Учитель: вдохновение и артистизм
материал на тему

Симонова Инна Николаевна

Учитель: вдохновение и артистизм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_sistemy_raboty.docx501.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Хомутовская СОШ»

Учитель:

вдохновение и артистизм

(описание системы работы)

Симонова И.Н.

Одной из ведущих целей современного образования является формирование самоопределяющейся и самореализующейся личности, которая, осознавая свое предназначение в жизни, способна к сохранению и обогащению ценного, непреходящего в культуре, к реализации своего творческого потенциала «запускающего механизм саморазвития».

Стремление к достижению данной цели выводит учителя на понимание того, что образование-это не столько овладение учащимися системой знаний, способами деятельности, сколько развитие личностного опыта учащихся как опыта внутренней смыслопоисковой деятельности на основе знаний, эмоций, чувств. Решение данной задачи связано с деятельностью учителя, который, организуя процесс учения как «путешествие в неведомое», поощряет у учащихся выдумку, фантазию, интуицию, выражение чувств, возможно при условии наличия определенных личностных качеств учителя. Речь идет о вдохновении, артистизме и об их составляющих.

Сегодня преподавание и воспитание становится все более трудным  делом. Наши ученики и воспитанники все менее готовы к восприятию уроков добра. У детей гаснет любознательность и пропадает тяга к знаниям. Но дело, конечно, не только в учениках, и не столько в них, сколько в учителях.

Что же делать, как «горю пособить?» Как жить и воспитывать, и образовывать? Наши питомцы хотят видеть в тех, кто учит, кто с ними общается, кто их воспитывает вдохновение. Спросим поэта: «Можешь ли ты творить без вдохновения?». И он ответит: «Если бы я не знал, что такое вдохновение, я был бы просто рифмоплет, а не поэт». Многие поэты месяцами ждали вдохновения. Но педагоги находятся в другом положении: у них уроки бывают каждый  Божий день. Поэтому войти в силу Духа и обрести уже не поэтическое, а педагогическое, творческое вдохновение мы призваны в ходе самого дела, как говорили в старину: «Docendodiscimus»- уча, и сами чему-то научаемся.

С позиций проработанного времени я признаю, что приобретенные нами земные знания – всесторонние, академические или частичные, фрагментарные – вовсе не гарантируют нам успеха, не гарантируют оттого, что нас почему-то не слушают: мы хотим пробудить активность в слушателях, а они спят; мы хотим научить их не любить неправду, а они смеются над правдой. Мы воздействуем на их умы, но их сердца остаются холодными. Следовательно, земные знания должны быть погружены в нечто более существенное, важное, что составляет основу педагогического, воспитательского дела. Такой основой является вдохновение.

 В жизни каждого человека происходит множество событий, одни из которых запоминаются навсегда, а другие быстро забываются. Мы встречаемся с разными людьми, совершаем поступки, работаем, учимся. У каждого из нас в жизни был  свой учитель. Наши успехи в жизни во многом зависели и зависят  от его профессиональных умений и творчества. Система ценностей, принятая педагогом, определяет его личностно-профессиональную позицию и проявляется в определенных  установках в отношении к миру, самому себе, процессу обучения, ребенку. И сегодня, когда не утихают споры о реформировании российского образования и педагогическая наука разрабатывает новые подходы, определяет новые позиции и рубежи, главное слово, конечно же, остается  за учителем. Очевидно, без особых профессиональных и личностных качеств учителя никакие технологии и методики сами по себе не приведут к успешному обучению. На первый план выходит признание  важнейшей роли в образовании личности учителя с ярко выраженной индивидуальностью, с ее правом на выбор технологии обучения и ответственностью за результаты развития личности ученика. Именно этим объясняется, на мой взгляд, актуальность данной темы.

В реальной жизни каждый учитель несет в себе индивидуально неповторимое сочетание профессиональных качеств. Как часто нам приходится слышать: «Учитель от Бога». В то же время, по мнению братьев Стругацких, «мастером не трудно стать, трудно им оставаться». А определить, сколько в профессии учителя от вдохновения, а сколько от постоянного самосовершенствования, порою бывает очень сложно.

Откуда же учитель черпает вдохновение? Источники могут варьироваться в зависимости от личности учителя. Что касается меня, то я набираюсь вдохновения, общаясь с коллегами, друзьями, занимаясь любимым делом. Ну и, конечно же, отдельный источник вдохновения для меня – это мой любимый сынуля и ученики, каждый из которых непохож на другого. На мой взгляд, учитель не может не любить детей, иначе ему неинтересно будет работать, и он будет делать это не с душой.

Как же учить детей так, чтобы процесс получения знаний доставлял им удовольствие? Я думаю, что для этого нужно, чтобы учитель в свою работу привносил элементы творчества: сам был творческим человеком и учил этому своих учеников. Творчество заключается в деятельности, порождающей нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Важное место в творческой деятельности занимают воображение, фантазия, интуиция. В своей деятельности я руководствуюсь тем, что любой человек в той или иной степени обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Чтобы этого не произошло, на своих уроках я стараюсь приобщать ребят к творческой деятельности. С этой целью учу их задавать вопросы; решать нестандартные, трудные задачи; обдумывать различные варианты решения; сопоставлять несовпадающие точки зрения; общаться с искусством; развивать фантазию, воображение; не верить любому утверждению, а, сомневаясь проверять его истинность; применять в решении проблемы различные средства; искать их наилучшую комбинацию.

Процесс обучения – это кропотливая работа, как ученика, так и учителя с целью добиться высоких показателей обучения при сдаче экзаменов. Подготовке к итоговой аттестации мы с ребятами уделяем внимание практически на каждом уроке: тестирование, работа с источниками, составление развернутого плана ответа на заданную тему, написание эссе. Некоторые из перечисленных форм работы предполагают элементы творчества, особенно это касается эссе. На уроках учащиеся знакомятся с основными требованиями к написанию этой творческой работы, со структурой содержания. В тетрадях ребята ведут  своеобразный справочник, куда вносят фразы-клише, которые помогут им написать сочинение-рассуждение, типа: «Удивительный простор для мысли открывает высказывание…», «Высказывание … не оставило меня равнодушным..» и т.д  Проверяя  работы, на каждую я пишу мини-рецензию, чтобы ребенок знал и помнил свои ошибки и недочеты и в следующий раз их не допускал. Такая форма работы, при условии постоянства дает определенные положительные результаты.

Помогает развивать детское творчество проектная методика, которую я практикую в своей работе. Помимо творчества методология проекта поощряет взаимодействие, терпимость к чужому мнению, обсуждение ценностных приоритетов и философствование. Конечно, здесь не все так гладко, есть и проблемы: нехватка времени на уроках, трудности при оценивании, особенно, когда работы учащихся очень не похожи, и умение расположить к себе ребенка, чтобы он полностью раскрылся, представляя свой проект. Но над трудностями мы работаем, поэтому они преодолимы. Вот некоторые темы проектов, над которыми работают учащиеся: «Свободное общество», «Моя будущая политическая партия», «Одежда для успеха», «Интересная персона: человек и политик», проект школьного самоуправления «Школьная республика» и т.д..

Изображение 269

Проект «Моя будущая политическая партия»

Особенно интересны для ребят задания, которые подразумевают идентификацию, то есть умение поставить себя на место другого человека, но в которых есть элементы творчества. Например, изучая в 10 профильном классе тему: «Знание и сознание», ребята выполняют такое задание:

-Представьте себе, что вы, подобно Миклухо-Маклаю, отправились изучать жизнь туземных племен. На что вы обратите внимание прежде всего (ответ аргументируйте):

-на то, что более всего бросается в глаза;

-на то, что отличает жизнь туземцев от нашей;

-на устойчивые и повторяющиеся формы практической деятельности.

А при изучении в том же классе темы: «Общение как взаимодействие» выполняем следующее упражнение, несмотря на то, что оно помечено значком трудности:

- Представьте, что ваш дом занесло снегом. Все выходные ни с кем не удастся пообщаться, и помощь придет не раньше понедельника. Вы один, и никаких запланированных заранее дел у вас нет. Представьте, каким образом эти дни можно провести с пользой. У вас нет ни телевизора, ни радио, ни телефона, но есть достаточное количество еды, книг, бумага и ручка, все бытовые удобства.

Составьте план своего времяпровождения. Какое место в нем будет отведено взаимодействию? Кто или что может рассматриваться как партнер по взаимодействию в данном случае?

Поверьте, проверять такие задания очень интересно, но в том случае, если налажен контакт  общения между учителем и учениками, и ученик не боится высказать свое мнение по интересующему учителя вопросу.

Но прежде чем учить творчеству, надо самому понять и почувствовать, что есть творческое состояние, где таятся собственные творческие ресурсы, как их открывать и пополнять и каковы могут быть результаты. Сначала зачастую методом проб и ошибок у учителя формируется уровень элементарного творчества. Самый высокий уровень творчества характеризуется полной самостоятельностью педагога. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личностное начало. Выделяют три основных этапа любого творческого процесса:

1. Возникновение творческого замысла урока

2. Разрабатывание этого замысла

3. Реализация замысла на самом уроке с вероятной и возможной доработкой как педагогическое произведение.

Педагогическое творчество несравнимо, на мой взгляд, ни с каким другим видом деятельности человека, прежде всего потому, что учитель всегда работает с живым «материалом». И процесс, и результаты творчества «материализованы» в людях. Педагогическое творчество – это беспрестанное внутреннее побуждение учителя, духовно обогащаясь, сообщать свои приобретения детям. Это большие трудности, которые могут дать и  большие радости, причем радости высшего человеческого порядка – радость преодоления, радость открытия.

Педагог должен обладать богатым внутренним миром. Внутренний мир личности – это и искусство самовыражения, способности к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию. Педагогу как творческой личности необходимо раскрыть в себе педагогические способности, уметь применять их на практике, оказывая воздействие на развитие качеств, свойств, умений ученика. Поэтому, на мой взгляд, не последнее место среди педагогических способностей занимает педагогический артистизм. Определение данного понятия весьма неоднозначно. Артистизм – это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться  в новом образе, умение жить идеями, преподаваемыми учениками на уроке, жить искренне. Это богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблемы, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы. Артистизму нельзя научиться, прочитав или запомнив положения, содержащиеся в книгах. Можно понять и принять идеи, включиться в работу по выявлению и развитию способностей и умений, связанных с фантазией и интуицией, импровизацией, техникой и выразительностью речи и движений, самопрезентацией, открытостью, убедительностью в служении добру и красоте, в пробуждении и выращивании лучших качеств доверенных педагогу молодых людей.

Показать наличие артистизма у меня в той или иной ситуации на бумаге невозможно, поэтому расскажу , как я развиваю данное качество у ребят, используя метод смены ролевых позиций (я-зритель, я-действующее лицо, я-я, я-другой).  

Изучая  в седьмом классе тему: «Безнаказанность», предлагаю ребятам сыграть в игру «Трудный выбор». Создается шесть групп: «родители правонарушителя», «администрация школы, где учится правонарушитель», «работники милиции», «судьи», «родители потерпевшего», «одноклассники правонарушителя». Затем дается информация для работы групп:

  После уроков ученик 7-го класса Евгений К. надел не свое пальто, а понравившуюся ему куртку ученика 9-го класса.

Ребята в группах обсуждают ситуации с позиции полученной роли, принимают обоснованное решение, которое озвучивают на этапе проверки. Но они должны не только проговорить свое мнение, но и проиграть как этого  требует их роль.

Такой ролевой моделирующий подход позволяет снять страх ошибки у школьника. А у педагога есть  шанс уточнять и корректировать представления ребенка, когда он видит конечный результат.

В 10 классе на профильном уровне, изучая тему: «Общение как взаимодействие», выполняем интересное упражнение «Зеркало», которое развивает артистические способности у ребят. Я предлагаю им  выполнить несколько несложных заданий, точнее – сымитировать их выполнение:

- делаем маникюр;

- собираемся в поход;

-готовим обед;

- занимаемся спортом;

- строим дом.

Особенность этих заданий в том, что каждое из них следует выполнять попарно, причем напарники становятся друг против друга и один из них выполняет роль зеркала, т. е. копирует все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями.

Остальные ученики – зрители, они наблюдают за игрой и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм.

Навыки артистизма приобретаются и при подражании. И здесь в качестве примера хотелось бы привести известный  и практикуемый нами День дублера. Каждый ученик, замещая учителя на уроке, волей-неволей, примеряет на себе новую  роль и копирует поведение педагогов, которых видит на занятиях.

Одной из форм творчества учителя на уроке является импровизация. Само слово импровизация произошло от латинского  языка непредвиденный, внезапный, неожиданный. Педагогическая импровизация – это творчество педагога непосредственно во время общения с детьми, в момент осуществления в классе его педагогического замысла. Это творчество на основе интерпретации материала подготовленного урока в сегодняшних обстоятельствах деятельности, в свете    настоящих педагогических установок и ощущений учителя. Оно воплощает в себе способность учителя оперативно оценивать ситуации и поступки учащихся и свою собственную деятельность, принимать решения сразу  (порой  без предварительного логического рассуждения) на основе предшествовавшего опыта и педагогических специальных знаний, эрудиции и интуитивного поиска.

Недостаточный учет учителем быстро меняющихся ситуаций школьной жизни, ведет к формализму в учебно-воспитательном процессе, отчуждению от него учащихся. Импровизация позволяет снимать напряжение, актуализировать знания, вовлекать учеников в сотворчество, делает процесс обучения и воспитания притягательным, ненавязчивым, жизненным. В основе импровизации лежат общекультурная и профессиональная подготовка учителя, знание учебного предмета, педагогики и психологии, развитые педагогические умения и навыки, педтехника, такт и т. д.; особое значение имеет творческая доминанта, то есть развитые внимание, воображение, интуиция, состояние творческого поиска и вдохновения.

Теоретически в процессе педагогической импровизации можно выделить четыре этапа. Момент возникновения педагогической идеи при условии сиюминутной ее реализации является началом импровизации. Второй этап – выбор пути реализации  пед. идеи. Третий – центр, этап, от которого зависит эффективность импровизации – воплощение или реализация пед. идеи. На четвертом этапе анализируется процесс воплощения пед. идеи, принимается решение о продолжении импровизации, если в ходе ее рождается новая идея, или о ее завершении. Формы импровизации разные: диалог, монолог, реплика, фраза.

Итак, учитель идет на урок. Он заранее продумал каждый этап, конкретные задания, предполагает ответы детей. Но урок – это целая жизнь. Жизнь, полная неожиданностей. Жизнь, проживаемая совместно учителем и учениками.

Обществознание. Ребята выполняют самостоятельную работу. Они сосредоточены, не замечают ничего вокруг. А я вдруг вижу, что за окном происходит что-то необычное. Осеннее солнышко внезапно исчезло, и на зелено-желтую листву деревьев хлопьями повалил белый пушистый снег. Задания все забыты. Дети гурьбой приникли к окнам. Они восхищенно ахают, что-то говорят, возбужденно двигаются. И вдруг, наступает удивительная тишина. Я предлагаю ребятам передать свои ощущения на бумаге. Они пишут… За окном опять солнце. А мне совсем не жаль, что остались не выполненными задания.

И еще один пример. Объясняю новую тему по обществознанию, замечаю, что ребята не могут сосредоточиться. Они переглядываются,   перешептываются. Спрашиваю, в чем дело. Оказывается, у них сейчас на уроке физкультуры были соревнования с параллельным классом, и их класс одержал победу. Конечно, можно потребовать тишины и продолжить объяснение. Но стоит ли? Ведь эффективность такого урока равна нулю. А если направить их воспоминания о прошедшем уроке в нужное мне русло? Следует задание: проанализировать участие в состязаниях с точки зрения деятельности ( тема: «Деятельность» была уже пройдена в этом классе).  Работайте в парах. Вот и все. Напряжение снято. Работа ума продолжается. Выполнение задания проверим вместе, а новую тему я объясню завтра.

На мой взгляд, работая в современной школе, учитель не имеет права не импровизировать. Он должен:

- постоянно работать над собой, чтобы находиться в импровизационной готовности;

- быть готовым творить и искать наилучшее решение для эффективного воплощения задуманного;

- рассматривать процесс импровизации как учебный, образовательно-воспитательный комплекс, в результате которого происходит сотрудничество, рождающее вдохновение.

Во все времена в мастерстве импровизации видели высшую форму проявления творческих способностей. И нам нужно этому мастерству учиться.

Учитель, являясь представителем взрослого сообщества, находится и общается с ребенком порой больше времени, чем родители. Это, безусловно, оказывает огромное влияние на формирование отношения ребенка к миру взрослых, на его приятие или отторжение. Именно поэтому каждый педагог должен уметь общаться, причем делать это правильно. Важной характеристикой педагогического общения является его стиль. Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок, на основе отношения педагога к своей деятельности в целом. Овладение основами педагогического общения  - это творческая задача учителя. Он должен решать ее, находя свой индивидуальный стиль общения.

Умение найти нужную интонацию, выражение лица, движение, жест – именно этого порой не хватает учителю, особенно начинающему.

От самых первых минут общения педагога с учащимися зависит довольно многое. Сумеет ли учитель взять инициативу общения в свои руки или же сразу отдаст ее ученикам? Будет ли он последовательно реализовывать свои задумки по взаимодействию с классом или же пустит все на самотек: как получится?

Прежде всего, важна самопрезентация педагога классу. С каким выражением лица учитель входит в класс? На раздраженное, сердитое или злое лицо будет одна реакция учащихся. На веселое и радостное – совершенно другая. А если лицо учителя выражает безразличие к ученикам, то и ученики отреагируют соответствующим образом.

Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, так как у них снижается желание и умение думать самостоятельно, увеличивается конформность в поведении. В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потом к предмету.

 Именно поэтому учителю просто необходимо владеть словом, средством убеждения. Это ключ к решению многих ситуаций, а порой и конфликтов, которые возникают в процессе воспитательной деятельности.. недаром древние греки говорили, что образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. А это проникновение возможно лишь в гармоничном единстве высокого профессионализма, актерского и ораторского мастерства учителя.

Я была по характеру очень необщительным и замкнутым человеком, с большими проблемами шла на контакт с новыми людьми. Но в нашей профессии так нельзя, и я рада, что теперь это в прошлом. Мне не нужно доказывать мысль о том, что общение не только природный дар, но технология: приемы установления эмоционального контакта, умение видеть, чувствовать,  воспринимать, понимать речевого партнера, знание законов социального и эмоционального взаимодействия людей, знание психологии и приемов  установления личностного контакта, владение творческой органикой, определяющей успешность речевого и неречевого общения – все это требует системного обучения и времени.

Для того, чтобы теория и методика эмоционально насыщенного общения были хорошо усвоены  и активно внедрены в непосредственную педагогическую деятельность, педагогу необходимо активно  работать над собой, увеличивать и усложнять свой личный опыт общения с детьми. Но налаживать его на основе тренинга будет легче, следовательно, скорее придет и желанное педагогическое мастерство.

Каков же арсенал средств общения, которые может использовать учитель?

1. Паралингвистические средства: культура голоса, тембр, регистр, интонация, пауза, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика.

2. Экстралингвистические средства: смех, вздохи, касания, имидж учителя, выразительность и обаяние его поведенческих проявлений.

3. Кинесические средства: жесты, мимика, пантомимика,позы, физические действия, визуальный контакт.

4. Проксемические средства: пространственные передвижения и расположение в пространстве, расстояние между коммуникантами.

Все эти средства играют в общении очень существенную роль. Они могут:

-выразить то же, что и речь;

-предвосхитить то, что будет сказано;

-выразить значение, противоположное тому, что содержится в высказывании»

-акцентировать сказанное;

-заполнить молчание и объяснить его, либо сделать его значимым;

-заменить слово или фразу;

-привлечь и удержать внимание аудитории.

Что дадут учителю эти средства? Во-первых, благодаря эмоциональной регуляции деятельности можно более экономно использовать время. Во-вторых, можно активизировать речемыслительную деятельность. В-третьих, можно стимулировать активность учащихся благодаря созданию доверительного климата общения. В-четвертых, можно способствовать активизации мнемических процессов. В-пятых, можно способствовать сохранению личностного контакта, если этими средствами овладеть.

Что касается меня, то я, конечно же, активно задействую все вышеописанные средства общения, взаимодействуя с учениками. Особенно мне помогает расположить к себе и пролонгировать процесс общения метод «положительного подкрепления», который заключается в публичном оглашении реально существующих достоинств партнера. У каждого школьника всегда можно найти что-то хорошее, позитивное. Это могут быть как внешние данные ученика – высокий рост, крепкое телосложение, красивая фигура, так и его интеллектуальные особенности – хорошая память, развитое красноречие, математические способности. Уважения, восхищения могут заслуживать увлечения и достижения школьника: успешное выступление на конкурсе или спортивных соревнованиях, участие в выставке произведений искусства, публикация своих первых стихов. Положительного подкрепления могут быть удостоены и отдельные поведенческие действия. Таким образом,  если я говорю ребятам о том, что мне приятно было узнать об их достижениях, это стимулирует их кновым творческим успехам.

Многие серьезные проблемы в жизни могут возникать из-за неумения человека общаться, нет у нас такой школы, в которой учили бы сложному искусству общения. Чтобы восполнить этот пробел, на своих уроках учу детей правильно взаимодействовать. Это им пригодится и в будущем.

Помогает правильно освоить правила общения социологические опросы и социологические исследования. Некоторым кажется, что проводить работу такого рода просто: подошел к человеку, спросил и записал ответ. На самом деле все гораздо сложнее: ведь чтобы иметь возможность задать вопрос, а тем более получить ответ, ученик должен найти правильный подход к собеседнику, уметь правильно и точно формулировать вопросы. Чтобы  общественное мнение было представлено возможно более широко и полно, надо опрашивать людей разных возраста, пола, профессий, образования. Прежде, чем дать ребятам задание провести соцопрос или социсследование , провожу инструктаж о правилах безопасности, знакомлю их  с памяткой «Юному социологу»:

1. Подойдя к опрашиваемому, необходимо:

поздороваться;

представиться (назвать имя, класс, школу);

рассказать о целях социологического опроса;

попросить ответить на вопросы.

2. Получив согласие, попросить представиться (не настаивать, если опрашиваемый не хочет назвать фамилию и имя), сообщить возраст, профессию.

3. Задать вопросы, как можно подробнее записать ответы.

4. Поблагодарить и попрощаться.

5. Если человек не хочет вступать в беседу, вежливо извиниться перед ним и отойти.

Для разнообразия форм опроса некоторым группам предлагаю провести опрос по телефону. Несмотря на то, что телефоны есть у всех ребят, общаться правильно, используя данный вид связи, они не могут. А, получая такое задание,   учатся делать это.

С помощью такого метода работы выясняем в 7 классе как выглядит потенциальный правонарушитель, каковы причины правонарушений среди подростков.

В старших классах ребята уже знают правила поведения при сборе информации при соцопросе и задания для них усложняются- нужно не только добыть информацию, но и провести сравнительный анализ, составить рейтинг и т.д. Например, в профильном 10 классе изучая тему: «Индивид, индивидуальность, личность» ребята проводят небольшое социологическое исследование: предлагают одноклассникам составить список из 10 зрелых личностей. При этом спрашивают, кого одноклассники считают зрелыми личностями, есть ли в предложенном перечне личностей наши современники, в какой     сфере деятельности преимущественно проявляют себя эти личности. Затем, на основании полученных данных, составляют рейтинг и анализируют результаты.

Чтобы научиться правильно и точно излагать свои мысли выполняем упражнение «Мысль одна, а слов много». Суть которого сводится к тому, чтобы предложить как можно больше вариантов передачи другими словами следующей мысли: «Общение с помощью языка помогает понять другого». При этом нужно постараться выполнить следующие условия:

- не искажать смысл высказывания;

- ни одно слово из данного  в условии предложения не должно употребляться в предлагаемых вариантах.

Продолжать список приемов и методов, применяемых для развития общительности можно еще очень долго, они должны быть в арсенале каждого педагога, так как  помогают установить контакт между учителем и учениками, который очень необходим в процессе обучения .

Трудно себе представить артистизм или процесс общения без эмоций.

Профессиональная деятельность педагога при всей индивидуальной неповторимости, в каждом отдельном случае связана с рядом эмоциональных феноменов, имеющих место в творческом процессе любого учителя. Именно эмоционально-коммуникативный характер педагогического творчества придает своеобразие творческим способностям педагога. Достижение эмоционального контакта является наиболее важным и наиболее сложным звеном в деятельности учителя. В своей профессиональной деятельности педагогу приходится не только испытывать различные эмоциональные воздействия, но и самому создавать их. Он должен уметь возбудить творческое самочувствие детей, создать особую, соответствующую этому, атмосферу в классе.

Эмоциональный фактор – одно из необходимых слагаемых эффективности педагогической деятельности, поэтому я в своей работе уделяю ему большое внимание. Мне удается сделать процесс обучения более эмоциональным, задействуя при объяснении мимику, жесты и, конечно же, голосовую  интонацию. При объяснении новой темы стараюсь подбирать довольно-таки эмоциональные примеры и задания, которые, как показала практика, лучше запоминаются. Например, изучая на профильном уровне в 10 классе тему: «Общение как понимание», анализируем с точки зрения интерактивной стороны общения следующую ситуацию, описанную А.П. Чеховым в рассказе «Тоска»: «У извозчика Ионы Петровича умер сын. Весь он полон своим горем, а поговорить не с кем, разве что седокам рассказать о нем…интереса у седоков то, что хочет им поведать Иона, не вызывает. Так проходит целый день. «Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улиц: не найдется ли среди этих тысяч людей хоть один, который бы его выслушал?» не находится. И поздней ночью, встав поглядеть лошадь, старик заговаривает с ней: «- Так-то брат, кобылочка…нету Кузьмы Ионыча …приказал долго жить…Взял и помер зря… Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать.. И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить… Ведь жалко?

Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей все…»

При наличии правильной интонации при чтении данный отрывок доходит до сердец ребят и не один не промолчит и выскажет свою точку зрения по заданному учителем вопросу.

Но я не только стараюсь делать процесс обучения более эмоциональным выше описанными способами, но и учу детей самим правильно проявлять и понимать эмоции,  так как это пригодится им в будущей жизни при общении с другими людьми. Работая над темой: «Общение как обмен информацией», уделяю большое внимание невербальному общению и практикую такое задание: раздаю учащимся листы  с нарисованными 9 смайликами, которые знакомы ребятам и очень им нравятся, а им нужно написать под каждой рожицей какие эмоции она выражает.

СИН 002

Далее следует проверка и обоснование своего мнения. Бывают и такие ситуации, когда эмоция названа неправильно, но доказательная база на высоком уровне, и это тоже неплохо, потому что ребенок учится доказывать свое мнение, используя аргументы.

Для того, чтобы сделать процесс взаимодействия на уроке более эмоциональным и интересным на этапе мотивации практикую работу с притчами, их в моей коллекции много. Вот некоторые из них:

-Однажды Ходжа Насреддин проснулся среди ночи, вышел на улицу и стал кукарекать. Услышали его соседи и спрашивают: «Что ты делаешь Ходжа?»- «У меня сегодня много дел,- ответил он, - хочу, чтобы день наступил пораньше».

-Один человек  проснулся ночью, так как замерз. Он пошел к дому соседа и начал стучать в дверь. Ему открыли дверь и спросили, что нужно. Человек сказал: «Я замерз. Не могли бы вы дать мне огня?» Сосед ответил: «Что такое с вами? Вы встаете ночью, идете сюда, будите всех нас – а в руках у вас зажженный факел!»

После прочтения притчи ребята должны ответить на вопросы:

- О чем притча?

- Чему она нас учит?

- Какое отношение она имеет к теме нашего сегодняшнего урока ?

Самое интересное, что когда начинаешь напоминать детям какую-либо пройденную тему, в первую очередь они вспоминают именно притчу.

Я считаю, что выбранный мною подход к достижению цели формирования самоопределяющейся личности, способной к реализации своего творческого потенциала, является оптимальным, так как он не требует особого материального обеспечения или подготовки. Здесь важную роль играют психологические качества самого учителя. Безусловно, я отдаю себе отчет в том, что научить общаться, выявить и развить возможности детей, научить их работать над собой не является задачей одной учебной дисциплины, а представляет собой целевую и ценностную установку для всей организации школьной жизни. Но, тем не менее, я считаю важным начать хотя бы с 2-3-х уроков в неделю, чтобы постепенно привести учеников к четкому пониманию: «Я могу это делать, и я буду это делать, потому что мне интересно!», «Это –хорошо. А вот это- плохо, потому что…»

Основная трудность, с которой мне приходится сталкиваться на моих уроках, находится вне школы, а потому корректировке не поддается. Это общий низкий уровень культуры, нравственности, воспитания. Но, если мне удастся зародить зерно самоуважения в детские души, понимание своей собственной значимости для общества в целом, я буду считать свою задачу выполненной.

Говорить о результатах такого подхода пока еще, конечно, рано. Результатом здесь может быть только та жизненная позиция, которую займут мои ученики, став взрослыми. Промежуточные же результаты уже есть. Например, ребята охотно идут на контакт и открыто говорят о своих проблемах, не боятся высказать свою точку зрения, отличную от моей и одноклассников, причем с неплохой доказательной базой, вспоминают случаи из жизни, которые им хотелось бы обсудить. Культура ведения дискуссии нам известна, но не всегда доступна, особенно, если тема или предмет спора им очень близки. И, каждый раз, когда мои ученики спорят, перебивая друг друга, смеются над неудачным высказыванием товарища, не позволяя ему поправиться, я говорю себе: «Москва не сразу строилась» и продолжаю урок дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете «Компоненты артистизма в работе учителя»

«Компоненты артистизма в работе учителя» - выступление на педсовете, презентация, дополнительный материал...

Развитие артистизма у подростков на занятиях по вокалу в ДШИ

Современный этап общественного развития характеризуется тем, что человеческий труд перестает быть сугубо исполнительским и механически однообразным, рутинным, а все больше становится творческим....

Статья «Развитие артистизма у школьников как новый подход в современном музыкальном образовании»

В статье раскрывается понятие "артистизм" и условия развития артистизма у младших школьников....

Методическая разработка:" К проблеме артистизма в деятельности учителя музыки на пути к ФГОС".

          Данная методическая тема  разработана в помощь учителю музыки   как напоминание о том , что его артистический талант на уроках приведёт прежде всего...

Общепедагогические технологии "Драматургия, режиссура, артистизм современного урока"

Особенности современных требований к процессу обучения и уроку как форме его организации.Взаимосвязь науки и искусства в педагогике....

Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности

Артистизм педагога; яркая творческая индивидуальность; педагогический артистизм как феномен является личностной и профессиональной категорией...