Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения
статья на тему

Коннова Наталья Борисовна

Данный материал представляет собой сообщение  педагога, которое можно будет  подготовить  на заседание ШМО или педсовета. Это актуальная тема  по созданию благоприятной атмосферы  в классном коллективе, на уроках для комфортного пребывания учащихся, для эффективного обучений детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения

  «Ничему меня не научит  То, что тычет, талдычит  И жучит…»

   Как сделать так, чтобы ученику на уроке было комфортно,  чтобы он не боялся идти на урок, как это зачастую бывает, а шел на него с удовольствием, чтобы у учеников были глубокие и прочные знания? Нужно создать на уроке доброжелательную атмосферу, то есть психологический климат для ребенка. И создать ее должен педагог совместно с детьми.  А как его создать? Об этом мы с вами сегодня и поговорим.

   Ведь  планируя свою деятельность, учитель должен помнить о том, что, от того, насколько комфортно чувствует себя ребенок на уроке, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит педагогическим методикам и личности учителя, его взаимоотношению с учащимися. Это особенно значимо в нашей учебном заведении, так как в 10 класс ребята приходят  обучаться из соседнего села, а также  из разных школ   города и района. И в первую очередь перед ними стоит задача адаптироваться к условиям пребывания в  школе. И вот здесь то одной из главных составляющих психологического комфорта и является комфорт на уроке. Ребята попадают в совершенно новые для них условия, когда  атмосфера, состояние класса зависит, прежде всего, от учителя.  Давайте остановимся  на  принципах психологического комфорта: учеба должна давать детям радость; протекать на фоне положительных эмоций; исключать психотравмирующие ситуации.

  Многие специалисты считают, что такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, стали чаще присутствовать в психологических портретах школьников. А напряженность, эмоциональный дискомфорт приводят к снижению работоспособности, а, следовательно, и успеваемости, теряется  интерес к учебе.

     Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения. Затем нужно выбрать методы и приемы.  Применив метод и не получив ожидаемого результата, учитель часто начинает обвинять в этом ученика: не способен, не подготовлен, нет внимания и т. д. А сам-то он виноват напрямую, значит где-то не досмотрел, не доглядел, что-то сделал не так или пошло что-то неправильно.

 Или учитель, применяя непригодный в данной ситуации и к данному ученику метод, не понял этого. Понятие «заслуженный собеседник» предложенный нам А.А. Ухтомским, надо понимать так: «Учитель, ты будешь понят только тогда, когда сам поймешь ученика». Для этого учитель должен быть не только предметником, носителем науки, но и  хорошим психологом. Ставьте себя на место ученика и проверяйте: хорошо ли детям.

 Итак, давайте обратимся к словарю и посмотрим, что означает слово "комфорт".Работая в детском коллективе любого возраста, необходимо это четко знать:

Комфорт — заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский)

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегов)

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность: Психологическая Интеллектуальная Физическая

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Источником психологической комфортности является:

положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;

доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.

Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.

Каждый раз, начиная работать с новым 10 классом, необходимо составить представление:

• о личностно-психологических особенностях каждого учащегося;

• о соотношении способностей и обучаемости каждого;

• о мотивации отношения к учебному процессу;

• о взаимоотношениях между ребятами в классе;

• о семье ученика

Для этого необходимо тесное сотрудничество с психологом, воспитателем, классным руководителем.

Создание атмосферы психологической поддержки в классе (психолог Карл Роджерс):

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.

3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.

6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия.

8) Он должен открыто выражать группе свои чувства.

9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

 Существует много методов, способ, хочу  предложить технологию, приемы общения (Д. Карнеги):

1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.

4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.

5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

А еще, как и в жизни, уважаемые педагоги, нужно взять за основу, как закон, знать и выполнять золотые правила комфорта на своих уроках, занятиях и внеклассных мероприятиях.

Золотые правила психологического комфорта на уроке

Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).

Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

    Руководствуясь советами по созданию психологического комфорта на уроке нужно помнить, что формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношение учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций и т. д. Та к пусть доброжелательная атмосфера станет спутником  вашей деятельности! И результат не заставит себя ждать. Ведь из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней  ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания (презентация)

Презентация к педсовету. Из презентации я удалила слайды, на которых информация представлена по учителям с конкретными фамилиями....

Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Э...

Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения

Создание психологического комфорта на уроках иностранного языка как условие эффективного обучения...

Психологический комфорт в школе и на уроках – важное условие эффективности обучения и воспитания

Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всесторонне...

Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности

Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности...

Материалы к педагогическому совету :создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности

Презентация и текст выступления на педагогическом совете "Создание психологического комфорта как условие развития личности"....