Формирование навыков культуры поведения у детей с ОВЗ с целью социальной адаптации в обществе.
статья по теме

Лавринович Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

Формирование навыков культуры поведения у детей с ОВЗ с целью социальной адаптации в обществе.

      Перед коррекционными школами и интернатами стоит задача развития личности умственно отсталых детей. В исследованиях, посвященных развитию личности детей  с ОВЗ, отмечается, что выпускники школ испытывают трудности в социальной адаптации. При анализе причин  их дезинтеграции в обществе, в трудовом коллективе (Н.Л. Коломинский, Ж.И. Намазбаева) авторами отмечается низкая  способность этих молодых людей поддерживать отношения  сотрудничества  с окружающими и не вступать в конфликт с ними. Отдельные вопросы особенностей общения детей, воспитывающихся вне семьи, отражены в статьях А.М. Прихожан, и Н.Н.Толстых. Имеются   некоторые сведения об особенностях общения  и со  взрослыми детей с недоразвитием интеллекта. В работах М.И. Лисиной рассмотрено влияние общения ребенка со взрослыми на механизмы смены ведущей деятельности и развития внутреннего плана  действий.

      В ходе коррекционного воспитания накапливаются и изменяются  состояния и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ими социального опыта. В ходе коррекционной работы развивается умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать  и регулировать  свою деятельность, навыки социально-трудовой ориентировки.

    У воспитанников школ-интернатов масса проблем. Одна из главных – влиться в современное общество и самостоятельно строить свою жизнь. И основная  миссия вспомогательной школы -  помощь в социальной адаптации воспитанников.

    Вспомогательная школа должна готовить ребенка  к самостоятельной  жизни и деятельности  в естественном социальном окружении, к реалиям окружающего мира, сделать его  полноправным и активным тружеником, который  наравне со всеми людьми сможет в процессе трудовой  и общественной деятельности  приносить пользу обществу.

   Следовательно, их надо воспитывать так, чтобы  их самостоятельное поведение  в жизни соответствовало  существующим в обществе социальным нормам. И здесь  большое значение имеет соблюдение норм культуры поведения, общения, соблюдение культурно-гигиенических норм.  Соблюдение  этих норм  обеспечивается общественным одобрением, а несоблюдение  вызывает в обществе санкцию в виде общественного осуждения.

    Таким образом, воспитание норм культуры поведения, культуры общения, формирование навыков самообслуживания позволяет обеспечить детям с нарушениями в интеллектуальном  развитии полноценную социальную адаптацию в обществе.

    Наличие интеллектуального дефекта  существенно затрудняет  эту работу и вероятность отклонений в поведении человека. Но накопленный десятилетиями опыт  показывает, что люди с нарушениями  в развитии интеллекта обладают возможностями и потребностями  в приобщении их к разнообразным формам образования, труда, культуры. Также Л.С. Выгоцкий  писал, что  умственная отсталость – это первичное ядерное поражение  головного мозга, на него наслаиваются  вторичные признаки умственной отсталости  такие как  нарушения характера поведения. Они не являются  обязательными ядерными  и поддаются  педагогической коррекции. В абсолютном большинстве случаев  эти отклонения  возникают в результате неправильного взаимодействия ребенка  с окружающей средой.  У детей с нарушениями в развитии интеллекта  часто  наблюдаются негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое  беспокойство, которые также создают  трудности их воспитания. Эти отрицательные  черты – обычно следствие  не только органических  особенностей ребенка, но и условий неустройства быта, беспорядок требований, плохой пример, отсутствие четкого режима. Поэтому  для детей  с нарушениями в интеллектуальном развитии очень важно создание спокойной обстановки, систематичность требований. Воспитание культуры поведения  у детей с интеллектуальной недостаточностью  является весьма трудным, но вместе с тем  совершенно необходимым делом. В ходе повседневной кропотливой работы  у детей с проблемами в развитии интеллекта формируются соответствующие умения и навыки, а также привычки.

    Большой положительный опыт воспитания и обучения детей  во вспомогательной школе показывает, что умственно отсталые дети  могут достичь такого уровня развития, который  позволяет  большинству из них  по окончании школы  трудиться  и быть полезными обществу.

     Вступив в самостоятельную жизнь, выпускники  вспомогательных школ будут проявлять  степень своей воспитанности. Умение обратиться  с просьбой, поздороваться, попрощаться, правильно войти и выйти из помещения, умение вести себя за столом, в общественных местах – все эти навыки очень пригодятся  детям с проблемами в развитии интеллекта за пределами школы.

    Целенаправленное  формирование жизненно необходимых  навыков поведения для детей с ОВЗ имеет особое значение.  

    Большинство таких детей  не посещают детский сад, где обычно закладываются  основы правильного поведения. В  семье с детьми, как правило, над этими вопросами  не работают.  Если школа  не поможет ученикам восполнить этот пробел, то дети, по всей вероятности, окажутся  не в состоянии  приобрести самостоятельно необходимые привычки  и  навыки культурного поведения. Скорее всего, в этих условиях  они приобретут  неправильные  способы поведения. Практика показывает, что от своевременного  начала таких   занятий  зависит успех всей воспитательной работы. Известно,  что детский возраст является наиболее благоприятным  для укрепления каких-либо привычек. Проведенные  психологами  многочисленные исследования  утверждают, что интенсивная коррекционно-воспитательная работа  с первых  дней появления  ребенка в школе  помогает добиться  довольно значительных успехов. Глубоко ошибаются те, кто думает, что школьники  с проблемами в развитии интеллекта не в состоянии понять и усвоить  принятые в нашем обществе  нормы поведения. Для этого во вспомогательной школе должна проводиться большая  продуманная и систематическая работа, направленная на воспитание навыков культурного поведения.

Часто дети не следуют правилам культуры  поведения, потому что взрослые не придерживаются единства в тех требованиях,  которые предъявляются детям. Разнобой в требованиях бывает значительный. Не  одинаковые  требования  предъявляет семья и школа.  Поэтому ребенок  не всегда выполняет  обязательные правила, а приспосабливаются к требованиям разных взрослых. В  условиях нашей работы  довольно трудно соблюдать  единство требований сом стороны семьи и школы, так как родители детей редко посещают  школу-интернат где живут и учатся их дети.

 Большое значение в воспитании культуры поведения  имеет личный пример родителей. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, взаимоотношениями, манерами. Так как  большинство детей растут  в неблагоприятных семьях, где не принято  быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, а в доме не соблюдается чистота и порядок, то у таких детей  значительно труднее  воспитать привычки и навыки культурного поведения.        

    Следовательно, воспитывая культуру поведения у детей, мы взрослые  должны постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей.

  Осуществляя систему воспитательных воздействий, воспитатель должен проявлять уважение к личности ребенка, быть приветлив и вежлив. Только в этом случае направленные на воспитание культуры поведения усилия будут успешными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков культуры поведения как средство формирования личности

Описание опыта по воспитательной работе в классе, направленного на развитие навыков культуры поведения как средство формирования личности....

Презентация Организация общения неслышащих детй со слышащими во внеурочное время как средство социальной адаптации в обществе.

Презентация по организации общения  неслышащих детей со слышащими во внеурочное время как средство социальной адаптации в обществе....

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Приёмы формирования навыков культурного поведения в социальных сетях

Подавляющее большинство современной молодёжи, в том числе и студентов моей группы на сегодняшний день зарегистрированы в социальных сетях. Кто-то обожает сайт ВКонтакте, а кто-то жить не может без одн...

Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида

Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида...

"Значение и особенности формирования культуры поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья и значение для становления личности в условиях современного общества"

Перед коррекционными школами и интернатами стоит задача развития личности умственно отсталых детей. В исследованиях, посвященных развитию личности умственно отсталых, отмечается, что выпускники школ и...

Формирование навыков культуры поведения у детей с ОВЗ

Выступления на семинарах, методических объединениях...