Теоретические предпосылки формирования коммуникативной компетентности младших школьников
статья на тему

Статья посвящена проблемам формирования коммуникативных способностей младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Серебрякова Ю.М.,

методист,

педагог-организатор,

ГБОУ «Балтийский берег»

Теоретические предпосылки формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, B.C. Мухиной, Р.С. Немова, В.Н. Мясищева. Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребенка.

Проблемам формирования коммуникативных способностей младших школьников посвящен ряд исследований последних десятилетий (1980-2002гг.), среди которых работы Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Л.И. Лежневой, Р.В. Овчаровой, Н.В. Пилипко, А.И. Шемшуриной, А.А. Шустовой, Н.В. Щиголевой и др. В качестве основных средств формирования коммуникативных способностей младших школьников авторы используют коммуникативные игры, беседы, игровые задания.

Логика рассмотрения коммуникативной компетентности диктует необходимость создания в процессе образования условий для осуществления успешной осмысленной деятельности, в которой учащийся приобретал бы опыт реализации коммуникативных умений, рефлексии и корректировки своего коммуникативного поведения. Коммуникативные умения помогают развить коммуникативную способность и достичь коммуникативной компетентности. Согласно взглядам отечественных учёных (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. А. Бодалева, О. Е. Грибова, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Л. А. Петровская, Т. Н. Ушакова, Р. М. Фрумкина и др.) общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, наконец, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать, поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни.

«Коммуникативная компетентность - это готовность и способность к осуществлению успешной коммуникации». Ключевые компетенции младших школьников включают в себя сформированные организационные (способность организовать свою деятельность), интеллектуальные (способность результативно мыслить и работать с информацией), оценочные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми) умения.  Компетентностный подход в современном образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения), а компетенции становятся основным содержанием образования. Несмотря на множество формулировок определения, компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность). Компетентность - это характеристика человека, а компетенция - то, чем он уже владеет (способность, умение).   Компетенциями можно назвать постоянно развивающиеся качества личности, умение применять знания в новой ситуации. Есть несколько формулировок определения коммуникативных компетенций. Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В.В. Сафоновой). По другой трактовке коммуникативные компетенции это:

  • овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;
  • способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;
  • совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

В употреблении понятий «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная компетентность» нет четко обозначенных семантических отличий. Компетенция – знания, опыт, осведомленность в какой-либо области [10, с.299]. Компетентность – способность данного лица производить данный вид работы, наличие достаточного запаса знаний для вынесения обоснованного суждения по какому-либо вопросу [10, с.299]. В состав компетентности включают совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса [26, с.3]. Коммуникативная компетентность отличается от коммуникативной компетенции тем, что представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, в то время как коммуникативная компетенция есть результат накопленного коммуникативного опыта.
        В структуру коммуникативной компетенции входит диалогическая составляющая, или диалогическая компетенция, наряду с монологической, полилогической. Важной частнодидактической задачей педагогов начальной школы, без реализации которой говорить о сформированности коммуникативной компетенции сложно, является формирование коммуникативной компетентности, т.е. способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, а именно - способности быть компетентным как в говорении, так и в слушании.
Показатель – это одна из характеристик процесса, объекта или явления, выражающая количественно или качественно какую-либо из сторон его состояния. В контексте рассматриваемой нами проблемы показателями являются умения конструктивного речевого взаимодействия – умение говорить и умение слушать (умение предметно задавать вопросы, выстраивать ответы, умение слушать другого человека, умения вести беседу, спор, дискуссию, умения речевого этикета). Показатель служит одной из составляющих определенного критерия. Совокупность показателей даёт определить степень соответствия чего-либо конкретному критерию. Критерий – это обобщенная характеристика состояния объекта или результативная характеристика какого-либо процесса. Критерий всегда базируется на совокупности ряда показателей. Критерием в данном случае выступает коммуникативная компетентность младших школьников. Сформированные умения конструктивного речевого взаимодействия будут результатом сформированности коммуникативной компетентности ребенка в конструктивном речевом взаимодействии. Как отмечает в своих работах Ж.Пиаже, «детское размышление появляется после того, как в детском коллективе появляется спор в истинном смысле этого слова» [38]. Л.С.Выготский предполагает, что этот спор, эта дискуссия, погружаясь внутрь одного сознания, порождает внутренний спор ребенка с самим собой. С.Соловейчик предлагает на уроках литературы «формулировать вопросы, на которые не знает ответа ни автор, ни учитель, никто…» [26,127с.].
Для создания коммуникативных навыков полноценного диалогического взаимодействия необходимо: понимание равенства;  отказ от позиции доминирования;   признание приоритета внимания друг к другу над необходимостью принятия решения;   активное, заинтересованное слушание;                                                                                                                                                                                                                                        открытость в выражении чувств, мыслей, подходов к предмету разговоры и в отношениях друг к другу, в постановке вопросов [17, с.51]. Компетенция (от лат. – competentia – принадлежность по праву) определяется в словарях, во-первых, как «обладание знаниями, которые позволяют судить о чем-либо и, во-вторых, как обладание какими-то полномочиями».

Термин «компетентность» используется в различных отраслях знаний. В педагогической психологии компетентность чаще всего рассматривается в двух значениях: первое, как свойство личности, базирующееся на компетенции; второе, как критерий качества знаний обучающихся. Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин в статье «Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов» определяют компетентность, как интегрированную характеристику качеств личности и результата образования.

Рассмотрим понятие и структуру коммуникативной компетентности учащихся. Данный подход учитывает разработки И.А. Зимней, А.К. Марковой, А.В. Хуторского, Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, Е.В. Сидоренко.      

        Мы понимаем коммуникативную компетентность как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон. В ее структуре выделяем следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий. Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:

  • содержание отдельного компонента "раскрывается" через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;
  • все компоненты (направления) должны быть включены в работу;
  • более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.                          

Раскроем смысл каждого компонента, обозначим его значение в коммуникативной компетентности и желаемый уровень для младшего школьника.

Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения. Каково значение этих знаний? Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности. Для возрастного уровня младшего школьника актуальны и доступны знания о самом себе и других людях. В ограниченной степени – о личностных качествах, проявляющихся в общении. Ценностно-смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Данный уровень регуляции весьма значим для человека. Например, для обращения с просьбой к кому-либо о чем-то для себя важно, какой смысл это имеет для просящего. Если, по его мнению, просить – значит показывать свою зависимость или слабость, что недопустимо, то он не будет этого делать. Или, например, если человек считает, что "никто никому ничего не должен", и поэтому боится получить отказ, то он тоже не может попросить. Подобные ситуации наблюдаются в начальной школе: ученик плачет и не может попросить у соседа карандаш. В этом случае "работает" личностный смысл, который не позволяет просить.

Начиная с дошкольного периода и продолжая в младшем школьном возрасте, следует формировать нравственные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним). Именно это не только облегчает, "разрешает" общение, но и делает его нравственным. Ведь если Я уважаю себя и других, то легко могу пообщаться с ними, без напряжений, опасений или страданий. В отличие, например, от ситуации, когда индивид уважает себя, а остальных – нет. В его общении часто сквозит пренебрежение к окружающим, поэтому они не хотят с ним контактировать. Такой человек также чаще использует манипулятивные способы общения. Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, ригидность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении. Коммуникативная компетентность младшего школьника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности (дружественность) и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности. Дошкольный период наиболее сензитивен для воспитания личностных черт, в младшем школьном возрасте многие из них уже заложены, но изменения (развитие и коррекция) вполне возможны. У более старших детей коррекция потребует существенных усилий. Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения. Обозначенные составляющие эмоционального компонента в доступной форме могут вырабатываться у младшего школьника. Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Их особенности, степень сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей развития или коррекции у ребенка. Общепринятого подхода к классификации коммуникативных умений не существует. В основе нашей позиции – ориентация на опыт детей.

На наш взгляд, условно коммуникативные умения можно разделить на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:

  • базовые, отражающие содержательную суть общения: приветствие; прощание; обращение; просьба о поддержке, помощи, об услуге; оказание поддержки, помощи, услуги; благодарность; отказ; прощение;
  • процессуальные, обеспечивающие общение как процесс: умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий; говорить перед другими; слушать других; сотрудничать; управлять (командовать); подчиняться.

Общение - категория, которая является основополагающей для рассматриваемой темы. Б.Ф. Ломов в работе “Проблема общения в психологии”, как известно, назвал проблему общения “базовой категорией, логическим центром общей системы психологической проблематики”, указав неоднократно на ее недостаточную разработанность в психологии. Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (определение, данное А.В. Петровским). Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей (определение,  данное Л.Д. Столяренко). В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:                                                                                        

1. Язык-система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.                                                                      

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.                                                                                          

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.                                                                                                                                              

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения; или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.                                                                                                

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.   

В процедуре общения выделяют следующие этапы:                                                       1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.                                                                                        

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.                                              

3. Ориентировка в личности собеседника.                                                                    

4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.                                                                  

5. Бессознательно (иногда сознательно), человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как  себя вести.                                                                                                                        6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.                                                                            7. Корректировка направления, стиля, методов общения.  Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным. Эти умения называют ”коммуникативной компетентностью”, ”коммуникабельностью”.                                                                                                                                                                                        

Выделяют следующие виды общения:                                                                                      1. ”Контакт масок” - формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности и т.п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Иногда такой контакт оправдан, дабы “не задевать” друг друга без надобности, чтобы “отгородиться” от собеседника.                                                                

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.                                                                                                                      

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение - когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но неинтересные дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.                                                                                                  

5. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, интонации, движениям.  

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, демонстрация доброты и т.п.), в зависимости от особенностей личности собеседника.                                                                                    7. Светское общение. Суть его в беспредметности, т.е. люди, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, т.к. точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.  

Коммуникативная компетентность, т.е. готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми, есть важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Однако выпускники школ обладают этой способностью в неудовлетворительной степени. Ситуация характерна тем, что различные альтернативные традиционному уроку  формы внеурочной деятельности, как-то: исследовательские проекты, часы общения (ЧКР), внеклассные предметные занятия, походы, акции, предполагающие командные формы работы, коллективные обсуждения и представления результатов, направленные на формирование ключевых компетенций, находятся в зависимости от готовности и способности учеников к коммуникации. Таким образом, формирование  коммуникативной компетентности младших школьников необходимо осуществлять в единстве целей урочной и внеурочной деятельности. Целью обучения и воспитания в данном подходе является овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдается деятельности (учебной, развивающей)  в группах (командах), а также развитию социального сознания.  

Общение - базовая категория, логический центр общей системы психологической проблематики, однако, недостаточно разработана. Приведенная классификация может служить основой системы формирования  коммуникативных компетентности  учащихся. Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций.  Коммуникативную компетентность сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями. Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями. Урочную и внеурочную  деятельность необходимо рассматривать как единый фактор формирования коммуникативной компетентности младших школьников.


Литература.

  1. Асмолов А.Г. "Психология личности". М.: 1990
  2. Базарская Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения // Язык и национальное сознание. Воронеж, 1998
  3. Батаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. -Талинн, 1998
  4. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983
  5. Бодалев А.А. Психологическое общение. - М., Воронеж. 1996
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968
  7. Болотова А. К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001
  8. Болотова А. К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001
  9. Вердербер Р. Психология общения. М., 2003
  10. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000
  11. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – М.: ИНФРА-М ,2008.-272с.
  12. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993
  13. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений.  - М.: Издательский центр "Академия", 2002
  14. Грабчикова Е.С. Формирование коммуникативных умений младших

школьников в процессе обучения русскому языку. – Мн.: НИО, 1998. – 168 с.                                                                                                          

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 1999
  2. Дубровина И.В. Психология: учебник для студентов средних педагогических заведений – М.: Издательский центр  «Академия», 2007.- 464с.
  3. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. М.:  За знания, 2005,-192 с.
  4. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении. - Киров, 1991
  5. Журов Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 104 с.
  6. Клюева Н.В.,Косаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.- Ярославль: «Академия развития» 1997.- 240с.
  7. Куницына В. П., Кулагина Н. В., Поголыпа В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2002
  8. Курганов С.Ю. Ребеночек и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
  9. Лемяскина Н.А. Коммуникативное поведение младшего школьника в общении с педагогом // Детская речь и пути ее совершенствования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 1999 – 105 с.
  10. Лемяскина Н.А. Опыт экспериментального исследования коммуникативного поведения младшего школьника // Детская речь и пути ее совершенствования: Материалы Всероссийской научно - практической конференции. Екатеринбург, 1998.
  11. Лемяскина Н.А. Проблемы формирования речевой культуры младших школьников // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: Материалы Всероссийской научно - методической конференции. Воронеж, 1996. Ч. 1. С. 55-56.
  12. Лемяскина Н.А. Формирование коммуникативных навыков младших школьников // Риторика и речевая коммуникация: теория - практика - преподавание: Материалы II Международной конференции по риторике и речевой коммуникации: М., 1998. С. 77-78.
  13. Лемяскина Н.А. Формирование культуры общения младших школьников как педагогическая задача // Гармонизация - формирование одухотворенной личности: Материалы Международной научно-практической конференции. Курск, 1998
  14. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1999
  15. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические проблемы социальной психики. М., 1976
  16. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 1995
  17. Общая психология / Под ред. Е.И. Рогова. М.: Владос, 1995
  18. Полуэктова Н.М., Яковлева Н.В. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности. - Ленинград, 1989
  19. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя/ Под ред. Л.М. Митиной. - Кемерово, 1996
  20. Плеханова Т.Ф. Текст как диалог: Монография / Т.Ф.Плеханова. – Мн.: МГЛУ, 2003. – 251 с.
  21. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
  22. Николаева Г.Н.Коммуникативная компетентность личности: Учебное пособие. - Орел: Издательство Социально образовательного Центра, 1997.-140с.
  23. Селезнева Г.Я. Коммуникативное тестирование и возраст // Культура общения и ее формирование. Вып.4. Воронеж, 1997 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей младшего школьника

Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей младшего школьника...

ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наиболее благоприятным для обучения английскому языку является младший школьный возраст. На данном этапе закладываются основы  коммуникативной компетентности, под которой понимается способн...

«Игровые технологии как ресурс формирования иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников».

Тема: «Игровые технологии как ресурс формирования иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников». Автор опыта: Баранова Анна Васильевна, учитель английского языка МКОУ СОШ №7 г. Св...

Доклад "Формирование читательской компетентности младших школьников"

"Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена,государства исчезали, а книга оставалась",- сказал А.И.Герцен. Формирование читательской компетентности у младших школьников приоб...

Тема опыта: «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников с дцп через использование технологии обучения»

Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника с дцп является одной из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся усл...