Статья "Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры"
статья по теме

Комарова Тамара Михайловна

Современная школа живет и развивается  в динамично  изменяющемся мире, предъявляющем все возрастающие требования по формированию молодого здорового поколения. Результатом работы является воспитание  здорового выпускника  с устойчивой внутренней мотивацией на дальнейшее познание науки, техники, культуры, искусства, способность строить и созидать

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Современная школа живет и развивается  в динамично  изменяющемся мире, предъявляющем все возрастающие требования по формированию молодого здорового поколения. Результатом работы является воспитание  здорового выпускника  с устойчивой внутренней мотивацией на дальнейшее познание науки, техники, культуры, искусства, способность строить и созидать.

  Педагогическая наука предлагает в настоящее время комплекс средств образовательных технологий и показывает пути их практического применения. Стратегическими на сегодня признаются педагогические технологии компьютерной информатизации образования, трансформационные и дистанционные технологии. Популяризируются также технологии интенсивного, личностно-ориентированного, личностно-деятельностного и опережающего обучения и д.р. Все они в определенной степени могут быть использованы в технологизации процесса воспитания физической культуры учащейся молодежи. Более того, в современной педагогической теории и практике наблюдаются интегративные процессы, которые способствуют выстраиванию педагогического знания на основе философии, социологии, культурологии (этики, эстетики, эргономики, метрологии, глоболистики и т. д.). Возникает вопрос: как эти науки трансформировать в физическую культуру через педагогическую систему знаний. Ведь современно построенный учебный процесс формирования физической культуры личности значительно сложнее, чем традиционно сложившийся на основе известных дидактических принципов.

   Для того чтобы процесс учебной деятельности осуществлялся эффективно, необходимо научиться пользоваться современными педагогическими технологиями, разбираться в их сути и создавать свои профессиональные стратегии деятельности, учитывать то обстоятельство, что гармоничный педагогический процесс возможен только как точное воспроизведение заранее спроектированной педагогической технологии, т. е. четко поставленной цели и педагогических задач в совокупности с адекватной технологией их решения. Лишь в этих условиях представляется возможным превращение учебно-воспитательной работы из малоупорядоченной совокупности действий в целенаправленный процесс.

   Согласно ЮНЕСКО (1996 г.) под педагогической технологией понимается систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Профессор Н.К.Смирнов делает акцент на то, что учителя физической культуры надо не заставлять выполнять часть обязанностей школьного врача или медсестры в качестве подтверждения его заботы о здоровье школьников, а обучить психолого-педагогическим  технологиям, позволяющим ему построить работу на уроке так, чтобы не наносить ущерба здоровью школьников, интегрировать свои усилия в общую программу работы школы, избравшей охрану здоровья одним из важнейших приоритетов своего развития. Понимая здоровье как состояние  физического, психического и социального благополучия человека, родители, учителя, психологи, социальные педагоги, медицинские  работники должны определять свои совместные действия как здоровьесохранное  сопровождение  образовательно-воспитательного процесса.

  Развитие   личности в основном происходит в школьные годы: физические упражнения не только укрепляют здоровье, но и помогают лучше учиться, развивать мышление. Считается, что в этот период школьник должен заниматься не менее 1,5 часа в день разными видами физических упражнений.      О пользе физических  упражнений для здоровья и лечения, больных  известно с глубокой древности. Весьма образно  о влиянии  движений писал в XVIII в Н.Максимович-Амбодик: «Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет, портится и гниёт». Позднее роль занятий была поднята ещё выше: «Физические упражнения могут заменить множество  лекарств но, ни одно лекарство не может заменить физических упражнений». Физические упражнения через кору головного мозга и подкорковые центры вызывают чувство бодрости и радости, создают более оптимистическое и уравновешенное  нервно-психическое состояние. И.М.Сеченов в своей работе «Рефлексы головного мозга» выделял мышечное движение для развития деятельности мозга. Он открыл замечательное свойство мышечной работы «заряжать нервные центры». И.П.Павлов указывал, что физическая работа – величайшее средство при расстройстве высшей нервной деятельности. Ещё древнегреческий врач Гиппократ, основатель античной медицины, писал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».  Многочисленные исследования показали прямую зависимость умственной деятельности от уровня  физической подготовленности. Высокая физическая тренированность сопутствует многим показателям высшей нервной деятельности.

    Понятие здоровьесберегающие технологии предполагают консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся.        В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем  для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Год от года возрастают учебные нагрузки, досуг все чаще отдается просмотру видиофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения. О росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения говорят на всех уровнях. Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что  именно учитель физической культуры может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

     Cреди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разным подходом к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы.

   Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие учащихся. К физкультурно-оздоровительным технологиям относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.

   Хорошее здоровье, пожалуй, - главный источник полноценного счастья и радости человека, его неоценимое богатство. Занимаясь физическими упражнениями и спортом, мы укрепляем свое здоровье. Физические упражнения  полезны человеку  от рождения  и до глубокой старости. Особенно  в юности организм  развивается  и совершенствуется при выполнении  физических  упражнений.

    Генетически человек  запрограммирован с большим запасом резервов. Это особая биологическая ценность, сформировавшая в процессе естественного отбора. Резервы это – тот поистине животворный  источник, который обеспечил выживаемость человека в борьбе со стихийными силами природы, становление его как вида и сейчас помогает успешно бороться с болезнями и другими экстремальными фактами.

    Благодаря этим резервам  человек сохраняет здоровье при переохлаждении, чрезмерном физическом  напряжении, перегревании и т.д., а  при благоприятных условиях приобретает оптимальную работоспособность и активное  долголетие                «Движение – это жизнь» вот афоризм и истина. Академик А.А. Богомолец писал: «Первый разумный признак жизни  - работа. Работать должен весь организм. Будучи естественным состоянием, труд не может изнашивать человеческий организм. Без труда человек не получает определенных стимулов для определения жизненных функций, теряет способность продолжительной жизни».

    Цель моей педагогической деятельности -  это формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности на уроках физической культуры и  общей физической культуры. Воспитание ценностных  ориентаций на здоровый образ жизни, выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля.

    Главная цель – это содействовать гармонии физического развития учащихся и  их  устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, формировать у учащихся  адекватную оценку собственных физических возможностей. Успешность в воспитании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.  Развитие форм и функций организма человека. Совершенствование физических способностей, укрепление здоровья. Воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора.

   Указанная цель перекликается с темой школы «Воспитание личностных качеств учащихся средствами своего предмета через технологию личностно-ориентированного обучения» раскрывается в единстве  трех взаимосвязанных компонентов: образовательного – формировать у учащихся адекватную оценку собственных физических возможностей. Успешность в воспитании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни; воспитательного - воспитание моральных, волевых, эстетических качеств; развивающего – развитие у обучающихся физических качеств и стремление  к здоровому образу жизни на основе личностно-ориентированного подхода. 

    Личностно-ориентированный подход к учащимся. Это один из самых главных принципов современного урока физической культуры. Суть его — изучение особенностей каждого ученика и нахождение адекватных методов обучения и воспитания.

Личносто-ориентированный  подход не обязательно выражается в проведении занятий отдельно с каждым учеником. Он предполагает разумное сочетание всех способов

организации деятельности учащихся — фронтального, группового и индивидуального. Обязательным же является постоянное пристальное внимание к работе каждого ученика.

Как это осуществлять? Не ограничиваясь делением класса на группы мальчиков и

девочек, следует провести четкое разделение (дифференцирование) учащихся

внутри этих групп по уровню физической подготовленности, физического развития

и состояния здоровья. Кроме того, надо принимать во внимание тип телосложения, темперамент, волевые качества, их интересы.

Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие ЗОЖ. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи и укрепления здоровья и развитие физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство – воспитания.

  Физическая культура – составная часть общей культуры. Физическая культура нужна людям и физического и умственного труда, но особенно она необходима детям и подросткам, т.к. в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья.

  Установлено,  что школьники, систематически посещающие уроки физической культуры, занятия спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом.

  Занятия физической культурой и спортом тренируют сердечно-сосудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы. Занятия физической культурой (познавательные и практические) входят в учебные планы всех образовательных учреждений - от детского сада до старшей школы.  С началом учебной деятельности ребенок проводит большую часть своего времени в школе, поэтому, я считаю,  вместе с родителями школа обязана взять на себя заботу о сохранении его здоровья. Именно поэтому уже с раннего возраста детям необходимо привить желание неустанно работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самим себе.

    Назначение личностно – ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности творческого начала.

   Направленность современного школьного образования, на личность школьника как нигде ярко проявляется на уроках физической культуры. Сочетая единство «дух-тело», физическая культура имеет большие потенциальные возможности для формирования целостной личности. Ориентирование на личность каждого ученика его особенностей, возможностей, способностей и уровень физического развития.   Под физической культурой личности понимается достигнутый уровень физического совершенства человека и степень использования приобретенных двигательных качеств, навыков, специальных знаний в повседневной жизни                                                                                

    В многообразной деятельности учителя физической культуры  можно выделить четыре основные  функции педагогического труда:  разработка планов по всем направлениям физического воспитания школьников (конструктивная); поддержание постоянных контактов с учениками, учителями-предметниками, администрацией школы (коммуникативная); четкое претворение всех планов  по физическому  воспитанию школьников (организаторская); совершенствование своего  педагогического мастерства, анализ опыта лучших учителей, изучение  и анализ диагностики состояния здоровья, физического развития двигательной подготовленности учащихся  (познавательная).

  Такой целенаправленный подход к уроку и учащимся  позволил нам добиться, на наш взгляд, хороших результатов 100%  - посещение урока (пропуски только по уважительной причине); 100%  - успеваемость  и 96% качество знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры

Понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения....

Проблемный семинар для учителей физической культуры. «Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры.

Глава 1. Современная школа и здоровье учащихся и учителей.Состояние здоровья школьников России. Понятие «здоровья»Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков, школьные факторы риска.Вли...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, учитывающих индивидуальные особенности реб...

Использование современных образовательных технологий в преподавании физической культуры

Использование современных образовательных технологий в преподавании физической культуры...

ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Анализ возможности применения на занятиях физической культуры информационных технологий...