Комплексная лаб. работа "Механические свойства твердых тел"
статья по теме

Соловьянюк Валентина Григорьевна

Предлагается 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vozmozhnosti_realizatsii_sistemno.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности реализации системно-деятельностного подхода

на уроках физики в свете требований ФГОС

В.Г. Соловьянюк,

кандидат педагогических наук, доцент

Третий десяток лет в нашей стране идет коренная перестройка общественных отношений, морали, сознания людей и т. п. Эти изменения глубоко затронули и систему народного образования. Изменяется общество, претерпевает существенные изменения и парадигма образования. Если раньше основной целью обучения являлось овладение определенной суммой знаний, то теперь во главу угла ставится развитие мышления, психики и личностных качеств обучающихся средствами конкретного учебного предмета.

Личностно ориентированная педагогика на первое место ставит человека, его ценности, его личную свободу и умение контролировать и прогнозировать свою собственную жизнь. Если ученик будет ясно видеть для чего он должен учить тот или иной закон, осознает его значимость для себя, для своей будущей деятельности, то он легче, быстрее и прочнее усвоит учебный материал.

Каким же образом можно построить процесс обучения, чтобы научить подростка умению при необходимости подобрать к возникшей проблеме необходимые научные знания, самостоятельно разобраться в их сущности и успешно использовать для конструирования своей деятельности?

В новых Федеральных Государственных стандартах образования предлагается в качестве методологической основы Стандарта взять «системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

— формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

— проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;

— активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

— построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся» [ 7 ].

Родоначальником теории деятельностного подхода считается Выготский Л. С. [ 1 ], а дальнейшую разработку эта проблема получила в трудах психологов Гальперина П. Я., Талызиной Н. Ф. [ 6 ] и др.  С точки зрения теории деятельности знания передать нельзя, научить человека ничему нельзя, он может научиться только сам. Сколько не объясняй человеку как надо плавать, он этому не научиться, пока не окунется в воду и не начнет совершать необходимые действия. Знания никогда нельзя дать в готовом виде: они всегда усваиваются через включение в ту или иную деятельность. Поэтому основной задачей учителя должна быть организация собственной деятельности учащихся по овладению знаниями и применению их для решения конкретных практических задач.

Одним из необходимых условий осуществления новой парадигмы образования является превращение учащегося из объекта обучения в субъект. Субъектность обучающегося означает, что он осознает свои действия на занятии; понимает, как, с помощью каких средств и для чего он выполняет задания и т.п. При этом главным, по-прежнему, остается процесс учения. От того, как он будет организован, каким образом учитель сможет вызвать в ученике его активность, опереться на нее и поддерживать в течение всего занятия и будет зависеть вид деятельности учащихся на уроке.

Параллельно с теорией деятельности формировались идеи развивающего обучения (Рубинштейн С.Л., Давыдов В.В. и др.) [2, 3 ].

Суть деятельностного подхода и развивающего обучения в процессе обучения физике состоит в том, чтобы не просто рассказать учащимся учебный материал, а организовать совместную деятельность учитель-ученик, учить составлять план предстоящей деятельности, находить закономерности в явлении, устанавливать принадлежность к тем или иным физическим суждениям, теориям или законам, и на этой основе предугадать новые явления, выдвигать собственные гипотезы и предлагать способы их проверки  [ 4 ].

С точки зрения деятельностного подхода совершенно иные акценты необходимо ставить в процессе демонстрации опытов на уроках физики. Если традиционно их проводили для удовлетворения требований принципа наглядности, то теперь эксперимент должен стать основным путем получения новых для учащихся знаний и развития их мышления  [ 5 ].

  1. В процессе обучения физике необходимо тщательнее продумывать методику проведения демонстрационного эксперимента для развития мышления. Физический демонстрационный эксперимент может выступить как средство развития мышления школьников в том случае, если в каждой демонстрации учитель при проведении демонстрационного эксперимента организовывает целенаправленное движение мысли учащихся от абстрактного к конкретному и наоборот; организует аналитико-синтетическую деятельность учащихся. Учащиеся под руководством учителя сравнивают выделенные характеристики по определенному основанию, и каждая демонстрация завершается обобщением результатов опыта.

Сам по себе эксперимент без правильной методической обработки дает ничтожно мало для процесса обучения и познания, в лучшем случае он воспринимается как фокус, в худшем случае — как непонятные манипуляции с приборами и установками. С помощью демонстрационного эксперимента учитель может руководить ходом мыслей учащихся при изучении явлений и связей между ними. А чтобы последнее стало возможным, мы считаем, что учитель должен преподавать свой предмет в соответствии с методом научного исследования. Это исследование можно вести по следующей схеме.

  1. В начале урока в качестве проблемной ситуации мы подбираем и ставим перед учащимися подходящую к теме урока практическую задачу или производственно-техническую ситуацию, которую преобразовываем в проблемную с выявлением противоречия или самой проблемы в явном виде. Формулируем познавательную учебную задачу. После ее формулировки мы предлагаем учащимся высказать свои версии для объяснения случившегося. Обычно все учащиеся класса активно включаются в выдвижение гипотез и их обсуждение.

Затем проводим научное исследование (то есть изучаем новый материал урока), в результате которого происходит изучение теории как поиск обобщенного способа решения на примере частной задачи, получаем ее решение в общем виде, выводя при этом вместе с учащимися физический закон.

  1. В результате такого построения урока мы вырабатываем у школьников соответствующие исследовательские умения, учим пользоваться общими логическими операциями (моделирование, предметный или мысленный эксперимент, анализ результатов, обобщение, конкретизация в системе частных задач). Также убеждаем их в необходимости научных знаний для правильного понимания явлений и процессов производства и окружающей нас действительности и показываем востребованность этих знаний.
  2. Правильно организованный школьный физический эксперимент служит также действенным средством воспитания таких черт характера личности, как настойчивость в достижении поставленной цели, тщательность в получении фактов, аккуратность в работе, умение наблюдать и выделять в рассматриваемых явлениях их существенные признаки.
  3. Разработанные подобным образом уроки обеспечивают системную интеграцию теоретических и эмпирических знаний во всех аспектах образования: в его планировании, содержании, обучении, воспитании и развитии.

Главная цель такой методики — организовать не простое созерцание опыта детьми, а наладить целенаправленную деятельность обучающихся в процессе наблюдения и поиска объяснения полученных результатов эксперимента.

В предлагаемом ниже сценарии урока «Свободное падение тел» показано, как можно осуществить работу с учениками в зоне ближайшего развития, как мотивировать их на активный поиск гипотез и их доказательств, как  целенаправленно руководить успешной мыслительной деятельностью учащихся на уроке.

Литература

  1. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собр. соч. — М., 1982.
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986.
  3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1976.
  4. Соловьянюк В.Г. Исследовательский характер уроков физики: Уч. пособие. — М.: Издательский дом Лидер-М, 2010. — 96 с.
  5. Соловьянюк Г.М. Методика демонстрационного эксперимента по физике: Уч. пособие. Часть 1. — М.: Издательский дом Лидер —М, 2010. — 120 с.
  6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. Пособие для студ. — М.: Академия, 1999.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. От 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ — М.: Министерство образования и науки РФ, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока Механические свойства твердых тел. Закон Гука

Данная работа содержит сценарий занятия по данной теме...

Тема: Кристаллическое состояние вещества, дальний порядок. Типы связей в кристаллах. Виды кристаллических структур. Механические свойства твердых тел. Решение задач

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7177443","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7177461","at...

Свойства твердых тел и жидкостей

Цель: сформировать представление о строении и свойствах твердых тел и жидкостей; ввести понятия:кристалл, кристаллическая решетка, поликристаллы, анизотропия, полиморфизм, аморфное состояние...

Программа элективного курса с использованием интернет ресурсов «Механические свойства твердых тел»

Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ рассчитан на 17 часа. Предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения к самообразовани...

Презентация "Механические свойства твердых тел"

Подробное рассмотрение диаграммы растяжения...

Кроссворд "Характеристика твердого состояния вещества. Механические свойства твердых тел"

Кроссворд разработан для учащихся 10 класса при изучении темы "Механичексие свойства тел" (физика)...