Преемственность основных направлений деятельности учителей начальных классов с основной школой с целью создания системы непрерывного образования
опыты и эксперименты по психологии (5 класс)

Балашова Зинаида Анатольевна

основные моменты перехода детей из начальной в основную школу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_08.11.2018_balashova_z.a.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Ликино-Дулёвская основная общеобразовательная школа № 2»
городского округа Ликино-Дулёво

Выступление на педсовете по теме:

«Преемственность основных направлений деятельности

учителей  начальных классов с основной школой

с целью создания системы непрерывного образования»

                                              Подготовила

                        Классный руководитель 5 «А» класса

                                         З.А. Балашова

 

Ноябрь  2018 год

    « Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную стадию развития,

проделанную ребенком ранее "

В. А. Сухомлинский

Слайд 2

    Приоритетная цель школьного образования: научить учиться, то есть

- развить  у ученика способность самостоятельно ставить учебную задачу,  

- проектировать пути её реализации,

- контролировать и оценивать  свои достижения.

Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. 

Содержательные линии, дидактические и методические особенности системы обучения, избранные начальной школой, должны получить методическое продолжение в основной школе

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

• образовательные программы;

• организация учебного процесса;

• единые требования к учащимся;

• структура уроков в свете новых ФГОС;

• совместная методическая работа учителей начальной и основной школы;

• работа с учащимися и родителями.

     Переход учащихся из начальной школы в основную, считается одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из трудных периодов процесса обучения.

С целью определения уровня адаптации пятиклассников в средней школе по окончании 1 четверти  было проведено  анкетирование среди учащихся 5- х классов и их родителей

Слайд 3 (Щелчок)

  По результатам анкетирования можно сделать вывод: общий настрой  – положительный. Эмоциональный фон – спокойный, радостный. Преимущественное большинство учащихся  адаптировались к положению пятиклассников. Большинство чувств, испытываемых в школе учениками, позитивны.

Слайд 4 

Успешность адаптации школьника к обучению в 5-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. 

Направления деятельности учителя начальных классов :  учебная, внеурочная, внеклассная работа методическая работа, работа с родителями.

У учителей предметников в средней школе примерно те же направления деятельности. Но есть существенная разница: пятиклассники перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках.

   Слайд 5

И в 5 классе картина преемственности выглядит примерно так. Ведь не секрет, что учителя начальных классов и основной школы по-разному смотрят на пятиклассников. Многим учителям, работающим в 5 классе, с первых дней хочется видеть перед собой умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям конкретного учителя, учеников. А видит своих новых учеников маленькими, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными.

  Анализ причин снижения успеваемости учащихся 5 классов показывает, что находятся они не столько в предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений учитель-ученик. Если для учащихся начальной школы личностно-значимой является оценка учителя, то в 5 классе – это оценка товарищей по классу, сверстников. Если раньше был один оценивающий, то теперь их много и все они его оценивают по-разному.

     Кроме того, переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Пятиклассники чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны.

 Оказывается тому есть масса причин.

 

Слайд 6,

Это

-изменения режима дня ребёнка в сравнении с начальной школой;

-увеличение физической и умственной нагрузки;

-состояние его физического здоровья, связанные с возрастными и гормональными изменениями в организме;

Слайд 7,

Это

- изменение  социальное окружение (новый состав учителей добавление новых учеников, предметов) и система деятельности.

-наличие большей свободы и самостоятельности;

-отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность;

-ослабление контроля родителей.

Слайд 8

Это

-разные требования со стороны учителей -предметников;

-большой поток информации, незнакомые термины, слова;

-ощущение отсутствия или недостаточности внимания со стороны учителей.

    Я считаю, что учащимся 5 класса необходима поддержка учителей, обладающих достаточными знаниями в области возрастной физиологии и психологии учащихся 10-11 лет и  владеющих  не только методикой преподавания своего предмета, но и методикой преподавания в начальной школе, дабы на этапе адаптации 5-классников приблизить свои методы, приемы, формы работы к тем, что учащимся знакомы с начальной школы.

     Слайд 9

 С этой точки зрения классный руководитель - самый необходимый человек для ребенка в средней  школе:

- объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общества и обеспечивает успешное взаимодействие всех участников образовательного процесса, становясь зачастую проводником  взаимопонимания и сотрудничества.

Слайд  10  

   Но для успешной преемственности усилий только классного руководителя недостаточно. Ведь преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.

   Основное содержание  преемственности –    построение единой образовательной среды. Основополагающее понятие в решении проблем преемственности - «взаимодействие». Проблема преемственности может быть успешно решена лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы  в рамках продуманной системы работы всех участников педагогического процесса.

Слайд 11

Благодарю за внимание!

Желаю всем здоровья, творческого вдохновения и радости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога  - это профориентация....

Основные элементы стратегии поведения и способов воздействия в разрешении педагогических конфликтов системе дополнительного образования в школе.

Конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий. Система компромисса и сотрудничества является основополагающим способом подавления конфликтов. Педагогические конфликты на дополнительных ...

«Создание системы духовного образования в России. Деятельность Лаврентия Горка по созданию первых школ на вятке»

Презентация содержит материал для курса внеурочной деятельности «Литература Вятского края»...

Педсовет «Об основных направлениях деятельности школы в рамках реализации национального проекта «Образование»

Педсовет «Об основных направлениях деятельности школы в рамках реализации национального проекта «Образование»...

Выступление на методическом совете «О преемственности основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС ООО»

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов....