Статья_Здоровьесберегающие технологии в детском саду
статья ( класс) по теме

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ

Рукина Л. Ю.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №152 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА, Г. ТВЕРЬ

 

В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии в аспекте обучения самого ребенка. Данный выбор обусловлен тенденцией образовательных технологий к усилению процессов самообучения и саморазвития, которые неизбежно ведут к возрастанию роли обучаемого в организации своего индивидуального процесса обучения.

По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия». [3] Здоровье - это нормальное состояние организма человека, означающее его оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов и равновесие между его функциями и внешней средой.

Наиболее эффективным, представляется использование комплексного подхода в формировании первичных знаний и представлений ребенка о здоровье человека и необходимости бережного отношения к нему.

Комплексный подход предполагает рассмотрение всех сторон жизнедеятельности ребенка в плоскости сохранения здоровья в единстве с выявлением причинно-следственных связей нарушения здоровья, т. е. заболевания.

В комплексном подходе охватываются проблемы сохранения телесного и душевного здоровья.

В области здорового тела необходимо рассмотреть вопросы личной гигиены, здорового питания, закаливания, физических упражнений, негативного отношения к вредным привычкам взрослых, прежде всего курению.

В области духовного здоровья необходимо формировать представления о любви, доброте, милосердии, о роли положительных эмоций в сохранении здоровья, о гендерных различиях людей.                                                      

Общеизвестно, что наше здоровье непосредственно зависит от меры нашей личной чистоплотности. Поэтому начинаем с формирования потребностей соблюдения личной гигиены. С этой целью в группах детского сада должны быть созданы комфортные условия для соблюдения личной гигиены. Прежде всего, санузел и умывальная комната должны быть не только чистыми, но эстетичными. Туалетные принадлежности должны доставлять ребенку удовольствие при уходе за своими руками, лицом, телом. При формировании навыков соблюдения личной гигиены необходимо приводить положительные и отрицательные примеры, демонстрировать мультипликационные фильмы и отрывки из сказок. Хороший сборник сказок, рассказов и стихов представлен в методическом пособии Е. А. Алябьевой. [1.34]. Пояснять, что заболевания человека зачастую вызваны нарушением требований личной гигиены.

Важно подкреплять формируемые знания представлениями детей о здоровом питании. Необходимо на доступном для восприятия детей уровне рассказывать о роли питания в жизни человека, на примерах игры объяснять, что питание необходимо для обеспечения не только физической, но и интеллектуальной активности человека. На примерах организации питания в детском саду показывать, что питание детей, подростков и взрослых необходимо внимательно готовить, показывать, почему именно это блюдо сегодня включили в меню. На примере конкретных продуктов, рассказать, что именно они дают человеку, в чем их польза. Например, почему в детском саду в меню включают овсяную кашу или салат из моркови, капусты.

Решающее значение имеют занятия физическими упражнениями, которые, несомненно, должны быть насыщены положительными эмоциями и радостью от физической активности. В целом за кажущейся игровой ситуацией воспитатель должен обеспечить решение важных вопросов целенаправленного физического развития детей, развития моторики рук, кистей рук, ног, развития координации и гибкости. Конечная цель – сбережение здоровья. Для достижения поставленной цели необходимо поощрять лучших, проводя связь с соблюдением личной гигиены и здоровым питанием, приводить положительные примеры из спортивных успехов детей данной группы, оказывать всяческую помощь тем детям, которые пока еще не достигли необходимых результатов.

Набольший эффект дают занятия физическими упражнениями на воздухе. Свежий воздух обогащает кровь кислородом, что стимулирует клетки головного мозга и улучшает работу сердца. Необходимо проветривать помещение группы и формировать у детей положительное отношение к проветриванию помещений. Солнце является нашим лучшим помощником в укреплении здоровья детей. Солнце не только способствует накоплению витамина D, но является мощным стимулятором позитивных эмоций. Солнце в целом генератор всего живого.

Проводимая работа должна сопровождаться формированием негативного отношения детей к вредным привычкам взрослых людей – курению, употреблению спиртных напитков и наркотических веществ.

Комплексный подход предполагает единство проводимых мероприятий по сохранению физического здоровья с мероприятиями направленными на сохранение духовного здоровья.

Для реализации здоровьесберегающих технологий в области духовного здоровья детей в детском саду должен быть создан соответствующий морально-психологический климат, в основе которого – добро, милосердие, любовь к людям и жизни. Необходимо учитывать, что в каждом поступке или слове воспитателя или ребенка имеется этическая составляющая. Важно правильно оценивать этическую составляющую в поступках детей и поощрять стремление к этическому совершенствованию. В эту работу должны быть вовлечены родители детей. Основные формы работы с родителями хорошо раскрываются в пособии Л. В. Гаврючиной. [2.45]

Отрицательные эмоции не только действуют разрушительно на психику ребенка, они перечеркивают всю работу по сохранению физического здоровья. Старайтесь не критиковать ребенка в присутствии других детей, не ставьте ему в пример каких-то других детей.

 

Литература

1. Алябьева Е. А. Знакомим деетй с человеческим организмом. Сказки, рассказы, игры, загадки для детей 6-9 лет. – М: ТЦ Сфера. 2015.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2007.

3. [Электронный ресурс] http://www.elitarium.ru/

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rukina_statya_xi_mezhdunar._konferentsiya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ В МАТЕРИАЛАХ

XI МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ

Рукина Л. Ю.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №152 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА, Г. ТВЕРЬ

Детский сад – это, прежде всего, дошкольное образовательное учреждение, первая ступенька в иерархии образовательного процесса. Первая не означает самая простая, конечно с точки зрения сложности и объема учебного материала программы детского сада несопоставимы с программами общего, а тем более высшего образования. Однако, с точки зрения уровня развития обучаемого, его готовности к освоению учебного материала и задачами, решаемыми по формированию начальной системы знаний  детский сад можно рассматривать как образовательное учреждение решающее весьма сложные задачи. В детском саду в сознании детей формируются первые знания и представления, в основе которых лежат научные знания об окружающем мире, первые этические и эстетические знания, дети получают первый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, не относящихся к членам своей семьи. Основы, заложенные в детском саду, формируют то внутреннее ядро, которое в значительной мере может оказывать влияние на последующее развитие человека.

В процессе обучения и воспитания детей в детском саду здоровьесберегающие технологии играют важную роль. Здоровьесберегающие технологии могут быть рассмотрены в двух аспектах. Во первых, здоровьесберегающие технологии как совокупность приемов и методов используемых при проведении занятий с детьми, направленных на сбережение их здоровья. В этом смысле здоровьесберегающими технологиями должен овладеть сам воспитатель. Во вторых, здоровьесберегающие технологии как совокупность занятий или мероприятий направленных на формирование у детей знаний и представлений о своем здоровье и их практических действий по его сбережению. В этом смысле здоровьесберегающие технологии предполагают развитие самого ребенка, который ориентируется на бережное отношение к своему здоровью в процессе своей жизнедеятельности.

В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии в аспекте обучения самого ребенка. Данный выбор обусловлен тенденцией образовательных технологий к усилению процессов самообучения и саморазвития, которые неизбежно ведут к возрастанию роли обучаемого в организации своего индивидуального процесса обучения.

По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия». [3] Здоровье - это нормальное состояние организма человека, означающее его оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов и равновесие между его функциями и внешней средой.

Наиболее эффективным, представляется использование комплексного подхода в формировании первичных знаний и представлений ребенка о здоровье человека и необходимости бережного отношения к нему.

Комплексный подход предполагает рассмотрение всех сторон жизнедеятельности ребенка в плоскости сохранения здоровья в единстве с выявлением причинно-следственных связей нарушения здоровья, т. е. заболевания.

В комплексном подходе охватываются проблемы сохранения телесного и душевного здоровья.

В области здорового тела необходимо рассмотреть вопросы личной гигиены, здорового питания, закаливания, физических упражнений, негативного отношения к вредным привычкам взрослых, прежде всего курению.

В области духовного здоровья необходимо формировать представления о любви, доброте, милосердии, о роли положительных эмоций в сохранении здоровья, о гендерных различиях людей.                                                      

Общеизвестно, что наше здоровье непосредственно зависит от меры нашей личной чистоплотности. Поэтому начинаем с формирования потребностей соблюдения личной гигиены. С этой целью в группах детского сада должны быть созданы комфортные условия для соблюдения личной гигиены. Прежде всего, санузел и умывальная комната должны быть не только чистыми, но эстетичными. Туалетные принадлежности должны доставлять ребенку удовольствие при уходе за своими руками, лицом, телом. При формировании навыков соблюдения личной гигиены необходимо приводить положительные и отрицательные примеры, демонстрировать мультипликационные фильмы и отрывки из сказок. Хороший сборник сказок, рассказов и стихов представлен в методическом пособии Е. А. Алябьевой. [1.34]. Пояснять, что заболевания человека зачастую вызваны нарушением требований личной гигиены.

Важно подкреплять формируемые знания представлениями детей о здоровом питании. Необходимо на доступном для восприятия детей уровне рассказывать о роли питания в жизни человека, на примерах игры объяснять, что питание необходимо для обеспечения не только физической, но и интеллектуальной активности человека. На примерах организации питания в детском саду показывать, что питание детей, подростков и взрослых необходимо внимательно готовить, показывать, почему именно это блюдо сегодня включили в меню. На примере конкретных продуктов, рассказать, что именно они дают человеку, в чем их польза. Например, почему в детском саду в меню включают овсяную кашу или салат из моркови, капусты.

Решающее значение имеют занятия физическими упражнениями, которые, несомненно, должны быть насыщены положительными эмоциями и радостью от физической активности. В целом за кажущейся игровой ситуацией воспитатель должен обеспечить решение важных вопросов целенаправленного физического развития детей, развития моторики рук, кистей рук, ног, развития координации и гибкости. Конечная цель – сбережение здоровья. Для достижения поставленной цели необходимо поощрять лучших, проводя связь с соблюдением личной гигиены и здоровым питанием, приводить положительные примеры из спортивных успехов детей данной группы, оказывать всяческую помощь тем детям, которые пока еще не достигли необходимых результатов.

Набольший эффект дают занятия физическими упражнениями на воздухе. Свежий воздух обогащает кровь кислородом, что стимулирует клетки головного мозга и улучшает работу сердца. Необходимо проветривать помещение группы и формировать у детей положительное отношение к проветриванию помещений. Солнце является нашим лучшим помощником в укреплении здоровья детей. Солнце не только способствует накоплению витамина D, но является мощным стимулятором позитивных эмоций. Солнце в целом генератор всего живого.

Проводимая работа должна сопровождаться формированием негативного отношения детей к вредным привычкам взрослых людей – курению, употреблению спиртных напитков и наркотических веществ.

Комплексный подход предполагает единство проводимых мероприятий по сохранению физического здоровья с мероприятиями направленными на сохранение духовного здоровья.

Для реализации здоровьесберегающих технологий в области духовного здоровья детей в детском саду должен быть создан соответствующий морально-психологический климат, в основе которого – добро, милосердие, любовь к людям и жизни. Необходимо учитывать, что в каждом поступке или слове воспитателя или ребенка имеется этическая составляющая. Важно правильно оценивать этическую составляющую в поступках детей и поощрять стремление к этическому совершенствованию. В эту работу должны быть вовлечены родители детей. Основные формы работы с родителями хорошо раскрываются в пособии Л. В. Гаврючиной. [2.45]

Отрицательные эмоции не только действуют разрушительно на психику ребенка, они перечеркивают всю работу по сохранению физического здоровья. Старайтесь не критиковать ребенка в присутствии других детей, не ставьте ему в пример каких-то других детей.

Литература

1. Алябьева Е. А. Знакомим деетй с человеческим организмом. Сказки, рассказы, игры, загадки для детей 6-9 лет. – М: ТЦ Сфера. 2015.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2007.

3. [Электронный ресурс] http://www.elitarium.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровьесберегающая среда как фактор детского развития"

В данной статье я говорю о том, как я использую здоровьесберегающие технологии на своих уроках...

Применение компьютерных технологий в детском саду

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по и...

Статья "Здоровьесберегающие образовательные технологии обучения"

Здоровьесберегающие технологии в учебной деятельности педагога....

Статья: "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках английского языка"

Английский язык в средней школе - серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уде...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цели, задачи и необходимость применения ЗОТ в ДОУ ...

Рабочая программа "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей с ОНР, ФФН"

Рабочая программа  "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей  с ОНР, ФФН"...