Предупреждение вовлечения подростков в деструктивные объединения
методическая разработка

Проскурякова Татьяна Юрьевна

В данной методической разработке представлен алгоритм деятельности ОУ по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные объединения. Обозначены факторы риска возникновения асоциальных подростковых групп деструктивной направленности. Выделены личностные особенности подростков. Представлен алгоритм действий педагогического работника в случае выявления детей с признаками вовлечения в деструктивную идеологию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический практикум 

«Предупреждение вовлечения подростков в деструктивные объединения»

Цель: разработать алгоритм деятельности по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные объединения.

Работа в микрогруппах

1 группа

Для эффективной деятельности по переориентации асоциальных групп необходимо не только знать особенности жизнедеятельности данной группы, но и иметь представление о причинах появления подобного рода групп.

Факторы риска возникновения асоциальных подростковых групп деструктивной направленности.

  • деформация в семейных отношениях (острая неудовлетворенность своим существованием; неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем);
  • недостатки в учебно-воспитательной работе учреждений, предприятий, организаций;
  • нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, появление первичных форм дезадаптации и девиации, отсутствие у подростков твердых нравственных взглядов и убеждений;
  • перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, которое носит поисковый характер, и в связи с этим увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений;
  • постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы).

Важно учитывать, что каждая группа оказывает сопротивление и даже принимает ответные контрмеры тем воспитательным воздействиям, которые направлены на пресечение ее деятельности или разрушение ее структуры.

Выделяются следующие личностные особенности подростка, которые повышают риск вовлечения  в неформальные молодежные группы деструктивной направленности:

  • трудность формирования жизненных ориентиров, ценностей;
  • переживание собственной неуспешности;
  • трудности самопонимания, неадекватная самооценка;
  • отсутствие позитивных жизненных целей;
  • неумение взаимодействовать с окружающими;
  • неустойчивость эмоциональной сферы;
  • предрасположенность к психическим заболеваниям;
  • склонность к депрессиям;
  • склонность к девиантному поведению;
  • акцентуированные и психопатические черты личности.

2 группа

Алгоритм действий педагогического работника в случае выявления детей с признаками вовлечения в деструктивную идеологию.

В целях выявления детей, попавших под влияние секты или неформальных молодежных объединений, учитель (преподаватель) должен обращать внимание на следующие факты:

  1. Изменение интересов у ребенка. Он меньше интересуется школьными делами, стал равнодушен к общению с друзьями, охладел к учебе, вообще к привычным развлечениям, увлечениям, читает нацистскую литературу.
  2. Изменения в поведении. Учащийся неадекватно или агрессивно реагирует на повседневные, привычные вещи, проявляет подчеркнутое безразличие ко всему.
  3. Изменение речи. Ребенок использует новые для него нехарактерные выражения, слова, термины (1488, бон, афа, киты, фа, фаши), в грубой форме выражает неодобрение к людям другой национальности либо религии (называетих различными кличками — киты, серпоносцы, азеры). Доказывая что-либо, часто приводит в пример странноватые, непривычные цитаты. Сама манера говорить может производить впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных речей.
  4. Изменение стиля одежды, внешнего вида.

При обнаружении подобных признаков:

  • педагогический работник обязан сообщить о случившемся ответственному за организацию антиэкстремистской и антитеррористической деятельности в образовательном учреждении лицу, либо руководителю учреждения, а также родителям учащегося.
  • директор учреждения должен проинформировать руководителя муниципального органа управления образованием, муниципальную Комиссию по делам несовершеннолетних и территориальное подразделение по делам несовершеннолетних Свердловской области.

Вопросы для обсуждения:

  1. Замечаете ли Вы происходящие изменения в поведении своих учеников, коллег, знакомых, близких?
  2. Что на ваш взгляд должен делать педагог для профилактики распространения идеологии экстремизма?
  3. Каковы будут Ваши действия в случае проявления экстремистских взглядов и настроений у Вашего ученика, коллеги, знакомого?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Молодежные субкультуры, мотивы и последствия вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения"

Формирование адекватного отношения подростков к различным видам неформальных молодежных объединений, способствующего осуществлению социально одобряемой деятельности и препятствующего вступлению в асоц...

Статья по теме: «Духовно-нравственное воспитание, как средство профилактики вовлечения подростков в ОПГ (организованные преступные группировки)». Из опыта работы.

Статья будет интересна педагогам-психологам, Социальным педагогам, классным руководителям для профилактики вовлечения учащихся в ОПГ (организованные преступные группировки. Ее можно использовать и в к...

"Молодежные субкультуры, мотивы и последствия вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения"

Формирование адекватного отношения подростков к различным видам неформальных молодежных объединений, способствующего осуществлению социально одобряемой деятельности и препятствующего вступлению в асоц...

Памятка родителям по профилактике вовлечения подростков в деятельность запрещённых религиозных объединений, экстремистских движений и террористических организаций

Правила по снижению риска попадания ребенка в запрещённые религиозные, террористические организации и экстремистские движения...

Сборник эффективных практик по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и предупреждения вовлечения подростков и молодёжи в совершение противоправных и антиобщественных действий

Материал может быть использован   специалистами, работающими в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (стр.118-123)...

Памятка для педагогов по профилактике вовлечения подростков в незаконный оборот наркотиков через сеть Интернет

Памятку можно использовать как раздаточный материал после обсуждения темы с педагогами на ГМО, ШМО, педсовете...

Двигательная активность как средство предупреждения и коррекции неблагоприятных психических состояний подростков, занимающихся в объединении «Мини-футбол» отделения дополнительного образования.

Целью нашего исследования явилось изучение связи между уровнем двигательной активности и наличием неблагоприятных психических состояний у подростков, занимающихся в секции «Мини-футбол» ОД...