Урок по профилактике ЗОЖ : " Будь здоров! "
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Цыза Дарина Валерьевна

ЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮ

ЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮю

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byl_gorod_front_2016.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Мужества:  «Был город фронт, была Блокада», для 9-11 классов.

27 января 2016г.

Цели урока: наглядно и образно воссоздать картину жизни и быта Ленинграда и его жителей в условиях 900-дневной блокады.

Оборудование: проектор, плакаты военного времени, фоторяд о блокадном Ленинграде, на столе 125 блокадных граммов «черного хлеба» и живые красные гвоздики.

Ход урока:

1-й ученик:

А вы, мои друзья последнего призыва!

Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.

 Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,

А крикнуть на весь мир все ваши имена!

Да что там имена! Ведь все равно — вы с нами!..

Все на колени, все! Багряный хлынул свет!

И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами —

Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.

1942 Анна Ахматова

Защитникам и жителям блокадного Ленинграда посвящается ...

         

2-й ученик:    

Утром 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Для нашего народа началась Великая Отечественная война.

Слайд 1. (Звучит 1 куплет и припев песни «Священная война» муз.

 А.Александрова , сл.В.Лебедева –Кумача)

3-й ученик:    

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали  люки.

4-й ученик:    

   В соответствии с гитлеровским планом «Барбаросса»,  одновременно удары по территории СССР наносились  в северном, центральном и южном направлениях.

С самого начала войны Ленинград оказался между двух огней. С юга-запада к городу устремилась  немецкая группа армий «Север», с севера  и северо-запада на него была нацелена  финская армия.

Слайд 2. Карта.

Чтец:    

Мы предчувствовали полыханье

Этого трагического дня.

Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.

Родина! Возьми их у меня!

Я и в этот день не позабыла

Горьких лет гонения и зла,

Но в слепящей вспышке поняла:

Это не со мной – с Тобою было,

Это Ты мужалась и ждала.

Нет, я ничего не позабыла!

Но была б мертва, осуждена,-

Встала бы на зов Твой из могилы,

Все б мы встали, а не я одна.

Я люблю Тебя любовью новой,

Горькой, всепрощающей ,живой,

Родина моя в венце терновом,

С темной радугой над головой.

Он настал, наш час,

И что он значит-

Только нам с Тобою знать дано.

Я люблю Тебя – я не могу иначе,

Я и ты – по-прежнему – одно.   ( Ольга Бергольц)

Слайд

5-й ученик:

   Блокада Ленинграда - трагический период истории города на Неве, когда только от голода погибло свыше 640 тыс. жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках, умерли в эвакуации.  

 На момент установления Блокады, в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400 тысяч детей. Кроме того, в пригородных районах осталось 343 тысячи человек. В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны. Самая страшная осада города в военной истории человечества длилась 872 дня.

6-й ученик:  

   10 июня 1941 года началась битва за Ленинград. Эта битва стала самой продолжительной в войне. Она длилась до 9 августа 1944года.

В различное время борьбу с врагом вели войска Северного, Северо-Западного, Ленинградского, Волховского, Карельского и 2-го Прибалтийского фронтов, Краснознаменного Балтийского флота, Ладожской и Онежской флотилий, авиационные части и соединения, и жители города на Неве.

Слайд

Чтец:

ЛЕНИНГРАДУ

Не ленинградец я по рожденью.

И все же я вправе сказать вполне,

Что я - ленинградец по дымным сраженьям,

По первым окопным стихотвореньям,

По холоду, голоду, по лишеньям,

Короче: по юности, по войне!

В Синявинских топях, в боях подо Мгою,

Где снег был то в пепле, то в бурой крови,

Мы с городом жили одной судьбою,

Словно как родственники, свои.

Было нам всяко: и горько, и сложно.

Мы знали, можно, на кочках скользя,

Сгинуть в болоте, замерзнуть можно,

Свалиться под пулей, отчаяться можно,

Можно и то, и другое можно,

И лишь Ленинграда отдать нельзя!

И я его спас, навсегда, навечно:

Невка, Васильевский, Зимний дворец...

Впрочем, не я, не один, конечно.-

Его заслонил миллион сердец!   (Эдуард Асадов)

7-й ученик:    

В подписанной А.Гитлером директиве говорилось: «После разгрома Советской России существование этого огромного города не будет иметь никакого смысла. Финляндия также  сообщила нам, что она не заинтересована в дальнейшем существованием города рядом с ее новыми границами…

Предлагается плотно блокировать город, сровнять его с землей с помощью артиллерии всех  калибров и непрерывных бомбардировок с воздуха. Если в результате создавшейся в городе обстановки последуют заявления о сдаче города, они должны быть отклонены»

 8-й ученик:  

Позднее Гитлер уверенно заявит: «Ленинград теперь сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью».

 1-й ученик:    

В сентябре, несмотря на героическую борьбу советских войск, город оказался в клещах окружения. Группа армий «Север» стремилась прорваться к Ленинграду. Ценой  неимоверных потерь и напряжений всех сил советские войска сдерживали натиск противника.

Слайд:

2-й ученик:    

8 сентября 1941 года немецко-фашистским войскам удалось прорваться к Ладожскому озеру, захватить Шлиссельбург и перерезать сухопутные коммуникации, связывающие Ленинград со всей страной.

Враг пытался штурмом овладеть городом, но был отбит и остановлен на ближних подступах к нему.

Началась героическая эпопея борьбы армии, флота и жителей города с врагом в тяжелейших условиях блокады, в кольце которой казались более 2,5 млн. человек гражданского населения и войска Ленинградского фронта.

Чтец:

Петровой волей сотворен

И светом ленинским означен -

В труды по горло погружен,

Он жил – и жить не мог иначе.

Он сердцем помнил: береги

Вот эти мирные границы,-

Не раз, как волны, шли враги,

Чтоб о гранит его разбиться.

Исчезнуть пенным вихрем брызг,-

Бесследно кануть в бездне черной-

А он стоял, большой, как жизнь,

Ни с кем не схожий, неповторный!

И под фашистских пушек вой!

Таким, каким его мы знаем,

Он принял бой, как часовой,

Чей пост вовеки несменяем! ( Николай Тихонов)

 3-й ученик:  

Из воззвания рабочих  Кировского завода к воинам, защитникам Ленинграда,1941 год:

«Воины Красной Армии, знайте, что ни бомбы, ни снаряды, никакие военные испытания и трудности не поколеблют нашей решимости сопротивляться, отвечать на удар ударом, не заставят нас забыть клятвенное обещание: истребить врага до последнего…

   Пусть каждый из вас  высоко несет почетное звание советского воина ,твердо и нерушимо выполняют свою священную обязанность- защищать Родину с оружием в руках. Ляжем костьми, но преградим  дорогу врагу. Мы никогда не были рабами и никогда не будем. Умрем, но Ленинграда не сдадим!»

4-й  ученик:    

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим дадим, и от плена спасем

                     Навеки!                                        ( Анна Ахматова)

 

5-й ученик:    

После некоторых неудачных попыток наступления Гитлер предпочел сменить тактику, сказав: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод».

Начались постоянные бомбежки и обстрелы города. Каждый день Ленинград подвергался артиллерийскому обстрелу, и каждую ночь – воздушным налетам.

Слайд:

6-й ученик:  

Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся теперь только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро.

 7-й ученик:    

Птицы смерти в зените стоят.

Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг- он дышит,

Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!»

До седьмого доходят неба…

Отворите райскую дверь,

Помогите ему теперь.    (Анна Ахматова)

 8-й ученик:  

Нормы карточного снабжения ленинградцев:

Ежедневно выдавали только хлеб, остальные продукты отпускались раз в декаду, да и то не всегда. Керосин с сентября 1941 года по февраль 1942 года гражданскому населению не выдавался. Электричества не было. Хлеб состоял на 10 % из воды, на 10 % из целлюлозной муки и на 30 % из суррогатов и заменителей.

1-й  ученик:    

Началась массовая гибель населения. В декабре 1941 года умерло 53 тысячи человек, в январе 1942 года – более 100 тысяч человек, в феврале – более 100 тысяч, а в марте – более 95 тысяч человек.

 2-й ученик:    

Из воспоминаний Д.С. Лихачева: «Ленинградцев в голод спасала дуранда. А что такое дуранда – узнайте, зайдите как-нибудь в фуражный магазин, где продают корм для скота. Впрочем, мы ели не только дуранду. Ели столярный клей. Варили его, добавляли пахучих специй и делали студень. Дедушке, моему отцу, этот студень очень нравился. Столярный клей я достал в институте – 8 плиток. Пока варили клей, запах был ужасающий. В клей клали сухие коренья и ели с уксусом и горчицей. Тогда можно было как-то проглотить. Еще мы ели кашу из манной крупы. Этой манной мы чистили детские шубки белого цвета. Манная крупа была с шерстинками от шубы, имела густо-серый цвет от грязи, но все были счастливы, что у нас оказалась такая крупа. В начале войны мы купили несколько бутылок уксуса и несколько пачек горчицы. Интересно, что когда мы эвакуировались и продавали вещи, то бутылки с уксусом продавали за 150 рублей. Они ценились так же, как письменный прибор».

 3-й ученик:    

Война не щадила солдат, не щадила мирных жителей. Жертвами ее становились и дети. Дети блокадного Ленинграда… Они переносили тягостные испытания наравне со взрослыми. Многие из них не пережили блокаду.

 4-й ученик:    

Из дневника Юры Рябинкина. Ноябрь – Декабрь 1941 года, г. Ленинград:

«Ноябрь. Теперь я забочусь о себе. Сплю одетым, слегка прополаскиваю разок утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. В квартире у нас холодно, темно… Я здесь живу в голоде, холоде. Сегодня вечером после тревоги сходил в магазин. В рукопашной схватке, в огромной тесноте, такой, что кричали, стонали, рыдали взрослые люди, удалось ценой невероятных усилий пробиться без очереди и получить 190 грамм сливочного масла и 500 грамм колбасы из конины  с соей. Декабрь. Каждый прожитый мною день приближает меня  к самоубийству. Выхода нет. Тупик. Какой страшный голод! Страшный голод! Но я хочу жить! Я потерял свою честность… Я постиг свой удел… Сегодня, возвращаясь из булочной, я взял довесок хлеба от мамы и Иры граммов 25 и укромно съел. Я скатился в пропасть, названную полнейшим отсутствием совести, бесчестием и позором… Я недостойный сын своей матери».

Слайд

5-й ученик:  

Из дневника маленькой жительницы блокадного Ленинграда Тани Савичевой

«Бабушка умерла 25 января… Дядя Алёша 10 мая… Мама 13 мая в 7-30 утра… Умерли все. Осталась одна Таня». Разве эти строки, написанные детьми, могут оставить кого-то из нас равнодушными.

 6-й ученик:    

Из воспоминаний Д.С. Лихачева: «В декабре появились какие-то возможности эвакуации на машинах через Ладожское озеро. Эту ледовую дорогу называли дорогой смерти (а вовсе не дорогой жизни, как называли ее наши писатели впоследствии). Немцы ее обстреливали, дорогу заносило снегом, машины часто проваливались в полынье. Рассказывали, что одна мать сошла с ума: она ехала во второй машине, а впервой ехали ее дети. Эта первая машина на ее глазах провалилась под лед. Ее машина быстро объехала полынью, где дети корчились под водой , и помчалась дальше, не останавливаясь. Сколько детей умерло от истощения, было убито, провалилось под лед, замерзло или пропало без вести на этой дороге! Один бог ведает».

Чтец:

Товарищ, встань, послушай, вспомни, вздрогни. 
Ведь ровно семь десятков лет назад 
По Ладоге ледовая дорога
Пробита в осажденный Ленинград.

Дорога жизни узким коридором
Протянута по Ладожскому льду.
Она спасала наш любимый город
В том страшном и чудовищном аду.

Враги ее обстреливали с неба,
Но сквозь  метель и сквозь бомбежек град
По ней машины шли с насущным хлебом
И день, и ночь в блокадный Ленинград.

А город наш ,израненный, голодный,
Не сдавшийся проклятому врагу,
Как ждал он этот хлеб в цехах холодных
Под артобстрелом в лютую пургу!

Дорога жизни, Ладога родная,
О, скольких  ты тогда смогла спасти!
Для наших  дедов, бабушек, я знаю,
Священней места в мире не найти!

Я пред тобой стою, склонив колени,
Стою и вдаль задумчиво смотрю.
От всех послевоенных поколений,
Как  Бога, я  тебя благодарю.

И знаю: до сих пор ночами снится
Всем, выжившим в блокадном том аду,
Поток машин ,бессонной вереницей
Везущий хлеб по Ладожскому льду…  (Наталья Смирнова)

7-й  ученик:    

   В памяти поколений остались тысячи ленинградцев, сумевших ценой своей жизни сохранить город и приблизить победу. Навсегда остался в истории безвестный голодный почтальон, несший по адресу присланный кому-то шоколад, вручивший его – и умерший на пороге квартиры.

 Остался учёный В.Л. Комарович, умирающий от голода, считавший дни – и работавший над своей докторской диссертацией. Художник Чупятов и его жена умерли от холода. Умирая, он рисовал, писал картины. Когда не хватило холста, он писал на фанере и на картоне.

8-й ученик:    

Все 900 дней блокады Ленинграда ученые всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н.И. Вавиловым. Бомбежки и артобстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучителен был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку, возьми, брось котелок, вари  и ешь. Но измученная голодом, доведенная до дистрофии горстка ученых, не съела тогда ни единого зернышка. Бесценная коллекция была сохранена.

1-й ученик:

Зимой 1942 года было решено создать при радиокомитете симфонический оркестр. Его руководителем стал скрипач и дирижер Карл Элиасберг. Зимой 1942 года он настолько ослаб, что не мог ходить от истощения. 9 февраля его привезли в стационар на детских саночках с диагнозом "алиментарная дистрофия 2-й степени". Но уже 9 апреля он провел репетицию созданного оркестра. Музыкантов искали по всему городу. Струнную группу подобрали, а с духовой возникла проблема: люди просто физически не могли дуть в духовые инструменты. Некоторые падали в обморок прямо на репетиции. Пришлось искать по фронтам. Позже музыкантов прикрепили к столовой горсовета - один раз в день они получали горячий обед. 2 июля 1942 года в Ленинград на самолете с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича. Композитор начал писать ее в блокадном городе, но был эвакуирован в Свердловск из-за болезни.  7-ая симфония Шостаковича стала музыкальным памятником блокаде и войне.

Слайд (звучит фрагмент 7-й симфонии)

2-й  ученик:    

Вначале 1944 года советские войска приступили к проведению Ленинградско -новгородской наступательной операции. Она продолжалась 48 суток. 27 января 1944 была окончательно снята блокада Ленинграда.

 Чтец:

Сзади Нарвские были ворота,

Впереди была только смерть…

Там советская шла пехота,

Прямо в желтые жерла «Берт».

Вот о вас и напишут книжки:

«Жизнь свою  за други своя»,

Незатейливые парнишки –

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,

Внуки, братики, сыновья!   (Анна Ахматова)

Чтец:

Друг, товарищ, там, за Ленинградом,
Ты мой голос слышал за кольцом,
Дай мне руку! Прорвана блокада.
Сердце к сердцу посмотри в лицо.

Кровь друзей, взывавшая к отмщенью,
На полотнах полковых знамен.
На века убийцам нет прощенья.
Прорвана блокада. Мы идем!

Мы сегодня снова наступаем,
Никогда не повернем назад...
Мой сынишка ленинградец спит, не зная,
Как сегодня счастлив Ленинград.
                                                             (Елена Вечтомова, 18 января 1943 г.)

3-й  ученик:    

За 900 блокадных дней погибли 16 467 человек. Еще около миллиона погибло от голода, ставшего самым страшным испытанием для осажденных. Люди умирали от голода прямо на улицах, где оставались лежать – их не успевали хоронить. На 1 января 1944 года в Ленинграде насчитывалось всего 560 тысяч жителей – 1/6 часть его довоенного населения.

 Чтец:  

Наш отчий дом - блокадный Ленинград!

О нём грустим, ночами вспоминаем,

Но в этот день мы шли, как на парад,-

Он сказкой был! Был долгожданным раем!

Прорыв блокады, свет прожекторов,

Цветных огней сверкающая гамма,

Толпа людей у невских берегов

И детский крик: «Мы победили, мама!»

Всё это было, кажется, вчера

(Года летят, а память не слабеет).

Где вы, мальчишки с нашего двора?

Кто их найдёт, поймёт и отогреет?

А нам, считайте, очень повезло –

Наш жребий вроде звёздного билета:

Остались живы всем чертям назло!

Благодарим всевышнего за это!    ( О. Е. Андреев)

Слайд

4-й  ученик:    

Эпитафия на Пискарёвском мемориальном кладбище.

Здесь лежат ленинградцы,

Здесь горожане- мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты- красноармейцы.

 Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград, колыбель революции.

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита,

Но, знай, внимающий этой памяти,

Никто не забыт и ничто не забыто.

В город ломились враги, в броню и железо одеты,

Но с армией вместе встали рабочие, школьники, учителя, ополченцы

И все, как один, сказали они: «Скорее смерть испугается нас, чем мы смерти».

5-й ученик:    

Не забыта голодная, лютая, тёмная зима 41-42,

Ни свирепость обстрелов, ни ужас бомбёжек в 43.

Вся земля городская пробита,

Ни одной вашей жизни, товарищи, не позабыто.

Под непрерывным огнём с неба, с земли и с воды

Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто,

И вместе с Отчизной своей вы все одержали победу.

Так пусть же пред жизнью бессмертной вашей

На этом печально- торжественном поле вечно склоняют знамёна

Народ благодарный, Родина - мать и город - герой Ленинград!

 

6-й ученик:    

  Защитники и жители Ленинграда своим мужеством, стойкостью, своим сопротивлением совершили настоящий подвиг – подвиг длиною 900 дней и ночей. Подвиг беспримерный, который вдохновлял всю армию, страну и не может быть с годами забыт. В 1942 году советским правительством была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой удостоены полтора миллиона защитников города.

 7-й ученик:    

Предлагаю почтить память погибших защитников города, тех, кто не дожил до победы, минутой молчания. Прошу всех встать. Объявляется минута молчания.

Слайд: Вечный огонь на Пискаревском кладбище.  

Звучит фрагмент 7-ой симфонии Шостаковича.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Игра «по станциям»«Будь здоров»

Игра направленная на осознание правильности выбора здорового образа жизни....

Проект "Будь здоров - всегда здоров!"

Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно провод...

Игра на местности по станциям "Будь здоров! Всегда здоров!"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов. Цель игры: пропаганда здорового образа жизни, формирование активной жизненной позиции, развитие спортивных и творческих способностей обучающихся...

Урок по теме "Будь здоров"

Обучение навыкам говорения на английском языке через учебный материал (лексика, текст) со здоровьесберегающим содержанием....

Технологическая карта открытого урока в6 классе "Будь здоров!"

Технологическая карта открытого урока  в6 классе "Будь здоров!"...

Элективный курс по ОБЖ военно-патриотической направленности "Будь готов и будь здоров"

Представленный элективный курс направлен на улучшение подготовки юношей к военной службе, перестройку сознания призывника, развитие интереса, стремления и положительного отношения к ней.Программа сост...

Конспект урока игра "Будь здоров"

Цель: воспитание ценностного отношения к собственному здоровью, стремления к здоровому образу жизни, укрепление здоровья школьников путём применения комплексного подхода к обучению здоровью.Задач...