Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"
методическая разработка ( класс) по теме

Морозова Любовь Ивановна

Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Д О К Л А Д

         Тема: «Развитие диалогической речи    учащихся на уроках социально -  бытовой ориентировки»                      

              Речь детей с тяжелой умственной отсталостью отличается грубым недоразвитием.  Они с трудом понимают обращенные к ним высказывания, их  словарный запас крайне ограничен. Однако по мере проведения коррекционно-воспитательной работы их речь заметно улучшается. К старшему школьному возрасту,  учащиеся могут назвать различные предметы обихода, объединить их в смысловые группы и дать им правильные категориальные обозначения. Детям знакомы названия бытовых и профессионально-трудовых действий.

                Однако само по себе накопление новых слов не ведет к заметному улучшению активной лексики этих детей. Пассивность, крайне сниженная потребность к высказываниям, чрезвычайно узкий круг знаний, слабый интерес к окружающему – все это тормозит процесс активизации словаря учащихся, что наиболее ярко проявляется в низком уровне способности детей к диалогической речи.

                  Специальные психолого-педагогические исследования, посвященные вопросам формирования речи умственно- отсталых детей, свидетельствуют о том, что овладение ими речью протекает тем более успешно, чем прочнее обучение языку связывается с различными видами деятельности. Целенаправленная практическая  деятельность детей, вызывая у них потребность в общении, стимулирует развитие самостоятельных высказываний, воспитывает речевую активность.

                   В этой связи особую роль играют занятия социально-бытовой ориентировки, их практическая направленность в наибольшей степени содействует социально-бытовой адаптации учащихся. На уроках постоянно возникают ситуации, когда учащиеся  обращаются с вопросом к учителю, к товарищу. Все это весьма положительно влияет на развитие у детей коммуникативной функции речи.

                   Остановимся  на общих методических указаниях, которыми должен руководствоваться педагог при обучении детей. Учителю при подготовке к уроку необходимо дифференцировать речевой материал. Прежде всего, выделяется лексика, нужная для усвоения необходимых знаний, формирования понятий. На уроках социально-бытовой ориентировки – это слова, обозначающие предметы обихода, выражения, связанные с познанием окружающего. Это различного рода вопросы, поручения, побуждения, слова, содержащие оценку деятельности, выражения речевого этикета и др.

                     В начале работы над тем или иным видом диалога учащиеся используют образцы вопросов и ответов, которые дает учитель. Поэтому педагог должен попеременно выполнять роль то спрашивающего, то отвечающего на вопросы детей.    

                      Предлагаемый учителем образец-диалог усваивается учениками путем многократного  его повторения в различных ситуациях. Например, лексика, связанная с темой «Магазин», закрепляется на уроках «Магазин игрушек», «Булочная», магазин «Овощи-фрукты» и т.п. Рекомендуется возвращаться к одному и тому же речевому материалу в течение учебного года несколько раз,  чтобы учащиеся лучше его усвоили. При этом закрепление речевых навыков обязательно сопровождается пополнением словарного запаса.

                      Речевая активность у этих детей выражена крайне слабо и быстро исчерпывается.  Поэтому в ходе диалога необходимо постоянно активизировать учащихся системой поручений и указаний, прямо требующих речевой коммуникации: «Попроси… Скажи… Обратись к товарищу…» и т.п.

                      В процессе словесного общения, связанного с деятельностью детей, учитель должен умело сочетать индивидуальную работу с фронтальной.  Учитывая склонность учащихся к подражанию, учитель во время беседы с одним из учащихся может вовлечь в нее и остальных, постоянно побуждая их повторять те или иные высказывания.  При этом широко используются сопряженная и отраженная речь, различные вопросы , жесты.

                      Уроки социально-бытовой ориентировки должны содействовать не только развитию познавательной деятельности учащихся, но и быть направлены на совершенствование их разговорной речи. С помощью учебно-игровых ситуаций учитель создает условия для возникновения диалога между детьми или учеником и педагогом. Во время таких уроков дети усваивают слова, которыми будут пользоваться в быту или на работе. Сама обстановка, в процессе которой учащимся сообщается речевой материал, а также их собственная игровая деятельность  содействуют пониманию учащимися значений слов и побуждают их к развертыванию диалога. При этом сюжетно – ролевая игра может служить не только средством усвоения, но и частичного пополнения речевого материала, уже имеющегося в опыте детей (например, урок-игра «На приеме у врача»).

                   Используемые на уроках социально-бытовой ориентировки учебно-игровые ситуации обязательно должны отвечать ряду требований:

- вызывать интерес у учащихся;

- строиться с учетом жизненного опыта детей; при этом подбирается тематика занятий, близкая и понятная детям;

- соответствовать речевому развитию детей.

                    Планируя уроки социально-бытовой ориентировки, учитель выделяет основные их этапы, каждый из которых представляет собой организацию речевого общения учащихся. На уроках учитель создает условия для развития диалогической речи детей, следит за правильностью употребления отдельных слов и фраз. В конце урока учитель обсуждает и оценивает речевую активность учащихся.

                     Уроки социально-бытовой ориентировки строятся с учетом речевых возможностей учащихся. Часто многие из них на начальном этапе обучения не могут сами вести диалог, особенно если в паре есть заторможенный, неактивный ученик. Тогда речевое общение  сопряжено с учителем или разыгрывается тремя детьми: робкий, необщительный ребенок ведет свою роль вместе с инициативным, общительным. Они вместе отвечают на вопросы третьего участника  игры. Если некоторых учащихся все же не удается включить в общение друг с другом, то им следует предоставить право участвовать в распределении ролей, привлекать к обсуждению полученных результатов.                                                                                    

                           

                                       Литература:

  1. Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида.

М. Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.- 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

        2. Гладкая В.В. «Социально-бытовая подготовка воспитанников    специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида» Издание 2-е. Методическое пособие. М., «Издательство НЦ «ЭНАС», 2006 г.

       3.  Маллер А.Р. «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Изд. 2-е испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с. (метод. биб-ка)

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словесно-логического мышления на уроках социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе 8 вида

При целенаправленной работе по формированию мышления существенно изменяются способы ориентировки детей со сниженным интеллектом в окружающем мире. Предлагаю приемы, хорошо работающие на уроках социаль...

Доклад к педсовету «Развитие психофизических функций учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки»

Целью социально-бытовой подготовки воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII   вида является формирование  у каждого ребенка необходимого запаса знани...

Доклад "Использование поведенченской терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях социальной-бытовой ориентировки в Инсарской специальной коррекционной школе-интернате 8 вида"

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно чётко воспринимает окружающее,он не выделяет существенногои  и главного в предметах и явлениях,плохо обобщает.Все эти черты ,характериз...

Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО).

Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО)....

Развитие диалогической речи учащихся по УМК Барановой К.М. и др. "Старлайт" на уроках английского языка

    В данной статье представлен опыт обучения учащихся диалогической речи на уроках английского языка по УМК Барановой К.М. и др. "Старлайт". Статья может  быть интерес...