«Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории»
методическая разработка

 Ефременкова Наталья Петровна

Выступление на РМО учителей истории и обществознания по теме «Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании РМО

учителей истории и обществознания

Ярцевского района

«Игровые технологии

как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

на уроках истории и обществознания

(из опыта работы)»

Автор: Ефременкова Наталья Петровна,

учитель истории и обществознания

МБОУ Мушковичской ОШ

2021г.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности
В.А.Сухомлинский


        Для обучающихся школы сегодня характерны низкая мотивация учения и активности обучения, отсутствие потребности усваивать знания и умения, невысокий процент качества полученных знаний. Атрибуты современной действительности – легкие деньги без умственного и физического труда, новые современные технологии, не всегда влияющие положительно на ребенка.

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках относится к наиболее актуальным проблемам современной педагогики. Результативная познавательная деятельность способствует формированию целеустремленной личности, которая готова работать и воспринимать все новую и новую информацию; способна адекватно и ответственно подходить к решению важных жизненных обстоятельств; и конечно же реализовывать свои возможности.

Наиболее важных методологических возможностях игры, которые могут быть использованы на уроках истории и обществознания:

Во-первых, игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что ученику по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что в игре, мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности: возможность реализовать свои потенциальные способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности; возможность получить высокую оценку, возможность показать себя перед коллективом.

Во-вторых, игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

В-третьих, умело направив игровой интерес и активность в нужное русло, учитель может извлечь из них немалую педагогическую пользу.

Конечно, трудно сделать каждый урок игровым, но ведь можно любой этап урока провести интересно, используя не полностью технологию, а некоторые элементы.

Игры при проверке знаний

Словарная разминка, хронологическая разминка, словарное лото, словарный аукцион (обучающимся предлагается назвать слова: термины, имена, географические названия по одной теме; побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним).

Игра «Переводчик». 

 В данной игре обучающимся предлагается сказать историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный». Еще один вариант игры: обучающиеся работают в парах – один называет понятие, другой дает определение, т.е. переводит.

Игра «Реставрация»

Учитель предваряет игру примерно следующим образом:
«Представьте себе, что вы — работники архива и нашли древние листы, местами почерневшие от сырости; чернила во многих местах размылись или выцвели. Вам надо восстановить текст».

«Крестики-нолики»

 Составляется 9 вопросов, предполагающих ответы «да» или «нет». Учащиеся записывают ответы в таблицу (если ученики дают утвердительный ответ на вопрос, то они ставят в нужной клетке крестик, если ответ отрицательный – ставят нолик).

«Собери карту» (по принципу сбора пазлов). Группа получает раздаточный материал – карта разрезана на части. Ученики должны правильно собрать карту и рассказать об этом историческом событии.

Игры для изучения нового материала.

«Три предложения» используется при изложении устного материала. Обучающимся необходимо внимательно прослушать и передать содержание рассказа тремя простыми предложениями. Эту игру можно использовать при работе с текстом параграфа, записать три предложения в тетрадь. Правила игры: кому удастся точнее и короче уложить содержание прочитанного, услышанного.

Игра «Древо познания». В ней обучающиеся учатся ставить вопросы к изученному материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ученикам даётся задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на листочках 5 различных вопросов и заданий к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы прикрепляются к «древу познания» (нарисовано на ватмане в виде обычного дерева, на ветках которого сделаны прорези со вставленными скрепками). На следующем уроке, при проверке знаний, ученики снимают листочки, читают вопрос и отвечают на него.

Чистая доска. Заранее учитель пишет на доске план урока. После объяснения одного пункта учитель стирает этот пункт с доски. До закрепления урока доска должна быть чистой.

Игры для закрепления.

«Вспомни больше» (при изучении исторических личностей, событий вспомнить, как можно больше ассоциаций).

«О ком речь?» Участникам игры нужно после каждого описания назвать имя героя, о котором шла речь.

«Найди ошибки». Учащимся предлагается текст, в котором допущены фактические ошибки. Ребята должны найти эти ошибки.

«Снежный ком». В игре принимают участие несколько человек, которые выходят к доске и строятся в одну линию. Первый ученик называет одно слово, словосочетание, относящееся к изученной теме, второй ученик называет первое слово, словосочетание и добавляет свое. Если участник игры ошибается или делает длинную паузу, то он выходит из игры и садится на своё место. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся цепочку.

«Синквейн». Учащимся предлагается написать стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам.

1 строка - заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка - два прилагательных.
3 строка - три глагола.
4 строка - фраза, несущая определенный смысл.
5 строка - резюме, вывод, одно (два) слова, существительное (обычно).

Творческие игровые домашние задания

-Составить план экскурсии по городу (Афинам, Риму, средневековому городу).

-Составить афишу (олимпийских игр, театрального представления)

-Составление кроссвордов, викторин, головоломок, ребусов, шарад, криптограмм.

Обобщающие игры.

-Решение кроссвордов, ребусов, головоломок.

-Комплексные игровые системы КВН, брейн - ринги, «Своя игра».

Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам. Эта форма, которую учитель-предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений обучающихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития.

Ребятам нравится не только играть, но и быть авторами заданий. Такие задания позволяют не только обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, но и дать сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. Чтобы сделать это, надо глубоко изучить тему. Достоинством является то, что в ходе игры понятия рассматриваются с многих сторон, в полноте их свойств. В играх применяются как верные, так и неправильные утверждения, что стимулирует развитие логического мышления. Проявляется самостоятельность в принятии решений, представляется возможность отстоять свою точку зрения, почувствовать уверенность в своих знаниях, побороть страх перед одноклассниками. В результате этого раскрывается творческий потенциал школьников.

Игровые технологии обучения помогают организовать эффективное занятие, целью которого будет не простое углубление и конкретизация исторических и обществоведческих знаний, а формирование всестороннего представления обучающихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям, развитие умения самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия.

Таким образом, игра порождает радость и бодрость, воодушевляет, обогащает впечатлениями, помогает педагогу избежать назойливой назидательности, создает атмосферу дружелюбия. Игра должна пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять процесс познания интересным содержанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.

Залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств обучения. В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор компьютерных  средств обучения географии...

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Роль игры в сочетании с другими педагогическими технологиями для повышения эффективности географического образования...

«Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии»

Игра на уроке – комплексный носитель информаци . Если использовать игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании  химии в средней школе, то это позволит повысить активность познавате...

Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

статья "Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии"

Как сделать урок интересным, увлекательным, как привить ученикам любовное, разумное отношение к своему предмету? Эти вопросы занимают многих педагогов. В настоящее время в России идет процесс модерниз...