Методические рекомендации по применению эффективных игровых технологий для формированию коммуникативных навыков на уроках социально-бытовой ориентировки
статья по теме

Шилохвостова Люция Комилевна

В данной работе раскрываются виды игр, которые можно применять на уроках СБО,  способствующие развитию коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ. В приложениях приведены примеры применения игровых технологий на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методические рекомендации203.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по применению эффективных игровых технологий для формирования коммуникативных навыков на уроках СБО

Основные игровые технологии, способствующие формированию коммуникативных навыков, которые доказали свою эффективность и могут использоваться на уроках социально – бытовой подготовки умственно – отсталых детей.

Сюжетно – ролевые игры.

Игра является основной формой деятельности, через которую осуществляется процесс обучения умственно отсталого ребенка в школе. Усвоение детьми знаний, приобретаемых умений в игровой форме происходит гораздо лучше. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Сюжетно-ролевые игры   воздействуют в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации, развитию коммуникативных возможностей обучающихся, отработки необходимых умений и навыков.

Сюжетно – ролевая игра применяется как одна из ведущих методов обучения при работе над многими темами, особенно теми, в которых затруднено проведение практических работ. Проводятся чаще всего на этапе закрепления какого – либо материала. Игра проводится по составленному плану, дети оказываются в ситуации выбора и принятия самостоятельного решения. В процессе сюжетно – ролевой игры происходит проигрывание обучающимися реальных ситуаций, воссоздаются те или иные бытовые сюжеты.

Разработанная система игр способствует развитию коммуникативной стороны речи обучающихся. Сюжетно-ролевые игры могут проводиться на любую тему программы и способствовать закреплению знаний о группах предметов (например: одежда, посуда, мебель, продукты), различных умений (например: покупка товаров, складывание одежды), социально-культурных норм поведения (см. приложение 1).

Результатом использования сюжетно-ролевой игры на уроках  является: 

•адекватное решение жизненных ситуаций обучающимися; 

•повышение выразительности и эмоциональной окраски речи обучающихся; 

• развитие коммуникативных навыков обучающихся с нарушением интеллекта, расширяющих возможности социализации учащихся. 

Метод моделирования реальных ситуаций.

Моделирование реальных ситуаций является вариантом сюжетно-ролевых игр и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.

Метод моделирования реальных ситуаций применим практически к каждому разделу программы. По многим темам может быть подобрано большое количество сюжетов. Тематика их диктуется содержанием программы по социально-бытовой ориентировке, общими задачами, стоящими перед этим предметом, и конкретными для каждого урока (приложение 2). Анализ и необходимость оценивая ситуации, поиск ошибок, не только закрепляет формируемое у детей представления и знания, но и развивает внимание, наблюдательность. Кроме того, анализ различных видов поведения в одной и той же ситуации позволяет развивать критичность мышления умственно отсталых детей, развитию гибкости мышления. Примеры возможных реальных ситуаций по теме «Семья» в 8 классе представлены в приложении (см. приложение 3).

Дидактические игры.

В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания. Дидактические игры могут использоваться учителями СБО практически по всем разделам программы. Например, по теме «Торговля» можно организовать и провести дидактическую игру «В магазине», по теме «Питание» - игру «Мы готовим», задания при этом могут быть разными для разных групп в зависимости от возможностей обучающихся (см. приложение 4).

Разгадывание кроссвордов, филвордов, загадок, ребусов, проведение физкультминуток.

Использование при обучении СБО загадок, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами СБО, расширяет общий кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия.

Загадки можно использовать и при составлении кроссворда.

Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Кроме того, это способствует более глубокому изучению русского - без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Все это, в конечном счете, увеличивает запас слов, расширяет кругозор детей (см. приложения 5,6,7).

Приложение 1

Система сюжетно – ролевых игр для развития коммуникативных навыков по различным темам

Тема

Кл

Название

игры

Выработка коммуникативного навыка

1

Семья

5

«Поздравляем бабушку»

Отработать навыки общения со старшим поколением, умение поддерживать беседу, используя вербальные и невербальные средства коммуникации.

6

«Семья дома»

Отрабатывать навыки общения членов семьи друг с другом, умения правильно организовывать досуг семьи в выходной день.

7

«Детский сад»

Отрабатывать умение общения с младшими детьми, способами организации их досуга, установление дружеских и доверительных отношений.

8

«У нас в семье - младенец»

Отрабатывать навыки ухода за грудным ребёнком, общение с младенцем, проявление заботы и чувства ответственности.

9

«Мои права и обязанности в семье»

Вырабатывать умение общаться с противоположным полом, решать спорные ситуации, находить компромисс, используя различные средства коммуникации.

2

Транспорт

7

«Обращение в справочное бюро»

Вырабатывать умение культурно обращаться за справкой в справочную службу, чётко объяснять те сведения, по которым нужно получить информацию.

9

«Покупка билета на самолет»

Отрабатывать навыки общения при обращении в кассу аэровокзала, умение вести диалог с работником авиакомпании.

3

Торговля

5

«Продовольствен-ный магазин»

Отрабатывать умение общаться с работниками торговли и другими покупателями для приобретения необходимых продуктов питания.

6

«Подарок маме»

Вырабатывать умение построения диалога с продавцом, умения культурно вести себя в магазине.

7

«В универмаге»

Отрабатывать умение ориентироваться в магазине, используя различные способы общения с работниками магазина.

8

«Приобретение одежды на рынке»

Вырабатывать умение строить конструктивный диалог с продавцом с целью выбора наиболее подходящего товара и уменьшения стоимости выбранного товара.

4

Трудо-

устройство

9

«Мой первый рабочий день»

Отрабатывать умение строить отношения с сотрудниками, использовать способы коммуникации для знакомства  и построения делового общения.

5

Медицинская помощь

7

«Вызов скорой помощи»

Отрабатывать умение строить диалог с медицинскими работниками, кратко объяснять необходимые  сведения, правильно формулировать предложения.

8

«Оказание ПМП при несчастном случае»

Отрабатывать навыки общения с пострадавшим в зависимости от тяжести полученной травмы.

9

«Больной в доме»

Отрабатывать навыки  общения с больным родственником, проявление заботы и чувства сострадания.


Приложение 2

Конспект урока по социально – бытовой ориентировке в 8 классе

«Купание и пеленание грудного ребёнка»

Цель: познакомить с основными требованиями к процессу купания и пеленания грудного ребенка.

 Задачи:

Образовательные:

1) познакомить обучающихся с приемами купания и пеленания ребенка на примере куклы;

2) формировать навыки купания и пеленания ребенка.

Коррекционно – развивающие:

1) корригировать логическое мышление, процессы сравнения и анализа при проведении лабораторной работы «Из чего состоит памперс?»;

2) корригировать межличностные отношения обучающихся через организацию практической деятельности в паре.

Воспитательные:

1) воспитывать в детях заботливое, бережное отношение к младшим;

2) осуществлять профориентационную направленность обучающихся и подготовку их к самостоятельной жизни.

Оборудование: алгоритм «Купание ребенка», «Порядок пеленания ребенка», предметы для ухода за ребенком / пеленки, памперсы, ванночка, детское мыло и шампунь, ватные шарики, детская одежда/, видеосюжет из серии «Мамина школа» о пеленании грудного ребёнка,  презентация, проверочные карточки с заданиями, оценочные карты.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Число, месяц, день недели.
  • Наличие учащихся в классе.
  • Сообщение темы урока.

II. Теоретическая часть урока.

1. Рассказ учителя.

Первые два года жизни ребенку  требуется постоянный уход.

Одевать малыша надо по погоде, не следует его кутать. Одежда должна быть достаточно теплой, легкой, не стеснять движений и не препятствовать испарению пота. Особенно вредно кутать ребенка летом. Бельем для новорожденных служат пеленки, распашонки, фланелевые кофточки. С2-х месяцев пеленки заменяют ползунками, летом, особенно в жаркие дни, надевают пеленку - трусики. До 3-х месяцев одежду ребенка составляют также подгузники и одеяла, с 3-х месяцев - штанишки, вязаные башмачки, ползунки.

На первых порах ваш малыш будет проводить много времени в пеленках, поэтому необходимо знать разные способы пеленания и правильно это делать. Перед пеленанием на стол кладут байковое одеяло, затем клеенку и фланелевую пеленку. А сверху уже сложенный треугольником подгузник или памперс. Вначале надевают распашонку  и тщательно расправляют, чтобы не было складок. Затем закрепляют подгузник и завертывают ребенка  в пеленку. Пеленание может быть двух видов: свободное и тугое.

Свободное пеленание заключается в том, что верхний край пеленки остается на уровне подмышек, так руки остаются свободными.

При тугом пеленании верхний край пеленки находится на уровне шеи, поэтому руки ребёнка лежат вдоль тела и полностью завернуты в пелёнку.

Пеленать ребенка надо не слишком туго, чтобы не сдавливать ему грудь, но и не слишком слабо, чтобы он сам не распеленался.

2. Работа с таблицей, запись в тетрадь.

Подготовка к пеленанию.

1.  Чистые пеленки.

2.  Детский лосьон или специальное масло.

3.  Ватные шарики или специальные салфетки.

4.  Чистая одежда.

Запомни!

Не оставляй ребенка одного во время пеленания – он может упасть со стола. Малышу хватит одной секунды, чтобы перевернуться и скатиться со стола.

3. Работа с таблицей, чтение и приготовление предметов для купания.

Подготовка к купанию.

1. Две простынки.

2. Детское мыло и шампунь.

3. Ватные шарики или специальные салфетки.

4. Варежка для мытья.

5. Водный термометр.

6. Детский крем или лосьон.

 4.  Лабораторная работа.

Цель: Познакомиться с составляющими элементами памперса.

Обучающиеся рассматривают различные памперсы (один на парту), потом заполняют таблицу с помощью учителя или самостоятельно.

Часть памперса

Застежка

Внешний слой

Резинка

Впитывающий слой

Назначение

Закрепляет памперс на теле ребенка

Не пропускает жидкость

Препятствует распространению влаги

Задерживает влагу

Материал

Липкая лента

Нетканое полотно

Резинка в тканевой оболочке

Гранулы, превращающие жидкость в гель

После заполнения таблицы обучающиеся, работая в парах, постепенно наливают на впитывающую часть памперса 3 порции воды (примерно по 100 мл) и делают вывод о скорости впитывания воды, сухости внутренней части памперса, изменении веса памперса. Потом ножницами разрезают слой над впитывающей частью и рассматривают гранулы, впитывающие влагу.

5. Подведение итогов теоретической части урока.

III. Практическая часть урока.

  1. Повторение правил охраны труда при работе с кипятком.
  2. Купание грудного ребёнка.

Учитель демонстрирует и объясняет весь ход купания. На доске открываются правила купания ребенка, написанные учителем заранее. Дети заполняют таблицу №1.

После выбора необходимого оборудования на перечень накладывается трафарет и остается только то, что необходимо.

Работа в тетрадях. Записать  в  таблицу  в  первую  графу  оборудование, необходимое для купания.

??? **С чего начинают эту процедуру?

1. Приготовить полотенце, крем, одежду. (Открываем на доске 1 пункт правил).

Чистое белье готовят заранее. Теплую пеленку, легкую пеленку, подгузник, шапочку. Сверху кладут большое махровое полотенце для обсушивания малыша. Тщательно вымытую ванну ставят на 2 стульчика, чтобы было удобнее взрослым. По правую руку ставят кувшин с водой, кладут мыло, рукавичку.

2.        Налить кипяченой воды t= 36-37*, t воздуха 20-22*.   (Открываем на доске 2 пункт правил).

В ванну сначала наливают горячую воду, а затем добавляют холодную, доводя до нужной температуры. Не надо специально для купания нагревать в комнате температуру, а также согревать пленки и детскую одежду, так как перегрев на детей действует хуже, чем переохлаждение. В воду добавляем раствор марганцовки и на дно кладем пеленку.

??Зачем добавляют в воду марганцовку?

Купать малыша лучше вдвоем.

3.        Голова ребенка лежит на руке взрослого. Нельзя допускать попадания воды в уши. (Открываем на доске 3 пункт правил).

Малыша опускают в воду так, чтобы верхняя часть его груди находилась над водой, другой рукой мать зачерпывает воду и поливает тело ребенка.

4.        Голову моют по направлению ото лба к затылку. (Открываем на
доске 4 пункт правил)

Смыв мыло с головы, мать намыленной рукой или рукой в намыленной рукавичке, моет за ушами, шею, под мышками, руки, потом грудь, бока, паховую область. То есть вся процедура идет сверху вниз.

5. Ребенка поднять кверху спинкой и окатить чистой водой.

(Открываем на доске 5 пункт правил)

Вода должна быть такой же температуры.

6. Обсушить, завернув в большое полотенце, (открываем на доске 6
пункт правил)

Обсушивание также делается с головы до ног.

7. Обработать тело, одеть и запеленать. (Открываем на доске 7 пункт
правил).

8. Купать в 20.00 - 21.00. (Открываем на доске 8 пункт правил)
После купания ребенка кормят и укладывают спать.

???**Почему кормить малыша надо после купания? Ребенок может срыгнуть всю пищу, так как его переворачивают.

Правила купания ребёнка (на доске)

  1. Приготовить полотенце, крем, одежду.
  2. Налить кипяченой воды t= 36-37*, t воздуха 20-22*.
  3. Голова   ребенка   лежит   на   руке   взрослого.   Нельзя   допускать
    попадания воды в уши.
  4. Голову моют по направлению от лба к затылку.

5. Ребенка поднять кверху спинкой и окатить чистой водой.

6. Обсушить, завернув в большое полотенце.

7. Обработать тело, одеть и запеленать.

8. Купать в 20.00 - 21.00.

3.Пеленание грудного ребёнка.

Просмотр видеоролика из серии «Мамина школа», где показано пеленание куклы профессиональной медицинской сестрой.

Затем учитель демонстрирует пеленание в соответствии с увиденным  и алгоритмом, который имеется на карточке у каждого обучающегося на парте, а так же на слайде презентации (алгоритм вклеивается в тетрадь).

Порядок пеленания грудного ребенка.

1

Вокруг тела малыша оборачивают левый край пеленки, заправляя ее край под малыша.

D:\Мои документы\Семья\8 класс\пеленание детей\pelenanie-malysha-instruktsiya-v-kartinkakh_files\pelen_s_r_1.jpg

2

Затем правый край.

D:\Мои документы\Семья\8 класс\пеленание детей\pelenanie-malysha-instruktsiya-v-kartinkakh_files\pelen_s_r_2.jpg

3

Нижний конец необходимо расправить и загнуть вверх.

D:\Мои документы\Семья\8 класс\пеленание детей\pelenanie-malysha-instruktsiya-v-kartinkakh_files\pelen_s_r_3.jpg

4

Боковые концы расправляют, чтобы не было складок.

D:\Мои документы\Семья\8 класс\пеленание детей\pelenanie-malysha-instruktsiya-v-kartinkakh_files\pelen_s_r_4.jpg

5

Заправляют сзади, за спиной ребёнка.

D:\Мои документы\Семья\8 класс\пеленание детей\pelenanie-malysha-instruktsiya-v-kartinkakh_files\pelen_s_r_5.jpg

6

Конец хвостика подворачиваем за фиксирующий край.

D:\Мои документы\Семья\8 класс\пеленание детей\pelenanie-malysha-instruktsiya-v-kartinkakh_files\pelen_s_r_6.jpg

4. Практическая работа «Купание и пеленание ребенка».

Содержание: обучающиеся делятся на пары (папа и мама) и планируют свои действия, после этого готовят все необходимое для купания и последующего пеленания и производят необходимые действия. Другие «пары» в это время наблюдают и оценивают их действия по оценочным картам.

Ф.И.

Подготовка к купанию

Последовательность мытья

Аккуратное обращение с ребенком

Пеленание ребенка

5. Проверка знаний учащихся.

Для проверки знаний используются следующие задания:

Таблица № 1.«Оборудование для купания малыша. Правила купания».

Задание: выбери из перечня необходимое оборудование для купания ребенка и впиши в правый столбик таблицы.

Перечень оборудования:

Таз             Мыло хозяйственное                  Мыло детское            

Мыло духовое           Мочалка             Рукавичка            Губка

Марганцовка       Пеленка        Вафельное полотенце        

 Махровое полотенце                 Ковш        Кувшин

        

Оборудование.

Правила купания.

Примечание: Правая часть таблицы заполнялась по ходу изложения нового материала.

Перфокарта «Купание малыша.

Задание: Выбери правильное утверждение и поставь галочку.

Утверждение.

Да.

Нет.

Новорожденного не надо купать ежедневно.

Температура воды равна 36-37*

Комнату, пеленки лучше заранее прогреть, чтобы

малышу не было холодно после купания.

Воду можно не кипятить и марганцовка тоже не

обязательна.

Голову моют по направлению ото лба к затылку.

Нельзя допускать попадания воды в уши.

Обрабатывать тело после купания необязательно, даже если есть опрелости.

IV. Подведение итогов урока , оценивание обучающихся, рефлексия.

???  ** Что мы сегодня с вами научились делать?

** Как часто купают  и пеленают грудного ребенка?

** В какое время суток его купают?

** Зачем нужен раствор марганцовки?

** Какое правило необходимо помнить во время купания?

** Какие виды пеленания вам известны?

** Для чего пеленают грудного ребенка?

** Людям какой профессии пригодятся эти знания?

** Как вы считаете, пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке, в вашей жизни?

Спасибо за работу на уроке.


Приложение 3

Примеры моделирования реальных ситуаций (тема «Семья»,

8 класс)

Ситуация 1. Мама ушла к соседке с младшим братишкой. Оттуда звонит и просит принести белье, чтобы перепеленать ребенка. Максим собирает белье и несет к соседке.

Ситуация 2. Мама выкупала ребенка и просит дочь помочь ей одеть и запеленать малыша.

Ситуация 3. Мама собралась с малышом в поликлинику и просит Никиту собрать ей на смену одежду и белье для маленького.

Ситуация 4. Бабушка обращается к внуку и говорит: «Что-то плачет наша Машенька, не мокрая ли она? Посмотри, смени подгузник».

Ситуация 5. Лето, тепло. Мама просит Ксюшу погулять с малышом и взять все нужное с собой, чтобы не заходить домой. Ксюша взяла воды, соску, погремушку. Что она забыла?

Ситуация 6. Миша остался дома с младшей сестренкой. Через некоторое время она стала кричать. Миша дал ей попить — кричит, покачал — кричит, дал соску -  кричит. Что еще надо сделать Мише?

Приложение 4

 Дидактические игры (темы: «Торговля», «Питание»)

«В магазине»:

На столах-прилавках «магазина» размещены продукты по группам (либо их изображения, либо названия на доске). Педагог предлагает обучающимся по набору продуктов определить каждую группу и положить соответствующие таблички с названиями на столы (или разместить на доске), Как дополнительное задание можно предложить детям дополнить каждую группу соответствующими продуктами (натуральными, их изображениями или названиями).

В каждой группе продуктов имеется один лишний продукт из другой группы (например, среди молочных продуктов - колбаса).
Дети должны определить, какой продукт «заблудился» и помочь ему найти свою группу («семью»);

На столах или на доске расположены таблички с названиями групп продуктов. Дети должны разместить продукты (натуральные либо их изображения, слова-названия) в соответствующей группе.
Это может осуществляться несколькими способами: дети размещают предлагаемые им продукты (натуральные, муляжи, изображения) соответственно группам: «Какие продукты относятся к этой группе?». Педагог может называть продукты, а дети определяют, к какой группе они относятся; педагог загадывает загадку, отгадав которую дети вписывают название продукта в соответствующую графу, или выбирают табличку с соответствующей записью, либо находят изображение продукта или сам продукт, размещая его на соответствующем столе.

После размещения в каждой группе двух-четырех продуктов педагог может предложить детям продолжить выполнение задания, ответив на вопрос: «Какие продукты этой группы вы еще знаете?» или «Какие еще молочные продукты вы знаете?».

Эта игра может проводиться как игра-соревнование.

«Мы готовим»:

Каждому обучающемуся дается задание: отобрать («купить») в «магазине» продукты (натуральные или их изображения), необходимые для приготовления какого-либо блюда. При этом возможны ситуации, когда одинаковые задания будут у нескольких детей. В данном случае представляет интерес сравнение выполнения одинакового задания разными детьми. Обучающимся предлагается из ряда продуктов (натуральных или их изображений) отобрать в одну миску те, из которых можно приготовить одно блюдо, в другую - другое (например, для супа и компота).

Обучающиеся делятся на группы (бригады). На доске педагог вывешивает меню для каждой группы детей (или раздает записанное на карточках меню).

Например, предлагаются меню для завтрака:

Меню 1

Меню 2        

Meню 3

Каша гречневая

Яичница

Каша манная

Бутерброд с колбасой

Бутерброд с сыром

Яйцо всмятку

Чай

Какао

Молоко

Члены каждой группы обсуждают, какие продукты нужны для приготовления блюд предложенного им меню, затем представители от каждой группы подходят к столам, где расположены продукты (натуральные или их изображения), выбирают необходимые и приносят своей группе. Члены бригады смотрят, что принес их товарищ, одобряют его или вновь посылают «в магазин». В конце игры каждая группа должна объяснить, почему были «куплены» те или иные продукты.

Игра может быть усложнена (если позволяют возможности детей) тем условием, что дети сами составляют меню для завтрака (обеда, ужина, сладкого стола).

Приложение 5

Тема «Ремонт одежды. Наложение заплаты» 7 класс.

1

а

п

е

Р

с

т

о

к

2

Е

ш

а

л

к

а

3. М

о

л

ь

4

т

О

п

к

а

5. Н

о

ж

н

и

ц

ы

6

а

п

л

а

Т

а

  1. НАПЕРСТОК - инструмент для безопасного шитья, надевается на палец.
  2. ВЕШАЛКА - деталь одежды, которая необходима и пришивается для   хранения одежды.
  3. МОЛЬ - враг шерстяных и меховых вещей (пол погрызли мыши, а ткань поела- ….)
  4. ШТОПКА - ремонт разорванного места, обычно он выполняется на носках.
  5. НОЖНИЦЫ - режущий инструмент, необходимый для шитья.
  6. ЗАПЛАТА - ремонт разорванного места, когда это место очень большое и штопать нет смысла.

Ключевое слово -  РЕМОНТ.

Приложение 6

Загадки на тему: СКОЛЬКО ЕСТЬ ПРОФЕССИЙ НА СВЕТЕ?

Он ребяток учит в школе,

У него их двадцать пять.

Выраженья и задачи

Добросовестно решать. (Учитель.)

Человек в халате белом

Занят очень важным делом.

Ему здоровье доверяем

И надежды возлагаем. (Врач.)

Стоит серая стена,

Некрасивая она.

Пришел с кистью дока,

Покрасил всё до срока. (Маляр.)

В небе самолет летит,

Он над городом кружит.

Кто машиной управляет,

Кого пилотом называют? (Летчик.)

Кто в пекарне хлеб печёт?

Кому спасибо и почёт?

Кто заботится о том,

Чтоб хлеб пришел к нам в каждый дом? (Пекарь.)

На посту есть офицер,

Транспортом он управляет.

И движенье направляет Это... (милиционер).

Вот машина подошла,

Груз на стройку привезла.

Нажимает на стартёр

Очень опытный ...(шофёр).

Электричество горит -

Как светло в квартире.

Надо нам благодарить

Того, кто свет привык дарить. (Электрик.)

Кто продукты продаёт,

Дельный нам совет даёт?

За прилавком он стоит,

Взвешивая, говорит:

- Очень вкусные сардельки.

Сто рублей с вас, три копейки. (Продавец.)

Старый дом пошёл на слом,

Вырастет здесь новый дом.

Кирпичи уже везут,

Материалы подают.

Маляры, водители -Все они ...(строители).

Кто ведет учет зарплаты,

Посчитает нам квартплату,

Фонд премиальный рассчитает

-Он о деньгах много знает. (Бухгалтер.)

Фирмой он руководит,

В школе тоже может быть.

Если он издал приказ

-Подчиняйся всякий раз. (Директор.)

Не водитель, но в трамвае

Нам билеты отрывает.

Остановки сообщает,

Как его все называют? (Кондуктор.)

Аппарат летательный

-Дом ее желательный.

Перелёт: Москва - Одесса.

Вас обслужит ... (стюардесса)


Приложение 7

Физкультминутки.

Стирка.

Мы стирали, мы стирали,

Полоскали, полоскали,

Выжимали, выжимали,

Встряхивали, встряхивали,

Вывешивали, вывешивали.

Ох, устали, ох, устали.

Сели- отдохнули.

(Обучающиеся  выполняют движения в соответствии с текстом.)

О семье.

Вот так бабушка прядет (перебирающие движения пальцами

сверху - вниз и снизу- вверх)

Мама так пирог печет (левая ладошка «лодочкой» вытянута вперед; правая     ладошка «лодочкой» накрывает левую)

Так цыплят зовет сестра (движения, имитирующие кормление цыплят)

Я на крышу влез с утра (имитация движения подъема по канату)

Колет дед вот так дрова (взмахи соединенными руками перед собой)

Я несу их вглубь двора (движения выполнять по содержанию текста)

Так отец рубанком  - струг (движения выполнять по содержанию текста)

Вся моя семья вокруг!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО).

Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО)....

Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"

Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....

Формирование коммуникативных навыков на уроках социально-бытовой ориентировки (СБО)

Использование альтернативной коммуникации для детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальных нарушений...

Методическая рекомендация "Профориентационная работа на уроках социально-бытовой ориентировки в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой в МКОУ "Специальная школа № 80"

В методичекой рекомендации идет речь о создании классов с углубленной трудовой подготовкой, профориентационной работе на уроке социально-бытовая ориентировка....