Работа над содержанием музыкального произведения как основная цель деятельности учителя музыки
статья по музыке

В настоящее время решение проблемы сущности содержания музыкального произведения является крайне актуальной. Рассматривается изучение проблемы музыкального содержания в научных лабораториях, которые находятся в  Уфе, Астрахани и Москве. Руководители: Л. Н. Шаймухаметова, Л. П. Казанцева и В. Н. Холопова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_pechat.doc60.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Работа над содержанием музыкального произведения как основная цель деятельности учителя музыки

В настоящее время решение проблемы сущности содержания музыкального произведения является крайне актуальной. Подтверждением этому служит создание трех лабораторий по изучению проблем музыкального содержания в Уфе, Астрахани и Москве, руководителями которых являются Л. Н. Шаймухаметова, Л. П. Казанцева и В. Н. Холопова.

Особое место в творческой деятельности этих лабораторий занимает «перевод» научных знаний в области теории музыкального содержания на уровень детского восприятия.

Руководитель лаборатории музыкальной семантики при Астраханской государственной консерватории, профессор, доктор искусствоведения Л. П. Казанцева, под музыкальным содержанием понимает «воплощенную в звучании духовную сторону музыки, порожденную композитором при помощи сложившихся в ней объективных констант (жанров, звуковысотных систем, техник сочинения, форм и т. д.), актуализированную музыкантом – исполнителем и сформированную в восприятии слушателя» [4, с. 12 ].

Основными компонентами музыкального содержания Л. П. Казанцева считает музыкальный образ, музыкальные интонации, тему,  идею музыкального произведения, средства музыкальной выразительности, авторское начало и драматургию. Рассмотрим эти компоненты.

Музыкальный образ трактуется Л. П. Казанцевой как «художественное представление, воплощаемое ("материализованное") в музыкальном звучании» [4, с. 18].

Музыкальный образ, существует в разных формах: в форме замысла композитора; в форме художественной реализации (у исполнителя); в форме слушательского восприятия.

Музыкальная образность может воплощать следующие сферы:

  1. Мир человека – существующего или вымышленного (например, Борис Годунов, Татьяна Ларина).
  2. Мир вне человека – предметно-изобразительные образы, воссоздающие свойства материального мира – легкость, тяжесть, плотность, прозрачность, блеск, гладкость, освещенность, цветовые характеристики и траекторию движения.
  3. Образы-абстракции – «судьба», «идеал», «мечта», «Родина», «бесконечность», «прекрасное».
  4. Различные формы космической энергии – импульсы и излучения, потоки и вибрации, вспышки и сияния, всплески и возмущения, сгущения и разряжения.
  5. Категорию игры как обобщенную сущность бытия, лишенную непосредственной связи с объектом.
  6. Мир самого музыкального звучания («звучание как самоценность»).

Основой музыкального образа являются музыкальные интонации – «наименьшие образно-смысловые элементы музыки» [4, с. 76], по определению  Л. П. Казанцевой

Музыкальная интонация обладает следующими свойствами:

  1. Образно-смысловыми, как способностью интонации моделировать эмоции (удивление, радость), воспроизводить особенности речи (вопрос,  восклицание), воплощать различные состояния человека.
  2. Жанрово-стилевыми, такими как напевность или моторность (танец, марш, шествие), декламационность, инструментальность (фанфары, колокола); стилевые особенности наций, эпох, творческих школ, отдельных композиторов.
  3. Эстетическими, такими, как структурное совершенство композиции, акустическое совершенство тона или средств музыкальной выразительности.
  4. Драматургическими, отражающими различные варианты развития музыкальной формы: рождение одной темы из другой; интонационное вторжение; интонационное противопоставление; резкую смену интонационных планов.

Еще одним компонентом художественного музыкального содержания является тема. Тема в музыке обладает большой степенью обобщенности, что позволяет охватить собою как всё произведение целиком, так и его часть. Л. П. Казанцева приводит классификацию тем доктора филологических наук, профессора Бухарестского университета Д. Балана, который подразделяет темы на лирические (отражение «радости и страдания человеческой души»); мыслительные (отражение процессов мышления); философские (исследование философских тем); программно-изобразительные. Существование различных тем в музыке объясняется многообразием окружающего мира.

Окончательное выражение интонация, образ, тема получают в идее музыкального произведения. Основная функция идеи заключается в раскрытии темы и ее актуализации.

Музыкальное произведение служит общению двух личностей – слушателя и композитора, поэтому важным элементом структуры музыкального произведения является авторское начало, которое потенциально распространено по всей его структуре.

В произведении автор может отражаться в разных сущностях:

  • автор-человек («сторона автора, содержащая его личностные свойства, обнаруживаемые в частности и общественной жизни»);
  • автор-творец («специфический разворот творящей личности, который заключается в ее творческой деятельности»);
  • автор художественный («отражение в музыкальном произведении личности композитора, эстетически организующей художественное целое») [4, с. 276].

Еще одним важным элементом структуры музыкального содержания, является драматургия, активность которой  направлена на обеспечение процесса развертывания содержания. Процесс этого развертывания, по мнению Л. П. Казанцевой, «протекает в разных плоскостях музыкального произведения:

  • в средствах музыкальной выразительности (как "тональная драматургия", "тембровая драматургия" и т. д.);  
  • в интонации ("интонационная драматургия");
  • в образах ("образно-художественная" или "музыкальная драматургия")» [4, с. 21 ].

Средства музыкальной выразительности, в свою очередь, подразделяются на специфически-музыкальные (лад, гармония) и неспецифически-музыкальные (темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, громкость, фактура и артикуляция). Они могут быть простыми (темп, звуковысотная линия, регистр, тембр) или сложными (мелодия, метроритм, фактура); композиторскими (лад, гармония, темп, тембр), исполнительскими (звукоизвлечение, темп, агогика), языковыми и речевыми.

Руководитель Московской лаборатории музыкальной семантики В. Н. Холопова считает, что в музыкальном содержании главными являются три стороны: эмоция, изобразительность и символика, при этом эти стороны не равны между собой: «Первая – музыкальная эмоция – обязательна, вторая и третья – изобразительность и символика — возможны, но не обязательны» [6, с. 55 ].

Таким образом, раскрытие содержания музыкального произведения осуществляется с помощью таких компонентов, как музыкальный образ и интонации, тема и идея, музыкальная драматургия и средства музыкальной выразительности, изобразительность, символика и эмоция.

Для раскрытия музыкального содержания в этих лабораториях разрабатываются новые методы, которые могут быть применены и в работе учителя музыки. Рассмотрим эти методы.

Р. М. Байкиева предлагает следующие методы:

  • метод «поиск героя», сущность которого заключается в выявлении связи музыкального образа с действительностью, обнаружение в музыкальном тексте признаков героя, его действий, местонахождение во времени и пространстве [2, с. 229]. Музыкальный герой может быть конкретным существом, социально-конкретной личностью, олицетворенным героем (живая природа), антропоморфным существом (сказочным, либо литературным персонажем). Распознание героя происходит с помощью атрибутивных признаков – интонации героя, образа его речи, звукоимитации и интонации плача, возгласа и т. д., ситуативных признаков – местонахождение героя, время действия;
  • метод «семантических представлений», как нахождение образно-смысловых структур музыкального текста и понимания их значений (семантические фигуры, диалоги, сюжетно-ситуативные знаки, семантические ситуации «текст в тексте» и др.), определение границ смысловых сегментов) [1, с. 32];

Н. К. Бакланова описывает метод «развития креативности», особенность которого состоит в сочинении музыки на основе заданной формы произведения, эмоционально-образной основы, фактурно-ритмического комплекса. Данный метод нацелен на освоение понятия «художественный образ» и развитие логики музыкального мышления. Метод основан на применении разных видов импровизации на заданный ритмический рисунок, импровизации мелодии на фоне определенной гармонической последовательности, что приводит к освоению понятий фактуры, формы и развитию гармонического мышления [3, с. 41];

В лаборатории Л. Н. Шаймухаметовой (Уфа) для раскрытия музыкального содержание предлагаются такие методы как «инновационный этюд», который  включает в себя умения через мелодию находить и определять конкретно-образные представления, отличая главные (ключевые) интонации. Он представляет из себя ролевую игру, в которой первоначальный музыкальный текст подвергается преобразованиям на основе расшифровки ключевых интонаций и связанных с ними значений. Метод способствует активному усвоению музыкальной речи через расшифровку и грамотную артикуляцию ключевых интонаций произведения, формирующих вариантность мышления) [7, с. 228];

  •  «метод семантического анализа», сущность которого состоит в том, что предметом расшифровки и последующей артикуляции авторского содержания являются: кочующие сюжеты, темы, образы, реалии предметного мира, диалогические сцены, «отражённые тексты». Они имеют различное, в том числе, внемузыкальное происхождение (пластическое, сюжетно-образное, предметно-конкретное, вербально-речевое) и формируются в условиях многократных повторов для воплощения образов героев, персонажей, диалогов, сцен музицирования или танцевальных эпизодов [8, с. 47]. С помощью этого метода осуществляется понимание сюжетов, тем, образов, диалогических сцен.  Метод помогает освоению интонационной лексики и грамотной артикуляции при исполнении  музыкального произведения.  

Л. П. Казанцева и Л. Н. Шаймухаметова в понимании содержания важное значение придают исполнителю и слушателю, поскольку «в исполнительской и слушательской творческой активности намеченное композитором (речь идет о содержании – К. Ф.) корректируется и преобразуется» [4, с. 28]. Именно исполнитель и слушатель должны проникнуться содержанием, «пережить» его, чтобы правильно передать и понять его смысл и художественную ценность.

В работе над содержанием музыкального произведения мы предлагаем применять разрабатываемые В. В. Медушевским понятия «интонация персонажа» и «интонация лирического героя [5, c. 52-56].

Смыслом персонажной интонации является воспроизведение внешних примет человека: возраста, пола, темперамента, жизненного тонуса и личного темпа, характера, манеры двигаться, национальных особенностей, т. е. всех биологических и социальных особенностей личности, которые находят отражение в музыке. При этом музыкальная интонация воспринимается как живая, принадлежащая конкретному человеку.

Интонация же лирического героя – это ядро духовной целостности образа, которая сохраняется при меняющихся ситуациях его жизни во внутреннем мире произведения. Ее суть – эмоциональное развитие образа.

На основе этих понятий предлагаются следующие методы работы над содержание музыкального произведения в процессе его слушания или исполнения:

– «интонационный портрет персонажа», который заключается в умении целостно определять и выявлять внешние приметы персонажа данного произведения через анализ интонаций, передающих его психологические и национальные особенности, пол, темперамент, возраст, черты характера и т. .д.;

– «портрет лирического героя» – умение в музыкальном тексте находить отражение личности автора или героя данного произведения.

Таким образом, работа над музыкальным произведением на уроке музыки является творческим процессом, в котором возможно применение разных методов раскрытия его содержания, помогающих учащимся понять идею автора и пережить эмоционально-образный смысл музыкального произведения.

Список литературы

  1. Байкиева Р. М. Герой как категория музыкальной поэтики и его признаки в музыкальном тексте пьес детского фортепианного репертуара / Р. М. Байкиева // Проблемы музыкальной науки: Российский научный специализированный журнал. – 2011. – № 2. – С. 229–233.
  2. Байкиева М. Р. О различии понятий «нотного» и «музыкального» текстов в практике обучения начинающего пианиста / М. Р. Байкиева // Проблемы музыкальной науки. – 2009. – № 1. – С. 29–39.
  3. Бакланова Н. К. Сочинение музыки как фактор развития креативности ребенка / Н. К. Бакланова // Музыкальная психология и психотерапия. – 2009. – №4. – С. 40–42.
  4. Казанцева Л. П. Основы теории музыкального содержания: Учебное пособие / Л. П. Казанцева. – Астрахань: Волга, 2009. – 368 с.
  5. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки: Исследование / В. В. Медушевский. – М.: Композитор, 1993. – 262 с.
  6. Холопова В. П. Музыкальное содержание: наука и педагогика // Материалы Первой Российской научно-практической конференции 4-5 декабря 2000 г. – Москва, 2002. – С. 55-57.
  7. Шаймухаметова Л. Н. Музыкальная наука – педагогу-практику: новые подходы, конкретные решения / Л. Н. Шаймухометова // Инноватика в музыкальном образовании. – 2011. – № 2. С. 227-228.
  8. Шаймухаметова Л. Н. О новых технологиях взаимодействия исполнителя с музыкальным текстом в разработках Лаборатории музыкальной семантики // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы VIII международной научно-практической конференции 27 января 2012 г. – Тамбов, 2012. – С. 45-47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект «Образное восприятие и осмысление содержания музыкальных произведений на уроках специальности»

Объект исследования - образное восприятиеПредмет исследования -  музыкальное мышление как процесс постижения музыкального произведения личностью. Цель исследования  - специфика развития...

Карты прослушивания, как средство анализа музыкальных произведений и способ формирования осознанного восприятия музыки

О целенаправленном воспитывающем воздействии музыки можно говорить только в том случае, когда учащийся понимает идею, заложенную в произведении искусства, то есть речь автора через музыкальную речь....

Основные проблемы деятельности учителя музыки

В статье рассматриваются некоторые из важных проблем преподавания предмета "Музыка"....

Использование искусcтво-терапевтических приемов в музыкальной деятельности учителя музыки

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние его души....