Главные вкладки

    «Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках профессионально-трудового обучения».
    статья на тему

    Каримова Альфия

    Использование личностно-ориентированного обучения на уроках в коррекционной школе приемлем в коррекционной школе и способствует адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья в современное общество, так как правильно составленная программа индивидуальной работы с учащимися с опорой на потенциальные возможности личности способствует коррекции нарушенных психических функций и личностных качеств, развитию сохранных до максимально возможного уровня, формированию прочных привычек нравственного поведения, обеспечивающих социально-бытовую адаптацию школьников с ограниченными возможностями здоровья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_pedsovet_karimova.docx27.91 КБ

    Предварительный просмотр:

      «Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках профессионально-трудового обучения».

    Слайд 2

     В настоящее время все более актуальной становится модель личностно ориентированного образования. Она относится к модели инновационного, развивающего типа.

    Личностно ориентированный подход предполагает взгляд на обучаемого как на личность – гармонию тела, души и духа. Ведущим становится не просто обучение, т. е. передача знаний, умений, навыков, а образование, т. е. становление личности в целом на основе интеграции процессов обучения, воспитания, развития. Мне, как учителю, на своих уроках хочется в каждом ребенке увидеть индивидуальность, а также научить детей  видеть красоту окружающего мира. Природные задатки у ребенка как яркое пламя. Чтобы зажечь его, необходима искра. Такую искорку учитель найдет тогда, когда правильно будет строить процесс обучения, где ученик является исследователем, творцом и организатором своей деятельности. Считаю, что в центре внимания должен стоять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

       В своей работе я применяю технологию личностно-ориентированного обучения, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности, на развитие таких субъектных свойств личности, как внутренней независимости, самостоятельности, самоконтроля.          

    В системе педагогических мер воздействия на учащихся с ограниченными возможностями здоровья трудовая деятельность является одной из важнейших средств развития и коррекции недостатков умственного развития детей, в значительной степени, способствует воспитанию положительных качеств личности детей, развитию индивидуальности, творческого начала, а также развитию интереса к различным видам труда у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

       Почему я использую в своей работе личностно – ориентированный подход?

    Потому что, в современной ситуации развития общества необходимо акцентировать внимание на развитие в ребенке не столько социально – типичного, а сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и быть самим собой в постоянно изменяющемся социуме.

    Слайд 3

    И здесь наиболее подходящими    к использованию в коррекционной школе считаются принципы личностно-ориентированного обучения  и развития в концепции И.С.Якиманской :

    *  использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт обучающихся;

    * предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий и; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

    * накопление знаний, умений, навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а как важного средства реализации детского творчества;

    * обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества т.е создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе;

       Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после определения  темы урока спрашиваю:

    - О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке?

    - Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

    Слайд 4

       При подготовке и проведении урока можно использовать следующие ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОТРАЖАЮЩИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД:

    ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

    МЕТОД ПРОЕКТОВ

     РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

    ИГРОВОЙ МЕТОД

    ИКТ -ТЕХНОЛОГИИ

     Претворение в практику обучения этих форм служит в первую очередь совершенствование отношений «учитель – ученик».

                      Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.   Индивидуальный и дифференцированный подход к обучающим, использование разнообразных методов позволяет добиться активизации учебной деятельности на уроках швейного дела, повышает качество знаний.

    Слайд 5

     На своих уроках все задания я стараюсь подбирать с учетом индивидуальных возможностей, используя разноуровневые задания, таким образом у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с сильными детьми. Подбор заданий при этом проводиться дифференцированно, в зависимости от индивидуальных способностей и уровней обученности учащихся.    Первая группа – это группа сильных девочек, хорошо успевающих, они получают инструктаж индивидуально, самостоятельно работают по инструкционной карте или помогают слабым.
    Вторая группа девочек требует строгую дозировку и учет работы в течение урока. Вопрос: «Какую операцию ты выполняешь?», заставляет девочек соотносить свою работу с работой сильной группы, и трудиться более целесообразно.

     Таким образом Сильные учащиеся активно реализуют свое стремление быстро продвигаться вперед, слабые – меньше ощущают свое отставание от сильных учащихся. 

    Пример.  Так, на уроке в 5 классе по теме: «Устройство  бытовой швейной машины с электроприводом»  знакомлю обучающихся с деталями швейной машины.

    Работа на уроке проводится следующим образом:

     - проговаривание основных деталей  вслух;

     - чтение  хором по карточкам;  

     - чтение надписей на плакатах;    

     - записывание  деталей машины  в тетрадь

     - нахождение деталей непосредственно на машине.

    Осуществляя дифференцированный подход  к обучающимся,  учитель включает обращенные к обучающимся вопросы по ходу объяснения. Это повышает умственную активность, улучшает внимание, способствует пониманию, позволяет контролировать процесс усвоения. (слуховое проговаривание особенно для нечитающих детей - единственный способ усвоить материал.  Сидюкова Карина)

       Организация дифференцированного подхода в обучении, учет  динамики развития каждого учащегося в определенной мере реализует идею Л.С. Выготского о том, что «педагогика вспомогательной школы должна быть лечебной педагогикой».

      Однако, подчеркивая успехи, нельзя умалчивать о недостатках, но это необходимо делать так, чтобы не вызвать у обучающихся угнетенное состояние. Даже в случае полного незнания вопроса целесообразно обнадежить ученика, что на другой вопрос он ответит лучше, а над этим еще нужно поработать.          На таких уроках учащиеся с ОВЗ ощущают себя активными участниками процесса обучения, не боятся отвечать, проявляют активность, творческие способности, чувствуют себя успешными. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.  

       С целью повышения познавательной активности, развития интереса к изучаемому предмету на уроке  использую  информационно-коммуникативные технологии. Многие уроки провожу с  использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Использование компьютерных программ, анимации позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые знания, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. На своих уроках я использую следующие  нестандартные формы работы с использованием ИКТ: урок-презентация,  урок-путешествие, урок-игра.

    Слайд  6

     Включение элементов игры

       Игра  «Опиши Фасон»  Изучение темы Моделирования платья  
    Цель: развитие креативности мышления, процессов сравнения;
             точности, полноты восприятия.
         Ученицам предлагается рассмотреть модели, найти сходство и различия между ними. Школьницы внимательно рассматривают предложенные модели и указывают на различия в покрое, форме выреза горловины, форме рукавов,  учатся подбирать ткань к  по фасону. Они убеждаются в многообразии моделей, пробуждается фантазия и
     желание создать свои модели, придумать новые фасоны, зарисовать эскизы.  Еще  мы работаем над развитием речи при описании фасона, учимся пользоваться профессиональными терминами. После выполнения этого задания ученицы по очереди демонстрируют эскизы и описывают фасон своей модели.

    Игра-путешествие

    При изучении различных видов тканей можно отправиться вокруг света за 30 минут. «Посетить» различные уголки мира, узнать какая ткань, когда и где впервые появилась. В 8 классе изучали тему «Натуральный шелк, происхождение, получение, знакомились со свойствами натурального шелка. Мы сначала прочитали «сухой текст» в учебнике, ответили на вопросы и потом   «отправились  в страну происхождения шелка». Детям было невероятно интересно узнать, что только  женщины  императорской  семьи в Китае разводили  шелкопрядов, собирали  и  обрабатывали  коконы. За  разглашение   тайны  получения  шёлка  карали  смертной  казнью. В  Индию  шёлк  попал  благодаря хитрой китайской  принцессе, которая  спрятала  личинок  шелкопряда  в  высокой  причёске  перед  тем  как  её  отправили  в  путь  к  жениху - индийскому  царю.
    А вот в Европпе шелк появился только намного позднее в 550 г. н.э. и т.д

    Проводя такие нетрадиционные уроки с красочной наглядностью, с дополнительной информацией развивают у детей общий кругозор, также происходит связь с жизнью, четко прослеживаеться  межпредметная связь  с историей, географией  математикой..

    Технология сотрудничества.

     Говоря об эффективном  личностном  развитии ребенка возможно только в том случае, когда трудовой процесс специально организован для решения учебно-воспитательных и педагогических задач. В нашей школе хорошо У нас очень хорошо поставлена Технология сотрудничества  с учителями начальных классов, т е практика преемственности начального звена, когда к нам на уроки профессинально-трудового обучения  приходят  дети уже с начальными навыками работы и учителя начального звена в проделывают большую работу в этом плане.  Мы вместе характеризуем каждого ученика, выявляем его трудовые возможности при обучении в том или ином направлении профиля обучения  

    Слайд  7

    Технология сотрудничества в обучении детей создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения.

    Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности.

     Мы организовали групповой форму с пооперационным разделением труда, после изучения программного материала «Бригадный метод пошива в условиях швейной фабрики».  Дети  приступили к пошиву грелок  для чайника. Одна группа оформляла внешнюю стороны изделия, отвечала за эстетику, другая группа изготавливала подкладочную часть грелки (нужно было раскроить делали, распределить синтепон и сделать    стежку) в итоге выполняя задание, учащиеся закрепляют и  план работы, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый был  замечен и получил оценку своего труда.        

     Задания при групповой, бригадной работе даю дифференцированные. Удачное использование личностно-ориентированного обучения на уроках труда, так как они позволяют в наибольшей степени использовать субъективный опыт детей, создают атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

    Слайд  8

    Например, на уроке практического повторения по теме: «Изготовление  поделок с аппликацией в виде совы» перед детьми была поставлена цель – изготовить аппликацию, не похожую на остальные.  После такой целевой установки дети работали с особой заинтересованностью, чувствуя значимость своей работы. После анализа образца, дети с опорой на свой прежний опыт рассказывали, какие детали нужны для выполнения поделки и как их выполнить. Образец учителя для детей не догма, им было предложено пофантазировать, вспомнить, какие бывают лесные обитатели, воспользоваться знаниями из курса биологии.  Таким образом, каждый самостоятельно решил для себя, какую аппликацию он будет выполнять и какие детали и цвета при этом использовать.

    Слайд  9

     В ходе работы  учащиеся сами предложили,  изготовить не только прихватки , но и декоративные подушки не только  в  форме совы но и в другой форме, которую подсказали фантазия…  

     (Даже слабые ученики решились на изготовление подушки (Хуснутдинова А.) но помогал весь класс, хочется отметить в этом классе большую сплочённость, отзывчивость и умение прийти на помощь)

            Такая организация разнообразной учебной среды, способствует не только повышению учебной мотивации учащихся, но и созданию атмосферы сотворчества и сотрудничества, взаимного доверия между ребёнком и учителем.

    Слайд  10

    В своей практике мы используем уроки с использованием проектной деятельности, как одну из форм организации учебного процесса по швейному делу. (Ахметзянова Аделя)

     Опыт прошлых показывает работа над творческим проектом оказывает на учащихся большое воспитательное воздействие, активизирует конструкторское мышление, фантазию, способствует формированию технологической культуры, коммуникативных способностей, инициативы и ответственности

      В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательно деятельности учащихся на результат, который получается при решении определенной проблемы.  Обучение строится через целесообразную деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес к конкретному заданию. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, значимая для ученика, для решения которой ему необходимо применить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит применить.

     Слайд  11

      В том году  у нас возникла необходимость изготовить чехлы для швейных машин. Начали работать над идеей:

     -наличие значимой и конкретной проблемы;

    -предварительное планирование действий по решению проблемы;

    -возможность изменения проекта в ходе реализации;

    -самостоятельная работа учеников;

    -проект реалистичный (с учетом ресурсов школы);

    -развитие учебных навыков и творчества учеников;

    -«осязаемый» конечный результат;

      Получились очень красивые и эстетичные чехлы.

    В результате учащиеся  приобретают большой спектр умений и навыков, интегрируют знания из различных предметов, у них воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно мыслить и принимать решение, доводить выдвинутые идеи до воплощения в конечный конкурентоспособный продукт (изделие).

    Если для других учебных дисциплин проектное обучение является только вариантом оптимизации учебного процесса, то в трудовом обучении оно занимает ведущее положение.

    Слайд  12

    Из опыта работы кружка «Веселые лоскутики»

     Занимаясь изготовлением изделий из лоскутков, учащиеся расширяют знания и совершенствуют навыки, умения в области  шитья при работе на швейной машине. Множество красивых, необходимых в повседневной жизни изделий можно выполнить, умея шить изделия из лоскутков:  панно, коврики, прихватки. В основу положены сведения о технологических процессах изготовления швейных изделий из лоскутков: конструировании,  соединение деталей и узлов, влажно – тепловой обработке, отделке. Основным способом соединения деталей швейных изделий является способ, выполненный при помощи ручных стежков и машинных строчек. Учащиеся работают не только с х \б  тканями, но и с шелковыми тканями. А это требует определенных умений и навыков работы. Подбор лоскутков для изделия, выбор фасона, создание самого изделия - это способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых умений и навыков, но и развитию творческих способностей детей, эстетическому воспитанию (развитию художественного вкуса, чувства формы, цвета, меры в выборе цветового и композиционного решения), приучает к аккуратности, усидчивости в работе, а также формирует у детей образное мышление.

    Занятия в кружке играют большую роль в умственном и эстетическом воспитании учащихся, приобщении их  к трудовой деятельности и развитии интереса. Содержание кружковых занятий должно помочь решению основных задач, которые стоят перед трудовым обучением в специальной (коррекционной) школе: трудовое обучение должно быть социально значимо, т. е. оно должно практически готовить учащихся к включению в производительный труд общества. 

    Подобные примеры использования личностно-ориентированного обучения на уроках в коррекционной школе можно продолжить, но я считаю, что вышеизложенного достаточно, чтобы сказать, что данный тип обучения приемлем в коррекционной школе и способствует адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья в современное общество, так как правильно составленная программа индивидуальной работы с учащимися с опорой на потенциальные возможности личности способствует коррекции нарушенных психических функций и личностных качеств, развитию сохранных до максимально возможного уровня, формированию прочных привычек нравственного поведения, обеспечивающих социально-бытовую адаптацию школьников с ограниченными возможностями здоровья.

    Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.

    Слайд  13

    « Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача-помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

                                Г. Песталоции


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

    Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...

    "Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"

    Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...

    Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

    Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...

    Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»

    План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.2. Основная     часть.   Воспитание   стойких интересов к пр...

    Доклад на тему: "Использование элементов развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения".

    В докладе отражен опыт по использованию технологии развивающего обучения на уроках прфессионально-трудового обучения....

    Доклад на площадке Региональной олимпиады Использование проектного метода обучения на уроках профессионально - трудового обучения в старших классах.

    Современные требования к содержанию учебного процесса, а именно  формирование базовых учебных действий,  духовно-нравственное воспитание учеников позволяют нам в уже апробированных методах п...