Технология творческих мастерских .Выступление к педсовету
учебно-методический материал на тему

Материал содержит краткую характеристику и анализ технологии творческих мастерских.Из опыта работы по программе Б.Неменского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Технология творческих мастерских

Выступление на РМО учителей изобразительного искусства. 24.03.15г.

 из опыта работы учителя изобразительного искусства МБОУ лицей №3 Ващук И.В.

 Над разработкой этой технологии  трудились французские педагоги и психологи ещё в начале 20 века, официальным же названием этого коллектива единомышленников стало – «Французская группа нового образования». Министерство образования Франции признало эту группу в 1984 году. В начале  90-х годов эта технология пришла в Россию и до сих пор не теряет своей популярности.

Задачи технологии творческих мастерских:

  • Активное восприятие учащимися учебного материала;
  • Творческое осмысление учебного материала;
  • Саморазвитие ученика;
  • Повышение интереса к процессу обучения;
  • Развитие креативности;
  • Повышения уровня грамотности;
  • Повышение навыков аргументированного разговора и письма;
  • Развитие социальной компетенции.

И, наконец, отдельно стоит сказать о главной задаче этой технологии – приобретение учеником знаний о самом себе. Это значит, что в процессе обучения в лучшую сторону меняется самооценка ребёнка, он начинает восхождение к сути своей личности, постигает глубины своей души и разума.

Концепция технологии

Давайте же представим урок, проведённый согласно технологии творческих (французских) мастерских. Почему же мастерские? Здесь и кроется одна из главных основ технологии – учитель на этих уроках перестаёт быть учителем, назидателем, лектором и урокодателем. Он становится Мастером, а это меняет и его поведение, и цели, и тактику урока. Он создаёт специальные условия для учебно-творческого процесса, он придумывает такие задания, которые не подразумевают конкретного, книжного ответа на вопрос. Мастер является скорее консультантом, помощником, который организует урок, способствует новому для ребят виду деятельности, способствует познанию.

По мнению французских педагогов, объяснение учебного материала учителем мешает ребёнку непосредственно познавать предмет, самому приходить к каким-то итогам и умозаключениям.

Задача учителя-мастера создать особую эмоциональную атмосферу, которая будет способствовать преображению ученика в творца. Используя личный опыт, ребёнок совершает открытие в предмете. Он делает это сам, а учитель создаёт условия, катализирует процесс познания.

Девиз французских мастерских – «Делай по-своему».

Знания ребёнок не получает, а приобретает, взращивает, познаёт проблему на основе собственного опыта.

Мастерская предполагает организацию учащихся в малые группы (8-15 человек), Мастер предлагает и гарантирует ребятам творческий характер деятельности, направляет их на поисковые методы.

Сам факт групповой работы способствует развитию коммуникативных навыков ребят, даёт им возможности научиться распределению обязанностей в мини-коллективе, учить слушать, аргументировать, использовать преимущества коллективного поиска.

В начале занятия дети получают исходный материал, основу, использовав которую, они сделают свои открытия. К этому материалу педагог продумывает несколько заданий, для их выполнения понадобятся навыки поиска и творческий настрой.

Очень важные нюансы

Эта технология не ранжируют детей. Она утверждает, что все способны к постижению знаний и, как следствие, на высокий результат. При этом создатели технологии отмечают, что время всё-таки для этого у каждого своё. Учитель должен составить урок так, чтобы дать ребятам эту возможность. Отсюда произрастает ещё одно незыблемое правило технологии – свобода. Ребёнок свободен в выборе инструментов для познавательной деятельности, свободен в построении своей работы и т.д. Его не должны сковывать рамки, он должен чувствовать себя открытым для творчества и для самовыражения.

Материал лишён логического построения: дети вольны сами выбрать последовательность изложения, разобраться в иерархии вещей. (! не совсем соглашусь)

Процесс познания имеет большую ценность, нежели само знание.

Ученик движется к истине своим путём.

Ученик имеет право на ошибку. Ошибка тоже двигатель познания.

Коллективное творчество культивируется – совместная работа только усиливает эффект плодотворной работы.

Отметка  перестаёт быть стимулом для дальнейшей работы. Однако следует понимать, что совсем без оценки не обойтись, учитывая, что оценка – это признание достижений или критический взгляд на сделанное, оценка позволяет узнать мнение других о проделанной работе, выразить свою позицию. В традиционной школе отметка – это своего рода контроль учителем знаний ученика, но во время проведения занятий в технологии педагогических мастерских эти понятия разводятся: контроль остается, а отметка убирается из самого познавательного процесса. Однако учитель (мастер) должен как-то отметить работу обучающегося, а как можно оценить творческий процесс? Только положительной отметкой! И здесь опять реализуется принцип успешности, возможности получения даже самым нерадивым учеником самой высокой отметки, без которой, к сожалению, учитель в российской школе обойтись не может.
Как показал проведенный анализ, мастерские можно рассматривать как педагогическую технологию, соответствующую современным подходам (компетентностному, гуманистическому, субъект- субъектному, педагогике сотрудничества, педагогике успеха).     Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения.

 Принципиальное отличие, однако,   заключается, по крайней мере, в двух особенностях мастерской:                                                                 

  - Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного и осознанного не до конца творчества и последующего его осознания;                                                                                

  - Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяется учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы.

 Этапы творческой мастерской

Эти этапы являются основными, и придерживаться их очень важно:

  • Индукция (толчок).  Суть этапа в эмоциональном настрое на интересную работу, в мотивации к творчеству. Задействовав сферу чувств ученика, и даже его подсознание, учитель настраивает ребёнка на конструктивную и вдохновлённую работу на уроке. Главный ресурс – индуктор. В его роли выступает любой информационный сигнал (рисунок, предмет, слово, текст, звук), задача которого вызвать поток ассоциаций у ученика.
  • Деконструкция. Обозначает неспособность с помощью имеющихся средств выполнить задание. В этот момент формируется информационное поле с помощью предлагаемого материала.
  • Реконструкция. После деконструкции нужно хаос превратить в проект решения проблемы. Проходит обсуждение и выдвижение гипотезы, которая представлена в творческих проектах – рисунках, текстах, стихах и т.д.
  • Социализация. Важный этап. Здесь ученики сопоставляют свой полученный материал с результатами работы других групп, делают выводы, обнаруживают закономерности и связи.

На этом этапе даётся одно задание для всего класса, ответы сообщаются всем. Здесь важно умение говорить, доносить информацию, аргументировать. За отработкой этих моментов следит Мастер.

  • Афиширование – это презентация результатов работы, выраженных в тех же схемах, проектах, рисунках. Этот материал ученикам предстоит защитить.
  • Разрыв - является кульминацией процесса творчества и завершается инсайтом (озарением). То есть ученики шире смотрят на свои знания, на свои открытия и понимают, что все разгадки и выводы впереди, у ученика пробуждается интерес к дальнейшему, более глубокому познанию.
  • Рефлексия. На этом этапе ученик анализируют свою деятельность на уроке, своё удовлетворение этим, своё эмоциональное состояние.

Технология творческих мастерских поможет учителю лучше узнать своих учеников, в ином свете увидеть их потенциал, а для самих ребят это прорыв в самореализации на уроке.

Вот уже много лет я работаю по программе Бориса Неменского, которая начала внедрятся в образование   примерно в то же время, что  и  технология творческих мастерских.    Сравнивая   принципы технологии творческих мастерских и программу, можно увидеть много общего. Неменский и его единомышленники во многом действовали в том же направлении и основывались во многом на тех же принципах, что и создатели технологии творческих мастерских.

  Основное  и в программе и в технологии - это принцип самораскрытия ребёнка, высвобождение  его творческого потенциала, воспитание личности  творческой и неравнодушной.

Задача педагога - помочь ему в этом.

Каким образом это может сделать учитель в условиях урока?

Первое – создание обстановки, в которой хочется творить, выстраивание дружеских отношений,

 Затем - подбор задания, которое поможет раскрыться каждому, выбор материалов изобразительной техники, загадка, интерес, создание мотивации и ситуации успеха.

Самое счастливые мгновения для меня на уроке - когда  я могу подсесть к ребёнку и примером показать ему – как нужно делать,   В такие минуты я чувствую себя тем самым мастером, нас окутывает  сладостное чувство совместного творчества, при этом дети часто дают мне больше. Я прислушиваюсь к их мнению, уважаю их право на собственное видение, учусь у них. Творчество это такое  субъективное  понятие, которое трудно как то оценить, здесь не существует строгих критериев, правил. Важно, чтобы работа была с внутренним теплом. Часто бывает, что аккуратная старательная работа  лишена этого тепла и не приносит радости.

Ребёнок имеет право на собственное видение - поэтому я стараюсь не «править» работы, сохраняя индивидуальность. Также бывают такие случаи, когда ребёнку очень хочется выполнить другое задание, совершенно противоположное теме урока, тогда я тоже иду на встречу ему, так как понимаю, что творчество — это такой процесс, где важно не «вспугнуть вдохновение».

Творческие мастерские приветствуют выполнение    коллективных работ, что     также является важной частью заданий по программе Неменского .

Отметка-оценка на уроке -   как и прописывается и в технологии  и как рекомендует программа  - только положительная, только похвала. При этом в виде оценки работы важно выслушать  и мнение одноклассников, от них же ребёнок  слышит  советы и подсказки, что играет большую роль в его социализации.

Трудности и проблемы.

Самая  главная проблема – время и  количество  детей на занятии.

Мастерские предполагают всё- таки   ограниченное количество, до 15 человек, детей на занятии.

Время: для творческой работы мало 45 минут. Творчество само по себе не возникнет, оно основывается на опыте восприятия, на показе, в обсуждении, обдумывании. На всё это уходит третья часть урока, а то и больше.

Очень обидная, но понятная проблема - возрастные особенности  детского творчества. Так называемый «кризис»  детского творчества приходится как раз на 5-7 классы, т.е. те, с которыми и работает учитель предметник.

В процессе  этого кризиса происходит, можно сказать, окончательное распределение  интересов у ребёнка. Выделяются отдельные одарённые «звёздочки», которые, скорее всего, продолжат занятия изобразительным искусством в художественной школе на новом уровне. Основная же масса детей всё ещё не может рисовать профессионально, что и понятно, но их уже    не устраивают собственные «некачественные» рисунки и отсюда - пропадает интерес к предмету.

 А ведь в возрасте 7-10 лет все дети   талантливы и все любят рисовать! Чтобы таких «звёздочек»  было больше и чтобы не пропадал интерес к предмету,  верный путь  на мой взгляд  – в увеличении часов   на рисование в начальной школе и  в создании  для учащихся 7-8 классов вместо программных обязательных часов курсов внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Технология творческих мастерских, или как открывать знания вместе с учениками"

В теоретической части пособия рассматривается технология проведения уроков литературы в форме творческих мастерских, в практической приводятся разработки уроков литературы в форме творческих мастерски...

Сценарий мастер-класса технология творческих мастерских

Сценарий мастер-класса проведенного на муниципальном уровне. На примере темы "Строение и работа сердца" показана технология творческих мастерских....

Инновационные процессы в современном образовании. Технологии творческих мастерских.

В статье говорится об инновационной деятельности в образовании и рассматривается одна из форм организации учебного процесса - творческие мастерские....

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Коллективное творческое дело- выступление на педсовете

Коллективное творческое дело- выступление на педсовете...

Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий. Технология творческих мастерских."

Технология творческих мастерских или «французские демарши» является одним из направлений развивающего обучения. Авторами данной технологии являются французские педагоги, психологи, обществ...