Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО).
учебно-методический материал на тему

Зайцева Лидия Павловна

Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon z2.doc15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО).

Зайцева Лидия Павловна,

учитель СБО

ГБС(К)ОУ РХ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат III, IV видов»

Наиболее актуальной задачей образовательной организации для слепых и слабовидящих учащихся является подготовка их к самостоятельной жизни. Обучение самостоятельности в быту и социальной среде — одно из приоритетных направлений социализации детей с нарушением зрения, которое реализуется преимущественно на уроках СБО.

Курс СБО направлен на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества. Данные занятия формируют и совершенствуют у слепых и слабовидящих учащихся навыки ориентировки в окружающем мире.

В современных условиях с изменением педагогической концепции, с её ориентацией на личность ребенка, педагогику сотрудничества наиболее актуальной является проблема поиска новых подходов в обучении слепых и слабовидящих учащихся, в повышении познавательной активности на уроках и эффективной коррекции имеющихся нарушений. Преодоление трудностей в обучении детей, находящихся в условиях зрительной депривации, обеспечивается за счет использования специальных приемов и методов (создание проблемной ситуации на уроке, проведение уроков в виде игры, деловых игр, уроков- диспутов и дискуссий).

В своей работе большую роль при проведении занятий отвожу созданию положительной эмоциональной атмосферы, которая прямым образом связана с атмосферой познавательной. Для этого четко устанавливаю цели предстоящей деятельности на уроке, максимально концентрирую внимание учащихся на задач урока.

Основными формами и методами являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Часто демонстрирую учебные кинофильмы, слайды, которые формируют реальные образы и представления.

Известно, что любые, даже самые минимальные остатки зрения могут быть использованы в процессе как бытовой, так и в пространственной ориентировки. Поэтому на занятиях по СБО учатся рационально пользоваться в быту всеми сохранными анализаторами, а этого можно добиться только через формирование специальных навыков. Очень важно добиваться выполнения практических действий с тактильным контролем, но таким образом, чтобы это напоминало общепринятые приемы. Показ любого приема и навыка должен повторяться до тех пор , пока каждый ученик не уяснит твердо, что и как он должен делать.

Когда учащиеся видят практическое применение знаний, полученных на уроках, это несомненно положительно сказывается на их познавательной деятельности. Ученик старается максимально реализовать полученные знания на уроках, чтобы уметь жить и действовать в этом мире.

СБО является тем коррекционным курсом, на котором имеются прекрасные возможности в условиях естественного педагогического воздействия учить детей применять на практике знания и умения, полученные ими на занятиях и по другим курсам. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету «Развитие психофизических функций учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки»

Целью социально-бытовой подготовки воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII   вида является формирование  у каждого ребенка необходимого запаса знани...

Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"

Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....

Приёмы формирования навыков культурного поведения в социальных сетях

Подавляющее большинство современной молодёжи, в том числе и студентов моей группы на сегодняшний день зарегистрированы в социальных сетях. Кто-то обожает сайт ВКонтакте, а кто-то жить не может без одн...

Система оценивания образовательных достижений слепых и слабовидящих учащихся на уроках русского языка и литературы

В специальной школе для детей с нарушением зрения эта проблема оценивания стоит более остро, чем в обычных школах.  Поскольку здесь, кроме оценки знаний и умений школьников по предмету, оценивают...