителям технологии, педагогам дополнительного образования.Методические рекомендации окажут практическую помощь в организации конструктивной деятельности...