Работа над певческим дыханием на начальном этапе обучения пению
учебно-методический материал на тему

Исламова Динара Талхатовна

Статья содержит рекомендации по работе со студентами первого курса над певческим дыханием. Предлагаются упражнения для наработки навыков дыхания через нос; упражнения на работу мышц-вдыхателей, помогающие правильному регулированию дыхания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над певческим дыханием на начальном этапе обучения пению

Выступление в рамках Круглого стола

«Индивидуально-групповой подход в процессе обучения вокалу»

Исламова  Д. Т.,

преподаватель ГАОУ СПО «Лениногорское

музыкально-художественное педагогическое училище»

 

Фундаментом, основой в пении  является дыхание. Считается, что хорошее пение - это "мастерство выдоха", но чтобы "мастерски выдыхать", надо научиться "вдыхать".  Недаром  итальянцы говорят: «Как вдохнешь, так и запоешь».

Дыхание различают по типу вдоха - ключичное, грудное и диафрагматическое (костоабдоминальное). В современной вокальной школе применяется нижнереберно - диафрагматический и смешанный типы дыхания. Тип дыхания у певца может варьироваться в зависимости от пола и типа голоса.

При певческом вдохе сокращаются диафрагма и межреберные мышцы, расширяя грудную клетку. При этом диафрагма, опускаясь, становится плоской, объем легких увеличивается и воздух втягивается внутрь. При выдохе происходит обратное: диафрагма и межреберные мышцы расслабляются, объем грудной клетки уменьшается, диафрагма выгибается куполом и воздух выталкивается из легких.

Вдох должен быть бесшумным, достаточно быстрым и активным, только через нос, или через нос и рот одновременно, или через нос с дальнейшим добиранием дыхания через рот. При этом ключицы и плечи не поднимать, исключить лишние движения головы, спину держать прямо. Вдох носом обеспечивает более полное дыхание, способствует активизации нервно-мышечных тканей и пазух носа, принимающих участие в сложном процессе фонации.

За взятием дыхания следует момент остановки («задержка  дыхания») и только затем производится «атака» - начало звука и соответственно выдох. Чтобы звук был точным по высоте и силе, необходимо еще до атаки мысленно представить его себе, приготовиться к нему.

Выходящее дыхание должно быть плавным, равномерным, без толчков и лишнего напряжения, достаточно организованным.

Важно научить студента владеть задержкой дыхания, упражняя:

вдох, пауза–задержка, выдох или выдох, пауза–задержка, вдох.

На занятиях необходимо обращать внимание на то, как учащиеся используют дыхание. Здесь важен индивидуальный подход, учет физических данных поющего и особенностей музыкального произведения. Если нет отклонений от правильного певческого дыхания, то не следует заострять на этом внимание студента.

У начинающих певцов наблюдаются следующие недостатки в использовании дыхания:

  1. На образование певческого звука идет только часть дыхания, в то время как другая, «вытекает» вместе со звуком, придавая ему шумовой оттенок.
  2. Избыток дыхания, так же как его недостаток.

Очень часто студенту «не хватает» дыхания именно вследствие его перегрузки, так как он не справляется с большим напором взятого воздуха  и непроизвольно расходует его с первых же звуков. Для правильного пения важно не столько количество взятого воздуха, сколько умелое, экономное его расходование. Оно всегда должно зависеть от величины музыкальной фразы и ее выразительных задач: чем длиннее и громче фраза, тем больше расход воздуха. Надо заставить студента мыслить всей музыкальной фразой, а не отдельно взятыми нотами. Тогда он будет следить за качеством звука на всем ее протяжении.

Длительность и сила дыхания развиваются при помощи упражнений на дыхание без звуков. Они помогают дыхательным мышцам осуществлять свою работу более точно, тем самым развивая способность управлять мускулатурой и необходимыми мышцами.

На начальных уроках в работе над дыханием студенту необходимо показать, как работает его диафрагма в положении лежа на спине, когда при вдохе поднимается, а при выдохе опускается только область живота. Это дыхание необходимо запомнить и зафиксировать, чтобы таким же образом можно было дышать стоя и сидя, не поднимая плеч и грудной клетки.

Входящее дыхание лучше сопровождать представлением, будто мы наполняемся ароматом цветка. Грудь и плечи при этом абсолютно спокойны.

Упражнения для наработки навыков дыхания через нос

  1. Поглаживая нос снизу-вверх указательными пальцами, делаем вдох, похлопывая пальцами по ноздрям – выдох.
  2. На выдохе протяжно тянуть звук «М» или «Н» или постукивать кончиками пальцев одновременно по обеим ноздрям.
  3. Рот открыт. Вдох через нос, ноздри расширяем. Затем медленно выдыхаем воздух через рот (небная занавеска поднята вверх).

Упражнения на работу мышц-вдыхателей, помогающие правильному регулированию дыхания

Имитация движениями: работа с рубанком или подметание метлой. При этом осознаем конкретные ощущения, а именно: на губах теплый выдыхаемый воздух, ощущение мышц брюшного пресса и нижних ребер, свободы в рото-глоточной полости. Выдох производим ровной выдыхаемой струей, лучше со звуком «УХ», «АХ» или «ЭХ».

Упражнения на осознание и работу мышц, участвующих в певческом дыхании

  1. Встать прямо, правая рука на диафрагме, левая на ребрах так, чтобы большой палец руки уходил под лопатку, а остальные пальцы обнимали ребра. Сделать легко и быстро вдох через нос. Левая рука ощущает расширение ребер сбоку и в области спины, а правой – представляем движение диафрагмы вниз. Выдох свободный, равномерный, можно со звуком «С», «Ш» или «Ф».  Можно представить, что дуем на горящую свечу так, чтобы пламя не погасло;  можно левую руку поднести к губам, проверяя теплоту дыхания.
  2. Руки на животе. Полунаклон назад – вдох. Возвращаясь в исходное положение – выдох и далее:

     руки на нижнереберных мышцах. Подталкиваем мышцы вперед, как бы      

     качая воздух и произнося или пропевая при этом на одном звуке «ха-ха»,    

    «ух-ух», «их-их» или «эх-эх».

  1. Активно (через  рот)  взять  дыхание,   на  выдохе сказать  «да-да».  Говорить, ощущая корни передних зубов, "щелочку"  между двумя передними зубами, через которую "идет ниточка звука". Язык при этом дробно ударяет по твердому небу около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная.  Можно представить, что  твердое  небо,  по которому ударяет язык, очень высокое как  купол  храма,  поэтому звук  "А"  (в  слоге  "да") получается  объемный,  как голос  человека,  говорящего  в храме.
  2. Очень глубоко, резко  и быстро взять  дыхание  через нос (в нижние

     ребра), не  поднимая  плечи.  Резко,  активно выдохнуть через рот. Для  

     контроля над дыханием во время  упражнения, да и  потом

     при пении, держать  ладони рук  на нижних ребрах. Обратить внимание,  

     что при правильном вдохе  нижние ребра раздвигаются не только с боков,  

     но и в спине. Именно такое  раздвижение  ребер  -  показатель          

     полноценного реберного дыхания.

Самым трудным, требующим совершенного владения певческим дыханием является снятие звука на дыхании. Снимать звук нужно мягко, эластично, без толчка гортани, не меняя качества тембра. Это достигается, когда звук до конца поддержан дыханием и снимется раньше, чем оно израсходовано. Тогда создается впечатление, что звук как бы растаял.  

Большое значение для певца имеет овладение ритмом дыхательного процесса. Вначале он прививается ученикам при пении различных по ритму и темпу упражнений. Сознательное овладение различными приемами дыхания позволяет гибко и тонко исполнять нюансы, оттенки, наиболее полно проявлять свои индивидуальные способности во время пения разных по характеру произведений.      

Для наработки навыков певческого дыхания упражнения необходимо выполнять от 5 до 8 раз и не менее 10-15 дней тренировочных занятий.

Главное – научиться контролировать работу мышц и органов, чтобы подготовить их к общему процессу певческой фонации, так как упражнения на дыхание – это только начало в осознании всей механики.

 «Воспитывать» голос – значит выявить все лучшие качества, свойственные голосу данного человека, прививая соответствующие навыки до тех пор, пока голос не приобретет необходимые профессиональные качества. Навыки правильного певческого дыхания прививаются в процессе многократных, целеустремленных тренировочных занятий, а при отсутствии их – они утрачиваются.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"

Искусство пения - это искусство вдоха и выдоха, они основа пения, необходимое и важное условие в зарождении певческого процесса, которым необходимо сознательно управлять. В предлагаемой работе освещен...

Работа над техникой чтения на начальном этапе обучения французскому языку

Данная статья поможет учителю  выбрать оптимальный подход к обучению чтению на французском языке на начальном этапе и формированию правильной техники чтения и произносительных навыков. В статье р...

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...

«Работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения в классе баяна»

Баян и аккордеон являются одними из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный репертуар включает музыку раз...

РАБОТА С ДВУЯЗЫЧНЫМ СЛОВАРЕМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассказывается о приемах работы со словарем на начальном этапе обученя английскому языку....

"Игровые моменты в работе над техническими трудностями на начальном этапе обучения в классе фортепиано"

Материал открытого урока  по фотртепиано предназначен для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств....

Семинар-практикум «Игровые формы и методы работы в классе фортепиано на начальном этапе обучения»

Цель семинара - актуализация методов и игровых форм работы в классе фортепианоЗадачи: -исторический обзор клавирных методик;-направления учебной работы с начинающими;-игровые методы и формы работ...