Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
статья на тему

Миронова Анастасия Стефановна

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt.rar10.23 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в преподавании истории и обществознания

 Вашему вниманию предлагается творческий отчет, посвященный применению ИКТ в преподавании истории и обществознания. Цель работы любого учителя  - создание эффективной системы развития интеллектуальных способностей учащихся. Среди многочисленных современных педагогических технологий, которые призваны совершенствовать образовательный процесс, не последнее место занимают ИКТ.

За последние несколько лет серьезно изменились возможности обучения детей. Происходит переоценка традиционных методов обучения. Современные технологии врываются в повседневную жизнь, не оставляя в стороне и школу. Компьютер сегодня не роскошь и не игрушка, это инструмент получения информации и накопления знаний.

ИКТ призваны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельность учащегося.

В условиях информационного общества изменилась и деятельность учащихся. Традиционно вид информационной деятельности обучаемого был ограничен известным набором: восприятие (при прослушивании, просмотре) в процессе объяснения обучающим нового учебного материала определенного конкретного объема; запоминание, заучивание самим обучаемым, как правило, только части представленного учебного материала; воспроизведение (вербально или в письменной форме) обучаемым усвоенного материала.

Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явление, процессов.

В обучении истории огромное значение играет фактор наглядности. В своё время было выпущено большое количество всевозможных картин к уроку, диафильмов и слайдов. Но теперь этого мало, а показ диафильмов затруднен неприспособленностью кабинетов, отсутствием специальной техники. Сегодня на помощь приходят мультимедийные программы, презентации, видеофильмы.

Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Можно выделить наиболее существенные преимущества использования мультимедийных средств обучения в преподавании истории:

- Мультимедийные технологии позволяют интегрально представлять исторические знания. Мультимедийное учебное пособие в состоянии представлять исторические факты, события, документы, комментарии и интерпретации во взаимосвязи, т. е. представлять их в интегральном, а не разобщенном виде. Здесь открываются возможности для соотнесения знаний об историческом предмете, накопленные в разные исторические времена и в разных исследовательских школах.

- Знания представлены в определенном контексте. Контекстом служат не только комментарии, но и многие другие сюжеты (рисунки, звуковые вставки анимация, портреты и пр.), раскрывающие предмет с разных сторон. Создается сетевая структура информации, обладающая большой информационной насыщенностью и дополнительным смысловым потенциалом, чем отдельно взятые предметы в своей сумме.

- Знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным) они лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок.

- Восприятие, интерпретация и освоение исторических знаний на базе мультимедиа реализуется не только когнитивным способом, но и созерцательным путем. Реконструкция истории, как важнейший шаг в выработке исторического сознания, может пользоваться наглядными примерами виртуально реконструкции в компьютере, что облегчит интеллектуальную деятельность учащегося.

- Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде  творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.)  и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся.

C помощью ИКТ информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды становится более интенсивным, результатом является формирование более эффективной модели обучения.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

С помощью ИКТ можно не только проводить уроки, но и распространять опыт работы.

В сети Интернет есть огромное количество сайтов, где выложены результаты работы с ИКТ учителей истории и обществознания.

Кроме того, диалог с коллегами-единомышленниками, ознакомление и распространение инновационных методических и дидактических идей можно осуществлять с помощью сетевого взаимодействия – сайт творческих учителей.

Новые возможности для подобного обмена опытом дает техника, обеспечивающая спутниковые и наземные каналы связей для проведения конференций. Благодаря этому оборудованию устанавливаются сотрудничество и профессиональны контакты с ОУ, осуществляется обмен информацией по разработке и внедрению в образовательный процесс новых образовательных технологий, в том числе и информационных. В режиме on-line организуются и проводятся семинары по различным проблемам развития образования и т.п.

Будем надеяться, что и наша школа в скором времени получит доступ к оборудованию, которое позволяет проводить интегрированные уроки с другим ОУ, в котором есть подобное оборудование.

 Настоящим творческим стимулом для учителя является создание уроков-презентаций, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Есть уроки, где нужно на доске вычерчивать большое количество схем и опорных сигналов, для этого требуется много времени и места. Данная задача успешно решается с помощью компьютера и экрана. Презентации помогают удовлетворить творческие амбиции учителей и пополняют базу методических разработок уроков.

Работа с презентациями заставляет учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта.

Конечно, из вышеизложенного не следует, что теперь необходимо все уроки перенести в компьютерный класс и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Учитель на своем, им самим выстроенном уроке может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Это сделает урок менее скучным, однообразным, более динамичным, интересным и, как следствие, поможет ученикам быстрее и глубже усвоить курс. Например, часть урока преподаватель «с помощью подручного материала» может объяснить сам, другую часть — перепоручить своему «электронному помощнику», затем устроить викторину и т. д.

В образовательном процессе учителями могут быть использованы следующие электронные учебники:

Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: ХХ век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 2002;

Всеобщая история. Учебное электронное издание. История Древнего мира. История средних веков. 5-6 класс. – М.: «Кордис & медиа», 2004;

Всеобщая история. Учебное электронное издание. История нового времени. 7-8 класс. – М.: «Кордис & медиа», 2004;

История. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 5 класс. – М.: «Просвещение – МЕДИА», 2003;

История искусства. Электронное средство учебного назначения. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2003;

Обществознание. Практикум. Учебное электронное издание. – М.: «Марис», 2004;

Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004;

Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Средние века. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2005;

Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новая история. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2005;

Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новейшее время. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2005;

Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. До XIX в. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004;

Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIX-XIX вв. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004.

Разработаны и проводятся уроки с использованием визуальной и аудиоинформации, справочных и иллюстративных материалов, предоставляемых CD, сопровождающих рассказ последовательным включением тех или иных изображений, музыкальных фрагментов или видеосюжетов. Например, при проведении уроков используются CD-диски:

Мировая художественная культура. Библиотека наглядных электронных пособий. – М.: «ИНФОСТУДИЯ ЭКЛН», 2003;

От Кремля до рейхстага. – М.: Республиканский мультимедиа центр, 2002;

Россия на рубеже III тысячелетия. – М.: Республиканский мультимедиа центр, 2002;

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. – М.: «Коминфо», 2002;

Шедевры русской живописи. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2001;

Энциклопедия история России. 862-1917. – М.: «Коминфо», 2002;

Эрмитаж. Искусство Западной Европы. – М.: «Интерсофт», 1998.

При подготовке к урокам и проведении внеклассных мероприятий широко используются справочные и иллюстративные материалы, скаченные из сети Интернет.

Что касается моего личного опыта, могу сказать, что использование ИКТ, позволило сделать подачу материала не скучным, преподнести ученикам сжато, но полно большие объемы информации, внести новые формы работы и сделать образовательный прцесс более ярким.

С использованием ИКТ мною были проведены уроки на следующие темы:

5 класс:

«Возникновение искусства и религиозных верований» - презентация;

«Религия и искусство Древнего Египта» - видеофильм;

«Персидская держава «царя царей» - презентация:

«Греки и критяне» - презентация;

«Поэма Гомера «Одиссея» - видеофильм, слайды.

«Быт древних греков» - слайды;

«Единовластие Цезаря. Установление империи» - видеофильм;

6 класс:

«Средневековая деревня и ее обитатели» - видеофильм, слайды;

«Культура стран халифата» - презентация.

8 класс:

«Ваши возможности в вашей власти» - видеофильм;

«Внутренняя политика Николая I» слайды, видеофильм;

«Нашествие Наполеона на Россию» - слайды, видеофильм

Выводы:

Положительными сторонами применения компьютерных технологий для учителя можно назвать:

  экономию времени на уроке;

  четкость изложения информации;

   соединение различных технических средств обучения в одном;
- привлечение большого объема информации;

   возможность моделирования различных процессов, особенно не воспроизводимых в условиях школьных лабораторий;

  обработку информации в любом удобном виде (или в нескольких, например, график, таблица, рисунок);

  возможность доступа к методическим разработкам уроков, выполненных коллегами;

  быструю адаптацию готовых разработок, исходя из логики своего урока.

"Минусами" данных методов работы можно назвать:

  большую подготовительную работу учителя;

  ограничения организационного плана (не все имеют постоянный доступ к технике, не вся техника соответствует современным требованиям);

  психологические трудности, возникающие при работе с малоусидчивыми и несдержанными учащимися;

   необходимость иметь на уроке помощника, работающего с техникой,    т. к. учителю трудно одновременно организовывать учебный процесс, контролировать выполнение заданий и управлять компьютером;

 возрастание зрительной нагрузки на учеников (если работа проводится в компьютерном классе);

 усложняется процесс концентрации внимания  в связи с появлением на уроке отвлекающих факторов.

И все-таки, будущее - за новыми формами обучения. Их нужно осваивать и внедрять в учебный процесс.

Учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на «каверзные» вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться «расшевелить», «подтянуть» самых слабых и пассивных. Параллельно работающий «автоматизированный обучающий конвейер» — это лишь еще один педагогический инструмент.

В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания МОУ СОШ№2

Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегическойзадачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор ф...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Сегодня  компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...

"Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"

Урок истории сегодня невозможно представить без мультимедийных технологий, которые помогают сделать его ярким, запоминающимся, развивают воображение учеников, повышают их творческую активность. Мульти...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Аргументирование использование ИКТ технологий в процессе изучения истории и обществознания...

Использование ЭОР на уроках истории и обществознания

Примеры использования ЭОР в различных формах уроков (практикум, исследование, самостоятельная работа, лекция)....