Главные вкладки

    Психологический комфорт в школе – важнейшее условие эффективности обучения и воспитания
    материал

    Выступление на педагогическом совете.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Психологический комфорт в школе – важнейшее условие эффективности обучения и воспитания

             Уважаемые коллеги, наш педсовет  мне хотелось бы начать с психологической разминки.

     «Сядьте удобнее,  расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно».

    (На фоне музыки)

    Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

    Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

    Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, в этом кабинете, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы поработаем на нашем педсовете.
            Я не зря начала свое выступление с психологической разминки. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе. Поэтому  мы сегодня поговорим о психологическом комфорте.  

    «Школа – второй дом», - как часто мы слышим эти слова. Однако, принимая эти слова за аксиому, мы порой не задумываемся о том, как нужно строить жизнь в школе, чтобы она действительно стала вторым домом для каждого, перешагнувшего её порог.

    Психологический климат – так можно определить важный фактор, отличающий хорошую школу: здесь должно быть комфортно всем, такую школу не захочется ни сравнивать с какой – либо другой, ни стремиться побыстрее сменить место учебы (если говорить об учениках)  или работы.

    Психологический комфорт  в  школе – важнейшее условие эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого, кто переступает порог образовательного учреждения. Создать в образовательном учреждении атмосферу сотрудничества, сотворчества, выстроить основы, необходимые для содружества взрослых и детей, – непростая  задача, посильная лишь команде неравнодушных и творческих педагогов, которые знают законы психологии и хотят научить детей использовать их в своей жизни.

    Миссия школы может быть реализована только в условиях личностного подхода в образовании:

    А) ученик – основной объект заботы учителя;

    Б) воспитание и обучение без уважения к ученику – подавление;

    В) школа хороша, если в ней хорошо всем участникам образовательного процесса: и детям и учителям.

             Как же создать в образовательном учреждении атмосферу комфорта и доброжелательности?  Как научить жить в ладу собой, являясь  при этом членом большого коллектива? С чего же начать непростую работу, цель которой – создание психологического комфорта в школе? Ключевая роль в создании комфортной психологической среды принадлежит учителю.

    Это декларируется и в Федеральном законе “Об образовании в РФ”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость. В законе говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”.

    Слайд В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией».

    Социологические опросы школьников по всему миру, в нашей стране и наши собственные показали что:

    1. В сегодняшнем мире ребёнок не чувствует себя безопасно и комфортно, поэтому  школа должна создать условия для развития личности. Слайд
    2. Негативные тенденции в образовательном процессе: Слайд

    снижение познавательной активности, жалобы родителей и учащихся на учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках, пропуски уроков учащимися.

    3. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках и, как следствие, их нервные срывы.

    Поэтому перед нами возникает проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать успешно поставленные задачи и выполнить миссию школы.

    Слайд Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?»

    (Слова должны начинаться с букв данного слова.) Слайд

    К        Красота

    О        Органичность

    М        Мама

    Ф        Фантазия

    О        Отдых

    Р        Радость

    Т        Тепло

    Слайд Что такое комфорт?

    Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

    Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

    Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

    Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

    Слайд «Комфорт в школе – важно ли это? Какие условия могут его обеспечить?»

    Слайд Главный критерий  психологического пространства -  безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной.

    Слайд  Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

    Слайд Критерии эффективного с точки зрения психологии комфорта урока

    • Отсутствие усталости у детей и учителя
    • Положительный эмоциональный настрой
    • Удовлетворение от сделанной работы
    • Желание продолжать работу
    • Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке

    Слайд Школу делает школой учитель. Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило,  они имеют свои профессиональные хитрости и приемы. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими профессиональными приемами, что забываем о психологическом климате на уроке, который мы обязаны создать для получения желаемого результата.

    Слайд Поэт Борис Слуцкий писал «Ничему меня не научит то, что тычет, талдычит, жучит…

    А ведь в любой школе есть такие учителя!

    Слайд Нужно помнить золотые правила психологического комфорта на уроке:

    • Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
    • Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
    • Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
    • Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
    • Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

    Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

    Это необходимо для развития ребенка и усвоения им знаний, от этого зависит физическое состояние детей.  

    Педагогом-психологом школы была проведена  диагностика на изучение уровня психологического комфорта во 2-х, 5-х, 9-х  классах.

    Получены следующие результаты:

    Низкий  уровень удовлетворенности условиями предметной среды и организацией образовательного процесса-  2 классы - 22 %,

    5 классы -11%, 9 классы  -  0 %.

    Достаточный  уровень удовлетворенности условиями предметной среды и организацией образовательного процесса-2 классы - 61 %,

    5 классы – 67 %, 9 классы  -  83 %.

    Высокий уровень удовлетворенности условиями предметной среды и организацией образовательного процесса- 2 классы - 22%,

    5 классы – 22 %, 9 классы  -  17 %.

    Делая анализ, надо помнить о факторах, составляющих окружение школьника, влияющих на психологическое состояние:

    - психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

    - социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

    - физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

    Слайд Благоприятный климат на уроке зависит от многих факторов:

    • Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми доброжелательной форме.
    • Необходимо помнить, что любое эмоциональное состояние можно выразить в деликатной форме.
    • Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности обучающихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно решить ту или иную ситуацию на уроке.
    • Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение разными обучающимися  по-разному воспринимаются
    • Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков
    • Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для обучающихся, часто идет от чувства профессионального бессилия, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
    • Всегда заходите в кабинет до звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку. Стремитесь к организованному началу урока.
    • Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в журнале, следует отметить ее закладкой заранее.
    • Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый обучающийся с начала и до конца был занят делом.
    • Увлекайте обучающихся содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения всех детей. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво.
    • Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
    • Мотивируйте оценку знаний. Обучающийся должен знать, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Он будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
    • Заканчивайте урок общей оценкой работы группы и отдельных ребят. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
    • Прекращайте урок со звонком. Удерживайтесь от излишних замечаний.
    • Не допускать конфликтов с классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
    • Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданны в глазах учеников.

    Школьные факторы риска:

    • несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка,
    • стрессовая тактика педагогических воздействий,
    • нерациональная организация образовательного процесса,  в особенности режима движений, отдыха, питания;
    • предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;
    • изматывающие, издергивающие  нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;
    • формализм программных  знаний;
    • нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение,
    • недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.

    Одним из страшных факторов  являются конфликты.

    Слайд Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров.

    Все конфликты можно разделить на три группы: мотивационные, связанные с недостатками в организации обучения, конфликт взаимодействий.

     На учителя сегодня возлагается очень много функций. Поэтому и для него характерны  стрессы, нервозность, конфликты и еще одно очень распространенное явление – эмоциональное выгорание.

    Синдром эмоционального выгорания

    - Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. На Европейской конференции ВОЗ отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой для   человека.

    СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной   и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин "синдром психического выгорания".

                Распространенность синдрома эмоционального выгорания.

    Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов.

     В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных   факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна  из профессий, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.

    Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Все эти особенности могут способствовать формированию СЭВ.

                       Признаки синдрома эмоционального выгорания

    Выделяются три ключевых признака СЭВ.  Первым признаком является повышенная активность, когда человек полностью поглощен работой,   забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.

    Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность.  Человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес  к  работе.

    Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

    Причины эмоционального выгорания

    1. Чрезмерные перегрузки, слишком большой объем работы, непосильная ответственность.                                                  

    2. Отношение к делу: завышенные требования к себе, боязнь совершить ошибку, не соответствовать требованиям.

     3. Ощущение, что недооценивают и невозможность изменить положение дел.

    4. Общение только с коллегами по работе, как  в школе так и вне ее.

     5.Отстраненность от общественной жизни коллектива.

                        Рекомендации по преодолению синдрома

                                « эмоционального выгорания»

    ОТДЫХ.

        Один день в неделю посвятите только себе: займитесь своим телом, гуляйте, медитируйте, посещайте выставки и театры. Не вспоминайте о работе во время отдыха.

        Во время отпуска прислушайтесь к себе, постарайтесь понять, что именно истощило ваши силы.

        Возможно, вы устаете от долгой дороги на работу.

    Или вас не устраивает количество должностных обязанностей, которые вы на себя взвалили.

    ВРЕМЕННО СМЕНИТЕ ЗАНЯТИЕ.

            Можно заняться  изучением чего-либо не связанного с вашей работой или просто повысить квалификацию. Позиция ученика позволяет нам удовлетворить естественную человеческую потребность в том, чтобы получать, а не  отдавать.

    3. ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

            Участие в общественной жизни коллектива, дает  уверенность, что изменить положение дел на работе к лучшему в нашей власти.

    ОБЩЕНИЕ С ЛЮДЬМИ ДРУГОГО КРУГА.

            Чаще встречайтесь с приятелями, которые не связаны с вашей профессиональной деятельностью.

    Этой проблемы мы коснулись вскользь. Приятно, что таких глобальных негативных проявлений в нашей школе нет. В заключение нашего педсовета мне хочется рассказать вам одну притчу.

    Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

    В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

    Из свода правил для учителей:

    • Улыбайтесь! Умудритесь быть счастливыми и красивыми!
    • Будьте терпеливы!
    • Внушайте каждому веру в свои силы.
    • Учитесь создавать ситуацию успеха.
    • Учите ребят дарить радость людям, отдавать каждому делу частицу сердца.
    • Учитесь у ребят! Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы.
    • Цените каждый миг совместного бытия. Вместе с детьми радуйтесь красоте: восходу и закату, картине художника, голосам птиц, изумляйтесь счастью подаренной жизни.

    И, если наши ученики скажут:  Спасибо, дорогой учитель!!! Мы знаем и умеем!!! Мы – успешны!!!, это и будет самой большой наградой за наш труд!

    Заслушав и обсудив доклад заместителя директора по УВР Ротмистровской Л.И. «Психологический комфорт в школе – как условие эффективности обучения и воспитания», педсовет отмечает, что мы часто слышим слова «Школа – второй дом». Однако, принимая эти слова за аксиому, мы порой не задумываемся о том, как нужно строить жизнь в школе, чтобы она действительно стала вторым домом для каждого, перешагнувшего её порог.

    Психологический климат – так можно определить важный фактор, отличающий хорошую школу: здесь должно быть комфортно всем, такую школу не захочется ни сравнивать с какой – либо другой, ни стремиться побыстрее сменить место учебы (если говорить об учениках)  или работы.

    Психологический комфорт  в  школе – важнейшее условие эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого, кто переступает порог образовательного учреждения. Создать в образовательном учреждении атмосферу сотрудничества, сотворчества, выстроить основы, необходимые для содружества взрослых и детей, – непростая  задача, посильная лишь команде неравнодушных и творческих педагогов, которые знают законы психологии и хотят научить детей использовать их в своей жизни.

    Миссия школы может быть реализована только в условиях личностного подхода в образовании:

    А) ученик – основной объект заботы учителя;

    Б) воспитание и обучение без уважения к ученику – подавление;

    В) школа хороша, если в ней хорошо всем участникам образовательного процесса: и детям и учителям.

             Как же создать в образовательном учреждении атмосферу комфорта и доброжелательности?  Как научить жить в ладу собой, являясь  при этом членом большого коллектива? С чего же начать непростую работу, цель которой – создание психологического комфорта в школе? Ключевая роль в создании комфортной психологической среды принадлежит учителю.

    Что такое комфорт?

    Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

    Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

    Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

    Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

    Школу делает школой учитель. Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило,  они имеют свои профессиональные хитрости и приемы. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими профессиональными приемами, что забываем о психологическом климате на уроке, который мы обязаны создать для получения желаемого результата.

    Нужно помнить золотые правила психологического комфорта на уроке:

    • Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
    • Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
    • Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
    • Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
    • Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

    Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

    Это необходимо для развития ребенка и усвоения им знаний, от этого зависит физическое состояние детей.  

    Педагогом-психологом школы была проведена  диагностика на изучение уровня психологического комфорта во 2-х, 5-х, 9-х  классах.

    Получены следующие результаты:

    Низкий  уровень удовлетворенности условиями предметной среды и организацией образовательного процесса-  2 классы - 22 %, 5 классы -11%, 9 классы  -  0 %.

    Достаточный  уровень удовлетворенности условиями предметной среды и организацией образовательного процесса-2 классы - 61 %, 5 классы – 67 %, 9 классы  -  83 %.

    Высокий уровень удовлетворенности условиями предметной среды и организацией образовательного процесса- 2 классы - 22%, 5 классы – 22 %, 9 классы  -  17 %.

    Делая анализ, надо помнить о факторах, составляющих окружение школьника, влияющих на психологическое состояние:

    - психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

    - социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

    - физические (школьное пространство.

    В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

    Решение педсовета.

    1. Признать состояние психологической комфортности учащихся школы в целом удовлетворительным.
    2. Принять к сведению рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания, правила поведения в конфликте.
    3. Провести изучение опыта работы учителей, имеющих устойчивые положительные результаты по сохранению психологического комфорта учащихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания (презентация)

    Презентация к педсовету. Из презентации я удалила слайды, на которых информация представлена по учителям с конкретными фамилиями....

    Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

    Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...

    Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения

    Создание психологического комфорта на уроках иностранного языка как условие эффективного обучения...

    Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения

    Данный материал представляет собой сообщение  педагога, которое можно будет  подготовить  на заседание ШМО или педсовета. Это актуальная тема  по созданию благоприятной атмосферы ...

    Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.

    Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...

    «Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках профессионально-трудового обучения».

    Использование личностно-ориентированного обучения на уроках в коррекционной школе приемлем в коррекционной школе и способствует адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья в современно...

    Психологический комфорт в школе и на уроках – важное условие эффективности обучения и воспитания

    Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всесторонне...