«WЕB QUEST» ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Трофименко Светлана Витальевна
В статье рассматривается проблема реализации ФГОС ООО с использованием веб-квест технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_veb-tehnologii.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

«WЕB QUEST» ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В последние годы остро возникла проблема необходимости модернизации школьного исторического и обществоведческого образования. Пересмотреть методологию построения предметных курсов, использование новых концептуальных основ подборки содержания, разработку новых учебных линий предмета.

Причинами возникновения интереса к таким дисциплинам как «История» и «Обществознание» является:

  1. Процесс глобализации (постоянно изменяющиеся условия требуют оперативно решать нестандартные проблемы общества, которое постоянно повышает требования к коммуникационному взаимодействию и толерантности).
  2. Информационная революция (свободный доступ к информации путем Интернет-ресурсов, дают широкие коммуникативные возможности, но одновременно с этим требуют более критического подхода, выработки собственной позиции).
  3. Изменение системы общественных отношений (современные экономические и социально-политические особенности жизни общества требуют изменения исторического и социального образования).
  4. Процессы обновления общественных наук (опираясь на новые архивные документы, произошла переоценка ряда событий мировой и отечественной истории, что привело к формированию новых подходов  при рассмотрении социальных теорий и исторических концепций. Но несмотря на это многие вопросы так и остались дискуссионными как для научного сообщества, так и для общественности).
  5. Требования государства к выпускникам образовательных школ ( в рамках демократизации общества важным остается формирование нравственной гражданской позиции, правового сознания, развитие творческих способностей, профессиональный выбор, умение самостоятельно принимать решения.

В рамках этого были приняты Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в 2010г. и Историко-культурный стандарт 2014г.

Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, а механизмом развития личности обучающегося – формирование системы универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающей развитие способности и готовности учиться. Таким образом, речь идет о важной составляющей качества результата образования – о компетентности личности, способной к жизни в постоянно меняющихся условиях.

Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Ученики добывают их сами в процессе самостоятельной урочной исследовательской деятельности. Таким образом, необходимо совершенствовать технологии обучения.

Реализация задач ФГОС возможна при использовании активных и интерактивных методов обучения.

Активные методы позволяют ученику быть не пассивным слушателем, а активным участником, находящимся на равных правах вместе с учителем. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные – демократический стиль.

При использовании интерактивных методов  доминирующая позиция в процессе обучения переносится на учащихся, а роль учителя сводится к направляющей и сопровождающей деятельности.

Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает интерес учащихся к процессу обучения,  расширению наглядности, позволяют оперировать большим объёмом информации и работают с большим быстродействием, тем самым, создают ситуацию успеха каждого ученика, что усиливает мотивацию учащихся к учебной деятельности.

«Web quest» одна из технологий, которая позволяет реализовать задачи как ФГОС, так и задач предметных курсов «История» и «Обществознание».  «Web quest» в школе - поисково-исследовательское занятие c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. В ходе веб-квестов часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах.

При проведении веб-квеста можно выделить следующие этапы:

  • Подготовительный: учитель заранее проблемные вопросы, готовит опорный материал (ссылки на веб-сайты,с которыми в дальнейшем работают группы учеников), практический результат
  • Начальный этап: обучающиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
  • Ролевой этап: индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. В процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет-ресурсами. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.
  • Заключительный этап: команда работает совместно, под руководством педагога. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится оценивание выполненных работ, критериями которого являются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, логичность, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность.

На уроках истории и обществознания, данный метод очень эффективен и дает высокие результаты, которые отображаются:

  • в успехе каждого ученика;
  • собирая нужный материал, учащиеся посещают различные образовательные веб-сайты и знакомятся с большой источниковой базой;
  • ученики учатся самостоятельно анализировать исторические источники сети Интернет и представлять выводы на уроке.

Практический результат (исследование, творческая работа) дают возможность ученикам свободно высказать свои мысли. Сделав «Web quest»  альтернативным традиционной форме изучения предмета, ученикам и педагогу приходится столкнуться с рядом проблем: размещение результатов квеста в сети Интернет и систематизации полученной информации в рамках всего курса предмета.

Хотелось бы отметить, что ни новые учебники, ни программы, ни современные концепции и стандарты не изменят школу. Учитель остается тем маяком, который ведет ученика. Многое зависит от личности, образа мышления, таланта и мастерства педагога, умения организовать ситуацию поиска на уроке.

Поэтому нам, именно учителям, в первую очередь необходимо овладевать новыми образовательными технологиями, с помощью которых возможно реализовать требования новых стандартов.

Список литературы:

1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.

2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании.ИТО-99». -http://ito.bitpro.ru/1999.

3. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся // Вопросы Интернет-образования.2002,№ 7.- http://vio.fio.ru/vio_07.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания (в соответствии с ФГОС)"

Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как вследствие...

Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»

Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»Статью подготовила учитель истории и обществознания Банкетова С.А.Одними из эффективных спо...

Формы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания

Формы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания. Введение Все больше людей на Земле понимают значимость гуманитарных знаний для построения общест...

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности школьников на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звене Описание опыта работы

В современной педагогической теории и практике назрело противоречие между тем, что требует от выпускников школы жизнь, и тем, что дает школа. К сожалению, традиционная методика не способствует полноце...

«Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории»

Выступление на РМО учителей истории и обществознания по теме «Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории»...