Профориентационное направление при реализации системно-деятельностного подхода через метапредметные связи физики и информатики и ИКТ
статья по информатике и икт по теме

В  статье рассматривается  метапредметное  взаимодействие как важнейший фактор при  организации системно-деятельностного подхода к обучению, возможнсть включения  

профориентационной деятельности в межпредметное взаимодействие физики и информатики и ИКТ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл article_1.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационное направление при реализации системно-деятельностного подхода через метапредметные связи физики и информатики и ИКТ.

Авторы: СкляренкоА.И., учитель физики,

Сырникова С.А., учитель информатики и ИКТ ГБОУ школы №621.

 Обеспечение консолидации, конкурентоспособности, безопасности нации (личности, общества, государства) – основные стратегические цели, которые ставит перед системой образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). При создании Стандарта были учтены в том числе и индивидуальные потребности обучающегося в личностной, социальной и профессиональной успешности.

Цели общего образования ФГОС, предполагая реализацию деятельностного подхода, являют собой систему ключевых задач, отражающих личностное, социальное и общекультурное развитие обучающегося.

ФГОС реализует деятельностную парадигму образования, устанавливающую в качестве цели образования развитие личности обучающегося на основе освоения различных способов действий, поэтому в образовательных программах общеобразовательных учреждений должны быть прописаны планируемые результаты обучения: л1ичностные, метапредметные, предметные.

Современное образование диктует необходимость  превращения рутинной деятельности на уроках в систему творческих проектно-деятельностных программ. Устаревший подход к обучению вызывает апатию, снижение интереса к учебе, и вернуть заинтересованность современного ученика можно только вовлечением его в активную учебную деятельность.  Простая трансляция знаний  от  учителя  к ученику неактуальна и бесперспективна. Использование системно-деятельностного метода обучения как раз и предполагает необходимое изменение характера учебного процесса и способов деятельности учащихся. Деятельностный   подход   в   обучении  с позиции  школьника  состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, а качество знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать. Таким образом, учение приобретает  характер сотрудничества, т.е. совместной работы  учителя  и учеников в ходе получения знаний и  приобретения необходимых умений для решения разнообразных учебных задач.

Мы рассматриваем  метапредметное  взаимодействие как важнейший фактор при  организации системно-деятельностного подхода к обучению, т.к. оно позволяет практически применять знания, а значит, повышать заинтересованность учащихся  в обучении.

Высокий уровень использования метапредметных связей предполагает  включение их в поурочные и тематические планы рабочих программ,   раскрытие структуры некоторых приемов переноса знаний, их применение в самостоятельной работе учащихся,  использование методических приемов проблемного обучения, осуществление координации взаимодействия учителей различных предметов.

Уже несколько лет мы проводим работу по достижению метапредметных результатов обучения на основе добровольной самостоятельной деятельности обучающихся, основанной на успешном изучении физики и информатики и ИКТ. Результаты этой работы были представлены на районном, городском и международном уровне.

Когда приоритетным направлением опытно-экспериментальной работы ГБОУ школы№621 стала профориентационная деятельность, мы также включили ее в межпредметное взаимодействие физики и информатики и ИКТ, прекрасно понимая актуальность и общественную значимость формирования готовности обучающегося к профессиональному самоопределению. Так ученица 10 класса Пташкина Анастасия  в учебном предмете физика в рамках реализации профориентационного направления совместно с учителями физики и информатики и ИКТ разработала и провела урок по статике, в основу которого легла электронная презентация «Статика в профессиях строителя и архитектора»(см. Приложение). Данная презентация была удостоена диплома 2-й степени на районном конкурсе презентаций «Я – учитель физики».

Работа по созданию урока и презентации как его составной части предполагала изучение и анализ теоретического материала по физике, поиск, сбор, анализ информации по профессиям строителя и архитектора, использование инструментов ИКТ – все это успешно формирует информационную и профессиональную компетентность.

Урок «Статика в профессиях строителя и архитектора» позволил не только закрепить теоретические знания по статике, но и успешно применить их при обсуждении и решении конкретных задач, которые часто стоят с древних времен и по сегодняшний день перед строителями и архитекторами. Обучающиеся также несомненно расширили кругозор в данной области профессиональной деятельности. Все это в целом повышает степень готовности учеников к профессиональному самоопределению в соответствии с их личными качествами и возможностями и спросом на профессию на рынке труда.

Литература

  1. Деятельностный метод в школе. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/527236/]
  2. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома ®Первое сентябряЇ.- 2011.-№9.-С.14-15.
  3. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении.  Режим доступа: [http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf
  4. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа: [http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]
  5. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=447:2011-02-04-17-42-11&catid=86:2010-10-08-20-59-00]
  6. Теплоухова Л.А. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности.  Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/419748/]
  7. Деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_02_01_00.htm]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении с помощью межпредметной связи биологии и математики

Краткая аннотация работы.Авторы раскрывают значимость применения на уроках межпредметных связей как  важнейшего принципа обучения в школе при решении интегрированных, прикладных задач. Их использ...

Смысловое чтение как метапредметный результат реализации системно-деятельностного подхода.

Особое значение в формировании универсального действия смыслового чтения имеют предметы гуманитарного цикла и, в первую очередь, литература. Опыт работы по формированию смыслового чтения как метапредм...

Продуктивное использование современных образовательных технологий, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении

Использование современных образовательных технологий, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении...

Использование современных образовательных технологий, направленных на реализацию системно деятельностного подхода в обучении

 Урок основная форма работы в школе, так пошло еще от Яна Амоса Каменского. Провести урок на современном этапе стало намного сложнее и труднее, так как появились новые образовательные стан...

Методическая сессия:«Формирование и оценка метапредметных результатов в рамках реализации системно-деятельностного подхода» (мастер-класс)

Мастер-класс: "Проектируем и проводим метапредметный урок"На этапе внедрения стандартов нового поколения каждый учитель готовясь к уроку, старается определить не только целевые установки, но...

«Смысловое чтение как метапредметный результат реализации системно-деятельностного подхода»

Сегодня сложилась такая ситуация, что человек вряд ли сможет самостоятельно осваивать и накапливать информацию без специального его обучения определенным приемам работы с ней, поэтому формирование дей...