мастер-класс "Математические конструкции в усвоении и понимании лингвистических задач"
учебно-методический материал (7 класс) на тему

Щелконогова Любовь Анатольевна

Математические конструкции позволяют сформировать метапредметное мышление. Оно, в свою очередь, формирует разные способы аналогии, которые приводят к вариативному подходу в решении учебных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa.docx615.56 КБ
Office presentation icon dlya_master_klassa.ppt2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Математические конструкции в усвоении и понимании лингвистических задач» (1 слайд)

Цель.

  1. выход на индивидуальный способ применения модели.

Задачи.

  1. описание существующих моделей в геометрии и русском языке;
  2. нахождение универсальной модели в двух областях знаний;
  3. использование оптимального способа в практической деятельности.

Ход занятия.

Этапы работы.

  1. Определение оптимального подхода, эффективного способа решения учебной задачи.
  2. Структурирование понятий по представлению моделей в геометрии и русском языке (создание моделей, анимаций, дающих представление о цельности слова как понятия).
  3. Апробация данного способа (включая альтернативный).
  4. Применение различных способов в правописании слова (выбор оптимального метода решения учебной задачи).
  5. Рефлексия.

Цели, задачи, результаты этапов.

  1. Цель: рефлексивная деятельность, связанная с понятием.

Задача: представление ассоциативного мышления.

Содержание:

Учитель математики: (слайд 2) Давайте попробуем абстрагироваться от предметной деятельности и окунёмся в мир созерцательной природы. Что создано в нём гениально, а, следовательно, универсально, и, безусловно, совершенно?

Предполагаемые ответы: Земля, имеющая форму шара, голова – главный мыслительный орган человека, бремя – место формирования и вынашивания ребёнка.

Ответ: Это форма – шар.

Учитель математики: Вопрос: А что в практической деятельности было создано человеком для облегчения труда и в конечном итоге стало двигателем прогресса в развитии общества?

Ответ: Колесо.

Учитель русского языка и литературы: Поэтому, в частности, так много в славянских языках пословиц о колесе.

Пословицы:

  1. Готовь сани с весны, а колёса с осени.
  2. Крутится, как белка в колесе.
  3. Не наше дело колеса делать, наше дело ступицы сверлить.
  4. Жил в лесу, молился колесу.
  5. Не велика спица в колеснице.
  6. С заднего колеса влез на небеса и т. д.

Плюс популярный фразеологизм: «не изобретай колесо».

  1. Цель: нахождение соответствия модели в геометрии и в русском языке.

Задача: описание степени обобщённости.

Содержание:

Учитель математики: Вопрос: Какая геометрическая фигура соответствует колесу и изображению шара на плоскости?

Ответ: Круг, границей которого является окружность.

(слайд 3) .

Комментарии учителя математики.

Мы можем рассматривать окружность как некое универсальное понятие с точками, равноудалёнными от центра – первое, (слайд 4)  и второе  (слайд 5) – в окружности всегда можно провести 2 взаимно перпендикулярных диаметра. Эта конфигурация является простейшей формой, внутри которой можно произвести некие манипуляции, ведущие к тому или иному изменению внутри круга. (Направление в диаметре  символизирует конечность некого понятия). Что нам это даёт?

Возможность визуализировать все эти действия необходимы нам, чтобы создать знак, который мог бы интегрировать в себе схему работы со знанием, имеющего разную природу. Он, безусловно, должен быть комбинированным, а, следовательно, символичным. Как любой знак вообще, начиная с дорожного, он должен быть ярок. красочен, учитывая спектры глазного восприятия.

  1.  Цель: создание универсальной модели для применения данного способа.

Задача: апробация данного способа.

Содержание:

Учитель русского языка и литературы: Подведём итоги. Есть фигура, которая обладает определёнными свойствами: универсальностью, завершённостью, символичностью, наглядностью, выразительностью. Это круг.

В русском языке аналогом данной фигуры можно рассматривать слово.

Учитель русского языка и литературы: Рассмотрим практическое использование данной модели в русской орфографии. Обратимся к одной из  самых сложных тем «Правописание наречий». (слайд 6) Как известно, от 4 частей речи, которые не связаны с лексико-семантическим подходом: имя числительное, имя прилагательное, местоимение и самостоятельная часть речи – наречие – образуются наречие. Следовательно, должны быть учтены другие части слова при образовании нового понятия: приставка, суффикс. Но главной составляющей должна быть основа слова. Визуально мы представим эту картину следующим образом.

 

(слайд 7) Другая модель того же принципа:

(слайд 8) Теперь детально рассмотри отдельный сектор «Имя числительное».

(слайд 9) На представленном слайде – модель числительного.

(слайд 10) На следующем – модель образования наречий от количественных числительных и их правописания.

в                           втрое                                                                                                 по      трое

на                    надвое                                                                                                  на    двоих

(слайд 11) На следующем – модель образования наречий от порядковых числительных и их правописания.

                 впервые                                                                                                                в-третьих

                                                                                                                                               во-вторых

(слайд 12, 13) Другая модель – в виде схемы.

 

  1. Цель: выбор оптимального способа решения.

Задача: использование в орфографии наречий предложенных способов правописания.

Содержание:

Практическая часть. (слайд 14, всё по щелчку)

Увидеть (в)первые, увеличить (в)двое, стать (по)трое, рассмотреть (в)третьих, разделить (на)четверых, умножить (на)двое, пойти (в)четвером, увидеть (в)десятых, уменьшить (в)девятеро.

Проверка. (слайд 15, всё по щелчку)

Рефлексия. Мы предложили вам очередные модели усвоения знания. Первая основывается исключительно на лингвистические представления с применением схемы, вторая – на связи геометрии и русского языка. Какая из них по душе – выбор за вами. Однозначно одно: за второй моделью будущее.

Вся эта идея возникла из-за того, что появляются проблемы: дети не могут усвоить минимум информации. Нужны какие-то методы, способы, которые способны возбудить какую-то ассоциацию. Поэтому приходится изобретать подобные модели. Конечно же, этот вид деятельности создан для проблемных учеников. Но создан он детьми, у которых развито воображение, мышление. В конечном итоге мы работаем как на сильного, так и на слабого ученика. Потому что, как утверждает современная наука,  (слайд 16) «коэффициент личной образованности слагается из объёма существующих знаний о мире в знаменателе и индивидуальных знаний личности в числителе. Поскольку знаменатель растёт, величина подобной дроби имеет тенденцию к уменьшению». В. Паронджанов.

,

 где к – коэффициент личной образованности,

Vличн – объём индивидуальных знаний личности,

Vобщ – объём существующих знаний о мире.

(слайд 17, 18 - резерв)

Обратимся к формам мышления, которые придумали ученики.

Применяя математические понятия, в данной презентации не рассматриваются конкретные решения математических задач, так как мы апеллируем к таким понятиям, как «целое» и «часть».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математические конструкции в усвоении и понимании лингвистических задач

Слайд 2

Какая модель, какая форма в мире является универсальной, совершенной, законченной и символичной? Земля голова бремя шар

Слайд 3

Пословицы Готовь сани с весны, а колёса с осени. Крутится, как белка в колесе. Не наше дело колеса делать, наше дело ступицы сверлить. Жил в лесу, молился колесу. Не велика спица в колеснице. С заднего колеса влез на небеса и т. д. Известный фразеологизм: «не изобретай колесо».

Слайд 4

Круг, границей которого является окружность

Слайд 7

Части речи, от которых образуется наречие имя числительное имя прилагательное наречие местоимение

Слайд 8

Части речи, от которых образуется наречие имя числительное наречие наречие имя прилагательное местоимение

Слайд 9

Части речи, от которых образуется наречие

Слайд 10

Числительное

Слайд 11

Образование наречий от количественных числительных и их правописание их ых по на в раздельное слитное двое двое надвое втрое трое по двоих на трое двое на

Слайд 12

Образование наречий от порядковых числительных и их правописание в ые в ых их во их их слитное через дефис впервые в-третьих во-вторых первый второй третий

Слайд 13

Образование наречий от количественных числительных и их правописание их ых по на в раздельное слитное д вое двое надвое втрое трое по двоих на трое двое на

Слайд 14

Образование наречий от порядковых числительных и их правописание в ые в ых их во их их слитное через дефис впервые в-третьих во-вторых первый второй третий

Слайд 15

Практическая часть Увидеть (в)первые, увеличить (в)двое, стать (по)трое, рассмотреть (в)третьих, разделить (на)четверых, умножить (на)двое, пойти (в)четвером, увидеть (в)десятых, уменьшить (в)девятеро.

Слайд 16

Практическая часть Увидеть впервые, увеличить вдвое, стать по трое, рассмотреть в-третьих, разделить на четверых, умножить надвое, пойти вчетвером, увидеть в-десятых, уменьшить вдевятеро.

Слайд 17

Личная образованность (по В. Паронджанову) Коэффициент личной образованности слагается из объёма существующих знаний о мире в знаменателе и индивидуальных знаний о личности в числителе. Поскольку знаменатель растёт, величина подобной дроби имеет тенденцию к уменьшению. к – коэффициент личной образованности, V личн – объём индивидуальных знаний личности, V общ – объём существующих знаний о мире

Слайд 18

Треугольник мышления знание понимание усвоение знание понимание усвоение знание

Слайд 19

Четырёх- угольник мышления знание понимание усвоение моделирование знание знание моделирование понимание усвоение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистические задачи

5 лингвистических задач помогут учителю русского языка в подготовке к олимпиаде, в повышении мотивации учащихся....

Конспект урока «Решение лингвистических задач на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»

Тема урока: «Решение лингвистических задач на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»Тип урока: урок-исследованиеЦели деятельности учителя: способствовать созданию умения рассуждать (с ...

Лингвистические задачи.

Лингвистические задачи помогают глубже проникнуть в сущность изучаемых в школе фонетических и грамматических законов русского языка, дают представление об общем языкознании как науке, изучающей основн...

Лингвистические задачи

Как сделать урок русского языка интересным?...

Урок русского языка по теме "Решение лингвистических задач повышенной трудности, аналогичных тестовому заданию типа «В2. Словосочетание»".

Итоговая работа слушателя по программе "Трудные вопросы лингвистики: методы и приемы работы над ошибками при выполнении заданий ГИА по русскому языку"(17.04.-25.04.2013 г.)....

мастер-класс «Математические конструкции в усвоении и понимании лингвистических задач»

Математические конструкции позволяют сформировать метапредметное мышление. Оно, в свою очередь, формирует разные способы аналогии, которые приводят к вариативному подходу в решении учебных задач....