Формирование познавательного интереса на занятиях элективного курса по физике
статья на тему

В статье расскрывается понятие "познавательный интерес" и приведены разные педагогические приемы, которыми можно сформировать и развить познавательный интерес у учащихся на занятиях элективного курса по физике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование познавательного интереса на занятиях элективного курса по физике»

Гаврилова Екатерина Владимировна

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Институт естественных наук и математики, студентка 2 курса

Направление: Педагогическое образование:

 физико-математическое образование

Научный руководитель:

Гафнер Светлана Леонидовна, доктор физ.-мат. наук

Создание в современной школе условий для развития у учащихся познавательного интереса является сложной задачей, поскольку времени, определенного базисным учебным планом на изучение физики, недостаточно даже для качественного освоения школьниками обязательного минимума учебных программ. Для решения данной проблемы необходимо вводить дополнительные учебные программы.  В настоящее время использование дополнительных ресурсов возможно при реализации вариативной части базисного учебного плана, содержащей школьный компонент, осуществляемый при организации элективных курсов по выбору учащихся, факультативов, индивидуальных занятий, что даёт возможность учета индивидуальных познавательных потребностей и возможностей учащихся, создания условий для формирования у обучающихся компетенций, необходимых в различных сферах деятельности. [1]

Познавательный интерес - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Познавательный интерес должен способствовать постоянному стремлению к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес возникает тогда, когда учебный предмет представляются ученику важным, значительным, он с особым увлечением занимается им, старается более глубоко и основательно изучить все стороны явлений и событий, которые связаны с интересующей его областью знаний. Познавательная активность так же  может быть случайной и поверхностной, если отсутствует интерес к предмету.

Познавательный интерес у учеников выше, если он  носит поисковый характер. При данной деятельности у школьника возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При поисковой деятельности ученик работает с увлечением, при удачных результатах он испытывает эмоциональный подъем и радость. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на психические процессы - мышление, воображение, внимание и память.

Познавательный интерес является одним из важнейших мотивов обучения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Этот мотив окрашивает эмоционально всю учебную деятельность подростка. Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что, в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения, гордости, успеха, то есть создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса.

В формировании познавательного интереса немаловажная роль отводится учителю. Если он желает развить познавательный интерес, то он должен вовремя увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы, создать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям. [2]

        Рассмотрим, какими методами  можно развивать познавательный интерес учащихся на элективном курсе по физике. Познавательный интерес учащихся, сформированный на начальном этапе изучения физики, позволяет эмоционально воспринимать явления, которые происходят в окружающем мире. Все это формирует у учащихся особое отношение к знаниям по физике, у учащихся появляется постоянная потребность в поиске и приобретении все новых и новых знаний. И изучение такого сложного предмета как физика становиться гораздо проще и увлекательней.

        Чтобы заинтересовать учащихся, учитель обращается к всевозможным педагогическим приемам. Один из таких приемов – проведение интеллектуальных игр на пройденном на элективном курсе материале. Данные игры пробуждают интерес к предмету, стимулируют детей к решению задач, также подобные игры вызывают интеллектуальный азарт: хочется решить, догадаться, сделать это раньше других.

Игра во всех ее формах развивает самостоятельность учащихся, их творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление. Введение в учебный процесс новых нестандартных элементов оживляет и эмоционально окрашивает деятельность учащихся.

При подготовке игр просматривается много материалов, выбираются задания, направленные на формирование и развития познавательного интереса учащихся к физике, прослеживание межпредметных связей, практическое применение физики в смежных областях знаний и деятельности человека.

Продолжением исследования станет разработка элективного курса «Современная нанофизика: достижения и перспективы развития». В данный курс планируется включить игру - викторину по основам нанотехнологий. Вопросы в данной игре разделены на блоки и имеют свою стоимость в баллах, которые потом будут переводиться в оценку. [3]

Следующий прием, которым может пользоваться учитель - это постановка  проблемных  вопросов, создание проблемных ситуаций и  проведение  экспериментов. Проводя какой- то эксперимент, надо заинтересовывать учащихся, вовлекая их в данный эксперимент вопросами, давать возможность им предполагать, что может произойти и самим ученикам участвовать в эксперименте. Познавательный интерес имеет прочную основу для развития только в том случае, когда изучаемый учебный материал систематически находит практическое применение. Нужно дать возможность ученикам изготовить самим модель какого-нибудь устройства или провести наблюдение, а на занятии рассказать о нем, о принципе действия, конечно здесь не обойтись без помощи учителя.

Систематическое выполнение учениками домашних экспериментальных заданий сформирует богатый опыт практического применения знаний и умений, будет способствовать развитию познавательной деятельности.

При изучении смачиваемости поверхности можно провести эксперимент, называемый «эффект лотоса». Степень смачиваемости поверхности зависит от ее микро - или наноструктуры, ее можно определить по величине угла, образованного поверхностью твердого тела и касательной к поверхности капли в точке ее контакта с поверхностью. Этот угол называется краевым и зависит от соотношения межфазных сил поверхностного натяжения. Поверхность будет гидрофильной (полностью смачиваемой), если краевой угол меньше 90°. Если этот угол больше 90°, то поверхность будет гидрофобной (абсолютно не смачиваемой), полностью отталкивающей воду и, следовательно, водонепроницаемой. [4]

Проектная деятельность – это еще один из приемов, которыми можно повысить познавательную активность обучающихся. Проектная деятельность - это высшая форма дифференциации обучения, требующая специальной подготовки ученика и учителя. В данном случае учитель выступает как руководитель и консультант, а ученик (реже два или три ученика вместе) самостоятельно подготавливает и выполняет проект. Тематика проектов определяется личными предпочтениями ученика и учителя. В процессе выполнения исследования, проекта, школьник показывает свою осведомленность в изучаемом круге вопросов, в определенной области знания.

В процессе работы над проектом учащиеся самостоятельно ставят цель, составляют план, принимают решения на всех его этапах, оценивают и контролируют качество конечного продукта. Они самостоятельно находят информацию и используют ее в практических целях. В заключение проекта учащиеся дают оценку своей деятельности, проводят самоанализ, выявляют для себя как слабые, так и сильные стороны проделанной работы. На элективном курсе «Современная нанофизика: достижения и перспективы развития» в рамках темы «Применение нанотехнологий» запланирована групповая работа над следующими исследовательскими проектами: 1) Нанотехнологии в медицине и биологии; 2) Нанотехнологии и электроника; 3) Нанотехнологии и сельское хозяйство; 4) Нанотехнологии в космосе и авиации; 5) Нанотехнологии в энергетике. 

Приведенные методы развития познавательного интереса не единственные, но и они позволяют построить работу на элективном курсе более интересно и продуктивно.

Познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Чтобы активизировать учебную деятельность школьника, нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.

Применение системы элективных курсов является эффективным способом для формирования познавательного интереса, так как содержание и методы, применяемые на элективных курсах должны отличаться от базовых учебных предметов. [5]

Литература

1. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002.

2. Ланина И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. М., - 1985.

3. Разумовский, В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике/В.Г. Разумовский.- М. :Просвещение, 2006. – 272с.

4. Дулесова И.Ф. Познавательный интерес учащихся [Электронный ресурс] http://infourok.ru/material.html?mid=148053 (Дата обращения: 02.04.2016)

5. Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. М., - 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики при изучении нового материала

Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вы...

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики

Очень важно при обучении,чтобы ребенок любил ваш предмет.Тогда он будет учиться с увлечением , стремиться познать больше нового и интересного ....

Презентация "Формирование познавательных интересов у учащихся на уроках физики".

Презентация по теме самообразования "Формирование познавательных интересов у учащихся на уроках физики"....

Формирование познавательного интереса школьников на уроках физики

...избирательная направленность познавательного интереса всегда связана и с отношением его к предмету. В познании школьника, как и любого другого человека, отражение в сознании явлений и процессов дан...

Формирование познавательного интереса на уроках физики ,с помощью современных образовательных технологий

Доклад на метод объединение учителей естественно-математического цикла на тему:"Формирование познавательного интереса на уроках физики, с помощью современных образовательных технологий."...

Формирование познавательного интереса на уроках физики ,с помощью современных образовательных технологий

Метод объединение учителей естественно-математического цикла. Доклад на тему:"Формирование познавательного интереса на уроках физики, с помощью современных образовательных технологий"...