Методические указания по организации и проведению интерактивного занятия на тему «Выбор профессионального самоопределения и карьеры».
методическая разработка (10, 11 класс) на тему

Методические указания по организации и проведению интерактивного занятия на тему «Выбор профессионального самоопределения и карьеры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moderacia_2.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Методические указания по организации и проведению

интерактивного занятия на тему

«Выбор профессионального самоопределения и карьеры».

Во время проведения занятий по освоению профессиональных дисциплин достаточно часто возникает вопрос со стороны обучающихся: «Зачем нам высшее образование»? Как правило, преподавателю сложно ответить на этот вопрос, поэтому он старается избегать прямого ответа. Метод модерации позволяет решить данную проблему. При этом ответят на столь важный вопрос сами студенты.

Название темы и возможные варианты ответов на нее лучше продумать заранее. В рассматриваемом примере можно ожидать разбиение ответов на две большие группы: материальная и нематериальная заинтересованность. Также прогнозируется появление следующих кластеров.

Получения теоретических знаний и практических навыков.

Расширение личного кругозора.

Общение в студенческой среде (т.е. социализация индивидуума).

Высшее образование дает возможность для карьерного роста.

Престиж высшего образования в обществе.

Так как появление вопроса «О необходимости образования» ожидается преподавателем, то можно заранее подготовиться к проведению модерации:

  1. нарезать модерационные карточки из обычного листа белой бумаги формата А-11;
  2. подготовить несколько карточек из цветной бумаги, на которых будут написаны название кластеров;
  3. приготовить цветные фломастеры и скотч.

В начале занятия преподаватель в течении 5-7 минут

  • объясняет студентам, каким образом будет проходить интерактивное занятие;
  • заключает с ними договор на соблюдение правил проведения модерации;
  • предлагается на обсуждение тема модерации.

Фазы модерационного процесса удобно представить в виде таблицы.

№ п.п

Рабочие шаги

Замечания ведущего

Уточненная тема обсуждения записывается на доске.  5 минут

В целях визуализации тема записывается в центре доски, желательно, цветным фломастером.

Всем участникам  раздается по три карточки и фломастеры. Преподаватель напоминает, на каждой карточке пишется один ответ, желательно ключевыми словами (существительными).

15 мин, из них 10 мин на заполнение карточек.

При раздаче карточек ведущий не должен бегать по аудитории. Карточки можно раздать по рядам.  Нужно отметить, что не все студенты захотят принять участие в  модерации. На мой взгляд, карточки лучше раздать всем, чтобы не лишать человека возможности присоединится к коллективу. Во время заполнения модерационных карточек преподаватель не делает никаких комментариев.

Преподаватель собирает карточки и перемешивает их. 3 мин.

Пустые карточки можно сразу отложить.

Начинается процесс обработки ответов. Ведущий зачитывает вслух каждую карточку. Вместе со студентами проводит сортировку по группам. Каждая группа объединяет карточки с близкими по смыслу ответами.

При сортировке карточек возможно нарушение принципа анонимности ответа.

  • Если ответ не совсем понятен, то можно попросить автора пояснить, что он имел в виду.
  • Иногда автор ответа не согласен с мнением группы поместить его карточку в тот или иной кластер. В этом случае окончательное решение принимает сам автор.

20 минут

Карточки прикрепляются к доске. Это можно сделать с помощью малярного скотча, который после отлипания не оставляет следов, или магнитиков.

Самое главное на этом этапе – обеспечение открытости и наглядность сортировки.

Обычно на этом этапе в процесс обсуждения проблемы активно включаются даже те студенты, которые не хотели работать с модерационными карточками. Между студентами возникают оживленные дискуссии.

Преподаватель не должен предлагать варианты готовых ответов.

Проводится работа с получившимися кластерами. Зачитываются все карточки в группе. Участники модерации дают название каждому кластеру. Анализируются все названия кластеров. При необходимости кластеры объединяются или дробятся. 15 минут

Преподаватель зачитывает все карточки кластера.

Название группы записывается на карточке другого цвета и прикрепляется над кластером. Появляются кластеры с названиями: карьера, общение, знания и навыки, престиж, кругозор.

Обобщение результатов модерации. 10 минут.

Ведущий подводит итоги и закрывает модерацию. Как показывает практика, у студентов возникает желание запечатлеть полученный результат и себя на его фоне. В аудитории  возникает атмосфера активной деятельности, которой присущ дух оптимизма и веры в свои силы. Происходит процесс самоидентификации каждого студента.

Опыт проведения модерации на тему «Мотивации студентов на  изучение профессиональных дисциплин» у бакалавров, обучающихся по направлению 230700, доказывает, что со студентами необходимо проводить занятия по самоменеджменту и развитию личности. Этот тренинг проводился в рамках дисциплины «Основы профилизации» для студентов 2 курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Профессиональное самоопределение и карьера"

Вашему вниманию предлагаю программу  элективного курса "Профессиональное самоопределение и карьера"Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосозн...

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВведениеФедеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед профессиональной образовательной организацией (ОО) среднего профессионального образования задачу подготовки специалиста знающего, мысл...

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов отделения среднего профессионального образования всех форм обучения по дисциплине Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия

Методические указания содержат организационно-методические рекомендации, в том числе практические советы по решению задач математики, требования к написанию и оформлению контрольных работ, вопросы для...

Методические указания по организации практических занятий по общеобразовательной учебной дисциплине "Физическая культура" по профессии 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой»

Цель организации практических занятий обучающихся - способствовать реализации требований ФГОС в части, относящейся к знаниям, умениям, профессиональным компетенциям за счет практических занятий.Перед ...

Методические указания по организации и проведению учебных занятий по дисциплине Алгебра 9 класс

Помощь учащимся с освоении одной из сложных тем предмета Алгебра в 9 классе. Отработка умений учащихся решать задачи комбинаторики, математической статистике и теории вероятности....