Взаимосвязь музыки и движения на примере содержания музыкального произведения
статья по теме

Взаимосвязь музыки и движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_muzyki_i_dvizheniya.docx21.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Взаимосвязь музыки и движения на примере содержания музыкального произведения».

   Идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения композитор передаёт с помощью средств музыкальной выразительности – мелодии, гармонии, темпа, ритма и др. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы, содержание которых отражает замысел композитора.

   С первых занятий в детском хореографическом коллективе следует учить детей понимать содержание музыки, вникать в её сущность. При разборе произведений облегчают понимание музыки подзаголовки, определяющие замысел композитора, например «Баба-Яга», «Рынок» и др. из «Картинок с выставки» М. Мусоргского. Такие произведения называются программными. Содержание песен и романсов раскрывается в тексте. Для балетов имеется либретто, раскрывающего содержание балета. О содержании музыки, не имеющей конкретного программы («Прелюдия», «Этюд», «Рондо» и др.), можно судить по впечатлению, оставляемому произведением в целом, по мелодии, оттенкам звучания, темпу, построению.

   При разборе музыкального произведения полезно ознакомить занимающихся и с условиями, в которых создавалось произведение, с замыслом композитора.

   Помогают понять замысел музыки указания композитора в нотном тексте, которые касаются исполнения всего произведения или его частей: «задушевно», «энергично», «весело» и др.

   Можно рекомендовать следующие специальные двигательные задания, которые помогают лучше понять содержание музыки и выразить его в движении:

  1. Ходьбу на носках занимающиеся выполняют под музыку В.Соловьёва-Седого «Если бы парни всей Земли». Преподаватель напоминает текст песни, а занимающиеся стараются чётким шагом, с хорошей осанкой выразить жизнерадостную суть музыки и текста.
  2. Учащиеся по лирическую музыку (И.Дунаевский «Колыбельная» из  к/ф «Цирк») бесшумно идут мягким шагом, слегка опустив голову и несколько расслабив мышцы рук и ног. Настроение должно быть спокойным и задумчивым. При сопоставлении движений, контрастных по характеру, ярче воспринимается различие в содержании музыки.
  3. Прослушать несколько произведений и самостоятельно определить, какое из них подойдёт для предложенного упражнения. Например, объяснив особенности техники ходьбы острым шагом, преподаватель даёт послушать учащимся музыку С. Прокофьева из оперы «Любовь к трём апельсинам», И. Дунаевского «Спортивный марш», И. Морозова «Танец ласточки» из балета «Доктор Айболит» и предлагает определить, какая из них подойдёт для острого шага. По-видимому, «Спортивный марш» И. Дунаевского будет сразу отвергнут. Сомнения могут возникнуть по поводу марша из оперы «Любовь к трём апельсинам». Преподаватель поясняет, что острота в нём есть, но ходьба острым шагом требует подтянутости, строгости линий и поэтому марш С. Прокофьева тоже не подходит. Этой форме шага соответствует «Танец ласточки» из балета «Доктор Айболит» И. Морозова.

   С помощью музыкальных игр решаются те же задачи, что и при проведении упражнений на согласование движений с музыкой. Но здесь выполнение упражнений усложняется внесением элемента соревнования, который способствует совершенствованию и закреплению полученных умений и навыков.

   Примером игры на связь содержания музыки с характером движений может быть игра «Быстро по местам!». Музыкальное сопровождение: А. Гречанинов «Моя лошадка», размер 2/4, темп умеренный.

   Описание игры. С началом музыки играющие произвольно двигаются по залу, выполняя различные прыжки и бег соответственно содержанию. С окончанием музыки останавливаются. По команде руководителя: «По местам!» - бегут и становятся в колонны в том же порядке, в каком стояли до начала игры. Победителем считается команда, которая построится быстрее и организованней других.

   Выбор музыкальных произведений и их использование являются важным условием правильной организации всего педагогического процесса в целом.

   Наиболее приемлема музыка танцевального характера. Это вальс, полька, мазурка, кадриль и др. В данной музыке выражен характер эпохи и народа. Можно использовать небольшие музыкальные произведения: этюды, поэмы, концертно-танцевальную музыку, в основе которых лежат народно-национальные темы. Можно применить музыку детского репертуара. Подобные музыкальные произведения удобны для упражнений. Например:

Вид упражнения

Примерное музыкальное сопровождение

Ходьба на носках

В. Шаинский «Улыбка»

Шаг с подскоком

А. Филипенко «Весёлый музыкант»

Приставной шаг

В. Шаинский «Голубой вагон»

Шаг галопа, польки

К. Акимов «Школьная полька»

Переменный шаг

М. Иорданский «У дороги чибис»

   Обучение музыкально-ритмическим упражнениям – это прежде всего педагогический процесс. Он требует планомерной и методически правильной организации действия преподавателя и учащихся.

     В статье использованы материалы пособия  Т.Т. Ротерс «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект интегрированного урока: "Взаимосвязь музыки с другими видами искусства на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова»

Цель этого проекта: развитие умения находить  связи между художественными образами, созданными музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также развитие  целостного  миро...

Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....

Урок музыки в 6 классе по теме "Музыкальная драматургия. Жизнь музыкальных образов в одном произведении".

Урок должен помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии, показав на примере фрагмена из оратории "По следам Руставели" композитора Отара Тактакишвили....

Практико-значимый проект «Образное восприятие и осмысление содержания музыкальных произведений на уроках специальности»

Объект исследования - образное восприятиеПредмет исследования -  музыкальное мышление как процесс постижения музыкального произведения личностью. Цель исследования  - специфика развития...

Развитие чувства ритма через взаимосвязь музыки, речи и движения с элементами концепции Карала Орфа

Развитие чувства ритма через взаимосвязь музыки, речи и движения с элементами концепции Карала Орфа Одной из самых известных концепций музыкального воспитания детей, распространенных более ...

001. Формирование навыков эмоционально-образного восприятия музыкальных произведений в курсе музыкальной литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий (на примере разбора цикла фортепианных пьес «Времена года» П. И. Чайковского)

Семинар для преподавателей культуры, музыки и искусства довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации «Формирование навыков эмоционально-образного восприятия му...

Работа над содержанием музыкального произведения как основная цель деятельности учителя музыки

В настоящее время решение проблемы сущности содержания музыкального произведения является крайне актуальной. Рассматривается изучение проблемы музыкального содержания в научных лабораториях, которые н...