Игровые технологии- теория и практическое применение на уроках биологии
учебно-методический материал на тему

Куфельд Оксана Николаевна

Игровые технологии- теория и практическое применение на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_tehnologiya.odt48.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного профессионального образования  «Научно-методический центр»

Отдел образовательных услуг

Игровая педагогическая технология

Итоговая работа

Исполнитель:

Куфельд Оксана Николаевна,

учитель биологии

                           МБОУ «СОШ №48»

Консультант:

Кукченко Татьяна Михайловна,

 методист   МБОУ ДПО «НМЦ»

Кемерово 2016

В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения, и желание выиграть обостряет мыслительную деятельность играющих. Дети, однако, над этим не задумываются, для них игра, прежде всего - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей.

Игровая технология выгодно отличается от других педагогических технологий тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.

В отечественной психологии и педагогике проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, а также Г.П. Щедровицкий, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, Н.П. Аникеева и другие.

1. История развития игровой деятельности, её особенности и структура

Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет. Диапазон предложенных ответов об истоках появления игры очень широк.

Проблема игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного, социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно - политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер, к примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых по следующих видов досуга человека. В Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.

В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа, весьма деформированных тоталитарным режимом, начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества.

Понятие об "игре" вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово "игра" означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется "предаваться ребячеству". У евреев слову "игра" соответствовало понятие о шутке и смехе. У римлян "ludo" означало радость, веселье. По санскритски «кляда» означало игру, радость. У немцев древнегерманское слово «spilan» означало легкое, плавное движение, наподобие качания маятника, доставлявшее при этом большое удовольствие. Впоследствии на всех европейских языках словом "игра" стали обозначать обширный круг действий человеческих, -- с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой -- доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, в этот многообъемлющий круг, соответственно современным понятиям, стало входить все, начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сцене театра, от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы, от беганья на палочке верхом до высшего искусства скрипача и т.д.

В современной психологии игра рассматривается как: 1) особое отношение личности к окружающему миру; 2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность; 3) социально заданный, навязанный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру); 4) особое содержание усвоения; 5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка; 6) социально-педагогическая форма организации всей детской жизни

Хорошо выделил особенности игры нидерландский философ, историк, исследователь культуры Й. Хейзинга

1. Всякая игра есть прежде всего свободная деятельность. Игра по приказу уже не является игрой. В крайнем случае она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры. Уже благодаря свободному характеру игра выходит за рамки природного процесса. Она присоединяется к нему, располагается поверх него как украшение.

2. Игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности. Даже малый ребенок знает, что играет лишь «как будто» взаправду, что все «понарошку». Не будучи «обыденной» жизнью, игра лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей, прерывает этот процесс. Она вклинивается в него как временное действие, которое протекает внутри себя самого и совершается ради удовлетворения, приносимого самим совершением действия.

3. Третья отличительная особенность игры заключается в том, что игра обособляется от «обыденной» жизни местом действия и продолжительностью. Она «разыгрывается» в определенных рамках пространства и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой.

Игра начинается и в определенный момент заканчивается. Она сыграна. Пока она происходит, в ней царит движение, прямое и попятное, подъем и спад, чередование, завязка и развязка.

4. Игре свойственно эмоциональное и волевое напряжение. Напряжение вызывается неуверенностью, неустойчивостью, неким шансом или возможностью. Чтобы нечто «удалось», требуются усилия. Напряжение присутствует уже в хватательных движениях грудного младенца, у котенка, гоняющего катушку ниток, у играющей в мяч маленькой девочки. Оно преобладает в индивидуальных играх на ловкость и сообразительность - головоломке, мозаике, пасьянсе, стрельбе в мишень, - и значение его возрастает по мере того, как игра приобретает все более соревновательный характер. В азартной игре и в спортивном состязании он достигает крайней точки. Напряжение игры подвергает проверке играющего: его физическую силу, выдержку и упорство, находчивость, удаль и отвагу, выносливость, а вместе с тем и духовные силы играющего, коль скоро он, одержимый пламенным желанием выиграть.

5. У каждой игры свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри отграниченного игрой временного мирка. Правила игры обязательны и не подлежат сомнению. Стоит нарушить правила, и все здание игры рушится. Игра перестает существовать. Свисток спортивного судьи разрушает чары и временно восстанавливает в правах «обыденный мир».

6. Исключительность и обособленность игры проявляется самым характерным образом в таинственности, которой игра любит себя окружать. Уже маленькие дети повышают заманчивость своих игр, делая из них «секрет» - «это игра для нас, а не для других

7. Одной из особенностей игровой деятельности является наличие явления «заигрывания», когда ребенок или взрослый человек не могут вырваться из «плена» игры. Явление, свойственное, очевидно, только игровой деятельности. За исключением, возможно, высочайшей увлеченности творческой научной или художественной деятельностью. Так, в начале игры можно оборвать игровую деятельность ребенка, ребенок легко выходит из игровой ситуации. Но если игра продолжается достаточно долго, «вывести» ребенка из состояния игры бывает подчас весьма трудно: ребенок так «заигрался», что стал терять ощущение реальности. Его невозможно отвлечь от игры, уложить спать и т.д.; он нервничает, капризничает, он перевозбужден.

8. Игра порождает игровые ассоциации людей: дворовые команды, клубы, неформальные объединения болельщиков и т.д. и т.п. Объединяющее партнеров по игре чувство, что они пребывают в некоем исключительном положении, вместе делают нечто важное, вместе обособляются от прочих, выходят за рамки всеобщих норм жизни, - это чувство сохраняет свою силу далеко за пределами игрового времени.

Как видим из этих восьми выделенных особенностей игровой деятельности, игра стоит обособленно, обиняком от всех других видов человеческой деятельности. :

Игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру. Структурные компоненты игры: сюжет, роль, игровые действия, правила, игровое употребление предметов (замещение), реальные (партнерские) отношения между играющими детьми.

Сюжет игры -- это та область действительности, которая воспроизводится детьми. Действительность, в которой живет и с которой сталкивается ребенок, может быть условно разделена на дне взаимосвязанные, но вместе с тем различные сферы. Первая -- сфера предметов (вещей) как природных, так и созданных руками человека; вторая -- сфера деятельности людей, сфера их груда и отношений между ними. Так как в реальной действительности они переплетены, а конкретная деятельность людей, их отношения в социальном и предметном мире чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр разнообразны и изменчивы. Они изменяются в зависимости от конкретных условий жизни, от вхождения ребенка во все более широкий круг общения, вместе с расширением его кругозора. А. П. Усова подчеркнута, что развитие сюжета игр идет от выполнения ролевых действий к ролям-образам (от отобразительных действий к изобразительным).

Н. Я. Михайленко выделяет сюжеты трех степеней сложности:

а) сюжет с единственным персонажем, с определенными предметами в одной или нескольких ситуациях;

б) сюжеты с несколькими персонажами, набором соответствующих действий, через последовательность которых дети включены в общую ситуацию;

и) сюжеты, в которых связь между персонажами проявляется в отношениях между ними. Логика развития сюжетов детских игр, по ее мнению, такова:

одноперсонажные (предпосылочные, усеченные), характеризующиеся действием единственного персонажа;

многоперсонажные, характеризующиеся действиями нескольких персонажей;

многотемные, характеризующиеся не только набором действий персонажей, но и взаимоотношениями между ними.

Второй структурный компонент игры -- роль -- центральная ее единица, объединяющая все остальные компоненты. Именно и роли представлены в единстве аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности. Как показывают исследования, между ролью и характером соответствующих действий ребенка имеется тесная функциональная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражены в игре смысл, задача и система отношений воссоздаваемой деятельности взрослых; чем конкретнее и более развернуты игровые действия, тем больше выступает конкретно-предметное содержание воссоздаваемой деятельности. Роль воспроизводит определенную социальную позицию, которая выражается в системе игровых действий, выполняемых с помощью игровых предметов и моделирующих социальные отношения.

Н. Я. Михайленко выделила генетические этапы становления роли в детской игре:

воспроизведение отдельных игровых действий, заданных сюжетом и объединение их общим названием («кормить куклу»);

воспроизведение ряда игровых действий с называнием лица, действия которого воспроизводятся (начало выделения «другого»);

воспроизведение взаимоотношений между двумя или несколькими действующими лицами (реализация отношений управления и подчинения).

В ходе этих этапов у детей формируется способность дифференцировать себя и другого, происходит отделение себя от персонажа игры, складывается механизм ролевого поведения.

Роль неразрывно связана с правилом, в обобщенном виде представляющим сценарий, последовательность и средства ее выполнения. В зарубежной психологии господствует точка зрения, согласно которой игра -- свободная от ограничений и запретов деятельность. По мнению же Л. С. Выготского, игра, напротив, изначально регламентирована логикой социальных отношений, воплощенной в правиле, и поэтому является школой произвольности, воли и морали. На первом этапе, считает ученый, ребенок создает мнимую ситуацию по скрытым правилам. В дальнейшем доминирует правило, мнимая ситуация становится скрытой. При этом чем жестче правило, тем больше оно регулирует деятельность ребенка, тем напряженнее становится игра.

Д. Б. Эльконин выделяет четыре стадии в развитии способности ребенка подчинять свои действия правилу:

правила не выделяются ребенком и не выполняют своей регулирующей поведение функции, что часто приводит к нарушению самой логики выполнения роли в игре;

выполнение роли уже подчиняется правилу, объективируя его в игровых действиях ребенка, но сами правила в явной форме еще не выступают перед ребенком и не осознаются им;

правило выступает в явной форме, осознается и формулируется ребенком, но преимущественно лишь в ситуациях нарушения игры и возникновения конфликтов между сверстниками по поводу игры, т. е. в тех случаях, когда правило становится необходимым для обоснования правильности того или иного ролевого поведения. Это подчеркивает оценочный характер коллективной совместной игры детей и ее приоритетность по сравнению с индивидуальной игрой с точки зрения развития произвольности в детском возрасте;

* правило осознается, формулируется ребенком уже как основание его ролевого поведения, а выполнение роли регулируется правилом. Принимая роль, ребенок берет на себя обязательство подчиняться правилам.

Вначале правило скрыто в роли, но по мере развития игры постепенно осуществляется переход от игр с развернутым сюжетом, развернутой ролью и скрытыми правилами к играм со свернутым сюжетом, свернутой ролью и открытыми, четкими правилами.

Роль реализуется в игровых действиях, которые первоначально воспроизводят действия реальные, но по мере развития ребенка приобретают все более обобщенный и сокращенный характер при сохранении логики и последовательности их осуществления. В дальнейшем они могут перейти во внутренний план через речевой этап их выполнения. Игровое действие двойное: по смыслу и по внешнему характеру. От действий с предметом к изобразительным действиям (движениям) -- до действий в речевом плане.

Е. В. Зворыгиной так представлен генезис игровых действий:

игровые действия с реальным предметом;

условные действия с предметом разной степени обобщенности;

условные действия, уподобляющиеся особенностям реального действия с предметом, но совершаемые без предмета;

условные действия, обозначаемые жестом;

условные действия, обозначаемые словом.

Игровое употребление предметов может реализовываться как в форме использования изобразительных игрушек, так и в форме замещения одних предметов другими. Замещение -- важная характеристика сюжетно-ролевой игры.

Основа игры -- создание мнимых, воображаемых ситуаций, для которых характерно расхождение видимого и смыслового поля (поля «присвоенных» в результате символизации значений). Д. Б. Эльконин указывает на «двойную» символизацию детской игры, которая осуществляется:

а) при игровом употреблении предметов, т. е. при переносе действия с одного предмета на другой и при его переименовании -- по сути превращения предмета в игрушку благодаря символизации;

б) при принятии и выполнении роли взрослого, являющегося ориентиром в моделируемых социальных отношениях. Игра -- промежуточное звено между ситуационной связанностью мышления ребенка раннего возраста и мышлением, оторванным от реальной ситуации.

Соотношение «игровой предмет -- выбор и принятие роли» меняется в зависимости от возраста.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

отношения, которые определяются содержанием и правилами игры;

реальные отношения, проявляющиеся по поводу игры.

Функции реальных отношений: планирование сюжета игры, распределение ролей, игровых предметов, контроль за развитием сюжета и выполнением ролей сверстниками -- партнерами по игре, их коррекция. Уровень отношений зависит от особенностей возрастного и личностного развития. При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения, умением устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре: действовать совместно и целенаправленно, осуществляя контроль и самоконтроль в соответствии с общепринятыми нормами и требованиями.

А. П. Усова считала, что по характеру игровых отношений можно судить о развитии определенного этапа игры:

индивидуальной игры (сосредоточение);

игры рядом (соблюдение «дисциплины расстояния»);

играющей группы, основанной на игровом взаимодействии, которое строится на интересе к содержанию игры и к

партнеру по игре;

этапа играющих коллективов, на основе интереса к партнерам по игре, их возможностям, способностям, личностным

характеристикам.

Таким образом, нами были подробно рассмотрены особенности и структура игровой деятельности и мы выяснили, что игровая деятельность отличается от других видов человеческой деятельности своей структурой.

2. Игровые педагогические технологии

2.1 Понятие педагогической технологии

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Прежде всего, выясним, что такое технология в целом:

- В толковом словаре технология определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве;

- По Шепелю В.М. технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния .

В то время как:

- Лихачев говорит о педагогической технологии как о совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; что она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса .

- Педагогическая технология по Беспалько В.П. - это содержательная техника реализации учебного процесса .

- Академик, член-корреспондент Российской академии образования Монахов В.М. понимает под педагогической технологией продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Анализ приведенных выше определений показывает, что многие исследователи идентично трактуют сущность понятия педагогической технологии. Отличие между ними состоит лишь в том, насколько широко раскрывается данное понятие.

2.2 Игровая технология в системе педагогических технологий

Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на:

Игровые.

Догматические, репродуктивные.

Объяснительно-иллюстративные.

Развивающее обучение.

Проблемные, поисковые.

Программированное обучение.

Диалогические.

Творческие.

Саморазвивающее обучение.

Информационные (компьютерные) .

В учебнике педагогики под ред. Пидкасистого П.И. находим, что в структуру педагогической технологии входят:

· организация учебного процесса;

· методы и формы учебной деятельности учащихся;

· деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

· диагностика учебного процесса .

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Бабанский Ю.К. считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Ильина Т.А. понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся" .

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, мы приведем классификацию по источнику получения знаний:

1. словесные;

2. наглядные:

· демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;

· использование технических средств;

· просмотр кино- и телепрограмм.

3. практические:

· практические задания;

· тренинги;

· деловые игры;

· анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.

В метод обучения игра превращается при условиях:

- наполнения технологии определенным содержанием;

- придания содержанию дидактического смысла;

- наличия мотивации обучаемых;

- установления дидактических связей с другими методами обучения .

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что учебная игра:

- Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.

- Одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

- Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

- Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.

- Многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.

- Преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

- Нивелирует значение конечного результата. В игровой деятельности участника могут устраивать разные типы "призов": материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

- В процессе обучения отличается наличием четко поставленной ситуационной цели и соответствующего ей педагогического эмоционально-делового (т.е. не формально-неравнодушного) результата.

Исходя из данных выше определений и классификаций, мы можем сделать вывод, что игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. То есть, педагогическая технология, в которой доминирующим методом обучения является игра, есть игровая технология.

2.3 Технология учебной игры

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных учебных игр.

В отличие от игр вообще учебная игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Учебная игра как специальный вид деятельности, направленный на усвоение определенных знаний, умений и навыков, является средством обучения, основной педагогический смысл и назначение которого - создать условия для саморазвития личности учащихся.

При рассмотрении классификаций, предложенных различными исследователями учебных игр, чаще всего разделяют по месту и времени их проведения. Это игры на воздухе и в помещениях, игры на воде и спортивной площадке, зимние и летние игры. Все это подводит к некоторому разделению учебных игр:

· по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

· по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические;

· по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);

· по предметной области (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические, досуговые и др.);

· по игровой среде (с предметами и без предметов, компьютерные, пространственно-временные) .

Е. А. Крюкова подразделяет учебные игры на ситуационные, ролевые и деловые. Объединяют все эти игры, подчеркивает автор, то, что они личностно ориентированы. Выигрывает та личность, которая была более оригинальна, сумела представить себя в новой роли, убедила большинство в правоте своих воззрений .

Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:

· игры с правилами;

· ролевые игры;

· комплексные игровые системы (КВН).

В данной работе также важна классификационная модель по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:

· игры для изучения нового материала;

· игры для закрепления;

· игры для проверки знаний;

· обобщающие игры;

· релаксационные игры - паузы.

При планировании педагогической работы в определенных случаях важно разделять учебные игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые .

Источником возникновения и внедрения подобных приведенным и других учебных игр является наличие и возможность функционирования их:

- в технологии одного отдельно взятого занятия;

- в структуре ряда занятий по одной, отдельно взятой теме;

- в структуре всего курса дисциплины.

Учебные игры, как элемент системы занятий существуют в определенных условиях, которые воздействуют на них и они в свою очередь активно воздействует на условия, в которых действуют, также они активно взаимодействуют с традиционными методами проведения занятий. При этом система развивается, расширяются её границы.

Рассмотрим основные требования к учебной игре и условиям её проведения. А.Деркач выделяет следующие требования:

- Психологические требования. Учебная игра должна обладать релевантностью и иметь личный смысл и значимость для каждого из участников. Игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны использовать потребность в ней. Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит учителю, который должен учитывать индивидуальны особенности учеников-характер, темперамент.

-Требования социально-психологического характера подразумевают создание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Одним из таких условий является социально - психологическая готовность учащихся к такому роду деятельности. Данный вид готовности предполагает компетенции участников общения в области той или иной затрагиваемой проблемы и наличие коммуникативных умений, обуславливающих эффективность взаимодействия в процессе игры. Содержание учебной игры должно быть интересно и значительно для её участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определённого результата.

-Педагогические требования сводятся к следующему: применяя игру как форму обучения, учитель должен быть уверен в целесообразности её использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определённую последовательность и постепенное её усложнение. При этом необходимо учитывать особенности группы и её членов. Всякая учебная игра должна решать учебную задачу, посильную для её участников. Учитель определяет цели и задачи игры, её содержание и ход.

Участники игры также должны быть обеспечены методическими материалами: заданиями, инструкциями, реквизитом, документацией и т.д..

Таким образом мы выяснили, что существует множество классификаций учебной игры и чаще всего исследователи разделяют их по месту и времени их проведения. Также установили, что существуют психологические, социально-психологические и педагогические требования к организации учебной игры.

2.4 Структура учебной игры

Игра - это яркий и эмоциональный праздник. В организации учебной игры все должно быть продумано до мелочей.

Процедура проектирования игры.

Структура игровой деятельности соответствует логике любой деятельности. В ней можно выделить три основных этапа:

  • Подготовка: выбор игры, постановка целей, разработка программы проведения.
  • Проведение: воплощение программы в деятельности, сама игр с учетом логики действий, правил, атрибутов и т.д.
  • Подведение итогов: анализ игры в целом, оценка действий каждого участника.

Если в процессе дидактического проектирования учитель выбирает в качестве оптимального технологического способа обучения игру, то последующая конкретизация игры может происходить следующим образом.

Процедура проектирования игры в учебном процессе:

  • анализ темы и содержания урока, конкретизация цели: определение педагогических и игровых задач,
  • выбор вида игры (ролевая, деловая игра, путешествие, аукцион, соревнование и т. п.),
  • разработка сюжета игры (например, для деловой игры - проблемная ситуация на предприятии и способы ее решения; путешествия - основные пункты маршрута и виды заданий и т.д.),
  • разработка способов установки на игру, постановки игровой задачи, приемов активизации деятельности учащихся,
  • разработка форм выдачи заданий,
  • определение принципа распределения ролей, объяснения правил,
  • разработка детального плана игры - алгоритма или сценария с подробным описанием всех этапов, видов деятельности участников, содержания заданий, графической модели взаимодействия участников,
  • прогнозирование результатов,
  • определение критериев и формы итоговой оценки (самооценка, взаимная оценка, шкала оценки), способа обобщения работы (систематизация, выделение главного, расстановка акцентов),
  • подготовка оборудования (демонстрационного, лабораторного), раздаточного материала, справочников, пособий и других необходимых средств,
  • организационная подготовка: знакомство участников с будущей игрой (при использовании имитационных игр).

Выбор игры. Учитель должен выбрать учебную игру соответствующую программному содержанию и четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.

Выбор игровых технологий в практике работы педагогического коллектива продиктован принципом активности ребенка в процессе обучения, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам, т.к. игра наряду с трудом и учением - одна из основных видов деятельности человека. Учебная игра используется в качестве:

1. самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

2. как элемент более обширной технологии;

3. в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

4. как технологии внеклассной работы .

Различные виды игр используются практически на всех ступенях обучения.

Подготовка игры.

1) Предварительная подготовка учащихся к игре.

Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны делать входе подготовительной работе. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм. Но учителю надо больше доверять детям, не надо полностью организовывать подготовку, пусть они сами проявят самостоятельность.

2) Подготовка непосредственно перед игрой.

Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения .

III. Введение в игру.

1) Предложение игры детям.

Обычно организатору учебной игры достаточно сказать: «А теперь давайте поиграем в: « Название игры» или «А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру» или «В связи с этим есть такая игра:». Этого достаточно.

2) Объяснение правил игры.

Необходимо сформулировать их кратко и конкретно.

3) Выбор участников игры.

Участников учитель может сам выбирать, потому что ученики могут обидеться. Учитель может предложить головоломку. Кто быстрее решить, тот и играет. Или играют те, у кого фамилия на букву "А", те, у кого день рождения в январе или учащиеся с 15-го по 19-ый номер журнале и т. п. для учителя важно включить каждого школьника в активный познавательный процесс. Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше.

IV. Ход игры.

1) Начало игры.

Очень важно, чтобы игра набрала обороты. Учебные игры с правилами обычно требуют хорошего темпа. И это "в руках" организатора: кому-то подсказать, кого-то подогнать восклицаниями "Ускоряем темп!", "Долгая пауза!":

2) Развитие игрового действия (кульминация).

На этой стадии максимально проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников и зрителей. Организатору важно следить за выполнением правил и иногда, подбодрить играющего.

3) Заключительный этап учебной игры.

Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение, не следует ждать, что игра сама надоест учащимся. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания. Таким образом, у учащихся, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры .

V. Подведение итогов. (Оценка и поощрение школьников).

Подведение итогов учебной игры включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим, и что помогло ему достичь победы). Сложный момент объявления результатов соревнования. Чтобы класс не перессорился, учитель должен умело принимать решения. Нездоровый эмоциональный фон в ученическом коллективе после игры, проведенный на уроке, - вина учителя.

Чтобы избежать этих проблем, необходимо:

1) перед началом подготовки к игре четко объявить критерий, о котором будет производиться оценка результатов;

2) со всей тщательностью обязательно отметить положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест;

3) отметить, что мешало игре, если таковое было. И, конечно, всем должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые места, действительно были сильнее .

VI. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).

Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия .

Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение класса, все же это не может представлять полноценную картину, так как это коллективное настроение. Учителю важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведения последующей игры - с учетом индивидуальных особенностей каждого. И поэтому важно, несмотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает, провести анализ игры - он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя.

Оценка в учебной игре - ещё одна проблема. Артистичные дети могут получить оценку не за знание, а за артистизм .

При организации и проведении игровой технологии необходимо стремиться к максимальной концентрации во времени, так как при значительных перерывах ученики теряют нить игры, эмоциональный настрой, забывают правила. В тоже время следует учитывать и такие факторы, как утомляемость игроков, необходимость продумать полученные результаты, проанализировать сложившуюся ситуацию, изменить стратегию или тактику игровых действий. Если отдельные игроки или игровые группы не в состоянии продвигаться по содержанию игровой технологии, учитель может поменять исходные данные и затем продолжить игру. Такой же подход в игровом процессе возможен, если одна или несколько игровых групп значительно опережают остальных по всем остальным показателям. В этом случае вводную информацию надо менять для того, чтобы у тех, кто явно лидирует, не пропало желание играть, а у тех, кто отстал, все-таки появилась возможность выровнять игру.

Однако, не смотря на все тщательность разработки и подготовки учителя к урокам с использованием игровых технологий, все же существуют следующие негативные стороны в использовании игр в процессе обучения:

во-первых, нередко объяснение правил и демонстрация игры занимает много времени (особенно у учителей с небольшим опытом организации игр). Часто это приводит к тому, что дети не успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал;

во-вторых, нередко нарушается механизм игры, т. е. нарушается строгий порядок выполнения игровых действий. Чаще всего это наблюдается в групповых и коллективных формах игр, что приводит к путанице, а главное, к сомнительным результатам;

в-третьих, после проведения игр (и это особенно касается младших и средних классов) бывает трудно восстановить дисциплину в классе, на что жалуются учителя, к которым приходят дети на следующий урок;

в-четвертых, при проведении парных, групповых и коллективных форм игры соревнование между детьми, бывает, перерастает в нездоровое соперничество, что не всегда успевают заметить учителя, а тем более предотвратить. Это приводит к испорченным взаимоотношениям между детьми вне игры.

В игре нет полной предсказуемости. Много разных проблем встает перед учителем: как часто следует привлекать игру, сколько времени нужно тратить на нее на уроке и т. д. .

Таким образом мы выяснили структуру учебной игры и недостатки использования учебной игры и учебном процессе.

Игровые технологии на уроках биологии

Я предлагаю пример 1) игры-тренинги, 2) игры в случайность, 3) деловые игры.

ИГРЫ-ТРЕНИНГИ.

Эти игры приходят на помощь в трудный момент - чтобы растворить скуку однообразия:

Схема 1. Игровая цель. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

Игра "Собери рисунок". Учащимся на карточках предлагаются рисунки растений. На планшете, разделенном на поля предлагаются семейства растений. Учащемуся необходимо правильно сопоставить растение и семейство. Перевернув карточки обратной стороной, составляется какое-нибудь изображение. Подобную игру можно предложить и по любому другому предмету: химии, физики и т.д.

Схема 2. Логическая цепочка. Ученики соревнуются, выполняя по очереди отдельные действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

Игра "Дальше, дальше:". Играют двое или больше участников, это может быть отдельный ученик или команда. Вспомните всем известную игру в города. Это типовой примет если участник-1 называет Новгород, то участник-2 должен назвать город на букву Д, например Донецк, следующий назовет Киев: То есть суть игры по такой схеме заключается в том, что задается некоторый формально-логический признак, в соответствии с которым каждый последующий игрок делает свой ход. Например, в "городах" таким признаком является последняя буква предыдущего слова. Подобному принципу можно посвятить игру, называя слова по определенной тематике. По зоологии при изучении типов животных составить длинную цепочку из названий организмов, например, птиц: сокол - ласточка - аист - тетерев:

ИГРЫ В СЛУЧАЙНОСТЬ.

Там, где правит бал случай, - там и азарт. Попробуем поставить и его на службу образованию. Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую шикарную, как в игре "Что? Где? Когда?", то достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот, вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (например, подобные задачи по генетике), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик:.

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ.

Умело ограненный алмаз становится бриллиантом. Хорошая форма позволяет ему играть всеми цветами радуги, делая привлекательным. Но форма нужна не только алмазу. Хорошая форма для коллективного познания - деловые игры. Они моделируют реальную производственную, научную или иную "взрослую" деятельность. Приведу примеры нескольких игр, которые отличаются простотой и обширной сферой применимости, как по возрастам, так и по учебным предметам.

Игра 1. "Компетентность" (1 вариант)

Участники:

  • конкуренты - две команды учащихся;
  • наниматели - группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу;
  • арбитр - обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы.

До игры:

  • Учитель знакомит класс со схемой игры.
  • Формируются команды, определяется состав "фирмы-нанимателя".

Во время игры:

  • Учитель задает тему.
  • Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по данной теме. Но нужно отметить, что тип заданий регламентируется заранее. Например: команды должны приготовить по 2 репродуктивных вопроса, по 1 творческому заданию и по 2 задачи.
  • Команды поочередно дают друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, то задающая команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма-наниматель оценивает, например, по 5-балльной системе каждое задание и по 10-бальной системе каждый ответ.
  • Наниматели совещаются и принимают решение - кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий "Разбор полета", обращая внимание на ошибки, делает выводы.

Игра "Компетентность" (2 вариант).

До игры: тема игры известна заранее, и ученики готовятся к ней за 1-2 недели. Желательно, чтобы приготовленные задания предварительно посмотрел учитель.

Во время игры: команды обмениваются пакетами с заданиями и решают их одновременно за отведенное время. После этого каждый вопрос команды соперницы отвечает тот ученик, которого выберут соперники!

Такая схема работы хороша тем, что каждая команда заинтересована в знаниях каждого своего участника. А значит, сильные подтягиваю слабых.

Игра 2. "НИЛ".

"НИЛ" - это, конечно же, не великая африканская река, а всего лишь научно-исследовательская лаборатория.

Участники:

  • задачедатель - эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик;
  • исследователи или решатели - в зависимости от вида задания - группа или несколько групп учеников;
  • приемная комиссия - эту роль выполняет учитель, но уже в ансамбле с 2-3 учениками.

До игры: учитель готовит задания. Желательно, чтобы задания были творческими, обоснованными.

Во время игры:

  • Группы решают задачи. Если тема подходит для мозгового штурма, можно использовать и его. Задачедателя можно привлекать как консультанта.
  • Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера или спикеров, которые будут представлять результат классу.
  • Спикер группы докладывает результат работы. Приемная комиссия анализирует результаты, принимает решения. Если задача имеет контрольное решение, учитель может рассказать его классу.

Отличным творческим заданием для игры "НИЛ" может быть разработка какого-либо проекта, причем по любому предмету.

Можно предложить разновидность игры, назовем ее "Тендер".

Группы решают одну и ту же задачу. Приемная комиссия определяет, чьи решения лучше, т.е. какая группа выигрывает тендер на высокие оценки.

Игра 3. "Точка зрения".

Участники:

  • оппоненты - группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения;
  • наблюдатели - учитель с несколькими помощниками.

Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, ученых разных эпох, приверженцев различных теорий:

До игры: учитель заранее объявляет тему спора, определяет источники информации (но, ни в коем случае не снабжает ими учащихся. Они должны учиться самостоятельно добывать необходимую информацию).

Во время игры:

  • Группы обсуждают свои аргументы, возможно и контраргументы соперников.
  • Группы вступают в диспут.
  • Наблюдатели оценивают защиту точек зрения: кто был убедительнее, логичнее, эмоциональнее. Кто допустил ошибки, некорректности в споре:

Очень хорошо применима данная игра на уроках биологии при изучении тем по общей биологии о взглядах на происхождение человека, о теориях возникновения жизни на Земле и т.д.

ДА И НЕТ ГОВОРИТЕ.

"Да-нетка", или универсальная игра для всех.

Пусть эта игра не подходит к приведенной ранее классификации, это не важно. А важно то, что она способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.

"Да-нетка" учит:

- связывать разрозненные факты в единую картинку,

- систематизировать уже имеющуюся информацию;

- слушать и слышать соучеников.

Учитель может использовать эту игру для интригующей ситуации на уроке, для организации отдыха и т.д.

Суть игры заключается в том, что ведущий (учитель или ученик) загадывает нечто (число, предмет, героя, явление:). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы ведущий может отвечать только словами "да", "нет", "и да, и нет".

Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.

Приведу пример использования данной игры на уроке биологии в 6 классе.

Вопрос: Задумано растение. Какое?

- Это травянистое растение? - Да.

- Это ромашка? - ответа нет (показывается жест отрицания).

- Растение двудольное? - Да.

- Растет в огороде? - И да, и нет.

- Это культурное растение? - Нет.

- Растение семейства крестоцветных? - Да.

- Цветки белые? - Да.

- Плод стручок? - Нет.

- Стручочек? - Да.

- Это растение - пастушья сумка? - ДА! Ответ найден.

После игры обязательно краткое обсуждение: какие вопросы были правильными, корректными? Какие и почему неверными и слабыми? Это необходимо для того, чтобы вырабатывать у ребят стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному задаванию вопросов и простому угадыванию.

Так же можно привести пример вопроса для отдыха в средних классах.

Вопрос: задуман персонаж детской сказки. Он не боялся опасности и за это поплатился. Кто это?

- Это животное или человек? - ответа нет (показывается жест отрицания).

- Это животное? - Нет.

- Это человек? - Нет.

- Это существо бывает по-настоящему? - Нет.

Этот персонаж часто встречается в других сказках? - Нет.

- В какой он был одежде? - нет ответа.

- Это фея? - нет ответа (дети начинают гадать, необходимо показать жест отрицания).

- Это существо разговаривает? - Да.

- Оно большое? - нет ответа.

- Ходит ногами? - Нет.

-Ползает? - Нет.

- Ходит на 4-х лапах? - Нет.

- Вообще умеет передвигаться? - Да.

- Катится? - Да.

- Колобок? - ДА! Ответ найден.

Подобные "Да-нетки" на отгадывание персонажей, героев, исторических деятелей, ученых будут уместны на любом уроке. Загадывать можно не только персонаж, но и любой объект, прибор, формулу, правило, слово:

Заключение

Интерес к изучению предмета во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках нужно как можно шире применять нетрадиционные образовательные технологии, в данном исследовании рассмотрено применение игровых.

Подводя результаты работы, можно сделать следующие выводы:

1. Игровые технологии являются одним из видов педагогических технологий, методом обучения в которых является игра. Игру как технологию обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Существует множество классификаций игр.

2. Учебные игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, но только в том случае, если проводит ее толковый организатор.

  • Существуют недостатки проведения учебной игры на уроке и, если их учитывать, дети смогут максимально усвоить учебный материал в ходе игры.

Список использованной литературы

1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. -- М.: «Просвещение», 1989. - 224с.

2. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве - М., Форум, 2009. - 155с.

3. Бабанский Ю.Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., Просвещение, 1985. - 208 с.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагогика, 1989. - 190 с.

5. Выбор методов обучения в средней школе./Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., Педагогика, 1981. - 176 с.

6. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком. - М.: Педагогика, 1991. - 224 с.

7. Еременко М. И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассника в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций. - Волгоград, Панорама, 2006. - 64с.

8. Ильина Т.А. Педагогика. - М., Просвещение, 1984. - 496 с.

9. Крюкова Е. А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация. - Волгоград ., Перемена, 1999. - 195с.

10. Кукушин В.С., Теория и методика обучения . - М., Феникс, 2006. - 202 с.

11. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие. - М., Прометей, 1992. - 528 с.

12. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград., Перемена, 1995. - 152с.

13. Педагогика/ Под ред.П.И. Пидкасистого. - М., Роспедагентство, 1996, - 440с.

14. Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. - Ростов н/Д., Март, 2002. - 336 с.

15. Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины./ Педагогика. 1999. № 3. -С. 124-126

16. Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины // Педагогика. 1999. N3. - С.121-126

17. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии . - СПб., «Питер», 2000.- 712 с.

18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., Народное образование, 1998. - 256 с.

19. Шепель В.М. Особенности педагогической технологии. - М., ЮНИТИ, 1994. - 194 с.

20. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Пер. с нидерл. - М.: Изд. группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. - 464 с.

21. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., Педагогика, 1978. - 269 с.

22. Игровое обучение // Википедия, свободная энциклопедия. - 2008 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.03.2012. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Игровое_обучение свободный (Дата обращения: 17.05.2012).

23. Шайхетдинова Л. Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельноси учащихся [Электронный ресурс]/-Л.Р. Шайхетдинова //ИД «Первое сентября»/ фестиваль педагогических идей «Открытый урок» .-Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/522077, свободный.- Загл. с экрана.

24. Усманова С.Х. Применение игровых технологий на различных этапах урока информатики [Электронный ресурс]/ - С.Х. Усманова//Интернет и образование.-2008.-Т.2008,№2.-Режим доступа: http://www.openclass.ru/io/2/igrovye свободный. - Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий при решении занимательных задач на уроках математики

Основная цель работы – активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность...

Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии

Опытно-экспериментальная  работа по теме:«Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии»....

Опытно-экспериментальная работа по теме:«Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии».

Опытно-экспериментальная работа по теме: " Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно-исследовательской деятельности "...

Мастер-класс. Структурно-логические технологиии(применение на уроках биологии схем,таблиц, разноуровневых заданий).

Методическая система основана на использовании системы опорного конспекта при обучении биологииЦель: Формирование у обучающихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать учебн...

Применение игровой технологии при обобщении учебного материала на уроках географии.

Данный материал содержит презентацию к уроку географии в 6 классе при закреплении знаний по темам "Атмосфера" и "Гидросфера" и наглядно показывает, как можно применить игровые технологии на уроках гео...

Методические рекомендации по применению эффективных игровых технологий для формированию коммуникативных навыков на уроках социально-бытовой ориентировки

В данной работе раскрываются виды игр, которые можно применять на уроках СБО,  способствующие развитию коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ. В приложениях приведены примеры применения игро...

Применение технологии организации проектной деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочной работе

При реализации ФГОС значение проектной и исследовательской деятельности в биологическом образовании намного выше по сравнению с обучением по программам предыдущих лет. Прежде всего это связано с услов...