Элементы тьюторского сопровождения образовательных интересов младших подростков при реализации внеурочного курса "Рукодельница"
статья по теме

Каримова Елена Николаевна

Автор представляет тезисы выступления на краевой научно-практической конференции, декабрь 2014 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karimova_en_tezisy_konferentsiya_dekabr_2014.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕМЕНТЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «РУКОДЕЛЬНИЦА»

Т.В. Вильман, Е.Н. Каримова,

МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова, г.-к. Геленджик

        Наша школа уже второй учебный год является  пилотной площадкой по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и  ведется по нескольким направлениям.

Для определения запроса обучающихся и их родителей было проведено анкетирование, в результате которого выявлено проявление интереса к нескольким видам декоративно-прикладного творчества.  Это объясняется тем, что в  последнее время все больше появляется потребность в творческом самовыражении, создании своими руками чего-то необычного, красивого, неповторимого. В наш стремительный век цифровых технологий в семьях не многие взрослые занимаются творчеством и соответственно не могут приобщить к этому детей. Внеурочная деятельность, организованная в школе, открывает более широкие возможности приобщения детей к творчеству, труду.

Таким образом, появилась необходимость разработки курса внеурочной деятельности, связанной с декоративно- прикладным творчеством.

Программа курса ориентирована на младших подростков – учащихся 5-6 классов.

Курс «Рукодельница» включает несколько модулей и позволяет расширить представление  о видах декоративно-прикладного творчества. Пробуя свои силы в разных видах рукоделия, ребенок может сделать выбор наиболее интересной для него техники.

Программа курса может  реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в  свободных группах школьников, рассчитана на 68 часов в год и предполагает регулярные еженедельные занятия по 2 часа.

В курсе «Рукодельница» предусмотрено проведение аудиторных занятий на базе швейной мастерской, укомплектованной необходимым  швейным оборудованием, наглядными пособиями, современными техническими средствами.

Курс «Рукодельница» ориентирован на сохранение национальной культуры, традиций,  а также на знакомство с современными видами рукоделия.  Главной целью занятий является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности, выявление образовательных  интересов.

Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться  рукоделием и научиться основным приемам работы. Выбор объекта труда зависит от интереса ребенка,    фантазии. Объекты труда подбираются так, чтобы ребенок в конце занятия мог увидеть результат своей работы. Таким образом, школьники достигают  результатов первого уровня, т.е. приобретают  социальные знания. На этом этапе используются   такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, выполнение практических работ.

Изучение каждого модуля заканчивается выполнением мини-проекта, проведением выставки. Вместе с учащимися проводится оценивание, отбор работ  на различные выставки, конкурсы. Ребят очень привлекает перспектива участия в конкурсных мероприятиях и позволяет нам сформировать активную позицию ученика во внеурочной деятельности. Таким образом,  мы  стремимся достичь результатов второго уровня — получение учениками опыта переживания и позитивного отношения к труду, культуре.

Занятия проводятся в неформальной, доброжелательной обстановке, осуществляется индивидуальный подход и создается  ситуация успеха для каждого ребенка. Педагог формирует у школьников интерес  к декоративно-прикладному творчеству, побуждает их к поиску новой информации. Такой подход позволяет выявлять познавательные интересы детей и направлять их к исследовательской деятельности.

Так, например, изучая модуль «Народная игрушка», ученица Демьяненко Алиса проявила интерес к этой теме. В результате была проведена исследовательская работа «Традиционная народная тряпичная кукла», с которой она приняла участие в конкурсе «Моя малая родина» и стала победителем краевого этапа. На городской выставке детского декоративно-прикладного творчества был представлен проект «Традиционная народная тряпичная кукла», где Алиса стала призером в номинации «Проект».

Ученица Подгорных Ирина в ходе изучения модуля по работе с бумагой заинтересовалась техникой квиллинг и выполнила исследовательскую работу «Бумажная филигрань». Ирина приняла участие во Всероссийском конкурсе «Моя малая родина» и стала победителем муниципального этапа.

 Педагоги осуществляли тьюторское сопровождение учащихся при выполнении данных проектов.

Еще одной из форм выражения и проявления достигнутых результатов является проведение кружковцами мастер-классов для одноклассников и младших школьников, где  они выступают в роли наставников. Для некоторых ребят это способ самовыражения, повышения самооценки и авторитета среди товарищей. Подготовка и проведение мастер-класса способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, расширяет кругозор, общеучебные умения и навыки, развивает навыки сотрудничества, взаимообучения. Так, кружковцы провели мастер-класс по изготовлению открыток в технике квиллинг.

На XII международном детском экологическом форуме «Зеленая планета 2014» ученица Демьяненко Алиса стала лауреатом конкурса мастер-классов среди школьников  «Все своими руками».

Специфика внеурочной деятельности в том, что она носит безоценочный характер. Оценить результативность курса «Рукодельница» можно методом педагогического наблюдения, по результативности участия в конкурсных мероприятиях, по результатам анкетирования родителей и детей.

Подводя итоги  первого года обучения в кружке, можно отметить активное участие школьниц в мероприятиях соревновательного характера. Так, например, кружковцы приняли участие  в конкурсах поделок из пластиковых ложек, «Новогодний сувенир», «Кубанский сувенир», изготовлении открыток к 8 марта и 23 февраля. В копилке достижений Демьяненко Алисы призовое место муниципального этапа  олимпиады «Созвездие». Корсакова Анастасия на городской выставке детского декоративно-прикладного творчества заняла 2 место в номинации «Вышивка бисером», Подгорных Ирина- 3 место в  конкурсе–выставке декоративно-прикладного творчества, посвященном Олимпийским и Параолимпийским играм в Сочи.

Учитывая опыт прошлого года, считаем, что программа должна носить гибкий характер. При планировании на следующий учебный год необходимо предусмотреть резерв времени для индивидуальной работы  с учащимися, проявившими образовательный интерес к творческой и исследовательской работе.

Педагог с тьюторской позицией при реализации курса «Рукодельница» способствует выявлению  образовательных интересов школьников и всестороннему  развитию личности ребенка.  

Список рекомендуемой литературы:

  1. Об организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС начального и основного общего образования/Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 27.09.2012 № 47-14800/12-14
  2. Григорьев Д. В.,   Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-020549-8.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС

презентация Психолго-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС...

Логопедическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов

В презентации отражена цель и задачи работы школьного учителя-логопеда в рамках ФГОС; обозначен ряд речевых и психологических особенностей, затрудняющих формирование у детей с речевой патологией УУД; ...

Педагогический проект «Использование информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательного интереса младших школьников во внеурочное время»

Тема проекта: «Использование информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательного интереса младших школьников во внеурочное время»Предметное или внепредметное направление...

Практика индивидуализации и тьюторства «Тьюторское сопровождение образовательного путешествия волонтера»

Практика индивидуализации и тьюторства «Тьюторское сопровождение образовательного путешествия волонтера» представлена как педагогическая деятельность, направленная на создание индивидуальн...

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на 2016-2020 годы ГБОУ школа № 603 Фрунзенского района Санкт- Петербурга

Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой модернизации системы образования на сов...

Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...

Тьюторское сопровождение образовательного процесса : учебно-методическое пособие

Тьюторское сопровождение образовательного процесса : учебно-методическое пособие / Д.А. Логинов. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 88 с. ISBN 978-5-9980-0350-9В пособии...