Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»
материал по технологии на тему

Естин Иван Владимирович

План

1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.

2. Основная     часть.   Воспитание   стойких интересов к профессии в процессе обучения столярному делу учащихся вспомогательной школы - интернат.

3. Заключение. Наши наблюдения. Советы и предложения.

 

Общая задача ПТО состоит в подготовке учащихся к самосто­ятельной жизни и труду на производственных предприятиях. На развитие трудовых возможностей учащихся влияет система учебно-воспитательной работы, но непосредственная их подго­товка к трудовой деятельности осуществляется на уроках про­фессионального обучения в учебных мастерских.

Цель трудовой подготовки — сформировать устойчивые ориента­ции на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности; обеспечить практи-ческую и нравственно-психологическую готов­ность к творческому труду;развиватъ творческие способности, интелектуалъные, физические качества личности. Трудовая подготовка подрастающего поколения и учащейся мо­лодёжи включает в себя: учебный труд, трудовое обучение; профессио-нальное обучение ;производптельный труд общественно-полезную деятельность; прикладное и художественное творчест­во, внеурочноя трудовая деятельность.

Все эти этапы трудовой подготовки служат средством трудо­вого воспитания, призваны способствовать непрерывному разви­тию личности.

Трудовое обучение как учебный предмет способствует полноцен­ному овладению взаимосвязанными способами познания и преобразование окружающего мира, воспитанию и развитию уча­щихся.

Урок трудового обучения, построенный с использованием форм и приёмов современной методики, обеспечивает выработку необхо­димых умений и навыков.

При хорошо организованной работе, учитель может больше уде­лять внимания учащихся, которые нуждаются в помощи. Формирование умений, развитие активности, самостоятельности, достигаются при условии дифференционного подхода с учётом особенностей учащихся.

Коррекционная работа на уроках трудового обучения должна быть направлена не столько на выполнение отдельных практиче­ских действий, сколько на формирование интелектуальных умений. Именно они в последующей трудовой деятельности помогают выпускникам адаптироваться в трудовом коллективе, осущест­вить перенос приобретённых умений, при выполненнии доступных видов труда на производстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад на педчтение 206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Болховская специальная (коррекционная) общеобразовательная          школа-интернат

Доклад на педчтение:

«Пути и средства трудового

коррекционно-развивающего

обучения на уроках

профессионально-трудового

обучения в специальной (коррекционной)

общеобразовательной школе»

                                          Учитель ПТО

                                            Естин  И.В.

г. Болхов


1

План

1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.

2. Основная     часть.   Воспитание   стойких интересов к профессии в процессе обучения столярному делу учащихся вспомогательной школы - интернат.

3. Заключение. Наши наблюдения. Советы и предложения.


2

Общая задача ПТО состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду на производственных предприятиях. На развитие трудовых возможностей учащихся влияет система учебно-воспитательной работы, но непосредственная их подготовка к трудовой деятельности осуществляется на уроках профессионального обучения в учебных мастерских.

Цель трудовой подготовки — сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности; обеспечить практи-ческую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду;развиватъ творческие способности, интелектуалъные, физические качества личности. Трудовая подготовка подрастающего поколения и учащейся молодёжи включает в себя: учебный труд, трудовое обучение; профессио-нальное обучение ;производптельный труд общественно-полезную деятельность; прикладное и художественное творчество, внеурочноя трудовая деятельность.

Все эти этапы трудовой подготовки служат средством трудового воспитания, призваны способствовать непрерывному развитию личности.

Трудовое обучение как учебный предмет способствует полноценному овладению взаимосвязанными способами познания и преобразование окружающего мира, воспитанию и развитию учащихся.

Урок трудового обучения, построенный с использованием форм и приёмов современной методики, обеспечивает выработку необходимых умений и навыков.

При хорошо организованной работе, учитель может больше уделять внимания учащихся, которые нуждаются в помощи. Формирование умений, развитие активности, самостоятельности, достигаются при условии дифференционного подхода с учётом особенностей учащихся.

Коррекционная работа на уроках трудового обучения должна быть направлена не столько на выполнение отдельных практических действий, сколько на формирование интелектуальных умений. Именно они в последующей трудовой деятельности помогают выпускникам адаптироваться в трудовом коллективе, осуществить перенос приобретённых умений, при выполненнии доступных видов труда на производстве.

Комплектование учащихся с учётом психофизических возможностей условия, способствующие повышению уровня обучения, улуч-


3

шению качества профильной подготовки.

Вот, например, как была организована работа при практическом обученнии по теме: «Разметка и долбление гнезда рубанка». Для урока были подготовлены образцы изделия, чертёж, технологическая карта. В начале урока с учащимися проведена беседа и были заданы вопросы. К ответам на простые вопросы привлекались учащиеся, которые могли ответить с некоторыми затруднениями, к ответам на сложные вопросы привлекались сильные учащиеся. В ходе беседы составлен план работы.

Учащиеся одной группы выполняли разметку с помощью малки, угольника, транспортира.

Учащиеся другой группы выполняли разметку после дополнительных разъяснений по образу. Во время самостоятельной работы, большое место отводилось индивидуальной помощи. Отдельным учащимся давались дополнительные пояснения, регулировался темп работы. Учащиеся первой группы выполнили поставленное задание. Деятельность учащихся второй группы постоянно контролировалось и направлялась и учащиеся выполнили только разметку изделия.

На занятии использованы все формы работы - фронтальная, групповая и индивидуальная.

Организация заданий различной степени трудности с учётом особенностей учащихся обеспечила с одной стороны, занятость в соответствии с их возможностями, а с другой способствовала развитию их активности и самостоятельности. Индивидуальный подход осуществлялся на всех этапах урока. Должное внимание уделялось выработке навыков самостоятельности и особенно работы с чертежом и инструкционной картой. Если ученик хорошо разобрался с чертежом, он сумеет самостоятельно сделать разметку. Этот метод имеет ряд преимуществ перед обычными инструкциями или использованием технологической карты. Школьники действуют с большей уверенностью и самостоятельностью, благодаря чему у учителя остаётся достаточно времени для того, чтобы регулировать и исправлять работу каждого в соответствии с индивидуальными особенностями. Эту работу можно стимулировать, организуя соревнования на определённых этапах.

Интерес к труду стимулируется введением коллективных форм работы на уроке.


4

На всех своих этапах в соответствии с возрастом, психического развития и социального статуса учащихся трудовая подготовка должна иметь многоаспектную направленность, предполагающую:

-        воспитание трудолюбия, осознанного, творческого отношения к
нему, стремления и умения совершенствовать своё мастерство;

-развитие значимых для трудовой, профессиональной деятельности, профессионально важных качеств личности;

-формирование профессионализма;(профессиональной компетентности )

  • включение в реальные трудовые отношения;
  • воспитание культуры личности во всех её проявлениях,;
  • овладение современными экологическими знаниями, участие в реальной экологической деятельности;
  • воспитание самостоятельности, инициативности, творчески раз решать проблемные ситуаии;

-укрепление здоровья, повышение общей выносливости организма, снижение заболеваемости, профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В настоящее время невозможно подготовить квалифицированного рабочего, не вооружив его системой знаний по выбранной специальности.

Учебные программы по специальным дисциплинам и ПТО, предполагают формирование самых необходимых знаний, умений, навыков у учащихся.

Практическая работа в столярной мастерской и теоретическое обучение это две взаимосвязанные и равноправные части трудовой подготовки. Недостатки в овладении техническими и технологическими знаниями снижают уровень трудовой самостоятельности учащихся в новой для них ситуации. Основное условие успешного формирования знаний заключается в непосредственной связи изучаемых теоретических сведений с практической работой. Подготовленность человека к труду характеризуется количеством профессиональных приёмов, которые он может применить. Многие виды труда существенно отличаются друг от друга по своему содержанию и характеру выполняемых действий. Однако, несмотря на различие, все они имеют общие черты, свойственные труду человека. Главная черта трудовой деятельности людей - сознательность.

Трудовые действия человека подчиняются определённой цели - будущему результату этих действий.


5

Занятия профессионально-трудового обучения, исходя из дидактической цели, относятся к следующим типам: 1. Теоретические занятия - формирование знаний и представлений учащихся о технологических процессах, материалах. 2.Подготовительные занятия - обеспечение необходимого уровня ориентировки в трудовом задании и его планировании. 3.Комплексные практические работы - изготовление изделий в целом. Формирование обще-трудовых умений учащихся и профессиональных навыков.

4.Практическое повторение - выполнение трудовых заданий с целью развития у учащихся качеств, необходимых для систематического производительного труда.

5. Самостоятельные (контрольные) работы — контроль результатов практического обучения, развитие активности и самостоятельности в работе.

Занятия первых двух типов направлены на формирование знаний учащихся. Потому, на практических занятиях целесообразно прибегать к комбинированным типам занятий.

В ходе учебного занятия применяются различные методы обучения. Методы обучения состоят из отдельных приёмов. В процессе обучения методы и приёмы могут меняться местами. Методы обучения подразделяют: словесные, наглядные методы, практические. Наиболее эффективные наглядные и практические методы. Однако наиболее прочное усвоение материала происходит лишь при условии сочетания этих метадов.

Учебное практическое занятие, как основная форма организации учебно-воспитательной работы в трудовом, профессиональном образовании, даёт возможность реализовать различные методы и приёмы обучения учащихся.

Важную роль в трудовом воспитании, играет производительный труд, внекласные кружковые занятия.

Во внеурочное время в школе действует детское предприятие. Производительный труд связан с реальными запросами жизни, полезным для общества, посильный, безопасный, опирающийся на знания и умения. Результаты труда значимы для учащихся школы. Именно на этих занятиях чувствуются принципы самоокупаемости, самофинансирования, труд подростков стимулируется морально и материально.

Учащиеся знакомятся не с отрывочными операциями, а с комплексом работ.


6

На таких, занятиях. необходимы вариативность, добровольный выбор, сменность видов трудовой деятельности, что позволяет учащимся искать своё призвание в сферах труда. На таких занятиях подростки имеют возможность подготовиться к включению в реальные производственные отношения. Такие занятия способствуют воспитанию будущего специалиста. Учат детей подходить к делу творчески, помогают раскрыть способности, испытать радость от выполняемой работы. Во внеурочное время учащиеся вовлекаются в посильный труд по самообслуживанию, уборке в школе, работе на пришкольном участке, по уходу за цветами, деревьями, ремонту мебели, одежды, школьного инвентаря и оборудования. Выполняют заказы по изготовлению столярных изделий согласно прейскуранту. Между учащимися проводятся соревнования «Лучший по профессии». Победители таких конкурсов награждаются. Во внеурочное время также действует кружок «Декоративная отделка». Этот кружок имеет определённую специализацию. Учащиеся занимаются в нём изготовлением ручных поделок, резьбой по дереву, токарные работы.

Эти занятия расширяют технический кругозор, позволяет им со временем объединиться в стабильные группы по интересам. Чтобы развивать творческую активность кружковцев, привлекаю их к самоуправлению. На организационном занятии они избирают бригадира, определяем дни и часы кружковых занятий, объекты труда.

Большое значение придаётся изучению технических сведений и черчения. Учащиеся расширяют свои знания о свойствах материалов, технологии их переработки.

Работы кружковцев постоянно демонстрируем на школьных и родительских собраниях.

Обобщая сказанное, необходимо подчеркнуть, что трудовое обучение должно обеспечить решение широкого круга задач, главная из которых - формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам успешно участвовать в производительном труде.


7

Профессионально-трудовое и производственное обучение, осуществляемое в Болховской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернат, ставит целью подготовку учеников к самостоятельной жизни, к активному участию в общест-венно полезном, производительном труде. Трудовая и социально-бытовая адаптация выпускников в производственных коллективных будет затруднена, если школа не воспитает стойкого положительного интереса к своему делу и труду, к своей профессии.

Выходя из стен вспомогательной школы, выпускник должен обладать достаточным объёмом общеобразовательных знаний и быть подготовленным к участию в одном из видов трудовой деятельности.

Катамнестические данные дают возможность сделать вывод, что если выпускник идёт работать в сферу деятельности, связанную с тем видом труда, которому обучался в школе, то он легче адаптируется в новой, производственной обстановке, так как у него есть основа, позволяющая ему совершенствоваться именно в этой специальности.

Прививать стойкий интерес и любовь к профессии учитель может, только лишь опираясь на все виды деятельности в учебном процессе, используя их в комплексе. Следует помнить, что труд во вспомогательной школе выступает не только как предмет, но и как одно из важнейших, и неотъемлемых средств коррекции умственных и физических недостатков детей, как средство преодоления основного и сопутствующих дефектов ребёнка.

Привитие интереса к профессии начинается ещё в период пропедевтики трудового обучения. В 1-4 классах ученики уже знакомятся с различными видами труда. Одним из приёмов этого ознакомления является экскурсия в учебные школьные мастерские. Это посещение заранее продумывается, планируется (является приемственностью в обучении), чтобы оставить положительное впечатление у маленьких экскурсантов. В результате осмотра объектов труда, экспонатов выставки, самого процесса работы старших товарищей у ребят должно возникнуть желание учиться в этой мастерской столярному делу. Детям не следует давать слишком большого объёма сведений для усвоения и объектов для обозрения при посещении мастерской. Тем не менее ученики должны чётко представлять себе что делают, например, в


8

столярной мастерской, и отвечать па соответствующий вопрос: «Изготавливают предметы из дерева и ремонтируют мебель».

Во вспомогательной школе существует приемственность в обучении, когда учителя «Столярного дела» проводят уроки в 3 классе. Затем вопросы приемственности в обучении рассматриваются на заседаниях МО и педсоветах школы.

На открытом уроке, учитель столярного дела показывает, как из обыкновенного куска древесины получаются привлекательные и полезные вещи (игрушки, школьные пособия, предметы обихода и т.п.). Дети видят, как древесина податлива для обработки. По общеизвестной детской склонности к деятельности у ребят возникает желание поработать, постучать молотком, попробовать свои сипы, у них появляется первый интерес к этому виду труда.

Следующий этап - это воспитание организованных умений и навыков, которое проходит так, что дети видят в овладении этими умениями необходимость и смысл. С первых дней обучения в мастерской ученик должен научиться правильно входить в мастерскую, надевать спецодежду, занимать своё место в строю и за верстаком. Систематическая тренировка в действиях способствует выработке определённого динамического стереотипа, что само собой ведёт к воспитанию организованности. А любой хорошо организованный труд, да и любая хорошо организованная форма деятельности привлекательны. Учителю важно вовремя и правильно подмечать и оценивать действия каждого ученика. При обработке организованных умений и навыков важно отразить специфику столярного дела, это повышает интерес к будущей профессии.

Обучению помогает использование на занятиях игровых форм, загадок, кроссвордов, головоломок, криптограммы, русские пословицы о труде и т.д.

Загадки «Инструменты»

  1. Быстро грызёт, мелко ждёт, сама не глотает.
  2. Зубы есть, а рта нет.
  3. Зубы есть, а хлеба не ест, на работу ходит, хозяев кормит.
  4. Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
  5. Едет, едет взад    вперёд, в зубы возьмёт, на две части разой-
    мёт.
  6. И остра, и быстра, выйдя в лес, поёт с утра. У неё стальные

9

зубы, с нею дружат лесорубы.

  1. Тит на работу вышел, каждый услышал.
  2. Колет, голенаст, кланяться горазд.

9.        Мужик идёт из лесу, зеркало за поясом.

  1. У конька, у горбунка деревянные бока. У него из-под копыт
    стружка белая лежит.
  2. Сам в доме, а голова наружу,  и другие загадки.
    Ответы: 1-6. Пила. 7. Молоток. 8-9. Топор. 10. Рубанок. П. Гвоздь.

Русские пословицы о труде

  1. Труд - дело чести, будь в труде на I месте.
  2. Рукам работа - душе праздник.
  3. Дело мастера боится.
  4. Семь раз отмерь, один раз отрежь,  и другие.

Большой интерес вызывает строительный материал, изготовленный в столярной мастерской старшими товарищами. Ребятам нравится играть кубиками, брусками, призмами, и у них возникает желание самим их изготовить.

Программа по профессионально-трудовому обучению построена концентрически, с естественным усложнением от одного класса к другому технических сведений и практических умений и навыков, трудовых приёмов. Возникает необходимость поддерживать интерес к этим усложнениям, что возможно делать, применяя различные виды инструкций как-то: словесные, письменные, графические и их сочетания. Действенна и постановка в новой форме уже знакомого вопроса.

Так, если в первые годы обучения в 4-5 классах ученики ориентируются в задании и планируют предстоящую работу в коллективной беседе, то в дальнейшем следует предлагать им анализ образца индивидуально по специально разработанному плану, представленному в виде карты-планшета:

Название предмета

  1. Назначение.
  2. Основные детали (части)
  3. Дополнительные детали.
  4. Материалы (основные и вспомогательные).
  5. Способы крепления (соединения).
  6. Приёмы отделки. Цвет.

7.        Требования к качеству обработки.

Анализируемый объект (к приёму, рубанок ) предстаёт перед


10

учеником и как целое, и как предмет, разложенный на составные части. Все члены трудовой группы вносят поправки в ответ товарища, доказывают правильность своих суждений. Таким образом активизируется мыслительная деятельность школьников. Совершенствование же логического мышления способствует развитию интереса к знаниям.

Самостоятельно проведённый анализ плана учит школьников давать словесный отчёт о том, каким инструментом им предстоит работать, рассказывать о приёмах работы этим инструментом и приёмах контроля, о возможных причинах и видах брака, о правилах техники безопасности при работе. Более полному осознанию предстоящей работы, активизации мыслительной деятельности учащимся поможет и такой план:

  1. Какое изделие будешь делать?
  2. Назначение изделия.
  3. Последовательность изготовления изделия.
  4. Какие инструменты необходимы в работе?
  5. Как и каким инструментом надо контролировать работу?
  6. Возможные виды брака в работе.
  7. Какие правила безопасности следует соблюдать?

На эти вопросы ученик должен уметь ответить на каждом занятии.   Таким образом, у детей формируется умение планировать не только одну – две операции, а и всю работу в целом. Научившись ежедневно проводить анализ предстоящей работы, учащиеся старших классов смогут уже последовательно рассказать весь процесс изготовления изделия, глядя на образец или чертёж,

На этапе практической деятельности учителю часто приходится обращаться к индивидуальному инструктажу с детьми. Обычно это проходит в форме краткой беседы учителя с отдельными учащимися. Можно привлечь и более сильных учащихся. Выполнив свою работу, хорошо успевающий ученик следит за работой товарища, помогая ему советом или показывая, как выполнить ту или иную работу. Учитель внимательно наблюдает за этими детьми и соответствующим образом направляет их действия. В отдельных случаях учитель предлагает учащимся комментировать свои действия вслух. Данный способ особенно необходим в тех случаях, когда процесс деятельности учащихся. Прочность усвоения знаний и умений детьми во многом за-


11

висит от того, как проводится заключительный этап занятия. Важный момент данного этапа - проверка полученных учащимися знаний. Анализируя выполненную работу, приучаясь делать самос-тоятельные выводы и обобщения, устанавливая, что сделано хорошо или плохо, учащиеся лучше осознают требования к качеству их работы.

Успешная практическая деятельность ученика вспомогательной школы на занятиях столярного дела не даёт основания полагать, что он может воспроизвести эту деятельность умственно или рассказать о ней. Рассказ о проделанной работе - это восстановление в сознании всего хода действий. Чтобы рассказать о том, как выполнялась работа, последовательность всех операций должна быть воспроизведена в его памяти, осмыслена им и выражена в соответствующей словесной форме. Поэтому при подведении итогов занятия в помощь отвечающему учитель предлагает вопросы, заранее оформленные на планшете:

  1. Какое изделие ты делал?
  2. Какие столярные операции выполнял?
  3. Каким инструментом работал?
  4. Чем и как контролировал работу?
  5. Как выполнял работу?
  6. Сколько сделал?
  7. Какие ошибки допускал?

Чтобы упорядочить речевой отчёт ученика на занятии столярного дела, применяют различные приёмы: побуждение ученика к рассказу о предстоящей и проделанной работе, анализ образца и его сопоставление с изготовленным изделием, взаимная проверка учащимися, обсуждение готовых изделий, проведение учащимися периодических устных информации о деятельности в мастерской или на производственной практике.

Использование технических средств обучения даёт ещё одну возможность воспитания интереса к предмету. Показ увеличенных изображений образцов изделий через эпидиаскоп помогает детально ознакомиться с отдельными частями предмета, с взаимодействием деталей между собой. Разбор эскизов и чертежей с использованием кодоскопа поможет привлечь к ним внимание учащихся. Экранные пособия дают учащимся возможность увидеть оборудование, которого нет в учебных мастерских. Кроме всего эпидиаскоп помогает при разработке комплекс-


12

ных работ (конструирование детской качалки «Лошадка» и т.п.).

Большой набор поделок, образцов изделий выполненных руками самих учащихся не только дисциплинирует, но и вызывают живой интерес у учащихся, чувство гордости за свою мастерскую «А у нас-то вот как!» - заявляют они товарищам и родителям.

Таким образом, технические и наглядные объекты, несомненно, играют свою роль в общей системе воспитания интереса к про-фессии.

Если экскурсии в начальных классах имеют в основном ознакомительный характер, то в старших классах несут и другую нагрузку - имеют задачей дальнейшее развитие интереса к профессии. В прошлом году девятиклассникам, например, понравилось посещение Болховской мебельной фабрики и строительных участок ГРСУ, Экскурсанты не только увидели в действии станки, ранее известные только по рисункам. Им рассказали о работе, показали, как действуют вайма, дисковый, фрезерный и ленточный, шлифовальные станки, пресс. Это посещение укрепило в учениках уверенность в своих возможностях, стремление овладеть профессией столяра, любовь к профессии стала более осознанной. «Буду хорошо учиться, чтобы овладеть профессией «Столяр»,-заявил после экскурсии Карпов А., и его заявление не было единственным.

Эффективно также использовать экскурсии и в учебные заведения с трудовой направленности. Первое, что здесь испытали учащиеся 4 класса - немое изумление от разнообразия мастерски выполненных даже не поделок, а произведений искусства.

Руководитель музея Романов Ю. Г., показывая машины, картины, маски, иконы, фигурки животных, дворцы, одновременно рассказывал о направлениях, по которым занимаются ребята. Различные виды резьбы. Взгляд непроизвольно останавливается на бокалах, вазвх, подсвечников, статуэтках и всевозможных других по-делках из древесины. Самое шумное место Болховского педкол-леджа, учебные мастерские. Именно здесь, на различных станках и идёт «колдовство» над деревом. Детям вспомогательной шко-лы очень нравятся посещение педколледжа. Здесь можно отметить, что связь школы с педколледжем не затухает в течении всего учебного года, так в третьей четверти студенты педколледжа проходят непрерывную практику на базе учебных мас-


13

терских.

Не мало важную роль играет посещение учебных мастерских родителями наших детей. Наши учащиеся с удовольствием показывают и рассказывают своим мамам, папам какие изделия они делают своими руками. Со стороны родителей - это вызывает гордость за своего ребёнка.

Большое значение в формировании интереса к профессии является подбор объектов труда для каждого учащегося. Подбор изделий происходит по принципу от простого к сложному, сложность этих изделий от класса к классу возрастает. Надо подчеркнуть учащимся, что на занятиях в учебной мастерской они будут изготавливать изделия, необходимые школе, а также служащие развитию материально-техническому оснащению мастерской.

На практических занятиях учащиеся выполняют следующие изделия: плечики и вешалки для одежды, указки, горшки для цветов, стенды, клетки для кроликов, карнизы для учебных классов и в спальные комнаты (разработаны - 8 видов карнизов); рамы, дверные блоки, ручки на шансовый инструмент, лопаты для снега, топорища, детскую мебель (набор-стул, диван, кроватку, шкаф и др.), доски разделочные (разработано 46 видов досок); столярный инструмент и приспособления для учебной мастерской (рубанок, калёвка, фальцгобель, полуфуганок, фуганок, шилья, отвёртки, молотки, ножовки, киянки, свёрла, резцы, угольники, малки, стусло,упоры, стамески, долота и т.п. ), декоративные изделия-подцветочница, рамка для зеркала, детская качалка (сконструировано 3 вида детских качалок), детские саночки (в виде пары лошадок, вся сборка произведена на деревянных шкантах, без единого металлического крепёжного элемента) и другие столярные конструкции: табурет, детский раскладной стульчик и т.п.

Предусматривалось что во всех случаях эти изделия должны отвечать следующим требованиям: включить достаточное число упражнений в выполнении производственной операции по теме; быть доступным для учащихся с определённой трудовой подготовкой; иметь полезное назначение, понятное школьникам.

При изготовлении детской качалки в виде лошадки достигается выполнение следующих трудовых операций: механическая обработка древесины на фуговально-пильном станке, токарные работы (точение ножек, проножек, ручек), пиление, криволинейное пи-


14

ление (элементы прорезной резьбы), строгание рубанком, работа долотом и стамеской, сверление коловоротом, обработка древесины напильниками и наждачной бумагой, покрытие лако-красочны-ми материалами и другое.

Разнообразие трудовых операции вызывает живой интерес у учащихся. Работа по изготовлению интересных изделий из дерева - это вид деятельности ребёнка, основным содержанием которой является созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Знакомя ребёнка с окружающими явлениями и предметами, с общественной жизнью, учитель стремится не только к тому, чтобы учащийся приобрёл новые знания, умения. В процессе работы он решает задачи физического и умственного развития, формирует эстетическое отношение к окружающему миру.

Как известно, посильный труд важен для физического развития детей: он повышает работоспособность, способствует улучшению кровообращения, развитию мышц, движений. Например, в процессе ручного труда развивается координация движений руки и глаза (сенсомоторика), а согласованные движения пальцев - один из основных показателей готовности ребёнка к труду в школе, приобретение практических навыков работы в школьных мастерских.

Содержательная сторона трудовой деятельности заключается в овладении детьми элементарными умениями и навыками при выполнении заданий, затем в овладении более сложными навыками в практических действиях с различными материалами.

Однако нельзя выполнять практические действия, если ребёнок не научился представлять их последовательность: подумать, сравнить, спланировать свои действия, прийти к выводу о необходи-мости выполнить именно так данное задание, т.е. подойти к мысленному решению практических задач,

В процессе работы по изготовлению игрушек из дерева дети активно действуют инструментами, под руководством взрослого правильно, по назначению их используют, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать по форме, величине в зависимости от цели, размера поделки. У ребёнка формируется ясное представ-леные о таких категориях, как величина, форма. В сравнении и при отборе предметов совершенствуются точность восприятия, глазомер, накапливается сенсорный опыт.


15

Изготовление поделок из дерева требует от детей не только наглядно-действенных практических операий, но и предварительного размышления, анализа стоящей задачи, выделение главного, существенного при её решении.

В.А.Сухомлинский писал, что «Чем больше дети трудятся, тем больше тайн природы раскрывается перед их сознанием и тем больше нового, непонятного видят они перед собой. Но чем больше непонятного, тем активнее мысль; недоумение - это самая верная «затравка» мышления».

Работа детей по изготовлению изделии из дерева - это деятельность, позволяющая учителю учить детей чётко разделять задания на отдельные операции и планировать их последовательность.

В работе с деревом учителю предоставляется широкая возможность использовать разные образцы (модель изделия, рисунок, фотографию и т.п.). Наглядность помогает ребёнку более вдумчиво подойти к поиску способов изготовления поделки. Вначале дети анализируют различные предметы, игрушки или их изображения под руководством учителя, а затем учатся делать их самостоятельно.

Упражняясь в самостоятельном анализе, учащиеся не только приобретают умение определять качество готовой поделки, но и постепенно учатся устанавливать причины ошибок, контролировать действия в процессе работы (здесь эффективна работа контролёров и бригадиров), оценивать результат труда.

Занятия ручным трудом способствуют развитию речи, дают возможность отучить детей от пользования общими словесными обозначениями пространства, приучают более точно дифференцировать пространственные связи и употреблять более конкретные словесные выражения (сверху, сбоку, слева, справа, рядом и т.д.).

По мере овладения сложными навыками и умениями дети работают с большой инициативой, у них появляются элементы творчества, конструктивной смекалки, сообразительности (догадываются, как прикрепить колёса, чтобы они вращались, дополняют фары к машине, зеркало и т.д.)

Труд - важнейшее средство формирования нравственно-волевых качеств (настойчивости, взаимопомощи, внимательности и др.), которые необходимы для обучения в школе и в дальнейшей тру-


16

довой жизни.

Формируя навыки работы с деревом, мы учим детей мастерить. В процессе работы решаются и воспитательные задачи. Дети будут трудиться охотно, если, начиная с начальной школы, их небольшой опыт обогащён представлениями о труде столяра, рассказами об орудиях труда, инструментах, материалах, машинах, которые имеются на производстве. Уже с 4 класса учитель даёт детям такие задания, выполнение которых принесёт им радость.

Чем старше становятся дети, тем более яркую общественную направленность приобретают мотивы трудовой деятельности. Однако и в этом процессе велика роль учителя, который подводит детей к осознанию цели труда. Когда перед детьми стоит цель - сделать игрушку в подарок малышам, папе или маме, то дети начатое дело всегда доводят до конца, проявляя при этом особое старание, желание выполнить работу хорошо. От понимания результативности и полезности своей работы ребёнок испытывает радость. При этом у него возникают положительные эмоции. Он начинает осознавать значимость своего труда. Постепенно изготовление игрушек, поделок, которые можно использовать в игре, а также полезных предметов усиливает интерес к этому виду деятельности.

При изготовлении изделий учащиеся работают небольшими подгруппами (побригадно). При этом каждый школьник выполняет задание один либо вдвоём. Очень важно в этом случае научить ребят договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, в какой последовательности собирать изделие.

В процессе совместного, коллективного труда дети учатся работать дружно, помогать друг друга, чутко относиться к тем, у кого не всё сразу хорошо получается. Таким образом, создаётся возможность для формирования доброжелательных взаимоотношений.

Вопросы эстетического воспитания решаются и прививаются на протяжении всего пребывания ребёнка во вспомогательной школе. Сколько прекрасных образцов деревянной архитектуры и художественного творчества оставили нам предки!

Во многих музеях нашей страны хранятся изделия древних мастеров, которые с помощью пилы, топора и стамески создали уникальные произведения архитектуры и резного декора. Образ


17

коня часто встречается в легендах - солнце мчится на золотогривых конях. Считалось, что конь отгоняет от жилья злых духов и приносит счастье, поэтому его изображение укрепляли на самом высоком и видном месте дома. Фигура коня оказалась настолько популярной в народе «спустился» на землю в виде игрушек, домашней утвари, посуды, отделки мебели и различных украшений. Детская игрушка «Конь - качалка», была любимой забавой ребятишек многих поколений.

Наши дети эти традиции продолжают изготавливая декоративную детскую качалку (Зх видов) и детские саночки в виде пары лошадок. В процессе изготовления этих изделий дети стремятся сделать игрушку более красивой, похожей на образец, украсить свою поделку, используя для этого дополнительный материал.

Интерес к труду стимулируется введением коллективных форм работы на уроке и во внеурочное время (на уроке-бригадная форма организации труда; внеурочное - организация работы: кружки «Сделай сам», УПБ «Клён»; штаб трудовых дел «Домовой» ).

С точки зрения организации коллективного труда представляет интерес работа над многодетальными изделиями. Например, изготовление на уроках столярного дела таких изделий, как табурет для кухни, журнальный столик, тумбочка, детский раскладной стул, требует выполнения отдельных деталей, сборки и последующей отделке изделия. Учитель должен тщательно продумать план работы над изделием, ставя задачей включить в деятельность всех учащихся. Распределение обязанностей между членами бригады способствует повышению самостоятельности каждого, повышает ответственность за порученное дело.

Большую роль в формировании спокойного положительного отношения к труду, к столярному делу как к предмету играет организация выставки технического творчества. Данные выставки представлены следующим образом:

  1. В учебной мастерской - постоянно действующая выставка из-
    делий учащихся;
  2. Постоянно действующая выставка работ учащихся школы -
    организована в фойе школы;
  3. Ряд изделий представлены в музее школы;
  4. Регулярно организуется выставка работ учащихся и ярмарки -

18

распродажа на «Праздниках труда».

Выставка позволяет видеть развитие умений учащихся, у самих ребят экспонаты вызывают живой интерес и желание научиться работать так же качественно. Таким образом, возникает здоровый дух соперничества. А это, безусловно, способствует воспитанию любви к изучаемому делу.

Вся внеклассная работа также направлена на воспитание стойкого положительного отношения к труду, связанному с обработкой древесины. Например, в мастерской постоянно работает кружок «Сделай сам».

Привлечение учащихся к работе по ремонту и реставрации школьной мебели, организация работы ремонтных бригад (во внеурочное время) и постов «скорой ремонтной помощи» воспитывает не только бережное отношение к школьному имуществу, но и любовь к профессии столяра. Этими делами руководит штаб трудовых дел «Домовой».

Конкурсы «Лучший по профессии», «Праздник труда», также оказывают благотворное влияние на воспитание стойких интересов к профессии столяра, так как способствует формированию активной жизненной позиции, рождают стремление быть полезным обществу.

Той же цели служит организация работы с 1997 года детского предприятия «Клён», а с 2000 года ученической производственной бригады «Клён» по выполнению столярных заказов. Этот труд плановый, основывается на положении о деятельности УПБ, результаты его отражаются в конкретных финансовых результатах.

В настоящее время наиболее интересными объектами труда для учащихся является выполнение производственных заданий по школе. В последние три года произведены следующие практические работы:

1. Административный корпус (изготовлены декоративные рейки и обшиты стены коридоров и лестничного пролёта; подшиты и покрашены потолки; проведён ремонт полов; установлена фурнитура; площадь ремонта - 180 квадратных метров и др.). 2. Клуб (проведён настил полов сцены; перегородка укреплена оргалитом; часть конструкций и проводка демонтирована; проведена покраска полов, стен и потолка; выполнены ряд декоративных элементов - эмблема школы в виде орнамента «Солнце»;


19

проведены стекольные работы; закреплены шторы, задрапирована задняя стена сцены тканью и др.; площадь ремонта 360 квадратных метров).

  1. Библиотека (стены укреплены ДСП; осуществлён ремонт
    оконных проёмов, изготовлена дверь; демонстрированы полы и
    установлены новые, покрыты линолиумом; потолок подшит
    оргаментом и оформлен декоративной плиткой и др.; площадь
    ремонта 72 квадратных метра.).
  2. Кабинет психолога (стены оклеены обоями; полы подшиты
    ДВП и покрашены; потолки оформлены декоративной плиткой и
    др.; площадь ремонта 130 квадратных метров.).
  3. Кабинет швейного   дела (осуществлён демонтаж и монтаж
    оборудования; стены оклеены обоями; проведён настил полов
    ДВП; покрашены двери, окна, батареи, оборудование, полы;
    установлены   плинтуса и др.; площадь ремонта 210 квадратных
    метров.).
  4. Кабинет столярного дела (обшивка стен и потолка пластиком,
    декоративной рейкой; покраска пола, оборудования и др.; площадь
    ремонта 120 квадратных метров.).

Производственные практические работы повышают интерес учащихся, данный труд всегда является видимым конечным результатом, где отрабатываются наибольшее количество приёмов и навыков выполнения трудовых операций. Учащиеся приучаются работать в бригаде на специальных строительных площадках. В начале учащиеся подготавливают рабочий инструмент, заготавливают пиломатериал для работы, затем переходят к выполнению самого производственного задания. Самым ответственным моментом является сдача объекта. В результате выполнения этих мероприятий можно сказать, что учащиеся специальной школы – интернат готовы к выполнению несложных производственных заданий самостоятельно.

Именно так поставлено дело в нашей школе.

Имея определённый опыт работы в этом направлении, мы постарались кратко охарактеризовать наиболее оправданные методы формирования стойких интересов к профессии столяра. Они опробованы не только в повседневной педагогической практике, их действенность подтверждается и катамнестическими данными.


20

В реферате были предложены попытки суммировать наши впечатления и наблюдения в ходе практических занятий с учащимися по воспитанию стойких интересов к профессии (столярное дело). Данный раздел (Заключение) является обобщением, даёт некоторые педагогические советы по поводу тех или иных ситуаций.

1)Надо постепенно но регулярно подключать учащихся к работе, которая выполняется для школы. Такое постепенное включение   в общее дело может расшевелить даже самого ленивого ребёнка, вызвать интерес к результатам совместного труда. Надо привлекать учащихся к работе по школе, и в этом нет ничего плохого, нет покушения на его «беззаботное» детство. Кстати, А.С.Макаренко был категорически против идеи «беззаботного» детства, которая, как он считал, чужда нашему обществу и может принести большой вред будущему. Труд в меру, труд с видимым конечным результатом, труд совместно со взрослыми и друзьями на пользу людям должен стать радостью и необходимостью для ребёнка. Такой труд сыграет большую роль в становлении его характера, в подготовке к жизни.

2) Как важно первое изделие! Как серьёзно надо продумать учителю всё до мелочей: чтобы не подвёл инструмент, не остановила работу нехватка материала. Первое изделие должно быть несложным, не требующим длительной работы, эффектным по своему внешнему виду. Можно начать, например, с совместной починки сломанной игрушки, а затем можно попытаться повторить эту игрушку. Постепенно трудовые задания будут усложняться.

Для занятий с детьми младшего школьного возраста нужно подбирать увлекательные интересные задания, выполняемые в течение одного сеанса. Детям этого возраста обязательно нужен завершённый предмет, конечный результат именно сегодня    в тот же день, когда начата работа. Как правило, это различные игрушки. Если оставить на следующий день незавершённое изделие, у учащегося может пропасть к нему интерес.

Когда прочно наладится совместная работа, есть смысл время от времени возвращаться к своим первым изделиям, внимательно их рассматривать. И чем беспомощнее и наивнее они выглядят с высоты приобретённого мастерства, с тем большей теплотой и


21

добрым юмором они анализируются. Это хороший юмор. Он основывается не на попытке пошутить над своей былой неумелостью, а на гордость за то, что уже приобретено в области ремесла.

3) Инструменты и детали выполняемых изделий учителю надо чётко и конкретно называть. Но не следует заставлять учащихся заучивать эти названия. В процессе работы этими инструментами (при соединении деталей) их названия незаметно, но прочно, на всю жизнь войдут в память ребёнка.

Учителю надо разбираться в технологической терминологии и приучать к ней учащихся. И когда учитель обращается к учащимся с просьбой подать тот или иной инструмент, его надо называть чётко и ясно, а не так, как нередко слышно: «Подай-ка вон ту штуковину».

4)Дав задание учащимся, рассказав и показав ему, каким образом это задание выполнять, не нужно следить за каждым движением учащимся. Это невероятно сковывает ребёнка. Движения у него становятся неуверенными, резкими, случайными. Отсюда, естественно, ошибки. Дайте учащимся поработать самостоятельно. Если нужен контроль, пожалуйста, наблюдайте незаметно, занимаясь своим делом. Не подглядывайте, а именно спокойно наблюдайте. Когда увидите, что учащийся в затруднении, не спешите вмешаться. Пусть он поищет решение сам. Когда же видно, что принять решение ему самому не по силам, подойдите, поинтересуйтесь его работой и ненавязчиво, почти незаметно подскажите выход. Без упрёков, без насмешек, без крика и разносов. Спокойно и с уважением к растущему и развивающе-муся человеку.

Нужно попять состояние своего учащегося, его переживания и сомнения, вовремя его поддержать, и тогда он пойдёт к намеченной цели и достигнет её. Это как раз и есть та крайне необходимая работа с ребёнком.

5) Помощь должна быть ненавязчивой; она не должна унижать ребёнка, задевать его самолюбие, должна не быть нудной. Такая помощь примется с благодарностью и даст свои положительные результаты. Хорошо об этом написал А.С. Макаренко: «В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребёнку самому выбраться из затруднения...Но нужно всегда видеть, как ребёнок совершает эту операцию, нельзя допускать,


22

чтобы он запутался и пришёл в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребёнок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам...

Ребёнок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную заботу о нём, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь всё делать за него, снять с него ответственность».

Задачи, которые ставятся перед учащимися, должны быть ему понятны. Понятен и конечный результат. Это не значит, что весь технологический процесс надо от начала и до конца «разжёвывать». Тогда не будет никакого напряжения мысли, никакого творчества. Будет просто механическое исполнение задания «от сех и до сек». В то же время нельзя создавать для него и технологических тупиков, из которых, сколько ни думай, самому ребёнку не выйти, если не знать определённых приёмов. Эти приёмы надо показывать учащимся.

Пусть даже учащийся ошибётся и сделает что-то не так. В этом случае нужно разобраться вместе с ним и обязательно помочь ему исправить ошибку. Постепенно беспомощность исчезает, появляются первые навыки, которые, становятся опорой, позволяет учащемуся преодолеть собственную неуверенность. С каждым занятием число таких навыков увеличивается, уверенность в своих силах растёт. Чувство уверенности в своих силах становится мощным побуждающим фактором к дальнейшей созидательной работе. Появляется не только стремление, но и любовь к действиям, позволяющим создавать нужные и красивые вещи, каких раньше не делал   и которые нигде не купишь.

  1. И если у учащегося что-то не получилось, не надо его
    убеждать,что не всем быть столярами или резчиками, не вышло
    это, но зато он хорошо шлифует и станет шлифовщиком. Это
    будет неправильная позиция. Надо убедить учащегося в том, что
    следующая работа им будет выполнена уже лучше предыдущей.
    Так, в сущности, обычно и бывает. А убеждение что он не
    способен к столярничанию, не только отобьёт у него желание к
    столярному ремеслу (и тем самым к интересному, всесторонне
    развивающему делу), но и породит вялость, равнодушие ко многим
    другим занятиям, нежелание попробовать себя во многих
    интересных делах.
  2. Не подгоняйте учащегося. Он работает в том темпе, кото-

23

рый ему по силам и по его профессиональным возможностям. И если он справился со сложным делом, надо, конечно, поддержать его добрым словом.

За добросовестно выполненное изделие, над которым учащийся трудился много дней и успешно его завершил, не грех его и наградить. Учителю надо знать, чем интересуется его учащийся, о чём он мечтает, и постараться помочь осуществить эту мечту. Таким образом, совместные занятия с учащимися должны быть серьёзным делом с конкретным конечным результатом - изготовленная совместными усилиями красивая и полезная вещь, которая постоянно пользуется в быту. Но нельзя захваливать ребёнка, как бы хорошо ни была сделана первая работа. Стоит учащемуся поверить в то, что он уже всё может, как рост его мастерства прекратится, он начнёт не только топтаться на месте, но и постепенно откатываться назад. Не исключено и появление чванства, хвастовства. Поэтому похвалы должны быть в меру и объективны, причём неплохо подчеркнуть, что качество выполненной работы хорошо на нынешнем, сегодняшнем уровне его умений, а завтра надо постараться улучшить качество. Можно поступить иначе    сказать учащемуся, что работа выполнена действительно хорошо, но это далеко не предел мастерства. И чтобы убедить его в этом, надо обратиться к аналогичным изделиям профессиональных мастеров.

8) Но при всей страсти учителя к обучению учащихся нужно, думается, не увлекаться поисками ошибок в их работах. Если забыть об этом и перестараться, то может быть потушен тот огонёк, который начал теплиться в душе ребят. В попытке поучать, выявлять недостатки и, «воспитывая», корить за них можно настолько перестараться, что учащиеся просто охладеют к занятиям ремеслом и в дальнейшем этот огонёк может и не возникнуть вновь. Поэтому к первым изделиям учащихся нужно относиться очень чутко и бережно. Если он работает с интересом, значит, вкладывает в дело всё, что умеет, все свои силы и всю свою страсть. Переделать, улучшить изделие при всей убедительности критики он не сможет. Учащийся может только охладеть к делу – он приложил все силы, а у него ничего не получилось. Так стоит ли ему этим заниматься? В то же время, если учащемуся поручено определённое дело, то от пего надо добиться его добросовестного и качественного выполнения.


24

Не профессионального (он не может этого добиться ввиду отсутствия необходимых навыков), а именно качественного выполнения т.е. он должен выполнить работу настолько хорошо, насколько он это может сделать сегодня - в определённом возрасте, с определёнными навыками. Но не хуже, чем он действительно это может сделать. Если работа сделана небрежно, наспех, лишь бы отделаться, надо спокойно настоять, чтобы она была переделана. При этом объявить, что именно не удовлетворяет в сделанной им вещи. Если это деталь к общему изделию, надо показать, насколько она портит это изделие. Удовлетворение от своей работы получит только тогда, когда хорошо выполненная им часть изделия станет составной частью общего изделия. Таким образом прививается привычка работать на совесть.

9) Для того чтобы учащиеся действительно развивались в процессе занятий, нужно давать им возможность самим   придумывать, комбинировать, создавать. Обсуждение их предложений должно вестись в непринуждённой обстановке с уважением к мнению учащихся, какого бы возраста они ни были. Нельзя давить и навязывать своё мнение, используя только авторитет учителя. Надо внимательно выслушать учащегося и посмотреть: может быть, это предложение действительно улучшит дело и его следует принять. Если же придётся отказаться от этого предложения, то желательно терпеливо и убедительно объяснить, почему его идея не может быть принята. Причём нужно использовать такие доводы, которые будут понятны ребёнку данного возраста, В этом случае творческое отношение учащихся к делу не будет пресечено. Наоборот, он станет думать над более совершенным предложением, которое возможно реализовать.

Ещё один совет    не нужно поручать учащимся, например, просто перепиливать рейки ( отходы ), «чтобы потренироваться» в пилении. Когда за рабочими действиями не видно результата, когда пилят не ради изготовления конкретной детали к конкретному предмету, а «просто для тренировки», навыка пиле-ния не вырабатывается. Нужно, чтобы рабочие операции (пиление, строгание, резьба и др.) не шли впустую, а осваивались в процессе изготовления конкретного предмета, который в дальнейшем будет использоваться в быту. Тогда появится и ответственность, тогда механические движения будут продумываться,


25

контролироваться, а значит, и навык будет приобретаться осмысленно и надёжно.

10) Привлекая учащихся к совместным делам, надо предусмотреть многие мелочи, чтобы труд (например, непрерывное шлифование деталей) не превратился в «каторгу». Если же сразу учитель поручит им непосильную или бесконечно однообразную работу без видимого результата (например, шлифование реек, заготавливаемых «впрок» для будущих работ), учащиеся сделают всё возможное, чтобы от этой работы побыстрее избавиться и больше к ней не привлекаться. Такой итог работы явно нежелателен.

И) Учащийся не должен бояться того, что его упрекнут за неудачу, накажут, посмеются над ним. Страх    плохой товарищ в любом деле, а тем более в деле, требующем нестандартного, творческого подхода, так как каждый объект труда, над которым   трудятся учащиеся, от замысла до завершения требует постоянной работы мысли, поиска оптимальных решений как во внешнем виде изделия, так и в каждой детали, в каждом соединении.

И, конечно же, если учащийся старается изо всех сил, но у него не выходит так, как надо, ни со стороны учителя, ни со стороны товарищей не должно быть насмешек. Иначе - обида, и на долгое время, если не на годы, возникает неприязнь к таким рода занятиям.

Мы не советуем суетиться, начинать   сразу много дел, метаться от одного изделия к другому. Больших результатов можно достигнуть, постепенно доводя до завершения одно изделие и только после этого переходя к другому. При этом нужно осмыслить все недочёты, что имели место в работе над завершённым предметом, и те положительные результаты, которые достигнуты. Лучше сделать немного, но хорошо, чем массу несовершённых, незавершённых изделий. Незаконченная работа, как и недочитанная книга, оставляет у человека внутреннюю неудовлетворённость, беспокойство, чувство невыполненных обязательств. Поэтому, если нет чрезвычайных обстоятельств, мешающих завершению изделия, начатую работу надо хотя бы медленно, но верно доводить до конца. В этом случае будет закаляться воля, вы-рабатываться настойчивость и, в конечном счёте, формироваться характер. На каком-то этапе у учащихся может пропасть


26

интерес к делу. Тут уж надо учителю самому потихоньку вести работу, продолжая начатое. Постепенно, видя приближение конечного результата, учащиеся отдохнув, вновь включаются в общее дело, не остывая уже до конца. Завершённая работа, одобренная учителем, друзьями, - награда за целеустремлённость, за преодоление трудностей.

  1. Работа над каждым последующим изделием должна ста-
    новиться приобщением к чему-то новому на базе уже освоенных
    приёмов. Уже известное - не интересует. Например, после чисто
    столярных работ хорошо бы заняться декоративными изделиями,
    а несколько позже можно будет вновь вернуться к столярным
    работам.
  2. Неплохо было бы перед работой наметить то, что жела-
    тельно сделать в этот конкретный день. Намечать надо реаль-
    ные объёмы работы и постараться их выполнить. Но если на
    пути выполнения намеченного объёма работы встретятся неп-
    редвиденные трудности, надо принять это во внимание и, посове-
    товавшись с учащимися, сократить объём работы до нового ру-
    бежа. В этом не будет проявления слабости. Скорее это будет
    реалистический, здравый подход.
  3. Можно не только распланировать всю работу по этапам
    и технологическим операциям, но и эти этапы и операции крат
    ко записать на листке бумаги и по мере исполнения вычёрки-
    вать (лучше ярким цветным карандашом). В таком графическом
    изображении предстоящей работы есть определённый смысл: ви-
    ден весь объём того, что надо сделать; постепенно этот объём
    зримо сокращается; по мере приближения завершающих операций
    у учащихся проявляется азарт, желание поскорее включиться в
    ещё невыполненные операции. Появляется интерес, исчезают апа-
    тия, равнодушие. Особенно это важно в том случае, когда рабо-
    та предстоит длительная и её результат, итог отодвигается на
    неопределённое время,
  4. Необходимо создавать доброжелательную обстановку и
    благоприятные условия для совместной творческой работы. А
    возможно это при учёте возрастных особенностей учащихся и,
    естественно, при соответствующей оснащённости удобными, на
    лаженными инструментами, соответствующими физическими
    возможностям ребёнка. Обстановка уважения, созданная при
    совместных занятиях, передаётся и на все общения в классе. В

27

процессе совместного выполнения даже самого нехитрого изделии между учителем и учащимися складываются более тесные дружеские связи. Замечаюсь, что в совместной работе со взрослыми дети веселы и заразительно оживлены. Им правится, что к ним относятся «по-взрослому». Уважение к работе учащихся непременное требование таких занятий. Взаимоуважительные и товарищеские отношения в совместной работе тоже немаловажны, но не менее важна и доброжелательная требовательность.

Взаимоконтроль - непременное условие равноправия и товарищеской поддержки друг друга во время работы, условие высокого качества выполняемых операций. Но взаимоконтроль даст свои положительные результаты только при взаимоподдержке и взаимоуважении.

  1. Производить после работы уборку тоже надо вместе. В
    этом случае уборка будет не наказанием учащимся как менее
    квалифицированного
     работника («подмастерье»), а выльется в
    интересную форму общения - в сущности это будет продолже-
    ние творческого общения учителя с учащимися. В это время
    можно обсуждать дальнейшие планы, намечать работу на буду-
    щее, уточнять отдельные детали сделанного,
  2. Очень помогают в развитии технологического и культурно
    го кругозора просматривание, обсуждение и чтение соответст-
    вующих книг и журналов; отбор того, что приемлемо, а что
    неприемлемо, что можно применить в своём ремесле, а что не
    по силам или неинтересно. Можно рекомендовать журналы «Де-
    коративное искусство», «Наука и жизнь», «Техническая эстетика»,
    «Школа и производство», «Юный художник», «Юный техник»,

«Моделист - конструктор» и другие, где немало материалов, интересных учащимся.

Повторим, что особенно важны регулярные посещения музеев и выставок с внимательным изучением и обсуждением  заинтере-совавших вас экспонатов. Это целая школа обучения эстетики и мастерству.

18)        В заключении стоит отметить, что учитель для учащих-
ся - образец знания, мудрости, справедливости, и так будет до
тех пор, пока сам учитель не даст учащимся повод для иных
суждений. Его авторитет будет в значительной степени повы-
шаться при регулярных совместных интересных занятиях. Но та-


28

кие занятия требуют от учителя определённых качеств и норм поведения.

Думаем, что нельзя ограничиваться мимолётными поверхностными «ценными» указаниями учащихся, что и как делать, а самому удалиться.

Не надо бояться отменить своё неправильное решение. Авторитет учителя при этом нисколько не пострадает. Наоборот, когда дело явно не клеится, когда и ему и учащимся ясно, что решение ошибочно, когда надо искать новый вариант, а учитель прямо держится за свои неверные установки и заставляет учащихся продолжать выполнять бессмысленную работу, вот здесь уж ни о каком его авторитете в глазах учащихся не может быть и речи. Ошибся учитель - надо не побояться вслух проанализировать причину ошибки и вместе с учащимися постараться найти правильное решение. В этом случае, не думая о лож-ном авторитете, учитель заработает настоящий авторитет в глазах учащихся.

19) Для того чтобы иметь более чёткое и яркое представление о тех предметах и изделиях из дерева, которые изготавливали мастера прошлого, советуем при любой возможности знакомиться с музейными экспонатами. В различных городах нашей страны действуют районные или окружные областные или краевые краеведческие музеи. В последнее время краеведческие, этнографические и фольклорные музеи функционируют в ряде посёлков, станиц, деревень и даже в отдельных школах. В них собраны те предметы материальной культуры, которые были изготовлены домашними мастерами и много лет (если не веков) использовались в быту. На них можно проследить то органическое сочетание функционального, утилитарного назначения предметов и их декоративного убранства, которое характерно для творчества народных мастеров. Ну а при посещении наших музейных цент-ров – Москвы и Санкт-Петербурга - грех не осмотреть экспозиции со старинными предметами быта, сделать там зарисовки, записи, а при возможности произвести и фотосъёмку наиболее интересных, на ваш взгляд, изделий.

Среди московских музеев можно назвать Государственный исторический музей. Оружейную палату Московского Кремля, Музей народного искусства, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Останкинский дворец - музей


29

творчества крепостных. Музей искусства народов Востока и др. Что касается подмосковных музеев - усадеб, то можно рекомендовать музеи в Архангельском, Коломенском, Кусково, Музей - заповедник Абрамцево, Загорский государственный историко - художественный музей - заповедник и др.

Из Санкт-Петербургских музеев наряду с Государственным Эрмитажем представляют интерес в этом отношении Государственный музей этнографии народов России, дворцы ~ музеи в парках Петродворца, Ломоносова: Екатерининский дворец -музей в г, Пушкине, Музей художественного убранства русских дворцов конца 18-начала 19в. в Павловске.

Если нет возможности ознакомиться с музейными экспозициями, можно обратиться к иллюстрированным альбомам по народному искусству, деревянной архитектуре и художественной мебели. Мы можем рекомендовать вам некоторые из них:

Деревянная архитектура Томска (Автор вступительной статьи и комментариев Э.И, Дрейзин). Составители альбома Э.И. Дрейзин и А.Ф. Пасечник. Фотосъёмка А.А. Райха и В.А. Кондратьева. - М.: Советский художник, 1975.

Гра М.А., Жиромский Б.Б. Коломенское. - М.: Искусство, 1971.

Кижи (Вступит. статья Э. С. Смирновой). Фотографии выполнены А.А. Александровым, В.И. Пресняковым, Г.Ф. Колкушиной, Н. И. Долголенко. - Л.; М: Искусство, 1965.

Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву: Из собрания  Загорского государственного историко - художественного музея - заповедника. - М: Изобразительное искусство, 1974.

Русское наборное дерево восемнадцатого века/Автор    составитель Ю.В. Фомин. Фотосъёмка С.Б. Зимноха. - М: Советская Россия, 1989.

Существует ещё целый ряд других иллюстрированных альбомов, которые можно найти в городских и районных библиотеках. В областях местными издательствами выпускаются альбомы по местному народному искусству, на которые нужно ориетиро-ваться.

Знакомства, а если возможно, и изучение народного творчества внесёт соответствующие коррективы в ваши работы, значительно обогатит внутренний мир, повысит эстетическую значимость ваших изделий и интерес к столярному делу.


ЛИТЕРАТУРА

С.А. Мирский  «Методика профессионально-трудового обучения"

Э.В. Рихвк  "Обработка древесины в столярной мастерской

Школа и производство (№1  1990г.,  №3  1990г.,  №4  1884г.)

Воспитание школьников(№2  1986г.)

Дефектология (№6  1985г.,  №1  1970г.,  №6  1988г.)

Аверичев Ю. П., Поляков В. А., Шило Л. Н. Сборник документов по трудовому обучению.— М., 1983.

Аутов П. Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук.— М., 1983.

Афиногенов Ю. Г., Новожилов Э. Д., Уланов В. Г. Приспособления для школьных мастерских и УПК—М., 1981.

Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников.—М., 1981.

Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах.— М., 1981.

Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе.— М., 1981.

Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.— М., 1982.

Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса.— М„ 1983.

Казакевич В. М., Поляков В. А., Ставровский А. Е. Основы методики трудового обучения.—М., 1983.

Кузнецов В. П., Рожнев Я. А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских.— М., 1981.

Мальковская Н. Т. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения.— М., 1983.

Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе.— М,, 1988.

Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы.— М., 1985.

Польцин Ю. Как воспитать любовь к труду.— М., 1985.

Скаткин М. Н., Костяшкин Э. Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников.— М,, 1984.

Самсонов Ф. А. Основы генетики в дефектологии.— М., 1980.

Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении//Сборник научных трудов.— М., 1983.

Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука — учителю.— М., 1985.

Чистяков Н. Н., Буянова Т. А., Касаткина Н. Э, Учителю о профессиональной ориентации учащихся.— М., 1983.

Щербаков Н. Н. Оборудование школьных мастерских средствами малой механизации.— М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"

Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...

Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках способствуют развитию и коррекции интеллектуальных способностей учищихся : пространственного представления, логического мышления, развитие памяти, внимани...

Особенности создания коррекционно-развивающей среды на урока профессионально-трудового обучения в школе VIII вида

Создание развивающей среды на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида...

Особенности создания коррекционно-развивающей среды на урока профессионально-трудового обучения в школе VIII вида

Создание развивающей среды на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках профессионально-трудового обучения в специальной школе-интернате для обучающихся с ОВЗ

В данной статье раскрывается главная цель использования ИКТ на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело) в специальной школе-интернате для обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью)...