Методическая разработка:" К проблеме артистизма в деятельности учителя музыки на пути к ФГОС".
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Качалова Татьяна Александровна

            Данная методическая тема  разработана в помощь учителю музыки   как напоминание о том , что его артистический талант на уроках приведёт прежде всего к хорошему кантакту с детьм,  к эмоционально - эстетическоиу  характеру подачи материала,связанного прежде всего с различными видами искусства , и прежде всего с музыкой. Чтобы воспитать в ученике хорошего слушателя, учитель своей мимикой. своими жестами , лаконичной речью, мягким тембром голоса и , представьте себе, жестами способен творить чудеса, находить эмоциональный отклик в душе ребёнка, научить его видеть услышанное и слышать увиденное. Главная педагогическая задача - вызывать творческую активность класса, желание действовать, сопереживать, рассуждать , анализировать, сочинять, сопоставлять, т.е. все те необходимые виды деятельности детей,  на которые нас выводят Государственные Образовательные Стандарты второго направления.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Методическая разработка (в помощь учителю музыки):

«К проблеме артистизма  в  деятельности  учителя   музыки».

    Успех работы учителя музыки во многом зависит от его способности влиять на  впечатлительность  и  эмоциональ-ность  школьников.   Активизация  эмоциональной  сферы влияет на формирование  и развитие духовных потребнос-тей,  познавательных  интересов,  значительно  улучшает теоретическое осмысление  и  практическое  применение  полученных знаний. Как отмечает Л.С. Высотский«…аппарат  эмоций  является как бы  специальным приспособлением и тонким орудием, через который легче всего влиять на поведение… на все моменты познавательного  процесса».

         В воздействии не только на ум, но и  на чувства заклю-чается  подлинное  искусство  педагогического   творчества. Холодный и неэмоциональный урок музыкального  искусст-ва не взволнует учащихся, не вызовет  эмоционального  пе-реживания , без которого не мыслимо восприятия музыки, и более того ,может вообще  негативно повлиять  на отно-

   Высотский Л.С. Педагогическая психология.М.1967г. с.113

шение  к  ней.   Предполагается, что  сам   учитель     увлечён искусством   и стремится   запечатлеть в сознании  маленьких слушателей  те мысли и чувства, которыми он хотел с ними поделиться. Для  этого необходимо выразительно и одухотворённо исполнять. Образно и ярко комментировать музыкальные произведения, создавая  атмосферу творческой активности в классе.

        Эффективность влияния на аудиторию обеспечивает не только содержание учебного материала, но и сама внешняя форма подачи его учителем, вносящая оживление и вдохновение среди учащихся. Если даже  самые умные речи скучно изложить, то никто их не воспримет. А главная задача учителя: чтобы то, что он говорит, было воспринято.

    Ёмкость  и рельефность сообщаемой информации, её смысловое значение   усиливается  благодаря использованию учителем целого арсенала средств выразительности; окраска голоса, его тембр, диапазон, мелодика, мимика, жесты, движения тела, передающие различные  эмоциональные состояния учителя, воспринимаются,  как     правил,  неосознанно,  но тем не менее оказывают определённое впечатление.

          Использование  педагогом средств актёрской выразительности способствует созданию благоприятной обстановки для наилучшего осуществления воспитательного замысла, содействует лучшему восприятию учащимися сообщаемого, повышает интерес, вызывает  глубокие   сопереживания.

         Огромное значение выразительному облику учителя придавал А. С. Макаренко.  Обучение  молодых  педагогов  он не представлял без  вооружения их специальными знаниями и навыками, « без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, т.к. у него не поставлен голос…он не умеет разговаривать с ребёнком… Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который  не может придать своему лицу  необходимого  выражения  или сдержать  своё настроение. Учитель должен уметь организовать, ходить, шутить, быть весёлым, сердитым. Вести себя так, чтобы каждое движение  его воспитывало…»    

                      Урок прекрасного должен отличаться высокой художественностью, поскольку педагогический процесс оказывает сильное влияние на интеллект учащихся, на их чувства и эмоции. В данном случае можно говорить об эстетике урока музыки, которая  выражается  в увлечённости и эмоциональности  учителя, выразитель-ности  и  красоте его речи,   движении и жестах, во всём внешнем облике, умении  ходить, причёсываться, носить костюмы. Необходимо, чтобы сам педагог переживал те эмоции, которые стремится передать слушателям, воспринимать  красоту  природы  и  окружающей  жизни. Детская аудитория  очень тонко чувствует  неискренность, наигранный пафос.

      Нельзя говорить о внешней выразительности педагога вне совершенствования  самой её основы – психофизической природы. В это понятие включается весь сложный сплав физических и психических качеств ,которыми непременно должен обладать учитель и сознательно управлять ими. Развитая психофизическая природа  включает хорошо поставленный голос,  речевые навыки, мимические и  пантомимические  возможности ,выразительность движений и жестов, владение позой, всё , что  даёт   возможность   выражать   и  передавать      другим

Макаренко А.С. «Собрание сочинений. Т.5, М.1959, с.178-179

чувства,  мысли и представления. Непосредственно через психофизическую природу осуществляется  вся система педагогического  воздействия.

              Создание нормального  творческого самочувствия  играет  значительную роль в любом виде деятельности, т.к. влияет на её  продуктивность и эффективность достигаемых результатов. На необходимость вдохновения, умения увлекаться, творческой страстности указывают многие педагоги.  А.С.Макаренко  отмечает по этому поводу: «Я привык справляться со своим настроением  и убедился, что это очень легко. Нужно делать так, чтобы ваша физиономия, ваши глаза,  ваш голос были в некотором  случае автономными. Педагог обязан иметь парад на лице».    

         Управление  творческим самочувствием является необходимым условием учительской деятельности. Становление  творческого самочувствия педагога  затрудняется в виду его работы  с давно знакомым, часто повторяющимся  из урока в урок материалом. Не случайно  об этом писал  К.Д Ушинский: « Толкуя  в двадцатый раз одно и тоже, учитель, естественно, не может говорить  с тем воодушевлением, которое симпатически пробуждает внимание слушателей, а между тем  он не имеет никакой методы, которая помогла бы ему …поддерживать это внимание».   Учителю – музыканту так же приходится по многу раз исполнять  одно и тоже произведение  и , несмотря на это, необходимо сохранять увлечённость и подъём, ощущать себя  первооткрывателем  ранее  неизвестной  детям  музыки.

         Но каким образом  известное  ранее сделать как бы

Макаренко А.С. собр.соч.Т.4,зМ.1959 г.,с.505-506

Ушинский К.Д. Избр .соч. М.1968, с. 303

неизвестным? Следует не просто повторить вчерашнее исполнение,  а  стремиться как бы заново пережить всю свежесть и новизну своего первого восприятия. Исполнение должно вызывать эмоционально – эстетическое отношение у учащихся, а для этого сам учитель обязан обладать  творческой страстностью, развитым  художественным воображением.  Действенной является также постановка задачи , эмоционально увлекающей  и активизирующей самого учителя . Лишь в этом случае  педагогический процесс  обогащается  силой  чувства. Высокая педагогическая задача стимулирует самочувствие педагога , вызывает его творческую активность, желание действовать, передавать  переживаемое  другим.  С неумением найти художественную  манящую цель связан штамп в педагоги-ческой  деятельности.

          Безграничные возможности музыки плюс артистический   талант  учителя могут стать  могучим средством эффективного влияния на слушателей. Высокое и тонкое мастерство учителя, его артистизм превратят педагогический процесс в подлинный праздник искусства.

 Учитель музыки МОУ «СОШ №6» г.Луга , Ленинградской области   Качалова Татьяна Александровна.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса

Итоговый  исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по  предмету "Музыка" 5 класса...

Педагогическая студия «Модель методического маршрута как форма организации деятельности учителя в контексте новых требований ФГОС»

Одним из главных приоритетов развития системы образования на современном этапе, определенных концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, явл...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 8 классе учителя МБОУ Лебяжинской СШ, Кондрашовой О.В. «Всероссийский урок «Готов к труду и обороне. Возрождение традиций. Путь к здоровью через нормы ГТО

Здоровый образ жизни – понятие разноплановое. Это не только отказ от алкоголя и табакокурения, но и рациональное питание, и, конечно же, занятия физкультурой и спортом. Руководство страны всерьез обес...

Методическая разработка Интегрированный урок по физической культуре и музыке в 5 классе Тема: «Языческое племя на охоте» (Давыдкова Наталья Викторовна учитель физической культуры Смирнова Екатерина Анатольевна учитель музыки)

В интегрированном уроке  (физическая культура и музыка) в 5-м классе используется идея сюжета и музыка балета "Весна Священная" Игоря Стравинского. Учащиеся совместно с учителем придумы...

Основные проблемы деятельности учителя музыки

В статье рассматриваются некоторые из важных проблем преподавания предмета "Музыка"....

Выступление на методическом совете «О преемственности основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС ООО»

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов....