Условия для саморазвития и самореализации личности
статья

Как создать условия для саморазвития и самореализации личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Условия для саморазвития и самореализации личности.

                                                                Вахнин Алексей Александрович,

учитель математики,информатики

МКОУ «Каменная СОШ»

В Законе «Об образовании»  (ст. 9, п. 6), стандарт указывает на то, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» с последующим включением в нее условно нового элемента – внеурочная деятельность. При этом, «союз» учебной и внеучебной частей основной образовательной программы опирается на Программу воспитания и социализации обучающихся.

   Образование - важнейшая социальная деятельность общества, направленная на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.

Внеурочная деятельность- неотъемлемая часть образовательного процесса, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но, одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.  

       Меняется организация учебной и внеурочной  деятельности,

возрастает роль внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого.  Уделяется  значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков, подчеркивается важность занятий по интересам, отвечающие потребностям учащихся разных возрастов, потребностей, возможностей здоровья.

         Исследования в этой области (К. А.Абульханова-Славская, А. Г.Асмолов, И. С.Кон и др.) подтверждают наличие потребностей у детей в самореализации личностных потенциалов, активном личностном росте и саморазвитии.

Создавая педагогические условия, мы даем  возможность ребенку стать тем, кем он хочет быть, почувствовать свободу творческой самореализации.

Усилия должны быть направлены на сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка, организацию творческого созидательного пространства для саморазвития личности ребенка. Актуальность проблемы саморазвития личности ребенка обусловлена социально-экономическими и организационными преобразованиями, происходящими в обществе и влекущими за собой значительные перемены в работе образовательного учреждения. В изменяющихся условиях саморазвитие личности является базовой основой для формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала России. Степень новизны педагогического опыта заключается в интеграции основного и дополнительного образования для расширения социокультурного поля личностного роста и самореализация ребенка, в практическом использовании авторских способов и приемов саморазвития личности. Педагогические условия выступают регулятором потенциалов саморазвития, стимулируют творческую самореализацию и самоопределение ребенка, если она являются для него средством обеспечения позиции субъекта познания, деятельности, творчества, общения и обогащают его жизненный опыт..

       «Деятельность должна быть моя, исходить из души моей» К.Д. Ушинский

 «Время, отведенное на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения»

Д.В. Григорьев и П.В. Степанов.

   

Внеурочная деятельность- это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива (Е.Н. Степанов)

  Ценностные ориентиры внеурочной деятельности:

- гражданская идентичность

- идеалы ценностей гражданского общества

- патриотизм

- национальное согласие.

    Создание рациональных педагогических условий для личностного саморазвития невозможно без опоры на его механизмы: самопринятие,   самопрогнозирование.

   Самопринятие — безусловное позитивное отношение субъекта к собственным личностным ценностям независимо от их оценки окружающими людьми. Такое понимание самопринятия не отрицает факт функционирования негативных образований и их негативного эмоционального оценивания.  Это эмоциональное явление в значительной мере стимулирует личностное саморазвитие, направляя и его в общественно значимом направление. В обеспечении методического сопровождения процесса самопринятия педагогу важно знать, что воспитанник безусловно принимает в себя, к чему положительно относится; что сеет в себе как негативное, которое порождает есть неприятные переживания (неприятие определенных качеств предопределяет их искоренения или блокирования) что отрицательное он в себе не осознает, поскольку оно было вытеснено в подсознание. Особенно опасны для самопринятия негативные оценки себя, которые могут осложняться обобщением своей самооценки (\"Я плохой\"), распространением ее на всех людей (\"Все плохие\") Такая позиция может реализовываться по двум сценариям: 1) пессимистического мировосприятия, 2) манипулирования другими с целью достижения утилитарных целей.

   Самопрогнозирование — механизм, с помощью которого личность определяет возможности своего развития, выделяет требования, на которые необходимо ориентироваться. Содержание и направленность самопрогнозирование  личности определяют: ориентация на свои поступки, ситуации внутренней жизни и среда, которая окружает; направленность на предсказания собственных действий в контексте динамики внешней ситуации; рассмотрение себя на разных временных этапах личностного онтогенеза.

     Задачи внеурочной деятельности:

  1. привлечение ребят к выполнению исследовательских

проектов ,творческих занятиях, спортивным мероприятиям.

  1. ребята научатся: изобретать, понимать и осваивать новое,  быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу,  формулировать интересы и осознавать возможности.

 Подходы организации внеурочной деятельности:

  1. Системно-деятельностный подход: Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
  2. Личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание его социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о Человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса.

  Принципы внеурочной деятельности:

  1. Принцип гуманистической направленности
  2. Принцип успешности и социальной значимости
  3. Принцип вариативности.
  4. Принцип креативности
  5. Принцип успешности и социальной значимости

    Способы реализации внеурочной деятельности:

Событие. Это может быть праздник по случаю…, любое состязание, соревнование (интеллектуального, художественного, спортивного и др. содержания), дискуссия, обсуждение возникшей проблемы, требующей достаточно быстрого решения или выяснения точек зрения.

Путешествие. Это подростковая межпредметная образовательная экспедиция, разработанная с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания подростком окружающего мира.

Образовательная встреча – это достаточно широкая по сути и комплексная по содержанию форма внеурочной деятельности, означающая встречу с новым жизненным опытом, с искусством, с другим человеком. Это движение навстречу друг другу, стремление к совместному сопереживанию, к «со-действию»; пространство общения, диалога, когда, с одной стороны, участники могут высказать свои  мысли и чувства, а с другой – научиться слушать и слышать. Это возможность развития толерантности, уважительности, культуры общения.

Погружение. Занятие, направленное на освоение разнообразных форм внеурочной и урочной  работы, формирование учебной самостоятельности в ходе проектной деятельности, решения практико-ориентированных заданий и предметно-практических ситуаций, задач проектного типа, организации деятельности детей имеющей определенную временную протяженность и некую «глубину» образовательного пространства.

   Направления развития личности: В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей:

- Общекультурное

- общеинтеллектуальное

- социальное

- духовно-нравственное

- спортивно-оздоровительное

   Формы работы:

-экскурсии,

-кружки,

- секции,

-круглые столы,

-конференции,

- диспуты,

-школьные научные общества,

- олимпиады,

-соревнования,

-поисковые и научные исследования,

- общественно полезные  практики.

Право выбора форм представляется педагогам и их воспитанникам.

Виды внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

Познавательная  

Деятельность

Познавательные беседы, интеллектуальные клубы, исследовательская практика обучающихся;

образовательные экспедиции, походы, поездки, экскурсии,

факультативные занятия,

ученические научно-исследовательские сообщества,

интеллектуальные игры,

конференции,

олимпиады,

интеллектуальные марафоны,

предметные недели.

Художественное творчество

Занятия объединений художественной направленности

Художественные выставки

Фестивали

Спектакли

Художественные акции  школьников в окружающем школу социуме

Проблемно-ценностное общение

Этические беседы

Дебаты

Тематические диспуты

Ситуационные классные часы

Групповая проблемная работа

Проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов

Досугово- развлекательная деятельность

(досуговое общение)

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки

Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы

Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.)

Игровая деятельность

Игра с ролевой акцентуацией

 Игра с деловой акцентуацией

Социально моделирующая игра

Социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность)

Социальная проба

КТД (коллективное творческое дело)

Социально-образовательный

Проект

Трудовая (производственная деятельность)

Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел.

Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»),

детская производственная бригада под руководством взрослого

Детско-взрослое образовательное производство

Спортивно-оздоровительная деятельность

Спортивные секции,

Оздоровительные процедуры

Школьные спортивные

турниры и оздоровительные акции

Спортивные и оздоровительные

проекты школьников в окружающем школу социуме

Туристско-краеведческая деятельность

Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок

Туристский поход, краеведческий клуб

Туристско-краеведческая экспедиция

Поисково-краеведческая экспедиция

Школьный краеведческий музей

   Этапы создания условий для развития саморазвития и самореализации учащихся:

  1. Сбор информации о том, чем увлекается и интересуется каждый учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься в классе, школе, учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта, какое мнение по данному поводу имеют его родители.
  2. Формирование проектных представлений о системе внеурочной деятельности, создаваемой в образовательном учреждении
  3. Включение в проект широкого спектра видов (направлений) внеурочной деятельности, форм и способов ее организации. Это позволяет каждому ученику найти дело по душе, которое, как правило, выполняется им с удовольствием и оказывает существенное влияние на его развитие и самореализацию.

  Технологии саморазвития личности (Г. К.Селевко)

            Технологии конструирования занятия на основе

- модульного, блочно-модульного обучения и индивидуального образовательного маршрута ребенка

- технологии организации эвристического обучения

- образовательные технологии, направленных на создание ребенком индивидуального продукта

 - кейс-технологии.

Процесс саморазвития протекает успешно в той мере, в какой «личность воспитывает личность», а знание соприкасается не только с интеллектом личности, но и с ее внутренними сферами – мотивацией, системой ценностей, эмоциональностью, способностями, интересами, потребностями и т. д. Поэтому педагогическое влияние в каждой конкретной ситуации всегда есть «нащупывание» реального состояния ребенка и адекватное содействие имеющим место «здесь и теперь» его духовным усилиям.

Этапы саморазвития

Поиски себя                             Я ХОЧУ

Самопознание                         Я ЗНАЮ

Самоутверждение                   Я МОГУ

Самоопределение                  ТВОРЧЕСТВО

Сетевое взаимодействие в организации внеурочной деятельности.

 Литература.

  1. Формы коллективно-творческой деятельности в работе классного руководителя: Методические рекомендации классному руководителю по организации воспитательной деятельности в классе / Авт.-сост.: А.В. Кисляков, К.С. Задорин, Д.А. Шилков – Челябинск: ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», 2009.
  2. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения.
  3. Евладова Е.Б. Организационные модели и способы реализации внеурочной деятельности.
  4. Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов.
  5. Статья написана по материалам портала kak-zhzh.ru
  6. Материалы обобщения педагогического опыта Г. И. Черепановой. Хабаровск 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как средство саморазвития и самореализации личности

Какую деятельность осуществляет ребенок в школе? На этот вопрос ответить не так просто, как кажется. С од­ной стороны, раз учится в школе, значит, и деятель­ность у него учебная. И с этим трудно...

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности

В статье говорится о стимулировании учебно-познавательной деятельности, прилагаются компоненты для  активизации деятельности учащихся....

Воспитание Оренбуржца 21 века "Саморазвитие и самореализация личности в процессе воспитания и обучения"

Методическая разработка программы развития классного коллектива, представленная на Областной конкурс проектов инновационной деятельности  классных руководителей   Номинация «Школа ...

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

СТИМУЛИРОВАНИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  КАК  СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ  И  САМОРЕАЛИЗАЦИИ  ЛИЧНОСТИ...

Презентация _Мотивация учебной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности_

В данной презентации рассматривается мотивация учебной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности...

Мотивация учебной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности (из опыта работы)

Актуальность темы Проработав в качестве учителя немецкого  языка и классного руководителя, я  пришла к выводу, что мотивация деятельности учащихся играет значимую роль в саморазвитии и ...