Коллективное творческое дело- выступление на педсовете
статья по технологии

Гордиенко Алла Тихоновна

Коллективное творческое дело- выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktd.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Гордиенко Алла Тихоновна

Негосударственное Общеобразовательное учреждение

«Ноябрьская Православная Гимназия»

Учитель технологии

КТД (Коллективное творческое дело)  выступление на педагогическом совете

Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

В основе лежит три основные идеи:

  1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).
  2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).
  3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

КТД - форма работы, которая направлена на:

                                 Развитие творческих способностей.

                                 Развитие интеллектуальных способностей.

                                 Реализацию коммуникационных потребностей.

                                 Обучение правилам и формам совместной работы.

В работе «Энциклопедия коллективных творческих дел» по Иванову И.П. выделяется несколько видов КТД по направленности деятельности и дается их описание.

Познавательные дела. Их цель – развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Можно рекомендовать несколько интересных познавательных КТД: вечер веселых задач, вечер – путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, устный журнал, пресс – бой, турнир знатоков, пресс – конференция.

Трудовые дела. Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество. Примерами трудовых КТД могут быть трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд, сюрприз, подарок далёким друзьям.

Художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно – эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души.

Можно рекомендовать следующие КТД: художественные конкурсы,театрализованная постановка, выставка поделок.

Спортивные дела развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и обороне.

Можно рекомендовать следующие КТД: веселая спортакиада, спартакиада народных игр, День здоровья.  Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм, дисциплинированность.

Экологические делаПрирода - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы –задача данного направления. Учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот программы этой работы.

Примерами экологических КТД могут быть:операция «Ягодка», Осенний букет, выставка лесных даров,  профессиональный праздник (день оленевода, птиц),операция «Птичья кормушка».

Досуговые дела. 

Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

Можно провести следующие досуговые КТД:   бал (новогодний, ситцевый, литературный, осенний), базар головоломок, вечер легенд, вечер веселых вопросов, вечер-путешествие,  день «рекордов Гиннеса», затейник,  игры (спортивные, народные, подвижные, развивающие, конструкторские, строительные, познавательные, музыкальные, хороводные, шуточные), «капустник», карнавал, клуб выходного дня, бал именинников, посиделки, хоровод друзей, чаепитие, ярмарка народной мудрости.

 

КТД с целенаправленным нравственным содержанием.
Все модели работы с детьми в гимназии  имеют нравственный аспект. Однако существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, несущие этическую направленность.
Примеры КТД: движение «Милосердие»,  гостевой день Добродеи , день рождения гимназии, день этикета.

Алгоритм организации КТД

1. Определение педагогической цели КТД (для педагогов, работающих с детской группой) или Социальной цели (для детской группы).

То есть, необходимо понять какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята и что они должны осознать в результате проведения (для педагога).

Что к лучшему изменится в этом мире (на этом мероприятии, в нашем классе и так далее) после этого дела. Кому оно вообще нужно (для ребят)?

Цель отвечает на вопрос - чего необходимо достичь

2. Определение контекста данного дела.

Какие дела проходили до дела, какие будут проходить после.

3. Определение содержания дела.

Если дело большое (состоящие из нескольких мероприятий), то его содержанием являются эти мероприятия. Если дело маленькое, то его содержание это та деятельность которая будет происходить в течении КТД. К примеру: содержание субботника - работа, содержание выставки- её экспонаты.

Содержание отвечает на вопрос - что будет происходить.

4. Определение возраста и количества участников и согласование с ними факт проведения КТД.

5. Определение типа и формы дела

Форма определяет, как будет проходить это дело.

Пример: Рождественские мероприятия. Цель -формирование бережного отношения к православным праздникам, формирование чувства долга,чувства прекрасного. Содержание - представление для жителей города, гимназические мероприятия,праздник в гимназии. Форма представления для жителей –Рождественская выставка, Рождественский  концерт, гимназические мероприятия- конкурс газет, конкурс на лучшее украшение классного кабинета,выставка декоративно-прикладного творчества, театрализованное представление по библейским мотивам.

 Одну и ту же форму можно использовать при разном содержании, а содержание можно облекать в разные формы. Пример: выставка ДПИ-можно провести как «мир моих увлечений». А лучшие работы представить на внутригимназический или городской конкурс

6. Решение организационных проблем

Какие необходимы материалы, в какие сроки будет проходить дело и т. д.

7. Проведение КТД.

8. Подведение итогов КТД.

Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Первым шагом подведения итогов является сбор, обработка и фиксирование ощущений от КТД и его анализа от участников дела.

(Обработка - это подсчет ребят которым понравилось и не понравилось дело, запись основных претензий, пожеланий, их анализ с точки зрения психологии участников, фиксирование положительных моментов).

После этого происходит анализ дела с точки зрения организации - что в будущем необходимо исправить, что запомнить и использовать впредь.

Последним шагом подведения итогов является их оформление для будущих поколений. (портфолио класса, группы).

Организационные моменты

                                 Определить примерные сроки проведения КТД, от чего, и от кого они могут зависеть.

                                 Определить место проведения КТД, от чего, и от кого оно будет зависеть.

                                 Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками.

                                 Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них.

Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего по поиска, дает поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор.  Поэтому-то в каждом из таких каждом из таких дел – гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные нестандартные варианты.

И как напутствие идущим вслед за нами – два  девиза: «Наша цель – счастье

 людей!» и «Всё – творчески, иначе – зачем!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фотоотчет по коллективным творческим делам

Представлены КТД гимназии,фотоотчет...

Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих  дел в классных сообществах. В рекомендациях ...

Коллективно-творческое дело "Сказка "Сказочный переполох"

Сценарий сказки "Сказочный переполох", осуществить который можно, привлекая разновозрастные классы или отряды в лагере. У каждого класса (отряда) свой маленький номер, который "вписывается" в общ...

Коллективное творческое дело как метод развития творческих способностей детей

Коллективное творческое дело как метод развития творческих способностей детей...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

Коллективные творческие дела в формировании творческой личности учащихся

Выступление на педагогическом совете заместителя директора по воспитательной работе....

Презентация к выступлению на школьном методическом объединении учителей по теме "Коллективное творческое дело (КТД")

Технология КТД - это эффективная технология воспитания и развития учащихся, основанная на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.https://cloud.mail.ru/publ...