Формирование навыков культуры поведения у детей с ОВЗ
учебно-методический материал

Выступления на семинарах, методических объединениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_kultury_povedeniya_u_detey_s_ovz.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Дмитровская общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Дмитровского городского округа Московской области»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ

ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СОВРЕМЕННИК»

НА ТЕМУ: 

 «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ

У ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Подготовила:

воспитатель

Хазова Оксана Михайловна

                                                                                                                       

                                           

                                             

 

27.10.2021г.

      Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.

      Стандарт общего образования учащихся с ОВЗ обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

      Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка. Интерес к проблеме формирования культуры поведения обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Перед образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств.

      Таким образом, воспитание норм культуры поведения, культуры общения, формирование навыков самообслуживания позволяет обеспечить детям с ОВЗ полноценную социальную адаптацию в обществе.

      В своей работе мы ставим следующие задачи по формированию навыков культуры поведения у детей с ОВЗ:

  • формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни;
  • учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
  • познакомить с правилами культуры поведения;
  • воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
  • научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.
  • При планировании работы мы опираемся на такие принципы формирования культуры поведения у детей с ОВЗ как:
  • Системность.
  • Опора на положительное.
  • Гуманизация воспитательного процесса.
  • Личностно-деятельный подход.
  • Единство воспитательных воздействий.

      Целенаправленное формирование жизненно необходимых навыков поведения у детей с ОВЗ в начальном звене школы-интерната имеет особое значение.

  

      Например, есть семьи в которых не закладываются основы правильного поведения.  Если школа не поможет ученикам восполнить этот пробел, то дети, по всей вероятности, не смогут самостоятельно приобрести необходимые привычки и навыки культурного поведения, а наоборот, в этих условиях   приобретут неправильные способы поведения.

      Под руководством воспитателя деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность, становится важнейшим стимулом в усвоении навыков культурного поведения, которое включает в себя и коммуникативное общение (межличностные взаимоотношения), и воспитание этических навыков.

      Для работы с учащимися с ОВЗ, руководствуясь рекомендациями опытных педагогов, в начальном звене школы-интерната отбираются такие формы работы как:

  • Индивидуальные (беседы, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и другие).

Создание культурных навыков начинается с воспитания аккуратности и чистоплотности. Воспитанники учатся одеваться, застилать свою кровать, поддерживать вокруг себя порядок, чистоту, помогать в уборке классной комнаты. Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, не пачкать одежду во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.

  • Коллективные (коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, экскурсии, соревнования и др.).

      Для формирования навыков культурного поведения у детей на занятиях я использую следующие коллективные методы:

  • Разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов.
  • Пример правильного поведения других детей.
  • Специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.

      Игра – естественный и безусловный вид деятельности детей младшего школьного возраста, и поэтому именно в игре ребёнок в полной мере проявляет свои способности, раскрепощается. Сюжетно-ролевая игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития важнейших сфер психической жизни у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, потому что она является наиболее эффективным средством формирования и волевого и произвольного поведения.

      Главным условием нормального психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья являются доброжелательные и открытые отношения его со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. Воспитатель учит детей общаться и дружить друг с другом, ведь от этого зависит хорошее настроение и самочувствие, а также успехи в познавательном и личностном развитии.

     Радостные переживания приносят детям ролевые игры-забавы, к таким играм относится игра «Магазин». В ней воспитатель обучает детей элементарным правилам этикета: здороваться при встрече, прощаться при расставании, благодарить за покупку. Учит ребят брать на себя роль продавца, покупателя, выполнять цепочку последовательных действий: подойти к продавцу, выбрать товар, дать деньги, взять чек.

      В процессе игровых действий у детей развивается речь, обогащается словарный запас, формируются навыки культуры поведения в общественных местах и коммуникативные навыки,

      Воспитание и обучение детей – интересный, увлекательный и в то же время, очень большой труд, требующий от педагога профессионализма, терпения, трудолюбия. Следовательно, воспитывая культуру поведения у детей, мы взрослые должны постоянно строго следить за своим поведением, быть образцом для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования навыков самообслуживания у детей с аутизмом (I группа) в домашних условиях.

Данная программа была составлена для детей с аутизмом I группы.Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит полевой характер. Они мутичны, не только ...

Сибогатулина Н.И. КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Из опыта работы учителя технологии Сибогатулиной Н. И. "КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ  ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА...

Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья через проведение экскурсий и прогулок.

В статье описывается, как можно формировать коммуникативные функции на прогулках у воспитанников с ОВЗ в услових школы-интерната....

Формирование навыков поведения у детей в экстремальных ситуациях

Важным направлением в работе по формированию навыков поведения в экстримальных ситуациях является формирование у детей навыков правильного поведения в опасных ситуациях. Сделать это можно с помощью тр...

Формирование навыков культуры речи на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

Сегодня  как  никогда  для  педагога  особенно  важно  пробудить  интерес  к  звучащему  слову,  научить  детей  почувствовать...