Главные вкладки

    План-конспект занятия ( класс) по теме:
    Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовая ориентировка"; Конспект урока в 5 классе "Сезонная одежда и обувь"

    Морозова Любовь Ивановна

    Для учителей и дефектологов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_odezhda.docx21.67 КБ

    Предварительный просмотр:

             Тема: «Развитие диалогической речи    учащихся на уроках социально -  бытовой ориентировки»                

                Речь детей с тяжелой умственной отсталостью отличается грубым недоразвитием.  Они с трудом понимают обращенные к ним высказывания, их  словарный запас крайне ограничен. Однако по мере проведения коррекционно-воспитательной работы их речь заметно улучшается. К старшему школьному возрасту,  учащиеся могут назвать различные предметы обихода, объединить их в смысловые группы и дать им правильные категориальные обозначения. Детям знакомы названия бытовых и профессионально-трудовых действий.

                    Однако само по себе накопление новых слов не ведет к заметному улучшению активной лексики этих детей. Пассивность, крайне сниженная потребность к высказываниям, чрезвычайно узкий круг знаний, слабый интерес к окружающему – все это тормозит процесс активизации словаря учащихся, что наиболее ярко проявляется в низком уровне способности детей к диалогической речи.

                      Специальные психолого-педагогические исследования, посвященные вопросам формирования речи умственно- отсталых детей, свидетельствуют о том, что овладение ими речью протекает тем более успешно, чем прочнее обучение языку связывается с различными видами деятельности. Целенаправленная практическая  деятельность детей, вызывая у них потребность в общении, стимулирует развитие самостоятельных высказываний, воспитывает речевую активность.

                       В этой связи особую роль играют занятия социально-бытовой ориентировки, их практическая направленность в наибольшей степени содействует социально-бытовой адаптации учащихся. На уроках постоянно возникают ситуации, когда учащиеся  обращаются с вопросом к учителю, к товарищу. Все это весьма положительно влияет на развитие у детей коммуникативной функции речи.

                       Остановимся  на общих методических указаниях, которыми должен руководствоваться педагог при обучении детей. Учителю при подготовке к уроку необходимо дифференцировать речевой материал. Прежде всего, выделяется лексика, нужная для усвоения необходимых знаний, формирования понятий. На уроках социально-бытовой ориентировки – это слова, обозначающие предметы обихода, выражения, связанные с познанием окружающего. Это различного рода вопросы, поручения, побуждения, слова, содержащие оценку деятельности, выражения речевого этикета и др.

                         В начале работы над тем или иным видом диалога учащиеся используют образцы вопросов и ответов, которые дает учитель. Поэтому педагог должен попеременно выполнять роль то спрашивающего, то отвечающего на вопросы детей.    

                          Предлагаемый учителем образец-диалог усваивается учениками путем многократного  его повторения в различных ситуациях. Например, лексика, связанная с темой «Магазин», закрепляется на уроках «Магазин игрушек», «Булочная», магазин «Овощи-фрукты» и т.п. Рекомендуется возвращаться к одному и тому же речевому материалу в течение учебного года несколько раз,  чтобы учащиеся лучше его усвоили. При этом закрепление речевых навыков обязательно сопровождается пополнением словарного запаса.

                          Речевая активность у этих детей выражена крайне слабо и быстро исчерпывается.  Поэтому в ходе диалога необходимо постоянно активизировать учащихся системой поручений и указаний, прямо требующих речевой коммуникации: «Попроси… Скажи… Обратись к товарищу…» и т.п.

                          В процессе словесного общения, связанного с деятельностью детей, учитель должен умело сочетать индивидуальную работу с фронтальной.  Учитывая склонность учащихся к подражанию, учитель во время беседы с одним из учащихся может вовлечь в нее и остальных, постоянно побуждая их повторять те или иные высказывания.  При этом широко используются сопряженная и отраженная речь, различные вопросы , жесты.

                          Уроки социально-бытовой ориентировки должны содействовать не только развитию познавательной деятельности учащихся, но и быть направлены на совершенствование их разговорной речи. С помощью учебно-игровых ситуаций учитель создает условия для возникновения диалога между детьми или учеником и педагогом. Во время таких уроков дети усваивают слова, которыми будут пользоваться в быту или на работе. Сама обстановка, в процессе которой учащимся сообщается речевой материал, а также их собственная игровая деятельность  содействуют пониманию учащимися значений слов и побуждают их к развертыванию диалога. При этом сюжетно – ролевая игра может служить не только средством усвоения, но и частичного пополнения речевого материала, уже имеющегося в опыте детей (например, урок-игра «На приеме у врача»).

                       Используемые на уроках социально-бытовой ориентировки учебно-игровые ситуации обязательно должны отвечать ряду требований:

    - вызывать интерес у учащихся;

    - строиться с учетом жизненного опыта детей; при этом подбирается тематика занятий, близкая и понятная детям;

    - соответствовать речевому развитию детей.

                        Планируя уроки социально-бытовой ориентировки, учитель выделяет основные их этапы, каждый из которых представляет собой организацию речевого общения учащихся. На уроках учитель создает условия для развития диалогической речи детей, следит за правильностью употребления отдельных слов и фраз. В конце урока учитель обсуждает и оценивает речевую активность учащихся.

                         Уроки социально-бытовой ориентировки строятся с учетом речевых возможностей учащихся. Часто многие из них на начальном этапе обучения не могут сами вести диалог, особенно если в паре есть заторможенный, неактивный ученик. Тогда речевое общение  сопряжено с учителем или разыгрывается тремя детьми: робкий, необщительный ребенок ведет свою роль вместе с инициативным, общительным. Они вместе отвечают на вопросы третьего участника  игры. Если некоторых учащихся все же не удается включить в общение друг с другом, то им следует предоставить право участвовать в распределении ролей, привлекать к обсуждению полученных результатов.                                                                                    

                               

                                           Литература:

    1. Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида.

    М. Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.- 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

            2. Гладкая В.В. «Социально-бытовая подготовка воспитанников    специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида» Издание 2-е. Методическое пособие. М., «Издательство НЦ «ЭНАС», 2006 г.

           3.  Маллер А.Р. «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Изд. 2-е испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с. (метод. биб-ка)

         

                                         

    Конспект урока в 5 классе по предмету

    «Социально-бытовая ориентировка»

    Тема урока: «Сезонная одежда и обувь»

    Цель урока: Повторить и закрепить знания учащихся о сезонной одежде и обуви.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Повторить и закрепить знания учащихся о предметах одежды.
    2. Сформировать стойкое понятие «Сезонная одежда и обувь».
    3. Формировать умение подбирать одежду, обувь и головные уборы с учетом сезона и назначения.

    Воспитательные:

    1. Способствовать развитию эстетического вкуса.
    2. Воспитывать аккуратность, ответственность, самостоятельность.

    Коррекционно-развивающие:

    1. Развивать мелкую и общую моторику.
    2. Развивать связную речь, пополнять словарный запас новыми словами.

    Оборудование урока:

    1. Предметы одежды, обуви, головные уборы и аксессуары.
    2. Манекены.
    3. Наглядный иллюстрационный материал.
    4. Карточки-задания.
    5. Карточки со словарными словами.
    6. Видео сюжет.

                                 Ход   урока

    1. Организационный момент.

    Настрой на урок.

    Прозвенел и смолк звонок,

    Начинается урок,

    Урок – социально-бытовой ориентировки!

    1. Актуализация знаний учащихся.

    Учитель: Ребята! Давайте подойдем к окну, посмотрим какое сейчас время года? (Осень)

    - Какая погода? Какое время года следует за осенью? (Зима)

    - Какие времена года вы знаете? (Учащиеся называют времена года –осень, зима, весна, лето.)

    Учитель на доске открывает таблички – зима, весна, лето, осень.

    - Каким словом можно назвать времена года? (Сезон)

    – словарное слово, вывешивается на доске.

    Учитель: Как мы называем одежду, которую носим

    Осенью? - осенняя,

    Зимой?– зимняя,

    Весной?- весенняя

    Летом? - летняя

    Учитель: Подумайте, предметы одежды будут разные или одинаковые? (Разные…)

    - В какой сезон предметы одежды могут повторяться? (Осень и весна)

    Учитель:  Такая одежда и обувь, которую можно носить в разные сезоны называется – ДЕМИСЕЗОННАЯ.

    Табличка со словарным словом. Учащиеся читают вслух это слово и проговаривают по слогам.

    1. Вводная беседа ( постановка цели урока)

    Учитель:  Тема нашего сегодня урока «Сезонная одежда и обувь». Откройте тетради и дневники и запишите тему. (Записывают тему урока в тетрадь и дневник).

    Сегодня на уроке социально-бытовой ориентировки мы научимся правильно по сезону подбирать предметы одежды.

    - Какие предметы одежды, человек одевает выходя из дома? (Одежду, обувь, головной убор).

    ( Вывешивается таблица на доску )

    Доска имеет вид таблицы: зима, весна, лето, осень; одежда, обувь, головной убор.

    Учащимся предлагаются карточки с изображением предметов одежды, обуви и головных уборов.

    Задание: заполните таблицу.

    Учитель с учащимися совместно проверяют правильность заполнения таблицы, анализируют.

    Учитель: Как называются предметы одежды, которые можно носить весной и осенью?

    Ответ учащихся: Демисезонная.

    Учитель: Запишите в тетрадь словарные слова.

    Понятия: сезон – время года.

    Демисезонная одежда и обувь – носят весной и осенью.

    Физкультминутка: (учащиеся встают из-за столов, становятся в центр класса и выполняют команды учителя).

    Ролевая игра ( практическая деятельность)

    Учитель: Ребята! Сейчас мы с вами поиграем. Будем надевать манекены по сезону. Для выполнения этого задания нужны две команды. В коробках есть одежда, обувь, головные уборы и другие предметы.

    Задание: проявите свою фантазию, оденьте манекены в зимнюю одежду, затем в летнюю. (Учащиеся выполняют задание , разделившись на две команды)

    Анализ выполненной работы.

    Выполнение тестового задания:

    Определи назначение одежды, обуви и расставь стрелки. (Учащиеся самостоятельно выполняют задание)

    Учитель: Проверка выполненного задания.

    Закрепление полученных знаний:

    Ребята! А теперь задание будет на внимательность. Мы посмотрим видео сюжет.

    Задание: Найди ошибку! На экране учащиеся видят как одевают ребенка на прогулку в зимнее время года. Ошибка – летняя обувь.

    ( Просмотр видео сюжета. Выделение ошибки: обувь не подходит к зимнему сезону)

    Итог урока:

    -  Что обозначает слово сезон? (Время года)

    - Какие сезоны вы знаете? (Зима, лето, осень, весна)

    - Как называется одежда и обувь, которую можно носить осенью и весной? (Демисезонная)

    - Чем мы занимали сегодня на уроке? (Одевали манекены по сезону)

    Учитель: Все ребята молодцы, хорошо работали и справились с заданиями!

    Выставление оценок.

                   

                                                  Урок окончен!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие словесно-логического мышления на уроках социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе 8 вида

    При целенаправленной работе по формированию мышления существенно изменяются способы ориентировки детей со сниженным интеллектом в окружающем мире. Предлагаю приемы, хорошо работающие на уроках социаль...

    Доклад к педсовету «Развитие психофизических функций учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки»

    Целью социально-бытовой подготовки воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII   вида является формирование  у каждого ребенка необходимого запаса знани...

    Доклад "Использование поведенченской терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях социальной-бытовой ориентировки в Инсарской специальной коррекционной школе-интернате 8 вида"

    Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно чётко воспринимает окружающее,он не выделяет существенногои  и главного в предметах и явлениях,плохо обобщает.Все эти черты ,характериз...

    Урок социально-бытовой ориентировки в 5 классе «Значение одежды, обуви и головных уборов для человека»

    Познакомить учащихся со значением одежды, обуви и головных уборов для человека.Сформировать у учащихся знания о видах одежды, обуви и головных уборов в зависимости от их назначения....

    Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО).

    Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО)....