Проект «Система работы учителя с одаренными детьми (7–8 классы)»
проект (7, 8 класс) на тему

Проект был выполнен в рамках курсов повышения квалификации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx126.77 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования

 

 

 

Проектная работа

ТЕМА: «Система работы учителя с одаренными детьми (7–8 классы)»

 

 

Выполнили:

Малышева Саадат Махмудовна - учитель математики МБОУ  «Гимназия №3  

Зеленодольского муниципального района РТ»

Хайбуллина Наиля Тальгатовна- учитель математики МАОУ

«СОШ №1 г.Нурлат РТ»

Лукьянова Фарида Салиховна – учитель математики МАОУ

«СОШ №4 г.Нурлат РТ»

слушатели курсов повышения квалификации учителей математики

по проблеме: «Эффективные формы и методы решения олимпиадных и сложных задач по математике»

 

 

 Проектная работа допущена к защите

Руководитель проектной работы: Ахметшина Г.Х.

 

 

г. Казань – 2014

Содержание:

 1.Постановка проблемы……………………………………………….………..3

2. Цель проекта……………………………………………………….………….3

3. Задачи проекта…………………………………………………..…………….3

4. Ожидаемые результаты реализации проекта………………………...……...3

5. Методы диагностики…………………………………………………..……...4

6. Целевая группа проекта…………………………………….………………...4

7. Срок реализации проекта……………………………….……………………4

8.Место реализации проекта……………………………………………………4

9. Этапы реализации проекта…………………….……………….…………….5

10.План мероприятий по реализации проекта...………………………………5

12. Введение……..…………….…………………………………………...........6

12. Основная часть…………………………………….………………………..8

         12.1.Характеристика одарённых детей………………………………..8

         12.2.   Проблемы одаренных детей …………………………………..10

         12.3. Образовательные технологии работы с одаренными детьми…...11

         12.4. Реализация проекта………………….…………………………….20

         12.5. Продукт проектной деятельности………………………………...21

13. Заключение……………………………………………………………..….22

14. Ресурсы……………………………………………………………..……...23

15.Литература и ресурсы…….………………………………………….…....24

16. Приложение……...………………………………………………..............25


Постановка проблемы

    Реальность сегодняшнего дня в Российском образовании выражается в возросших требованиях к универсальности знаний и подъёму уровня духовной культуры учащихся для формирования интеллектуального и духовного потенциала общества. Реализация этих требований в условиях обычной общеобразовательной школы возможна через планомерную и систематичную работу с детьми, способности которых определены как «выше среднего» и «высокие». Так что же такое одаренность? Прежде всего, это труд, помноженный на способности ребенка

    Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы школы.

Цель проекта

Создание (описания) системы работы учителя с одарёнными детьми 7-8 классов.

Задачи проекта

 1.Изучить вопросы одарённости (что такое одарённость? особенности личности одарённых детей; проблемы одарённых детей)

2.Разработать механизм выявления одаренных детей, учитывая  и возрастные особенности одарённых детей (тестирование, наблюдение, мониторинг);

3. Определить принципы обучения

4.Систематизировать методы и формы работы с одарёнными детьми;

5. Продумать содержание материала для углублённого изучения в 7-8 классах.

6. Проводить учёт достижений одарённых детей.

Ожидаемый результат

  При условии успешного решения поставленных задач произойдет рост познавательного интереса, повышения мотивации одаренных детей к учебной деятельности, а также их интеллектуального и творческого развития, впоследствии:

- количественный и качественный рост одаренных детей по математике;

- рост призовых мест в городских и областных предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах;

- рост количества выпускников, получивших при поступлении в ВУЗы Образовательные гранты;

- создание мониторинга результативности работы с одаренными детьми;

- издание исследовательских работ учащихся;

- повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

Методы диагностики

- интеллектуальные тесты и творческие задания для выявления одаренных детей;

- исследование уровня мотивации одаренных детей к учебной деятельности;

- проведение олимпиад и интеллектуальных конкурсов, участие в исследовательской деятельности;

- ведение мониторинга результативности работы с одаренными детьми.

- создание детского портфолио

Целевая группа

Учащиеся 7-8 классов, учителя, родители

Срок реализации проекта

2014-2016 г.г.

Место реализации проекта

МБОУ «Гимназия №3 г.Зеленодольска» Зеленодольского муниципального района РТ

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Нурлатского муниципального района РТ

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» Нурлатского муниципального района РТ

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (15.10.14-2.11.14)

2. Основной (ноябрь 2014 г. – май 2016г.)

3. Заключительный (май  2016 – август 2016)

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Подготовительный этап

1.

Выявление одаренных детей. Проведение тестов, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, и  уровня развития.

Школа

В течение этапа

Учитель, школьный психолог

2.

Выбор форм и методов работы с одарёнными детьми.

Школа

В течение этапа

Учитель, администрация

Основной этап

1.

Организация внеурочной деятельности (кружков, спецкурсов).

Школа

В течение года

Учитель

2.

Участие в олимпиадах, математических турнирах, математических играх, научно-практических конференциях.

Школа,  выезды в муниципальные уровни и республиканские  

В течение проекта

Учитель

Заключительный этап

1.

Подведение итогов,

с целью проверки эффективности разработанной методики

Школа

В течении года

Учитель, администрация

Введение

“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый 
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят 
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего 
мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг
)

Работа с одарёнными детьми для любого государства является приоритетным направлением в образовании. Стране нужна профессиональная элита. Нужны люди, умеющие самостоятельно мыслить, владеющие критичным мышлением. Одним из положений Федеральной целевой программы «Дети России» является «формирование системы выявления, поддержки и развития одарённых детей». Современная педагогика также выделяет работу с одарёнными детьми одним из основных положений  педагогической  системы в рамках ФГОС. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности обучающихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования.    Одаренные дети - наше достояние. Организация работы с талантливыми и мотивированными на успех  детьми рассматривается, как одно из приоритетных направлений развития ОУ. От результативности этой работы зависит удовлетворенность всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, учителей, администрации школы).

 К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
  • В школе должны быть свои традиции.
  • Школа должна давать современное образование.
  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

    Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе  образования.

Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь.  

Основная часть

1.Характеристика одарённых детей.

Начнем с того, что определимся с самим понятием:

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Виды одарённости

Условно выделяются три вида одарённости это:

 1.Академическая одарённость- ярко выраженная способность учиться.

2. Интеллектуальная одарённость - это не только и даже не столько способность учиться, а сколько умение думать, анализировать, сопоставлять факты.

3.Творческая одарённость - это то, что проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении и что  обществом, в конечном итоге ценится выше всего.

У всех, без исключения  одарённых детей, ярко выражена потребность, без которой немыслимо развитие способностей. Это так называемая познавательная потребность, выражающаяся  прежде всего в поиске нового знания, в удовольствии от умственной работы.

Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.

Опережающее познавательное развитие:

- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.

- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.

- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.

- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.

- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.

Психосоциальная чувствительность:

- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

- эгоцентризм, как и у обычных детей.

- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

Физические характеристики:

- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.

- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

2.Проблемы одаренных детей

1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны таким образом конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

    Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано.

2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

3.Образовательные технологии работы с одаренными детьми.

   Под образовательной технологией понимается система педагогических действий, которая обеспечивает желаемый эффект в обучении и развитии обучающихся и в основе которой лежит концептуальное единство цели и способа (формы, содержания и методов) обучения и развития данного контингента детей; а именно – детей с признаками одаренности.

проблемы обучения и развития одаренных детей заключается в том, что образовательная технология (цели, содержание и методы) обучения одаренных детей должна соответствовать природным физиологическим и психологическим, а также социальным особенностям и закономерностям развития учащихся.

  Исходя из этого основным этапам в определении (подборе, разработке) образовательной технологии для работы с одаренными детьми является прежде всего определение индивидуально-психологических, типологических и возрастных особенностей контингента одаренных детей. Основными при этом должны быть ответы на следующие вопросы:

1)  с каким типом одаренности мы имеем дело (интеллектуальной, художественной, академической, социальной, технической, спортивной и т. д.);

2)  в какой форме проявления мы ожидаем увидеть у наших учащихся, ибо в общем случае она Может проявляться:

-          как одаренность явная (проявленная);

-          как одаренность возрастная

-          как одаренность скрытая (потенциальная, не проявленная);

3)  каковы возрастные особенности вашего контингента детей, имея в виду психологические особенности обучения и развития детей дошкольного возраста, младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов;

4) какова степень разнородности (однородности) обучающихся по уровню развития и видам способностей, включая готовность к обучению.

  Речь идет о том, что, согласно «Рабочей концепции одаренности» Минобразования РФ (1998), одаренность – это системное качество, в котором в индивидуально-своеобразной форме интегрированы и познавательная, и эмоциональная, и личностная, и иные сферы психики данного человека. Это качество предопределяет возможность и в то же время проявляется в предрасположенности к достижению высоких и сверхвысоких результатов в выполняемой деятельности по сравнению с представителями той же возрастной или социальной группы. При этом одаренность нельзя отожествлять только с опережающим темпом детского развития, а также с уровнем развития тех или иных способностей (хотя и то и другое может быть признаком одаренности). Там же отмечается, что одаренность может проявляться в разных видах деятельности (учебной, художественной, технической, спортивной и т. д.), причем в виде повышенного уровня развития как общих, так и специальных способностей (математических, музыкальных, психомоторных и др.). При этом одаренность может наблюдаться в яркой, явно выраженной форме проявления (1-3% детей), в преходящей форме проявления («возрастная одаренность» по Н.С. Лейтесу) и в скрытой, непроявленной форме (20-25% детей). Существенно, что дети с признаками одаренности могут характеризоваться как гармоничностью, так и диссинхронией в развитии разных способностей и сфер психики: познавательной, эмоциональной, личностной, телесной [6, 22, 35, 42, 52].

 Кроме того, несмотря на различие во взглядах на психологическую природу одаренности, ведущие специалисты в этой области обращают внимание на то, что ее необходимо рассматривать в сочетании мотивационного и инструментального аспектов деятельности детей с признаками одаренности. В первом случае речь идет, например, о повышенной и даже «ненасыщаемой» познавательной потребности, во втором – о владении операциональными навыками соответствующего вида деятельности (например, умением писать, считать, выражать свои мысли в случае академической одаренности или же владением музыкальным инструментом для музыкально одаренного ребенка и т. д.).

  Выражаясь более простым языком, это означает, что проявление и развитие одаренности самым непосредственным образом зависит от соотношения у данного одаренного ребенка (как, впрочем, эй всякого другого ребенка!) его «Я хочу» (мотивационный аспект) и его «Я могу (умею)» (инструментальный аспект). Это принципиальное положение в вопросе выбора образовательных технологий, поскольку традиционно одни из них опираются (и даже «эксплуатируют») мотивационную сферу личности одаренных детей («Я хочу знать все о бабочках), другие же опираются на инструментальную сферу личности этих детей («Я могу быстрее всех решать задачи»).

  Когда речь идет о необходимости учитывать возрастные особенности детей с признаками одаренности, то имеется в виду следующее.

   Во-первых, согласно психологии развития, формирование психических функций, способностей, личностных качеств и жизненных ценностей человека (особенно в детском возрасте) происходит в деятельности, т. е. посредством включения обучающегося в соответствующие виды деятельности. При этом следует иметь в виду, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности как условие и средство формирования психических новообразований, соответствующих данному возрасту. В самом общем, схематичном виде речь идет о том, что:

-          для детей 5-6 лет, т. е. старшего дошкольного возраста, ведущим типом деятельности выступает игровая (в основном ролевая) деятельность, в ходе и посредством которой у ребенка происходит формирование психологических структур, позволяющих ему осознанно (произвольно) принимать и выполнять те или иные социальные роли, в первую очередь роль ученика;

-          для младшего школьного возраста (7-10 лет, младшая школа) ведущим типом деятельности является освоение учебной деятельности как необходимого условия и средства формирования психологических структур, обеспечивающих произвольность действий учащегося при выполнении учебных заданий;

-          для подросткового возраста (11-15 лет) ведущим типом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность (общение, совместная предметная деятельность и т.п.) как условие и средство формирования психологических структур, обеспечивающих личностное самоопределение подростка (самооценка, Я- концепция, идентификация и т.п.). Существенно, что учебная деятельность на данном возрастном этапе должна превратиться из «объекта усвоения» в субъективное «средство» освоения разных видов социально-коммуникативной деятельности;

-          для старшего школьного возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое условие и средство для профессионального самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам, т. е. он должен выбрать в окружающем мире и спроектировать (сформировать) у себя такие свои способности, которые необходимы для овладения выбранной им профессией.

   Таким образом, подбирая или разрабатывая образовательную технологию, мы должны осуществить ряд необходимых действий, которые направлены на осознание (рефлексию) исходных позиций, выполняющих системообразующую функцию для данной образовательной технологии:

1)   определить специфику «вашего» контингента обучающихся, т. е. те индивидуально-психологические, типологические и возрастные особенности одаренных детей, с которыми вы намереваетесь работать и на которые должны быть сориентированы цели, содержание и методы обучения и развития в рамках данной образовательной технологии. Например, повышенная готовность к обучению (в 3-4 года эти дети уже умеют читать и считать), наличие признаков явно выраженной общей или же специальной одаренности (интеллектуальной, музыкальной, спортивной и т.п.) или же, напротив, наличие признаков скрытой одаренности и т. д.;

2)   разработать систему психолого-педагогической диагностики для выявления детей с теми признаками одаренности, которые соответствуют специфике «вашего» контингента обучающихся и возрастным особенностям их развития;

3)   определить форму обучения (школьная – внешкольная, очная – заочная, дистанционная и т. д.);

4)   определить, какие цели и задачи работы с одаренными детьми являются для вас приоритетными:

– обучающие, обучающе-развивающие или же развивающие,

– развитие уже явно выраженных способностей или же, напротив, развитие недостаточно развитых способностей (в том числе коммуникативных и личностных),

– психолого-педагогическая поддержка и помощь одаренным детям,

– разработка, апробация, внедрение, психолого-педагогический мониторинг тех или иных образовательных технологий (авторских, экспериментальных),

– или иное;

5)      определить какие принципы обучения должны использоваться при работе с одаренными детьми в вашем случае:

- ускорения, обогащения и углубления,

- дифференциации и индивидуализации,

- предельной трудности,

- сочетания индивидуальных и групповых форм обучения,

- модульности и междисциплинарности,

-единства деятельности, обучения и развития,

-ранней специализации (допрофильное и профилированное обучение) или, напротив, акцента на общем развитии,

-создания образовательной среды развивающего типа, повышенной напряженности, творческой или иной;

6)   определить содержание и методы обучения, которые будут вами использоваться в вашей работе с одаренными детьми: игровые, обучающие, развивающие, тренинговые, соревновательные (конкурсы, олимпиады);

Методы   деятельности.

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

  развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

Проблемно-развивающее обучение

Большинство учителей, работающие с одарёнными детьми, успешно реализуют технологию проблемного обучения. Учителя создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектно-исследовательская деятельность

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.

Внеурочная деятельность.

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- факультативы,

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по предметам.

Факультативы.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.

Предметные недели.

Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

Олимпиады и конкурсы по предметам.

 Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.

Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются  найти его сильную сторону и дать ему возможность  проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу  выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы. 

Одаренность не лежит на поверхности. Учителя должны хорошо овладеть методикой ее определения. Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, имеют недостаточно сведений об учащихся. Считается, что ребенок с высоким интеллектом должен превосходить остальных по всем школьным предметам. Следовательно, учителя ждут от него наибольшей эмоциональной и социальной зрелости и убеждены, что ему не нужна специальная помощь. 

Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и  для выработки «умения мыслить».

  В своей работе на уроке учитель может использовать:

  • Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений  «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
  • Метод эвристических вопросов.  Ответы на семь ключевых вопросов:     Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
  • Метод сравнения.  Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными,  философами и т. д.
  • Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
  • Метод путешествия в будущее.  Эффективен в любой  общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
  • Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
  • Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт  в результате определенных творческих действий.
  • Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать  картину или составить  описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
  • «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
  • Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы  решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.   

4.Реализация проекта

  Работу с одарённым ребёнком нужно начинать с выявления этого ребёнка в детском коллективе. Основной формой диагностики в начальных классах является наблюдение. После того как заметили яркие способности ученика, необходимо выявить уровень одарённости. Для этого можно  использовать различные формы: анкеты для родителей, опросники, методику «Карта одарённости», методику оценки общей одарённости и др.

  После выявления  обязательно согласовать свои дальнейшие действия с родителями ученика, администрацией. После этого составляется план работы с одарённым ребёнком. Он включает в себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество с педагогическим коллективом.  Психолог проводит диагностику, тестирование, выявление, помогает составить план работы с учётом психологических особенностей ученика. Учителя  оказывают помощь друг другу в организации совместных мероприятий, предметных олимпиад, выборе наиболее результативных форм и методов работы, делятся опытом, который принёс результат. Администрация руководит, согласует, анализирует деятельность учителей и учеников. Детский коллектив может и должен в некоторой степени влиять на развитие высокомотивированных учеников через дружеское соперничество на уроках, при проведении игр клуба знатоков, на внеклассных мероприятиях.

Ежегодно подводятся итоги работы, и в план работы  вносятся соответствующие коррективы.

  При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:

- видом одарённости;

- возрастом ребёнка;

- социальным статусом семьи ребёнка;

- уровнем одарённости;

- активностью самого ребёнка;

- профессиональной подготовкой педагога

5. Продукт проектной деятельности

   Продуктом проектной деятельности является сборник инструкций, механизма выявления одаренных детей для учителей - коллег и выработать систему обучения,   которая способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

Заключение

     В работе с одарёнными учащимися обращаем внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаём у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.

    Таким образом, одарённый ребёнок с самого детства может отличаться своеобразными способами деятельности. Уровень его способностей значительно выше среднего. Оценка одарённости не должна основываться только на тестировании: её степень и своеобразие обнаруживаются в ходе обучения и воспитания при выполнении содержательной деятельности. Одарённость на ранних возрастных этапах следует рассматривать и развивать как некую общую, универсальную способность, которая с возрастом приобретает специфические черты и определённую предметную направленность.

     Поэтому главная педагогическая задача должна смещаться с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Если взрослые смогли разглядеть талант, то их главная задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию. 

Ресурсы

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки

Нормативно-правовые:

Образовательный стандарт основного общего образования по математике.

+

+

интернет

В течение реализации проекта

Материально-технические:

1. Кабинет математики

2. Компьютерный класс

3. Компьютер

4. Интерактивная доска

5. Высокоскоростной интернет

7. ЦОР

+

+

Образовательное учреждение, интернет

В течение реализации проекта

Кадровые:

Учителя математики

+

+

ОУ

В течение реализации проекта

Научно-методические:

Анкеты, тесты, учебники, учебно-методические пособия для учителей математики, рабочая тетрадь

+

+

ОУ

В течение реализации проекта

Информационные:

1. Обсуждение ожидаемых результатов с учителями района и республики

2. Выступления на республиканских, районных семинарах

+

+

ОУ

В течение реализации проекта

Мотивационные:

1.Повышение профессиональной квалификации учителя

2. Повышения уровня знаний и умений учащихся

3. Повышение уровня интереса учащихся к предмету математика

+

+

ОУ

В течение реализации проекта

Организационные:

Создание рабочей группы по отработке данного проекта

+

+

ОУ

В течение реализации проекта

 

Литература и ресурсы

  1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО "Центр социального проектирования "Возрождение" , 2004
  2. Индивидуализация и дифференциация обучения. Инге Унт. Москва: Педагогика,1990.
  3. Практика обучения: Современные образовательные технологии. Д.Г.Левитес. Москва-Воронеж,1998.
  4. Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение.- Ярославль: Академия развития, 2004.-352с.
  5. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе.- Екатеринбург: У-Фактория, 2004-272с.
  6. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/ Авт.-сост. Н. И. Панютина и др. - Волгоград: Учитель, 2007.-204с.
  7.  Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.
  8. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.

Приложение

1.Темы для углублённого изучения в 7-8 классах

  1. Натуральные, целые, простые и составные числа. Делимость;
  2. Работа с числами и цифрами;
  3. Уравнения в целых и натуральных числах;
  4. Принцип Дирихле;
  5. Решение текстовых задач, задач, решаемых с конца задачи;
  6. Решение задач на построения;
  7. Графы;
  8. Инвариантность.

2. Решение геометрических задач различными способами (презентация)

3.Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

   Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение исследования

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

  1. здоровье;
  2. ум, способности;
  3. характер;
  4. авторитет у сверстников;
  5. умение многое делать своими руками, умелые руки;
  6. внешность;
  7. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

  1. По каждой из шести шкал определить:
  1. уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
  2. высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
  3. значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
  1. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).

Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.

Параметр

Количественная характеристика (балл)

низкий

средний

высокий

Очень
высокий

Уровень притязаний

Менее 60

60-74

75-89

90-100

Уровень самооценки

Менее 45

45-59

60-74

75-100

4. Методика «Интеллектуальный портрет»

  Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления

2. Гибкость мышления

3. Продуктивность

4. Способность к анализу и синтезу.

5. Классификация и категоризация

6. Высокая концентрация внимания

7. Память

Сфера личностного развития

1. Увлеченность содержанием задачи. 

2. Перфекционизм 

3. Социальная автономность

4. Лидерство

5. Соревновательность 

6. Широта интересов. 

7. Юмор.

Для оценки используется метод  полярных баллов. Каждая характеристика потенциала ребенка оценивается по пятибалльной шкале:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Например: Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.

Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

Выбираем вариант бальной оценки по характеристике….

Обработка результатов

Отметки вносят в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей.
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат - два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации.
График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу (график 1).

График 1. Методика «интеллектуальный портрет», пример построения «графического профиля» ребенка

методика2


4.«Мозговой штурм» по А.Осборну

Автором метода мозговой атаки (мозгового штурма) является А. Осборн (США). Основное содержание метода: 1) отбирается группа для генерации идей; 2) вводится правило, запрещающее критиковать любую идею, какой бы абсурдной она ни казалась; 3) ставится задача получения максимального числа идей; 4) участники должны пытаться комбинировать или усовершенствовать идеи, полученные другими; 5) идеи фиксируются и оцениваются. При проведении сеанса мозговой атаки наблюдается цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву: за 15—30 минут генерируется 50—150 идей, в то время как при индивидуальной работе только 10—20 идей.

Метод мозговой атаки универсален. Он может применяться при решении задач, технических проблем, при решении бизнес-проблем, при планировании военных операций, в уголовном розыске и т.д. Сформулированы рекомендации по применению метода мозговой атаки.

1. Эффективное число участников 5—12 человек. Оптимальное число членов команды — 7 человек.

2. Создаются две подгруппы — ядро («профессионалы») и временные члены («чайники»). «Чайники» могут стать генераторами нестандартных идей, а «профессионалы» не пропустят неверное решение.

3. При реализации метода «прямой» мозговой атаки, когда происходит поиск решения, не допускается участие скептиков и критиканов. Наоборот, при реализации метода «обратной» мозговой атаки (при оценке проекта) весьма желательна конструктивная критика.

4. Обязательно участие специалистов из смежных отраслей деятельности (сравнить с позиции другого предмета).

6. Желательно участие «людей со стороны» (учителя, учащиеся другого возраста).

7. Приветствуется непринужденная обстановка: фантазии, шутки, смех.

8. Полная продолжительность сеанса не более 1,5—2 часов. Связано это с утомляемостью человеческого мозга.

9. Проблему желательно ставить за 2—3 дня до проведения сеанса для того, чтобы включилось «подкорковое мышление».


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Система работы учителя по активизации подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по И и ИКТ"

Проект работы учителя по активизации подготовки учащихся 9 класса  к сдаче экзамена по И и ИКТ....

Система работы учителя с одаренными детьми в массовой общеобразовательной школе

Каждый из нас рождается с богатейшими творческими способностями, но в силу жизненных событий мы уже в ранние годы начинаем сдерживать свои творческие порывы и многие из нас не могут реализовать свои е...

ПРОЕКТ «Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения математики»

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения, что связано с различными факторами. Специалисты отмечают, что не...

Проект "Система работы учителя с одаренными детьми 5-6 класс"

Основной  задачей  работы с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных ...

Система работы педагога с одаренными детьми

В данной работе авторы раскрывают понятие одаренности, говорят о необходимости создания благоприятных условий для развития талантливых детей.В связи с этим раскрывают основные направления работы...

Система работы педагога с одаренными детьми

В данной работе авторы раскрывают понятие одаренности, говорят о необходимости создания благоприятных условий для развития талантливых детей.В связи с этим раскрывают основные направления работы...

материалы педсовета "Система работы школы с одаренными детьми"

материалы педсовета "Система работы школы с одаренными детьми"...