ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
учебно-методический материал по физкультуре по теме

Кочкин Олег Викторович

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, учитывающих индивидуальные особенности ребёнка, способствующих оптимизации физической, эмоциональной нагрузки при освоении учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ПЕРВОМАЙСКОЕ МИХАЙЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Выполнил: Кочкин Олег Викторович,

учитель физической культуры

2014 год

Содержание

Вступление

1.1 Концепция здоровьесберегающей технологии

1.2 Принципы здоровьесберегающих технологий в образовании

1.3 Основные цели и задачи здоровьесберегающих технологий в образовании

2. Фактическое применение здоровьесберегающих технологий в образовании

2.1 Разработка здоровьесберегающих технологий в исторической ретроспективе

Список использованных источников и литературы

Вступление

 Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?», то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные с особенности технологии от методики – воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа и т.п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!». Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Близкими к ЗОТ являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях.

Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль за сроками прививок, выделение групп медицинского риска и т.п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных технологий.

Существует немало возможностей конструктивного взаимодействия педагогов и медиков в их совместной работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Так, в примере с реализацией медицинских мероприятий по вакцинации, педагогический коллектив школы может обеспечить психолого-педагогическое сопровождение этих, не самых любимых детьми процедур.

1.1 Концепция здоровьесберегающей технологии

Здоровьесберегающая образовательная технология представляется нам как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Известно, что система подразумевает наличие структуры, элементов, ее составляющих, их взаимосвязь и подчиненность единой цели.

В совокупность основных элементов здоровьесберегающей технологии включены следующие составляющие:

1. Информационная - отвечает на вопрос: что?

Это концепция, ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач.

2. Инструментальная - отвечает на вопрос: чем?

К ней относится материальная база (помещения, классы, лаборатории, кабинеты, спортивные залы, площадки и т.д.) и ее гигиеническое состояние (освещение, вентиляция и пр.). Инструментальная составляющая технологии включает также оборудование, инвентарь, технические средства, а также учебно-методическое обеспечение.

3. Социальная (кадры) - кто?

Это преподавательский и учебно-вспомогательный состав.

Его компетентность, готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей технологии в образовании.

4. Финансовая - отвечает на вопросы: сколько? За счет каких средств?

Бюджетные и внебюджетные поступления, их соотношение.

5. Нормативно-правовое обеспечение - использование государственных нормативных актов (федерального, регионального и муниципального уровней, собственных средств). Ведение делопроизводства по данному направлению.

Концепция здоровьесберегающей образовательной технологии представляет собой систему взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей и целью. Она указывает способ построения системы здоровьесохраняющих условий и средств обучения и воспитания на основе целостного понимания их сущности, психолого-физиологических процессов, сопряженных с обучением и воспитанием детей и учащихся. Логически грамотно выстроенная концепция здоровьесохраняющей образовательной технологии необходима для того, чтобы ознакомление с ней способствовало пробуждению концептуального педагогического мышления, которое отличается от рационально-прагматического (ремесленнического, исполнительского) тем, что основано на глубинном понимании смысла заложенных идей; проникновением в существо принципов реализации цели. Здоровьесберегающая концепция призвана перевести деятельность в системе образования в режим творческого производства собственных замыслов и опыта отдельного учителя и коллектива учебного заведения в целом. Она обеспечит понимание необходимости технологического подхода к образованию как реально гуманно-нравственной деятельности.

Методологическую основу концепции составляют философские положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного в структуре личности, теории и практики, сущности и явления, формы и содержания, о природе деятельности.

Методологическими ориентирами выступают системный, культурологический и личностно-деятельностный подходы. Теоретическим фундаментом являются теории личности, деятельности и общения; теории и технологии обучения и воспитания; теории физической культуры и здорового образа жизни личности, технологии их формирования; теории управления. Общие принципы определяют следующее содержание:

1. интеграция всех сил, органическое единство всех структурных подразделений учебного заведения с целью обучения и воспитания учащихся в условиях, обеспечивающих им физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье;

2. гуманизация, усиление внимания к личности каждого учащегося как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями;

3. дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого учащегося;

4. демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества обучения учащихся и учителей, заинтересованное взаимодействие администрации и общественности в становлении и функционировании здоровьесберегающих образовательных технологий;

5. научности, обеспечивающего научную организацию учебно-трудовой деятельности субъектов образовательного процесса; внедрение современных педагогических технологий здравостроения и сбережения здоровья учащихся;

7. антропологичности, целостности человека, его психосоматического, социокультурного, духовного и физического единства; взаимосвязи и взаимовлияния социальной среды и личности в направлении развиваю щей культурно-созидательной деятельности.

1.2 Принципы здоровьесберегающих технологий в образовании

Системный анализ содержания образования, образовательного процесса и сущностных характеристик педагогических технологий позволил выделить и сформулировать ряд важных технологических принципов, которые учитывались при разработке здоровьесберегающей системы образования.

1. Принцип единства связи элементов системы здоровьесберегающей технологии. Основные составляющие ее элементы (информационная, инструментальная и кадровая) взаимосвязаны и взаимозависимы: изменение одной из них непременно требует изменения двух других.

2. Принцип диагностичности целеполагания.

3. Принцип функциональной полноты и функциональной взаимосвязи содержания здоровьесберегающей технологии.

Полная реализация здоровьесберегающей технологии возможна в том случае, если:

- она охватывает одновременно все составляющие образовательной системы (информационную, инструментальную и кадровую);

- компоненты педагогических, психологических, медицинских, социальной среды, материально-финансового и правового обеспечения; формируются все признаки качеств культуры здорового образа жизни и, в частности, ее физической культуры;

- содержание воспитания представлено (изложено, изучено, освоено) только конкретными методами в конкретных условиях и формах.

4. Принцип открытости функциональных и методических действий.

Все, что делается в процессе внедрения и становления здоровьесберегающей системы образования и воспитания, должно быть понятным, логически обоснованным и информационно открытым для учащихся и учителей, является осознанной их деятельностью.

5. Принцип объективной оценки конечного результата.

Один из главных принципов, лежащих в основе образовательных технологий. Только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления и допущенных ошибок.

6. Принцип преемственности и завершенности.

Данный принцип состоит в согласованности не только содержания, но и технологической модели, форм учебной деятельности на разных ступенях образования как в макро-, так и в микроструктуре. На каждой следующей ступени расширяются и углубляются представления, знания, умения и навыки, происходит переход с низкого уровня на более высокий.

Причем решение цели обязательно, трансформация структур-стратегий образовательной здоровьесберегающей системы в собственную личностную структурстратегию учащегося и учителя необходима. Более того, «закрытый» здоровьесберегающий учебный процесс должен иметь выход в систему внеучебной деятельности, обеспечивающую удовлетворение потребностей и интересов субъектов образования в культуре здорового образа жизни.

7. Принцип вариативности средств, методов и организационных форм внедрения здоровъесберегающих технологий в образовании.

Широкий спектр и разнообразие средств, методов, организационных форм и видов здоровьесберегающих технологий обеспечивает полноценность образовательной системы, предоставляет свободу творчества, инициативы и деятельности, но в условиях концепции принципов и слагаемых, составляющих и обеспечивающих ее.

8. Принцип оптимизации.

Данный принцип требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания средств, форм, методов внедрения и функционирования здоровьесберегающих технологий, затрат времени, усилий, степени трудности, научности, создания оптимальных условий для деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических); умелого стимулирования и регулирования действий; оперативного контроля и коррекции деятельности.

Иначе говоря, принцип оптимизации требует, чтобы каждый элемент системы здоровьесберегающего образования, организации деятельности по ее обеспечению достиг не просто несколько лучшего, чем прежде, а именно максимально возможного наилучшего для данного учебного заведения и конкретных условий, в которых оно функционирует.

Оптимизация исключает гиперболизацию отдельных методов, приемов и средств деятельности, способов обучения и воспитания, преувеличение роли шаблонных, трафаретных методических разработок, которые не учитывают конкретных условий и возможностей субъектов образования; она ведет к творческому обоснованию здоровьесберегающего педагогического процесса на его научной основе; к поиску наилучших технологических вариантов.

Идея оптимизации обязательно предполагает устранение перегрузки учащихся и учителей работой, требует обеспечения оптимального уровня трудности оптимального варианта освоения учебного материала, темпа обучения и воспитания, объема самостоятельной работы, оптимального сочетания трудовой деятельности и отдыха.

Оптимальность является таким принципом, который предъявляет требования рациональности, разумности, чувства меры в применении всех принципов научной организации труда. Он не противоречит закономерностям функционирования технологии, а, напротив, конкретизирует ее важные психолого-педагогические стороны. Оптимизация условий сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса не представляет собой какой-то особый технологический метод и прием. Это целенаправленный подход к построению здоровьесберегающей системы образования на основе закономерностей и принципов обучения и воспитания, сознательный научно обоснованный (а не стихийный, не спонтанный) выбор наилучшего варианта построения учебно-воспитательного процесса в целом.

Основными критериями оптимизации функционирования здоровьесберегающей системы образования могут быть:

1. Эффективность и качество решения образовательно-воспитательных задач с учетом диагностично поставленной цели - качественных, диагностируемых и проверяемых характеристик здоровья субъектов образовательного процесса.

2. Оправданные затраты времени учащихся и учителей на достижение намеченных результатов.

3. Доступные затраты усилий учащихся и учителей на достижение намеченных результатов за отведенное время.

Отмеченные критерии предусматривают ряд взаимосвязанных действий руководства, педагогического коллектива и каждого в отдельности учителя школы:

- комплексное планирование наиболее важных задач воспитания, образования и развития на основе их рационального сочетания;

- конкретизацию задач, касающихся здоровьесберегающей системы образования и функционирования культуры здорового образа жизни учащихся;

- выбор оптимального варианта распределения программного материала и логической последовательности его освоения;

- определение оптимального объема и сочетания психофизических и физических нагрузок с учетом общей работоспособности и условий научной организации учебной деятельности;

- выбор наиболее рациональных методов и средств управления учебной и внеучебной деятельностью учащихся и учителей, осуществления ее контроля, коррекции и мотивационной поддержки;

- создание благоприятных условий и морально-психологического климата в учебном заведении и многое другое.

1.3 Основные цели и задачи здоровьесберегающих технологий в образовании

Несмотря на высокую степень упорядоченности и жесткости, технологическая система предполагает не шаблоны, а варианты, выбор и реализация которых зависит как от личности директора школы, условий конкретного образовательного учреждения, так и от личности каждого учителя. Необходимо лишь соблюдение перечисленных принципов и учет сущностных характеристик здоровьесберегающих образовательных технологий. Усвоение их должно сделать очевидным открытый характер технологической схемы, служить фундаментом для творческой деятельности педагогов, ибо научно-концептуально обоснованная здоровьесберегающая технология - наиболее перспективное направление и надежный фундамент для формирования нового взгляда на систему образования в целом.

В образовательных технологиях постановка цели является главной проблемой. Цель должна ставиться так, чтобы ее было возможно диагностировать и проверить. Применительно к здоровьесберегающей технологии это уровень здоровья учащихся и изменение его качественных признаков, например, в процессе использования традиционных и экспериментальных образовательно-воспитательных систем.

Известно, что понятие «здоровье» определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта: физического, психического и социального. Правомерно и необходимо также добавить, что и духовного. В отношении здоровьесберегающей технологии в системе образования данное определение можно представить в следующей конкретизации: здоровье - это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.

Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Исходя из сказанного, качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья учащихся определяются следующие показатели: интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая физическая подготовленность; психологическая адекватность и уравновешенность; совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения, а учителя (преподавателя) - психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокая степень ее активности, продуктивность.

Перечисленные показатели качественных характеристик здоровья субъектов образовательного процесса определяются подбором известных в науке признаков этих качеств и измеряются, исследуются апробированными методами (тесты, педагогические наблюдения, опросы, самооценка).

Цель здоровьесохраняющей технологии необходимо соотнести с общей целью образования, которая на протяжении многих лет периодически менялась в зависимости от социального заказа, потребностей общества, представлений о задачах системы образования. Эта тенденция присуща и зарубежным системам образования. На основе логически складывающихся представлений о здоровьесберегающей образовательной системе можно заключить, что общая цель в образовании должна состоять в следующем: научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.

Таким образом, информационная составляющая здоровьесберегающей образовательной технологии являет собой идеологию - логически обоснованную идею, опирающуюся на общие и технологические принципы, на основе которых моделируется организационно-функциональная деятельность, ибо любая система создается для того, чтобы она функционировала.

Следовательно, системный подход обеспечивает целостное представление о состоянии здоровья учащихся и наполняет конкретным содержанием здоровьесберегающую технологию и ее операциональную составляющую, поможет ответить на вопрос, как и по каким направлениям следует ее реализовывать, определяет основные задачи. К ним следует отнести:

1. Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей учащихся в отношении предъявленных требований усвоения объема учебной нагрузки в условиях рассредоточенного (комплексного) распределения программного материала и экспериментальное сравнение его с концентрированным вариантом.

2. Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих психическое здоровье и комфорт учащихся посредством гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса на основе: физкультурно-спортивной активности; обоснованного соответствия учебной нагрузки, объема передаваемой информации с психофизическими возможностями ее усвоения; переведения традиционной, в основном информативно-объемной системы образования в технологию обучающей интеллектуально-преобразующей, духовной, конструктивной, творческой деятельности, основанной на постепенном повышении степени научной абстракции знаний (от феноменологической ступени к аналитико-синтетической, прогностической до аксиологической), что позволит учащимся интеллектуально свободно мыслить и рассуждать, переходя от изложения фактов, их каталогизации, использования бытового языка, к обоснованию закономерностей явлений природы и общества, принципов и причинно-следственных связей, обусловливающих их, анализу и синтезу информации, прогнозу событий на основе широкого использования междисциплинарных знаний и научного языка; создания интегративных дисциплин и учебно-методического их обеспечения.

3. Реализацию научной организации учебного труда, питания и отдыха учащихся.

4. Создание максимально возможных санитарно-гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровьесберегающей технологии и др.

5. Включение учащихся в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса учебно-методическим обеспечением.

6. Осуществление структурного преобразования в плане создания в учебном заведении иерархической системы управления и мониторинга здоровьесохраняющих технологий в образовании.

7. Формирование культуры здорового образа жизни личности учащихся как в учебной, так и внеучебной образовательно-воспитательной среде.

8. Создание систем переподготовки кадров, а также социальной и финансовой поддержки идеи здоровьесберегающей технологии; агитации и пропаганды; объединения усилий всех систем и подразделений учебных заведений медицины и физической культуры.

9. Обеспечение программного и учебно-методического оснащения по проблемам здоровьесберегающей системы образования и формирования культуры здорового образа жизни учащихся.

10. Развертывание опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы по моделированию и апробации здоровьесберегающих образовательных технологий.

11. Осуществление психологического и медицинского сопровождения образования.

12. Создание совершенной системы оздоровления учащихся в условиях летних лагерей.

13. Создание информационно-компьютерного обеспечения оздоровительных систем.

14. Создание оптимальных условий для функционирования физической культуры, обеспечивающей современные инновационные формы формирования физической культуры личности школьника.

15. Открытие в общеобразовательных учебных заведениях кафедр физической культуры и консультативно-оздоровительных центров здорового образа жизни для учащихся, родителей и учителей.

16. Введение в учебный процесс (обязательного) гуманитарного курса «Основы здорового образа жизни».

Исходя из слагаемых здоровьесберегающей технологии и их характеристик, можно сказать, что данная система представляет собой совокупность организационно-функциональных и психолого-педагогических установок, определяющих многовариантный набор и компоновку действий, форм, методов, приемов, операций, процедур, образовательно-воспитательных средств, обеспечивающих практико-ориентированное погружение учащихся в специально созданную среду. Это система организованных форм и технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат (уровень здоровья и творческое использование ценностей культуры здорового образа жизни).


2. Фактическое применение здоровьесберегающих технологий в образовании

2.1 Разработка здоровьесберегающих технологий в исторической ретроспективе

В историческом плане разработка здоровьесберегающих технологий в системе высшего педагогического образования осуществлялась поэтапно. Первый этап проходил с 1996 по 2000 г. и был связан с включением в Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (в цикл общепрофессиональных дисциплин - ДН.00) новой учебной дисциплины "Валеология" (приказ Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию № 380 от 4 марта 1996 года).

В связи с новым научным направлением в 1996 г. в РГПУ, а также в других учебных заведениях были созданы кафедры валеологии.

При разработке здоровьесберегающих образовательных технологий нами были обнаружены отсутствие единого понимания валеологии как учебной дисциплины и существенные различия в действующих программах. В одних программах наблюдается доминирование основ медицинских знаний, в других отражаются проблемы семьи и здорового образа жизни, а в третьих содержится комплекс знаний по психофизиологическим и педагогическим основам здоровья человека. Анализируя другие подходы к проблемам здоровья человека, авторы (Н.М Амосов, Я.А. Бендет; Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова; И.И. Брехман; Э.Н. Вайнер; В.И. Дубровский; Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова; В.В. Колбанов; Н.И. Куинджи, и др.) отмечают, что опубликованные работы и содержащиеся в них рекомендации не способствуют эффективному формированию культуры здоровья у населения. Данное положение связано с множеством факторов, и в первую очередь с отсутствием теории и методологии здоровья.

В "Большом энциклопедическом словаре" (А.М. Прохоров, 1985) понятие "теория" (от греч. theoria - распознание, исследование) трактуется как "система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях действительности".

"Методология (от греч. methodos - путь, исследование, учение) - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности".

Исходя из представленных определений, следует, что в науке о здоровье нет общепринятой теории, так как многие процессы, происходящие в организме, еще не изучены и соответственно не может быть методологии как логической организации средств и методов деятельности по формированию культуры здоровья.

Определяя концепцию проектирования здоровьесберегающих технологий, из множества определений понятий здоровья мы остановились на наиболее достоверном - "…как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…" (Устав ВОЗ). Исходя из данного определения, при разработке здоровьесберегающих технологий для студентов педагогического университета (рис. 1) за концептуальную основу бралось изучение физического, психического и социального компонентов здоровья человека.

В предлагаемой концепции система валеологического образования направлена на овладение определенным объемом знаний о своем организме, на формирование мотивов, убеждений и потребности в здоровом образе жизни. Ведущее место при этом отводится физическому компоненту здоровья и рассмотрению фундаментальных данных о влиянии оптимальной двигательной активности на состояние здоровья, так как гиподинамия приводит к снижению иммунных свойств крови, нарушениям функционального состояния сердца, уменьшению объема циркулирующей крови, снижению афферентной стимуляции клеток головного мозга, понижению умственной и физической работоспособности, развитию детренированности систем организма и механизмов их регуляции.

Рисунок 1 - Блок-схема валеологического образования

Вредны и большие физические нагрузки, приводящие к перенапряжению всех систем организма, снижению их функционального состояния, уменьшению сопротивляемости к инфекциям и так далее. Поэтому формирование необходимых знаний, умений и навыков для определения оптимальных двигательных режимов, повышающих функциональное состояние и здоровье человека, - одна из основных задач валеологического образования в подготовке специалистов педагогического профиля.

Аналогично рассматриваются аспекты психического и социального компонентов здоровья, где изучение вопросов психического здоровья связано с лимбико-ретикулярным комплексом головного мозга и функциональным состоянием эрготропной и трофотропной систем, а социальные компоненты всецело зависят от культуры здоровья и образа жизни: его уровня, качества, стиля и уклада.

Второй этап разработки здоровьесберегающих технологий в университете связан с созданием в1999 г. новой кафедры медико-педагогических дисциплин и разработкой комплексной программы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни.

Рисунок 2 - Система обеспечения здорового образа жизни

Рисунок 3 - Факторы риска развития функциональных расстройств у мужчин


Рисунок 4 - Факторы риска развития функциональных расстройств у женщин

В традиционном массовом учебном заведении здоровье учащихся не сберегают буквально все:

1. нарушающая экологию и эстетику восприятия архитектоника здания снаружи и изнутри, противоречащая принципу антропосообразности и морфодинамике естественных человеческих действий поурочно-квантированная подача – зачастую бесполезных для жизненного опыта учащихся - знаний;

2. учительская предубежденность и ролевая стереотипность в поведении относительно потенциальных возможностей и подлинных мотивов действий учащихся;

3. психологическая безграмотность большинства учителей;

4. значительное преобладание вербально-понятийных и предметно-деятельных элементов в дидактике в ущерб невербально-образных и эмоционально-ценностных, явно не экологические способы школьной познавательной деятельности, где доминируют объективно- и субъективно-прагматический, а не субъективно-непрагматический подходы;

5. провоцирующие стрессы и фрустрации у учащихся формы учебной работы аттестации;

6. отсутствие действительного баланса рефлексии и эмпатии в коммуникационных и познавательных школьных технологиях и так далее.

Чтобы образовательные технологии стали действительно здоровьесберегающими, необходимо, чтобы сами педагоги приходили в школу с соответствующей внутренней позицией, личностной философией здоровьесберегающего образования. Педагогические ВУЗы и ИПК должны сделать такое воспитание воспитателей приоритетным в своей образовательной политике.

Понятно, что программы и курсы при этом должны быть совершенно по-другому организованы и содержательно скорректированы.

Видимо, здесь особо следует учесть опыт гуманистической психологии, экологической психологии и педагогики, обратить более пристальное внимание на педагогическое наследие Толстого, Лесгафта, Ривина, Штайнера, Роджерса.

Важно использовать и различные формы тренингов, умело сочетая личностный рост, развитие коммуникативной компетентности и уверенности в себе с практическими занятиями по лечебной физкультуре и восточными оздоровительными гимнастиками.

Вообще в этом плане было бы полезно изучать разнообразные духовные и телесные практики Востока и Запада. Конечно же, это должно происходить не в ущерб свободе совести и вероисповеданий. Наряду с созданием условий для становления здоровьесберегающий личностной позиции педагога, конечно же, необходимо разрабатывать и конкретные образовательные технологии, методы и приемы, при этом помня, что их транслируемость и тиражируемость в педагогическое сообщество относительны. Ведь в их основе лежит личностное начало, лежат бессознательные паттерны поведения того или иного автора таких методик.

В этом смысле здоровьесберегающие технологии в образовании должны быть наименее технологичны, ибо школе не столько социальная хирургия или социальная шоковая терапия, сколько социально-фасиметационная гносеотерапия.

В качестве основных принципов, которые должны лежать в основе построения здоровьесберегающих образовательных технологий могут быть предложены следующие:

- телесно-двигательного сопровождения абстрактно-понятийного мышления;

- открытости природе;

- эмпатического понимания;

- поддержания позитивной «Я-концепции»;

- осознавания собственных психосоматических процессов;

- творческой активности;

- закаливания.


Список использованных источников и литературы

Документы государственных и управленческих структур:

1. Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках: Утверждена Министерством Просвещения РСФСР 30 августа 1955 года // Детские образовательные учреждения. Управление. - 2003.- № 1.

2. Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений // Справочник руководителя образовательных учреждений. - 2003.-№9. (Официальные документы Минобразования России).

3. Решение коллегии от 10.09.2003 № 12: О состоянии работы органов управления образованием и общеобразовательных учреждений по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в общеобразовательных учреждениях // Образование в документах. - 2003.- № 31.; Здоровье детей «1сент.».- 2003.- 16-30 нояб. (№ 22).: Образование в документах. - 2003.- №31.

Научная и учебная литература:

1. Валеологические и культурологические основы Петербургской школы: На путях к школе здоровья / Авт. - сост. Е.А. Демин. - СПб.: Петроградский и К, 1995.

2. Добротворская С.Г. Педагогическая ориентация учащейся молодежи на здоровый образ жизни / С.Г. Добротворская. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002.

3. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11-х классов / Под ред. Л.А. Шеплягиной. - 2-е изд., испр. -Ярославль: Аверс, 2003.

4. Здоровьесберегающее обучение и воспитание / Под ред. В.И. Андреева. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

5. Образовательная программа повышения квалификации организаторов образования, педагогов образовательных учреждений «Система формирования здорового образа жизни в семье и образовательных учреждениях».-Киров, 2001.

6. Образование и здоровье - проблема XXI века: Поиски, пути решения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (22-23 октября 2003 г.) / [Б.В. Арасланова, СВ. Кудинова, СВ. Кузнецова и др.]; Под ред. Г.А. Ворониной. - Киров: ИУУ, 2003.

Периодическая печать:

1. Ананьев В.А. Психология здоровья - как новая отрасль человекознания / В.А. Ананьев // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - 1998.

2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: Индивидуально-ориентированный подход / Т.В. Ахутина // Школа здоровья.- 2000.- № 2.

3. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина // Вопросы психологии.-2002.-№4.

4. Балашова В.А. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения» / В.А. Балашова, Л.М Бекетова // Завуч. - 2000.- № 4.

5. Безруких М.М. Аналитическая записка / М.М. Безруких, В.Д. Сонькина; Центр образования и здоровья МО РФ; Институт возрастной физиологии РАО // Здоровье детей «1сент.».- 2003.- № 5.

6. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В. Возвышаева // Школа здоровья. – 2001.-№1.

7. Гончаров С. Решение Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по охране здоровья населения - в жизнь / С. Гончаров, М. Гоголев // Гражданская защита.- 2003.- № 11.

8. Гордеева А.В. Здоровье и образование, или образование здоровья / А.В. Гордеева // Школа. - 2002.- № 2.

9. Горячев В. Здоровье - категория педагогическая: Педагогическая технология доктора В.Ф. Базарного / В. Горячев // Народное образование. -1999.- № 9.; Воспитание школьников. - 1999.- № 1.

10. Давиденко Д. Основы здорового образа жизни / Д. Давиденко, В. Петленко // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2003.- № 4.

11. Давиденко Д. Формулы здоровья / Д. Давиденко // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2003.- № 9.

12. Дерябо С. Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: Методика измерения / С. Дерябо // Директор школы. - 1999.- № 2.- (Валеология).

13. Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающее образовательное пространство / Е.Н. Дзятковская // Педагогическое образование и наука. -2002.-№ 3.

14. «Духовные основы здорового образа жизни»: «Круглый стол» (13 апреля 2001 года) // Школа духовности. - 2001.- № 3.

15. Ежова Ф.Н. «За здоровый образ жизни»: Валеология в школе / Ф.Н. Ежова //Биология в школе. - 1999.- № 2.

16. Еремина О.А. Экология и здоровье: Викторина для 10-х классов / О. А. Еремина // Биология «1 сент.».- 2001.- № 7.

17. Каждан О.В. Организация работы в классах здоровья / О.В. Каждан // Школа. - 2000.- № 4.

18. Калугина Т.Г. Концептуальные основы здоровье развивающего сопровождения образовательного процесса: Физическая культура. Валеология / Т.Г. Калугина // Образование. - 2001.- № 2.

19. Колесов Д.В. Здоровье через образование / Д.В. Колесов // Биология в школе, - 2000.- № 2.- (Валеология).

20. Мурашов В.И. Философия здоровья / В.И. Мурашов // Школа духовности. - 2002.- № 3.

21. Научно-методическое обоснование построения мультифункционального комплекса для оценки показателей здоровья учащихся с целью его коррекции//Валеология. - 2003.- № 1.

22. Неудахина А.Е. Сравнительный анализ внедрения программы «Здоровье» в трех регионах РФ / А.Е. Неудахина; Центр психолого-медикосоциального сопровождения детей и подростков Московского комитета образования //Школа здоровья. - 2002.-№ 3.

23. Образовательная программа по направлению инновационной деятельности «Технология педагогики «здоровья» // Управление школой «1сент.».- 2003.-№40.

24. Обухова Л.А. Уроки здоровья / Л.А. Обухова // Начальная школа.-2002.

25. Пищик A.M. Архитектоника школьного здоровьесбережения / A.M. Пищик // Перемены. - 2002.- № 2.

26. Рожкова Н. Можно ли впрячь в одну телегу компьютеризацию и здоровье школьников? / Н. Рожкова // Образование. - 2003.- № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры

Понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения....

Проблемный семинар для учителей физической культуры. «Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры.

Глава 1. Современная школа и здоровье учащихся и учителей.Состояние здоровья школьников России. Понятие «здоровья»Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков, школьные факторы риска.Вли...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся начальной школы к своему физическому и психическому здоровью.

Основная задача школы и педагогов заключается. в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколен...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры"

Современная школа живет и развивается  в динамично  изменяющемся мире, предъявляющем все возрастающие требования по формированию молодого здорового поколения. Результатом работы является вос...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры Учитель физической культуры М.С.Палкина

ИспоИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчитель физической культурыМ.С.Палкинальзование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчит...