Основные проблемы деятельности учителя музыки
статья

Рудакова Тэна Васильевна

В статье рассматриваются некоторые из важных проблем преподавания предмета "Музыка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

 

                                                                                                                                                                            0дна из сложнейших проблем, встающих на уроках музыки, -  организация восприятия музыки. Процесс восприятия должен сопровождаться сопереживанием и возникновением нравственно-эстетических оценок музыкальных смыслов, а результатом такого восприятия должна быть ситуация внутреннего духовно-нравственного выбора. Как отмечает Л. В. Школяр, постигать музыку нужно методами, адекватными природе искусства, то есть методами интонационного постижения смысла. Главное – организовать интонационное постижение сущности как отдельных моментов, так и целого произведения.  Формирование у учащихся способности интонационно мыслить, чувствовать сущность и значение интонации, интонировать должно проходить на всех уроках музыки. «Познай себя, познай других, познай жизнь через музыку путем ее соинтонирования» – вот девиз работы на уроке для каждого ученика. Этому могут помогать такие методы, как «осознание интонационного смысла произведения» (А. А. Пиличяускас), «совместного рождения образа» (Э. Б. Абдуллин), «моделирование художественно-творческого процесса» (Л. В. Школяр), «пластического интонирования»; приемы: интонирование собственного имени; создание музыкального портрета: кто как звучит в нашем классе? (Л. Маслова); интонирование в определенном настроении музыкальных фраз и т. п.

Важной проблемой, стоящей перед педагогами музыки,  является организация эстетического воспитания учащихся. Предметы эстетического цикла способствуют постижению детьми целостной художественной картины мира, развитию ассоциативного мышления. В ходе восприятия музыки   происходит процесс «самообогащения личности». Однако чтобы воспитать у подрастающего поколения способность наслаждаться искусством, способность к эстетической оценке, эстетический вкус, нужно по-особому, методически целенаправленно организовывать работу по эстетическому воспитанию. Проблема современных учеников в том, что им свойственна  большая степень «эмоциональной глухости», неспособности к эмпатии, что в дальнейшем приводит к проблемам в общении. Поэтому развитие чувственного восприятия, способности к эмоционально-эстетической оценке – важнейшая задача учителя музыки. Например, учитель говорит: «Ребята, а теперь закройте глаза и вслушайтесь в музыку сердцем, почувствуйте ее красоту, отдайтесь полностью течению энергии жизни, заключенной в ней!» Однако стоит отметить, что наивысшее  наслаждение от произведения искусства возникает тогда, когда человек постигает смысл художественного произведения, выходит на ступень переживания – понимания. Любой вид деятельности на уроке музыки должен активизировать чувства и разум, подталкивать к творческому постижению сущности музыкального произведения и сердцем, и умом.

В связи с этим не менее важной  проблемой считаю организацию  на уроке музыки художественно-педагогического общения и «интонационной атмосферы урока». Умение создать одухотворенную атмосферу на уроке, когда музыка является там главным действующим лицом, организовать диалог  между школьниками по поводу музыки – это важнейшее умение учителя, совершенствованию которого нет предела. Урок музыки предполагает, что все, что будет происходить в процессе его проведения, должно определяться музыкой и природой восприятия музыки.

В последнее время на уроках я уделяю больше внимания музыкотерапии, особенно в классах, где преобладают учащиеся с девиантным поведением. Эти дети представляют собой «серьезную, обедненную в эмоциональном отношении личность, озабоченную потребностью защитить себя с помощью контроля над другими, а не за счет собственных действий». Таким ребятам очень важно реализовать потребность в общении, понимании, уважении, и это  может дать сполна урок музыки благодаря атмосфере доверия, одухотворенности и сотворчества.  Эмоциональный тренинг, «эмоциональный массаж» позволит повысить самооценку, снять депрессию, стресс, разовьет способность слышать и понимать других. Еще в III в. до н.э. при помощи специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных, сердечных болезней. И в настоящее время возможности музыкотерапии должны использоваться широко и активно. Как отмечает В. И. Петрушин, вовлечение детей в различные виды активной музыкальной деятельности, в которых ребенок совершенствуется в становлении своего «Я», помогает преодолевать депрессивные состояния: движение под музыку способствует преодолению психологической изоляции, снятию стресса, расслаблению мышц. Сочетание спокойной и драматической музыки несет в себе оттенок «музыкального массажа» (В. И. Петрушин), который тренирует подвижность нервных процессов. Все это важно учитывать учителю при проведении уроков музыки.

Урок музыки, особенно в младших классах, должен обладать катарсической функцией, то есть очищать душу ребенка от психологического напряжения, снимать стресс, настраивать на волну радости, счастья, удовольствия. В старших классах катарсис будет проходить за счет общения с эмоционально сложными произведениями, которые могут сначала затронуть, «встряхнуть» негативные эмоции, а затем, благодаря целительному восприятию – переживанию, «освободить» от отрицательных переживаний.  Поэтому произведения драматического или трагического характера также должны включаться в обучение детей, так как они несут определенный терапевтический эффект. С другой стороны, для установления душевного равновесия, для успокоения детей нужно слушать или пропевать мелодии, несущие образы спокойствия и безмятежности.

 В настоящее время возросла потребность в использовании на уроках музыки новых технологий, особенно в средних и старших классах.  Во-первых, новые педагогические технологии должны активизировать интерес к уроку музыки и занятиям музыкой; во-вторых, должны помочь учащимся определить свое отношение к окружающему миру, людям, к самому себе с позиций высокого искусства; в-третьих, данные технологии должны помочь музыкальному развитию школьников и становлению эстетической культуры, формированию способности наслаждаться высокохудожественным музыкальным искусством; в-четвертых, использование новых подходов позволит активизировать музыкальное самообразование учащихся.

Я заметила тот факт, что современным школьникам почти все равно, с каким пластом музыкальной культуры их знакомят, они  «всеядны», важно лишь то, как и кто их учит, интересно ли им или нет. Поэтому среди методов, которые отражают современные подходы к музыкальному образованию и способствуют возникновению интереса к музыке и занятию музыкой, я стараюсь использовать проблемно-поисковый метод, игровой метод, метод проектов, метод дискуссии, методы интонационного, интонационно-стилевого, сравнительного, интонационно-жанрового, целостного анализа, метод «выхода за пределы музыки», лирические мини-сочинения, аналитические работы.

Большое внимание в настоящее время уделяется интеграции обучения. Это проявляется в проведении интегрированных уроков музыки с учителями литературы, истории, ИЗО, информатики; внеклассных мероприятий по татарскому, английскому языкам, по технологии, по ОБЖ и физкультуре. В этом помогает использование  интегрированных программ («Музыка:1-4 классы Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской; «Музыка: 1–4 классы» Н.А.Терентьевой, Р.Г.Шитиковой; «Музыка элифбасы: 1-4 классы» Н.В.Бакиевой, М.Ф.Зиганшиной; «Русский фольклор: 1–4 классы». Л. Л. Куприяновой;  Музыка: 5-7 классы» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской;«Музыка: 5–8 классы» Т. И. Науменко, В. В. Алеева) и др.

Один из путей эффективности музыкального образования – это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней и т. п.  Очень важным моментом считаю обращение к  народному искусству. Направленность на этномузыкальное воспитание, на формирование этномузыкального слуха, этномузыкального мышления и становление этномузыкальной культуры учащегося – важнейшая задача, стоящая перед учителем музыки. Поэтому в своей работе я активно внедряю национально-региональный компонент содержания музыкального образования, обеспечивая  возможность представителю любого этноса освоить родную культуру и культуру других народов.

Для  решения  проблемы активизации интереса к уроку музыки я использую  обучение с применением информационно-коммуникационных технологий. Новые технологии входят в практику обучения детей, и учитель должен знать о тех преимуществах, которые несет использование компьютера в музыкально-образовательном процессе:

  1. Использование  компакт-дисков  со звучанием различной музыки (учащимся можно дать в качестве домашнего задания прослушать то или иное музыкальное произведение).
  2.  Использование возможностей Интернета для подбора информации и создание компьютерных презентаций об истории музыкальных инструментов, творчестве композиторов, о жанрах и стилях, об исполнителях классической и современной музыки.

В заключение хочу подчеркнуть  значимость учителя музыки как учителя, ведущего своих учеников к жизни, добру, истине, красоте. Учитель музыки должен любить музыкальное искусство, зажигать этой любовью детей, обладать особой направленностью на соучастие и сотворчество. Учитель должен хорошо владеть психологией общения с детьми, уметь проникаться состоянием детей в целом и каждого ребенка в частности. В этом – будущее уроков музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:" К проблеме артистизма в деятельности учителя музыки на пути к ФГОС".

          Данная методическая тема  разработана в помощь учителю музыки   как напоминание о том , что его артистический талант на уроках приведёт прежде всего...

Деятельность учителя музыки как условие качественного проведения урока музыки.

Теоретические основы организации деятельности учителя музыки в общеобразовательной школе....

Работа над содержанием музыкального произведения как основная цель деятельности учителя музыки

В настоящее время решение проблемы сущности содержания музыкального произведения является крайне актуальной. Рассматривается изучение проблемы музыкального содержания в научных лабораториях, которые н...

"Основные направления деятельности учителя-дефектолога ТПМПК"

Это памятка, в которой учитель-дефектолог коротко рассказывает об основных направлениях деятельности в условиях ТПМПК....

Выступление на методическом совете «О преемственности основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС ООО»

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов....