Коллективные творческие дела в формировании творческой личности учащихся
материал на тему

Миронова Нина Викторовна

Выступление на педагогическом совете заместителя директора по воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kollektivnye_tvorcheskie_dela_.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

п. Медвеженский

Коллективные творческие дела в формировании

творческой личности учащихся

(выступление на педагогическом совете)

Подготовила

заместитель директора по ВР

 Миронова Н.В.

2012-2013 учебный год

    Развитие школы как воспитательной системы может осуществляться по разным направлениям. Одним из главных направлений, как показывает опыт, можно признать качественное преобразование системы воспитательной работы в школе. Исходя из этого, в школе организуется целостный учебно-воспитательный процесс, в котором отражаются современные гуманитарные подходы: деятельностный, возрастной, индивидуальный, системный. Ш.Амонашвили сказал: «Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду».

    Особое место в этом занимает системный подход. Именно этот подход позволяет  педагогическому коллективу школы создать систему воспитательной работы, в основу которой  положена методика коллективных творческих дел, способная содействовать развитию каждой личности, создать необходимые условия для творческого роста, развития коммуникативных качеств ребят, укрепления межличностных отношений в классных коллективах и школе в целом. Системообразующей  деятельностью становится коллективная творческая деятельность, которая оформилась в систему общешкольных ключевых дел.  

  Главной структурной единицей ключевого дела является класс как первичный коллектив. Учитывая возраст участников, у нас создана система мероприятий на разных возрастных ступенях: начальная школа, средняя и старшая. Психологи утверждают, что самые естественными механизмами в воспитании детей являются эффект заражения и эффект подражания. Состояние ребенка, в одиночку переживающего свои эмоции, очень отличается от ситуации включенности его в переживания большой группы ребят. Крупные воспитательные акции создают в школе периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности.

Важное преимущество школьного творческого дела состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки, роста группового и личного самосознания. Не меньшее значение эти творческие дела имеют для педагогов. Они выводят их из замкнутого мира преподавания одного предмета, приобщают к общим действиям с коллегами, открывают широкие возможности для взаимодействия, педагогической рефлексии, взаимодополнения. Основные коллективные дела в школе традиционные и повторяются из года в год. Однако каждый меняет содержание и форму их проведения. Общешкольные дела становятся традициями.

При этом планирование работы в классе и школе осуществляется при непосредственном участии самих ребят, с учетом их интересов, возрастных и индивидуальных возможностей. Большую роль здесь играет межведомственное взаимодействие с МКУ «КДЦ МО Медвеженского Сельского совета», Центром по работе с молодёжью, Методическим центром АКМР, Центром детского творчества и РДК с. Красногвардейского. Большое количество организуемых  ими конкурсов, форумов, слётов, акций, в которых принимают участие дети, делает жизнь ребят интересной, насыщенной, улучшается «качество» их участия в общественных делах. Участвуя в КТД, ребята могут показать свои возможности и таланты перед всей школой, а также на уровне района и края.

  В этом учебном году прошли такие мероприятия, как Фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями здоровья, форум «Время жить в России», районная юниор-лига КВН, конкурс «Королева Красногвардейского района», акция «Молодёжь за здоровый образ жизни», конкурсы «Солдатский конверт», «Музыкальный муравейник», акция «Молодёжь за здоровый образ жизни» и др.

  Творческая работа детей и педагогов началась уже с сентября – в школе проводился конкурс тематических зарядок, в котором приняли участие 5-8 и 10-11 классы, День здоровья, мероприятия, посвящённые 200-летию Бородинского сражения, 55-летию Красногвардейского района.

В октябре – День учителя, ставший по-настоящему коллективным творческим делом, в котором приняли участие все классы школы, подготовив замечательный концерт.

В ноябре – 400-летие освобождения Москвы от польских захватчиков,  традиционный Осенний бал.

В декабре – новогодние праздники у ёлки.

В январе –70-летие освобождение Ставропольского края от немецко-фашистских захватчиков.

В феврале – 70-летие Сталинградской битвы, Вечер встречи выпускников, мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества.

В марте –  «А ну-ка, девушки», Праздник прощания с азбукой в 1 классе.

В апреле – «День Земли», волонтёрская акция «Герои Победы».

В мае – празднование Дня Победы.

Эти дела являются стержнем воспитательного процесса.

   Таким образом, в течение года, все ребята принимают участие в традиционных делах. Эти события создают ситуацию успеха для всех, радость человеческого общения в процессе подготовки и проведения, удовольствие от хорошо сделанной работы, осознание себя частью большого коллектива независимо от того, в каком классе обучается ребенок.

Благодаря тесному взаимодействию классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования растет интерес родителей к школьной жизни. Они помогают и поддерживают все начинания классных руководителей, принимают участие в школьных мероприятиях, исполняют роли персонажей праздников. Ярким событием школьной жизни стал новогодний праздник «За минутку до Нового года» в 1-4 классах, в котором были задействованы родители учащихся 4 класса, исполнявшие семь ролей сказочных персонажей. Коллективная совместная деятельность при подготовке праздника позволяет ученику проявить себя в качестве художника-оформителя, актера, сценариста, режиссера и т.д., и учащийся включается в дело сразу в меру своих желаний и возможностей, творя то, что в данный момент у него получается лучше. Планируя любое дело, стараемся действовать в единстве учебной и внеурочной деятельности, влияя на ребенка комплексно, что способствует, во-первых, развитию интеллектуальных способностей: расширяются знания об окружающем мире, дети учатся работать с книгой, развивается речь. Во-вторых, развиваются творческие способности: ребята учатся изготавливать что-либо своими руками, развивается их художественный вкус. Все это способствует развитию талантов и самое важное – совершенствует коммуникативные навыки, учит конструктивным способам взаимодействия с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих  дел в классных сообществах. В рекомендациях ...

«Коллективное творческое дело с учащимися и родителями по профилактике асоциального поведения подростков»

Методическая разработка по профилактике асоциального поведения подростковВ современном обществе наиболее острой является проблема употребления ПАВ (психоактивных веществ) подростками. Следствием...

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Презентация по теме коллективное творческое дело как средство развития креативности учащихся....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

Воспитание и социализация учащихся в процессе коллективного творческого дела

Этапы реализации КТД:1.  Определение ключевой идеи литературно-музыкальной гостиной и распределение поручений.2.  Поиск информационного, музыкального и художественного материала.3. Композици...

«Коллективное творческое дело на основе оформления фотозон как эффективный способ формирования эстетической компетентности у учащихся».

Современные изменения, происходящие в обществе, требуют реального участия школьников в окружающей жизни, преодоления замкнутости в своем «детском» мире. Учиться сотрудничеству в общей забо...