Система упражнений на уроках немецкого языка.
материал на тему

Келлер Лилия Ивановна

Система упражнений на уроках немецкого языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система упражнений на уроках немецкого языка.

Упражнения являются основным непосредственным материальным средством

организации деятельности учащихся и учителя, учащихся друг с другом или ученика

и учебника при самостоятельной работе.

Упражнение –это как бы маленький сценарий акта общения, в котором задана

программа действий говорящего и слушающего, а также читающего.

Каждое  упражнение  обладает  определенными  качествами.  Его  можно

характеризовать и с психологической, и с педагогической, и с других сторон. Но

методически важно, чтобы каждое упражнение было использовано на своем месте,

т.е. выполняло то, на что оно способно: формировало соответствующий навык или

одно из его качеств, развивало какое-либо умение, достигало какой-то промежуточной цели в этих процессах. Другими словами, упражнение должно быть адекватным.

Основными средствами обучения иноязычной речи являются упражнения. В

упражнении всегда есть цель. Упражнение всегда направлено на совершенствование

способа выполнения действия.

     Уже несколько лет я использую новую педагогическую технологию: метод проектов на уроке иностранного языка. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку. Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления). С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни.

На завершающемся этапе изучения темы “Studium” в 11 классе я использую необычную форму урока: “Unser letztes Schuljahr. Wuensche und Traeume” – урок-учебная встреча, которая организуется между двумя группами параллельных классов.

Организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Здесь осуществляется итоговый контроль знаний учащихся, в котором используются групповые технологии.

К групповым технологиям или к групповым способам обучения относится в числе прочих и проектная технология, которая заложена в программе обучения иностранным языкам.

Урок-учебная встреча относится к нетрадиционным урокам. Как правило, они выполняют функцию обучающего контроля при завершении изучения темы, т.е. сочетание проверки с повторением материала по теме и воспитанием учащихся, развитие их творческих способностей.

На этом уроке удалось достичь самых разнообразных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

  • осуществлено личностно-ориентированное взаимодействие учащихся, поскольку отбор тематики производился с учетом практической значимости для учеников (т.е. по их желанию);
  • подведён итог знаниям, умениям учащихся в рамках изученной темы: “Studium” – учащиеся продемонстрировали хороший уровень владения немецким языком (хорошее произношение, большой запас модельных фраз и речевых образцов, умение устного речевого общения);
  • реализованы ведущие принципы современной методики преподавания иностранных языков, в частности: активности, учета возрастных особенностей и личных интересов, реализовано эстетическое и нравственное воспитание, развивалась культура общения, тактичность, объективность в оценке, творческая активность;
  • обеспечены деловая, рабочая, несколько торжественная атмосфера, серьезное отношение к уроку.

Как уже упоминалось, в основе проекта лежит какая-либо проблема. Конечно, для ее решения требуются знание языка и разнообразные предметные знания.
Кроме того, школьники должны владеть определенными учебно-организационными, интеллектуальными, коммуникативными, учебно-информационными и творческими умениями.
Рассмотрим, как формируются вышеуказанные умения учащихся во время выполнения проекта “Unser letztes Schuljahr. Wuensche und Traeume”.

Проект запускается в начале изучения темы. Ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить, сформулировать. Наводящими вопросами ученики подводятся к тем пунктам плана, которые намечены учителем. Далее в зависимости от формы проекта (это могут быть: выставка, инсценирование, коллаж, репортаж, стенгазета, кроссворд, переписка, рассказ-загадка, экскурсия и т.д.), учащиеся делятся на группы и разрабатывают собственный проект. Приступая к работе над проектом, школьники самостоятельно распределяются по микрогруппам во главе с консультантом.

Так учащиеся 11 “а” класса решили представить свой проект в форме инсценировок и назвали их следующим образом: “Wo kann man das Studium nach der Schule fortsetzen”, “Wir sehen unser Schulalbum durch”, телефонный разговор “Die Schwierigreiten bei di Deutschlernen”. После долгих дискуссий ученики 11 “б” класса пришли к выводу, что они представят проекты в форме фоторепортажа “Unser letztes Schuliahr”, причем каждая микрогруппа выбрала интересующую ее тему: “Unsere Lehrer”, “Mein Arbeitstag”, “Lehrjahre sind keine Herrenjahre”, “Meine Erwartungen”, “Unsere Schule”.

Далее началась практическая деятельность учащихся в рамках своей темы. На этом этапе учащимся необходимы учебно-организационные умения, т.е.:

  • планировать текущую работу;
  • нацелить себя на выполнение поставленной задачи – причем долговременной, т.к. кратковременных проектов не бывает;
  • вести познавательную деятельность в коллективе (умение объяснять, оказывать помощь, умение принимать помощь товарища);
  • осуществлять взаимообогощающее общение.

Второй этап работы над проектом (уроки 2-7) это подготовительный этап, который обеспечивают языковые и речевые умения учащихся.

Тексты из учебника, дополнительная литература служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся, т.е. учебно-интеллектуальных умений, к ним можно отнести:

– умение работать с текстом,
– выделять главную мысль,
– вести поиск нужной информации в иноязычном тексте,
– анализировать информацию,
– делать обобщения, выводы,
– писать сообщения на выбранную тему.

И, конечно же, овладение знаниями невозможно без учебно-информационных умений. Прежде всего, это:

– умение пользоваться словарями, грамматическими справочниками,
– умение составлять план, конспект.

Учитель в период подготовки работает, главным образом, с консультантами, управляя через них деятельностью групп. Необходимо продумать речемыслительную задачу и адекватную коммуникативную ситуацию, при которой увеличилась бы мотивация говорения учеников на немецком языке и возросли бы количественные и качественные показатели их речи.

При использовании проектной методики наиболее ярко высвечиваются учебно-коммуникативные умения учащихся на третьем этапе – презентации проектов:

– умение слушать – это главное умение, оно требует от ученика сосредоточенности, определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики;
– не менее трудная задача – умение слушать и одновременно записывать содержание;
– умение задавать уточняющие вопросы;
– умение выступать перед аудиторией;
– умение проявлять организаторские способности.