Презентация "Использование технологии педагогического дизайна в работе учителя-предметника"
учебно-методический материал ( класс) на тему

Борисова Наталья Петровна

Основной целью педагогического дизайна является создание и поддержка для обучающегося среды, в которой, на основе рационального представления, взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных ресурсов, обеспечивается психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_dizayn.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии педагогического дизайна в работе учителя-предметника Борисова Наталья Петровна старший методист ГБОУ ДПО ЦПК «Красноярский Ресурсный центр»

Слайд 2

Использованная литература А.Ю. Уваров Педагогический дизайн, «Информатика» № 30, 2003г. http://rc.yartel.ru

Слайд 3

«Педагогический дизайн» (англ. Instructional Design , или ID ) Instructional - образовательный, воспитательный, учебный Instructional Design Design - 1) план, замысел, намерение; 2) творческий замысел, планирование, конструирование; 3) чертеж, эскиз, модель, конструкция, рисунок; 4) композиция, искусство композиции; 5) дизайн, внешний вид, исполнение; 6) произведение искусства. http://rc.yartel.ru

Слайд 4

Педагогический дизайн - систематическое (приведенное в систему) использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов. http://rc.yartel.ru

Слайд 5

Педагогический дизайн как процесс область науки дисцип - лина практика с трого упорядоченный процесс разработки учебного материала на основе положений теории учения/обучения, который позволяет быть уверенным в высоком качестве обучения с использованием этого материала. область науки, которая занимается исследованием и разработкой процедур, подробно регламентирующих процессы разработки, применения, оценки и сопровождение ситуаций, обеспечивающих учение а рамках различных разделов предметного материала независимо от уровня его сложности. ветвь знаний о разработке и применении методов учебной работы. по мере завершения проектирования проводится проверка выполненной работы , что бы убедиться, что все элементы «научно установленной» процедуры выполнены, все рекомендации учтены.

Слайд 6

Основная цель педагогического дизайна создавать и поддерживать для обучающегося среду, в которой, на основе рационального представления, взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных ресурсов, обеспечивается психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов образования. http://rc.yartel.ru

Слайд 7

Две важнейшие концепции педагогического дизайна: тщательная проработка материала в соответствии с целями обучения выстраивание системы постоянного анализа результатов обучения, оценки и усовершенствования, как процесса передачи знаний, так и для учебного материала. http://rc.yartel.ru

Слайд 8

Основные принципы педагогического дизайна: научность – использование теоретически обоснованных и проверенных на практике приёмов и методов организации учебного материала; наглядность – оправданное задействование при обучении максимального числа каналов восприятия информации обучающимся; доступность науки – обеспечение доступности научных знаний и используемости их обучающимися; уровень сложности знаний должен находились в зоне ближайшего развития обучающихся; зримость мышления – максимальный учет психологии восприятия и обучения, обеспечение отражения хода процесса познания; непрерывность и преемственность – обеспечение согласованности учебных курсов, порядков, правил и средств их освоения; комфортность – обеспечение для обучающегося удобства и эргономичности восприятия. http://rc.yartel.ru

Слайд 9

Основные этапы создания учебных материалов Анализ потребностей (насколько необходимо проводить обучение), целей, условий (каковы средства и условия будущей учебной работы) 1 Проектирование – подготовка планов, разработка прототипов, выбор основных решений, составление сценариев 2 Разработка – превращение планов, сценариев, прототипов в набор учебных материалов 3 Применение учебных материалов в учебном процессе 4 http://rc.yartel.ru Оценка результатов учебной работы, использование данных оценки для корректировки (доработки) учебных материалов. 4

Слайд 10

Линейная последовательность http://rc.yartel.ru

Слайд 11

Каскадная последовательность http://rc.yartel.ru

Слайд 12

Последовательность в «невозможном треугольнике» Эшера http://rc.yartel.ru

Слайд 13

« П риступая к разработке нового изделия, посмотрите, нельзя ли без него обойтись» http://rc.yartel.ru обучаемые действительно не знают того, что Вы им собираетесь предложить; обучаемым действительно надо освоить обсуждаемое содержание (оно критически необходимо для достижения значимых для них целей).

Слайд 14

Два подхода в области педагогического дизайна http://rc.yartel.ru Мы научим тому, чему требуется научить! И чего они все от меня хотят? Мы научим его мыслить и учиться! Стронник « целеоринтированного » подхода УЧАЩИЙСЯ Стронник «конструктивистского» подхода

Слайд 15

Хорошо определенные цели обучения материал хорош тогда и только тогда, когда после работы с ним ученик приобретает именно то, что нужно приобрести (необходимые знания, умения, навыки) и не приобретет ничего лишнего , а особенно нежелательного. http://rc.yartel.ru

Слайд 16

уточнение перечня целей обучения (для достижения которых разрабатывается учебный материал); определение способов, позволяющих продемонстрировать успешность (или не успешность) обучения с помощью создаваемых материалов. перечень целей создания учебных материалов как части более широкой задачи; описание контингента обучаемых; описание организационных условий обучения; иерархия учебных задач. Определение целей обучения Анализ целей обучения Уточнение целей Разработка учебных материалов http://rc.yartel.ru

Слайд 17

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ - это то поведение, те знания, умения и навыки, которые должен продемонстрировать обучающийся, чтобы его можно было назвать «компетентным». Цели описывают желаемые результаты обучения, а не сам учебный процесс. http://rc.yartel.ru

Слайд 18

Прежде чем выбрать вид транспорта, надо точно указать, куда отправляться. http://rc.yartel.ru

Слайд 19

Без явно заданных целей трудно определить, научились ли ваши обучаемые тому, что от них требуется http://rc.yartel.ru

Слайд 20

Ясное описание целей помогает обучаемому на существенных сторонах предлагаемого материала http://rc.yartel.ru

Слайд 21

Ясное определение целей служит 1 для определения содержания и методов обучения 2 для оценки результатов обучения 3 для активизации учебной работы обучаемых, превращения их в сознательных участников учебного процесса.

Слайд 22

Цель курса или описание курса? Дать общее об основных идеях деятельностного подхода в обучении с упором на положения психологии развития в ее современных трактовках. http://rc.yartel.ru

Слайд 23

Цель хорошо определена Что именно сможет сделать обучаемый? (ясность «исполнения») При каких условиях он это сможет сделать? (определенность условий) Насколько хорошо он это сможет сделать? (информация о критериях) http://rc.yartel.ru

Слайд 24

Сравнение целей обучения «Учащиеся должны знать и понимать проявления пагубного воздействия наркотических средств на человеческий организм» http://rc.yartel.ru

Слайд 25

Формулировка цели Слова, описывающие исполнение состояние Написать Бежать Перечислять Выделять Демонстрировать Указывать Выбирать Соотносить Понимать Знать Уметь Обладать Ценить Быть знакомым Чувствовать Видеть http://rc.yartel.ru

Слайд 26

Сравнение целей обучения «Учащиеся должны знать и понимать проявления пагубного воздействия наркотических средств на человеческий организм» http://rc.yartel.ru «После изучения материала о вреде употребления наркотиков учащиеся смогут: перечислить не менее пяти наркотических веществ, пагубно влияющих на здоровье человека; указать в полученном списке наркотических веществ те из них, которые относятся к бабитуратам , галлюциногенам или стимуляторам; написать названия не менее трех галлюциногенов, описать их воздействие на человека и указать, в частности, их вредоносное воздействие; распознать алкоголь как один из наркотиков….»

Слайд 27

Явное и неявное исполнение «Обучаемый должен распознать в предложенном ему тексте по истории России ошибки, которые связаны с ложным представлением исторических реалий.» http://rc.yartel.ru «Обучаемый должен распознать (подчеркнуть) в предложенном ему тексте по истории России десять содержащихся там ошибок, которые связаны с неточным описанием исторических реалий»

Слайд 28

ИСПОЛНЕНИЕ ИНДИКАТОР Явное исполнение Не требуется Насвистывать «Собачий вальс» Позиционировать курсор мыши Неявное исполнение Требуется Знать верную форму записи числительных Подчеркнуть один из трех предложенных вариантов записи числительных Решать кроссворд Заполнить клетки кроссворда Различать поддельные и неподдельные банкноты Разложить банкноты в две стопки http://rc.yartel.ru

Слайд 29

Определение условий Цель: научить вставлять в текст Word- документа таблицы из Excel . Что разрешается и что не разрешается использовать обучаемому в ходе ожидаемого от него исполнения? В какой обстановке вам хотелось бы видеть желаемое исполнение? Есть ли такие умения, которые вы бы не хотели сформировать? Включает ли описание целей обучения указания на эти умения? http://rc.yartel.ru

Слайд 30

Определение критериев Цель: заполнять поля экранной формы в соответствии с требованиями инструкции и со скоростью не менее 45 форм в час. Насколько хорошо надо подготовить обучаемого, чтобы он мог приступить к освоению следующей учебной задачи, Насколько хорошо должно выполняться требуемое действие, чтобы считать обучение законченным. http://rc.yartel.ru

Слайд 31

http://rc.yartel.ru Уровни учебных целей Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня Знание воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы. 2. Понимание — объясняет факты, правила, принципы; — преобразует словесный материал в математические выражения; — предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. 3. Применение — применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; — использует понятия и принципы в новых ситуациях. 4. Анализ — вычленяет части целого; — выявляет взаимосвязи между ними; — определяет принципы организации целого; — видит ошибки и упущения в логике рассуждения; — проводит различие между фактами и следствиями; — оценивает значимость данных. 5. Синтез — пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; — предлагает план проведения эксперимента или других действий; — составляет схемы задачи. 6. Оценка — оценивает логику построения письменного текста; — оценивает соответствие выводов имеющимся данным; — оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Слайд 32

Учебная структура урока Организационный момент Сообщение о целях обучения Изложение материала Упражнения Обратная связь о результатах действий учащихся Связки между отдельными темами или вопросами Подведение итогов Проверка освоения материала http://rc.yartel.ru

Слайд 33

Начните урок с обзора предыдущего материала. Предваряйте каждое занятие кратким описанием плана занятия и ожидаемых результатов. Излагайте материал сжато, точно, в простой и непринужденной форме. Старайтесь всегда привести пример или продемонстрировать положения урока. содержание изучаемого материала. http://rc.yartel.ru Шестнадцать рекомендаций от специалистов по теории обучения

Слайд 34

Старайтесь задавать такие вопросы и задачи, которые посильны учащимся. Используйте лексику и языковые формы, которые знакомы учащимся. Ведите занятия в живом темпе. Фиксируйте переходы между темпами. Давайте учащимся ясные и полные указания. Используйте ясные правила оценки результатов учебной работы. http://rc.yartel.ru Шестнадцать рекомендаций от специалистов по теории обучения

Слайд 35

Проводите текущий контроль освоения материала. Включайте в задание не более одного вопроса одновременно. Развернуто комментируйте верные ответы учащихся. Переформулируйте вопрос, используйте подсказку при неверном ответе учащегося. http://rc.yartel.ru Шестнадцать рекомендаций от специалистов по теории обучения

Слайд 36

Заинтересовывайте учащихся. Включаемые в материал примеры и задания должны соответствовать реальной жизни. http://rc.yartel.ru Шестнадцать рекомендаций от специалистов по теории обучения

Слайд 37

Педагогический дизайн – это больше, чем размещение информации перед глазами ученика. Педагогический дизайн дает четкие задачи и заставляет учеников сконцентрироваться на определенной информации. Педагогический дизайн обеспечивает контекст и перспективу. Педагогический дизайн сжимает учебный процесс и экономит время. Педагогический дизайн вовлекает учеников при помощи ясного и значимого контента . http://rc.yartel.ru

Слайд 38

Задание №1 к вебинару «Использование технологий педагогического дизайна в работе учителя-предметника» Из трех разработанных уроков разного типа (изучение нового материала; совершенствование и формирование знаний, умений, навыков; обобщение и систематизация; контроль и коррекция знаний, умений, навыков; комбинированный) выписать цели урока и доработать их, применяя технологии педагогического дизайна. Результат оформить в виде таблицы: http://rc.yartel.ru Тема и тип урока: Исходные цели Доработанные цели 1. 2. 1. 2. Выполненное задание выслать Борисовой Н.П. ( borisova @ rc . yartel . ru ). Сроки выполнения – 1 февраля 2012 г.

Слайд 39

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной работы по внедрению системы мониторинга качества обучения в практику работы учителя-предметника

Мониторинг в образовании не заменяет и не ломает традиционную систему внутришкольного управления и контроля, а способствует обеспечению ее стабильности, долгосрочности и надежности. Он проводится там,...

Технология проведения классного часа для учителей предметников

Семинар для классных руководителей и зам.дир.по ВР...

Презентация на тему "Система работы учителя предметника в интерактивной информационной среде Moodle" учителя химии ГБОУ ЦО "Школа здоровья" №1941 Шушляпиной Юлии Петровны

Для повышения интереса к предмету и развития познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочное время в Центре образования №1941 широко используются различные формы обуч...

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку.

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку...

Система работы с одарёнными учащимися. Работа учителей-предметников по подготовке учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах.

Одаренные дети. Основные задачи школы по подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам....

Информация о применении дистанционных образовательных технологий и ЭОР в работе учителя-предметника Леванских Наталии Витальевны

Краткий отчет о применении дистанционных образовательных технологий  и ЭОР в работе учителя-предметника....