Методы или приемы работы с понятиями на уроке биологии
презентация к уроку на тему
В данной призентации раскрывается технология способа диалектического обучения при работе с понятиями на уроке биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_ili_priemy_raboty_s_ponyatiyami.pptx | 663.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План темы Тезаурус слова «Понятие» или « термин» Классификация биологических понятий Категории специальных понятий Состав понятия Методы или приемы работы с понятием на уроке биологии
Тезаурус слова «понятие » или «термин» Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам . ( Философский словарь. — СПб. 1911. — С. 205 ) Научные понятия — это слова, которые ребёнок узнаёт в школе, термины, встроенные в систему знаний, связанные с другими терминами . ( Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. Гл. 5; Сахаров Л. С. О методах исследования понятий. «Психология », 1930) Термин - единица конкретной терминологической системы, поэтому терминология-это система взаимосвязанных терминов, обозначающих систему понятий какой-либо области знаний . Термин , как правило, выполняет две функции: служит названием понятия и отражает содержания понятия.
Классификация биологических понятий Группы понятий Определение группы Примеры Простые Первичные понятия, соответствующие отдельным элементам основных наук. Фотосинтез Смежные Более обобщенные понятия включающие в себя ряд простых Лист-орган цветкового Смежные включающие в себя ряд растения. Специальные Понятия развивающиеся в пределах одного школьного курса. Понятия о растительном организме, об организме человека Общебиологические Сквозные понятия, включающие знания о биологических закономерностях строения, жизнедеятельности и развития живой природы Обмен веществ и превращение их энергии, эволюционное развитие мира
Категории специальных понятий
Фрагмент сборника понятий по теме «Цветок и плод» № п / п Понятие Содержание Объем 1 Цветок Сложный орган растения, состоящий из цветоножки, цветоложа, околоцветника, тычинок и пестика. Видоизмененный укороченный побег, развивающийся из цветочной почки. По наличию околоцветника 1.1. С околоцветником 1.2. Без околоцветника Околоцветник Совокупность чашечки и венчика По строению 1.1. Простой 1.2. Двойной Простой околоцветник Околоцветник, в состав которого входят листочки только одного типа Например: щавель Двойной околоцветник Околоцветник в состав которого входят чашелистики и лепестки Например: вишня Без околоцветника Растения, цветки которого лишены околоцветника Например: ива плакучая
Осведомленность Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа: Главная часть цветка … Односемянные плоды (костянка) имеет …
Определение понятий Отметьте знаком «+» правильное содержание понятий, знаком «-» неправильное
Деление понятия Найди лишнее понятие и объясни свой выбор
Обобщение понятий Обобщите понятие, указав ближайшее родовое понятие
Аналогия Из трех понятий, указанных под буквами А, Б, С, выпишите только одно, которое находится в том же отношении, что и в паре исходных понятий
Отношения между понятиями. Круги Эйлера. Отразите отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера А – завязь; Б – пестик; В – цветок; Г – плод.
Найти противоположность Сочный Многосемянной Невскрывающийся Зерновка Цепляющиеся Рогоз Черемуха Односемянной Костянка Сухой Мятлик Летучие Лопух Вскрывающийся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приемы работы с текстом на уроках биологии и географии"
В данной статье описаны приемы работы с текстом, необходимые при формировании УУД. В основе представленных приемов лежат технологии развития критического мышления с небольшими изменениями, позволяющим...
Мастер-класс на тему “Методические приемы работы с текстом на уроках биологии в основой и старшей школе ”
Работа содержит методические приемы работы с текстом...
Приемы работы с текстом на уроках биологии с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации
Современные дети мало читают, что приводит к обедненному словарному запасу, неумению правильно и четко выразить свои мысли, не могут работать с большим объемом информации, где есть не только информаци...
Инновационные методы и приемы работы с учащимися на уроках профильного труда (швейное дело)
Инновационные методы и приемы работы на уроках профильного трудаУчителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. Мы все с вами разные. Но есть что-то, что нас всех объединяет – это ст...
Разработка мастер-класса с применением приемов работы с обучающимися на уроках биологии.
Представлена разработка мастер-класса по теме "Новые подходы в обучении биологии"...
Мастер-класс на тему “Методические приемы работы с текстом на уроках биологии”
Мы всегда с вами говорили о такой проблеме: дети не умеют работать с текстом, не умеют читать, невнимательно читают. Сейчас в условиях новых ФГОС – эта проблема еще более актуальна....