Инновационные аспекты работы с одаренными детьми
статья на тему

Аваева Дарья Геннадьевна

В статье кратко описаны современные методы работы с одаренными детьми 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_innovatsionnye_aspekty.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы: Аваева Дарья Геннадьевна (dga-p@yandex.ru)

Артюх Татьяна Анатольевна  (tartyukh@mail.ru)

МБОУ  «Лицей «Дубна» г. Дубны Московской области»

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Сегодня в нашем динамично развивающемся обществе возрастает потребность в людях не стандартно мыслящих, творчески активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые перспективные цели.  И в этой связи интерес к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите закономерен, так как именно от них будет зависеть дальнейшее развитие и место нашей страны на мировой арене.

Таким образом,  перед нами учителями стоит ряд важнейших  задач: выявление, обучение и развитие одаренных детей, их самореализация и социализация. Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя.

Определение понятий «одаренность» и «одаренный»

На современном этапе развития науки "одарённость" преимущественно понимается некоторыми  исследователями как "потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения". Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения.

Американский психолог Дж. Рензулли предложил такое определение одаренности: "одаренность — результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень; творческого подхода и настойчивости". А. Шведел и Р. Стернберг полагают, что "одаренность взрослого человека связана с опытом раннего детства, и предлагают концепцию одаренности как постепенно возникающего свойства, тем самым и теоретически, и практически "расширяя" понятие "одаренный ребенок". Одаренность А. Шведел и Р. Стернберг понимают как "качество, которое возникает, как правило, постепенно в контексте "человек-среда".

Принципы работы с одаренными детьми, которые мы применяем в своей работе:

-  диагностика  с целью выявления потенциала учащихся

- принцип обучения в соответствии с результатами диагностирования

- принцип опережающего и развивающего обучения

- принцип комфортности в любой деятельности

- создание теплой эмоционально безопасной атмосферы в классе

- помощь в формировании положительной самооценки ученика

- принцип разнообразия предлагаемых возможностей

- внеурочная деятельность

- использование новых педагогических технологий в образовательном процессе

Одним из важных направлений в системе образования в школе становится разработка и внедрение педагогических технологий. В своей работе мы делаем акцент на следующие инновационные технологии:

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

Применение ИКТ в процессе обучения даёт нам возможность активизировать познавательную, мыслительную и самостоятельную  деятельность учащихся, интенсифицировать учебный процесс. Информационные технологии дают  возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы.

Часто используемые в учебном процессе средства ИКТ:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео- и аудиотехника,
  • научно-исследовательские работы и проекты.

Личностно-ориентированные технологии.

В центре внимания педагога  всегда – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.  На своих уроках мы стараемся:

- создать теплую эмоциональную атмосферу. Например, для работы в группе или паре, учитель сам формирует заранее эти группы с учетом психологической совместимости детей. Состав группы можно менять от урока к уроку; группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;

- используем различные методы работы. Например, метод проектных работ как активный способ обучения одаренных детей. Преимущества проектной деятельности очевидны, т.к. она:

  • оказывает содействие социальному и культурному развитию;
  • включает в себя интегрированную межкультурную работу;
  • дети переживают незабываемые моменты радости и успеха через привлечение к продуктивной деятельности;
  • учебный процесс становиться динамичным и интересным;
  • проект развивает независимость, так как дети учатся выражать свое собственное мнение и принимать решения;
  • проект обогащает образовательный процесс ребенка
  • проект всесторонне развивает ребенка.

- способствуем формированию положительной самооценки ученика

- поощряем творчество

Здоровье-сберегающие технологии

Данная технология реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка. На протяжении урока учитывается чередование и смена видов деятельности в соответствии c требованиями здоровье-сберегающих технологий.  Ролевые игры, «Круглый-стол» делают уроки захватывающими, насыщенными  и в то же  самое время это своего рода отдых. В качестве материала для аудирования часто выбираем песни. Благодаря музыке создается благоприятный психологический климат на уроке, повышается эмоциональный тонус.   Просмотр фильмов и мультфильмов на английском языке настраивает на понимание и одновременно дает психологическую разгрузку. Учащимся 9–11-х классов нравится проектный вид деятельности, где они пишут проекты, делают презентации и защищают их, учась тем самым отстаивать свою точку зрения с одной стороны и совершенствуя английскую речь с другой. Этот вид деятельности делает их жизнерадостными, оптимистичными, уверенными в себе.

Воспитательные технологии

Реализуются в виде вовлечения учащихся в участии школьных, муниципальных, всероссийских и ВУЗ-х олимпиадах; участие в научно-практических конференциях школы, города, региона. Такое участие рождает и развивает интерес учащихся к  предмету.

        Инновационные технологии в процессе обучения помогают воспитать личность, которая будет готова к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний.


Литература:
1.
http://www.eidos.ru – статья «Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом», Аксенова Э.А.

2. http://pichskool.68edu.ru Лазутина И.Е. "Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми"-

3. Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого М.В.-М.,Прогресс, 1991

4. Кажарская С. Как развить одарённость и креативные способности. // Минская школа.-2004, No2.-с.44-45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты работы с одаренными детьми

В статье автор делится опытом работы  с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития, определяются отдельные направления данной работы, предлагаются некоторые методические рекомен...

Инновационная деятельность учителей географии, направленная на работу с одаренными детьми. Обзор интернет-конкурсов для учащихся и учителей"

В данной презентации описаны основные виды деятельности учителя по работе с детьми по повышению интереса к предмету, а также дан краткий обзор интернет- конкурсов для учителей географии, учащихся с ук...

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

  Сегодня требуется кардинальное и масштабное развитие, прежде всего компетенций педагогических кадров, системные меры по повышению социальной направленности (ответственности) системы обра...

Основные аспекты развития творческих способностей учащихся, работа с одаренными детьми на уроках информатики

В данной статье рассмотрены основные приемы, применяемые мной на уроках, для развития творческих способностей учащихся разных параллелей....

Системно-деятельностный подход на уроках географии в аспекте требований ФГОС при работе с одаренными детьми

В данной презентации отображены основные приемы и методы системно-деятельностного подхода на разных этапах урока при изучении географии....

Управленческие аспекты развития системы работы с одаренными детьми

Аннотация: Олимпиадное движение – активная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса на основе интеграциииндивидуальной и коллективной соревновательной деят...