Педагогические технологии "Мастерская"
статья на тему

Гущина Лариса Александровна

Педагогические технологии "Мастерская"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская, или Ателье (от французского atelier) появилась в практике отечественной школы в результате деловых контактов педагогов России и  группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН – это сокращённое название «Французской Группы Нового Образования»  

        Теоретическая  концепция и практика ЖФЭН сейчас активно используется в Москве, Санкт – Петербурге, Саратове, Петрозаводске, Кемерово, Екатеринбурге, Вятке, Челябинске и др. городах  России, а также в Белоруссии и в Украине.

        Ведущие идеи этой целостной и оригинальной педагогической  системы  можно кратко представить в следующих основных положениях:

  1. «Вызов традиционной педагогике».
  2. «Все способны».
  3. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.
  4. Интенсивные методы обучения и развития.
  5. Новый тип педагога.
  6. Пафос изложения педагогических идей и точный расчёт педагогического воздействия.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ - это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической  философии и, прежде всего, философии образовательных целей:

  1. Не формировать гармоничную личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающего;
  2. Не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного  знания, для создания своего цельного образа мира;
  3. Не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
  4. Не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального  и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право  на сотрудничество.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ позволяет решить задачи:

  1. Личностного саморазвития;

Б. Образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

В. Функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;

Г. Культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;

Д. Социальной компетенции: коммуникативных навыков и  ответственности за знание.

        ЭТАПЫ РАБОТЫ МАСТЕРСКОЙ:

  1. Индуктор. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников.
  2. Создание творческого продукта, индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деструкционной и реконструкционной деятельности, на рассогласовании избранных для работы материалов. Последующая реконструкция из полученных разрозненных частей, единиц позволяет создать целостное новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам работы в мастерской.
  3. Социализация, то есть предъявление созданного  продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка работ творческого характера, демонстрация иллюстративного материала с комментариями и т. п.), соединение индивидуальных материалов, коллективная работа.
  4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного  запроса (выстраивание новых проблем).
  5. Поисковая деятельность, направленная на получение новой информации, её обработка.
  6. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы в рамках групповой или индивидуальной работы.
  7. Социализация
  8. Общая рефлексия или выход на новую систему проблем.

ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ВЕДЕНИЕ МАСТЕРСКОЙ.

  1. Ценностно – смысловое всех  равенство участников, включая мастера – руководителя.
  2. Право каждого участника на ошибку.
  3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.
  4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что даёт ощущение внутренней свободы:

- право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);

- право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);

- право не учавствовать на этапе предъявления результата.

5)       Большой элемент неопределённости (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.

6)       Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

- диалоги участников мастерской

- диалоги отдельных групп

- диалог с самим собой

- диалог с научным или художественным авторитетом.

7) Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.

8) Решительное ограничение участие, практической деятельности мастера – руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.

ВЫВОДЫ:

Итак, мастерская – одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из её участников в «самостроительство» своих знаний  через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.

В мастерской с её участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим учениками, но и созданием  того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного  открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.

Работа педагогической мастерской будут тем успешнее, чем полнее каждый из её участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей.

Безоценочность рождает большую проблему перед учителем: как подвести итог, как выставить оценки за урок, за четверть? Завучи требуют повышения качества,  анализируют «накопляемость» оценок по классам…

Я на уроках применяю систему лицевого счёта, которая действует не на каждом уроке, но действует безотказно. Отличившиеся активностью, самостоятельностью мышления, суждений, критическими и логическими выводами и высказываниями получают баллы и заносят их в свои «лицевые счета, и, подводя итог в конце урока, «5» получает тот, «кто, работая не покладая рук»,  набрал максимальный балл.

Лицевой счет – это элемент игры. Начинаем изучать новый предмет в 5 –ом классе. Предмет  по своему содержанию не очень трудный, на первый взгляд, но и не простой, требующий внимательного изучения общественных явлений, собственного отношения  к проблемам жизни общества, страны.

Лицевой счёт  помогает концентрировать внимание, не отвлекаться на посторонние разговоры, постоянно следить за происходящим на уроке процессом и не только следить, но и принимать непосредственное участие, зарабатывая баллы.

Обучающиеся 6 -7 -8 классов уже привыкли заносить свои баллы в конец тетради в лицевой счет.

Параллельно я сама веду лицевой счёт на доске, чтобы учащиеся могли сверить свои записи. Итог за урок подвожу – максимальные баллы – это максимальная оценка, если по каким-то причинам не получилось у ученика набрать должное количество баллов  - ставлю «четверку». «Троек и двоек» на уроке, работая с лицевым счётом,  я не ставлю, тем самым оставляю стимул для ребёнка совершенствовать свои знания, умения,  активно работая, приобретать навыки, компетенции.

Многие из обучающихся понимают, что заработать «пятёрку» можно выполняя максимально большее количество заданий, включая  часто и домашнее упражнение, письменную работу, устный ответ на вопросы после параграфа.

Неудовлетворительные отметки, конечно же, на уроке существуют, но они, как правило, выставляются тем, кто элементарно не прочитал дома материал,   не смог  выполнить письменной зачетной  работы, допустил множество ошибок в  контрольной.

Я считаю, что уроки обществознания не направлены на механическое зазубривание, не на пополнение памяти, поэтому стараюсь, чтобы смогли выступить все желающие, сказали все свое мнение, привели все свои примеры, бывает, даже и ошибочные. Но зато  у учащихся исчезает страх перед ответом, они учатся анализировать, дополнять, самостоятельно формулировать определение, не пользуясь текстом учебника, обязательно делать выводы

Проблем хватает. Работая достаточно давно по этой системе, я стала замечать -  появились случаи обмана, правда я стараюсь их пресекать,  и в этом мне помогают сами ученики. Лет пять тому назад  такого просто не было.  Дети, сегодня, стали менее наивными и более наглыми, менее добрыми и более циничными. Работают не для знаний, а больше ради оценки, не стараются исправить или дополнить свои знания,  не дают высказаться своим одноклассникам, не слушают и не хотят  слышать, часто просто оскорбляют, если кто-либо опередил  и сказал ответ.

Появились ученики, которые не хотят работать на всех, стараются единолично без группы, без сотрудничества обойтись на уроке (в 5а классе).

Есть и такие, которых не хотят видеть ни в одной группе ( в 7б, в классах).

Есть и слишком «взрослые», чтобы заниматься таким «детским  садом» ( 8а класс).

Старшеклассники уже не записывают в свой лицевой счёт баллы, хотя я продолжаю многие уроки  проводить, используя технологию «педагогических мастерских». Совсем недавно учащиеся 11а класса вспомнили про балы с ностальгией «что-то давно мы баллы не зарабатывали!»

 Темы, изучаемые на уроках, расширяются и углубляются, сложнее становиться  не только  материал, но и  формы  организации учебной деятельности. Часто я практикую занятия – лабораторные работы с текстами учебника, Конституцией РФ. Семинары по отдельным темам.

 Раздаю карточки для работы в группах, рабочие листы, содержащие  разные по сложности задания, многовариантные тесты, содержащие разные уровни сложности. Оценивание этих работ происходит по схеме ЕГЭ, т.е  обучающие знают, что за каждый  правильный вариант ответа предусмотрен 1 балл, тесты повышенного уровня сложности, оцениваются в 2 балла,  кроме тестовых заданий предусмотрены задания  с полным свободным ответом, а также написание эссе, которое оценивается в 5 баллов. Кстати, эссе начинаем писать уже  с седьмого класса, у многих неплохо получается (например, нынешний 7- а класс пишет довольно прилично). Оценка за этот вид деятельности может быть и «один и два балла», но это принятые баллы в системе ЕГЭ. В итоге баллы суммируются и, ученики,  получившие 100-80% правильных ответов, получают оценку «отлично»,  79 – 60%  получают оценку «хорошо», 59 – 50% оценку «удовлетворительно». Может, кому-то покажется слишком высокая планка для «тройки», но как показывает практика это оправдано – экзамен по обществознанию  выбирают многие учащиеся школы, но не все качественно к нему готовятся.

Не хочу, чтобы расслаблялись, часто практикую задания на воспроизведение ситуаций из реальной жизни, событий увиденных в выпусках новостей. Примеры в таблицах, на лабораторных занятиях, в эссе должны быть исторического, литературного, повседневного плана, а не фантазиями.

Таким образом, разнообразие заданий и форм работы на уроке обществознания, разные виды оценивания позволяют мне достаточно удовлетворительно готовить  обучающихся к сдаче ЕГЭ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестация педагогических работников в педагогических учреждениях

Это разработка семинара заместителей директоров...

Педагогическое наследие : выдающиеся педагоги и педагогические школы. Педагогические открытия Льва Толстого

Презентация была представлена на школьном педагогическом совете в рамках серии выступлений по теме:«Педагогическое  наследие: выдающиеся  педагоги  и  педагогические  шк...

МБОУ ДПО (ПК) С «Межшкольный методический центр», г. Добрянка Пермский край РФ Профессиональное педагогическое объединение «Педагогическая студия «СЕНТЯБРЬ» IV-Я ОТКРЫТАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

Национальный Идеал. Понятие «идеал» все чаще звучит в педагогической среде, выражение «национальный воспитательный идеал» становится устойчивым оборотом в современном образовании. А возможна ли замена...

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."

В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....